ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.06.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
Государственный Комитет Российской Федерации по высшему образованию
Кузбасский Государственный Технический Университет
Кафедра экономики и организации химической промышленности
«Менеджмент»
Методические указания по выполнению контрольной работы, программа и контрольные задания для студентов заочной формы
для специальности ЭУ, ФК .
Составил: Л.А. Белозёров |
|
Факультет |
ИЭФ. |
Всего |
150 часов. |
Лекции |
14 часов. |
Практические занятия |
2 часа. |
Самостоятельная работа |
135 часа. |
Кемерово 1999г.
Рабочая программа по дисциплине «Менеджмент»
Таблица №1: Часы занятий по дисциплине «Менеджмент».
|
Содержание лекционных занятий: |
Часы: |
|
|
Тема 1: Менеджмент – основные понятия. |
6 |
|
|
Тема 2: Менеджмент как наука об управлении. |
74, в |
|
|
2.1: Процесс влияния. |
т.ч. |
|
|
2.2: Процесс принятия решений. |
22 |
|
|
2.3: Информационный процесс. |
14 |
|
|
2.4: Функциональный процесс. |
10 |
|
|
|
28 |
|
|
Тема 3: Концепции менеджмента направленные на |
18 |
|
|
повышение эффективности функционирования бизнеса. |
|
|
|
Тема 4: Менеджмент как эффективная модель системы |
52, в |
|
|
управления |
т.ч. |
|
|
4.1: Основные элементы модели системы управления |
34 |
|
|
4.2: Связующие элементы модели системы управления |
18 |
|
|
Итого |
150. |
|
Тема1: Менеджмент - основные понятия.
Структура курса: предмет, задачи, значение дисциплины в подготовке руководителей высшего и среднего звена. Связь с другими дисциплинами.
Основные понятия: комплексное определение управления, комплексное определение менеджмента. Понятие менеджер, уровень руководства, виды деятельности руководителя. Эффективность менеджмента, успех организации, управленческая модель “регулярного менеджмента”.
Тема2: Менеджмент как наука об управлении.
2.1: Процесс управление, как процесс влияния на сотрудников.
Процесс формального влияния - руководство: руководство, власть, влияние, эффективность руководства. Формы власти и влияния: власть основанная на принуждении, на вознаграждении, законная власть, эталонная власть, экспертная власть. Влияние, побуждающее к активному сотрудничеству через убеждение, через участие.
Процесс формального влияния – лидерство:
Лидерство, подход с позиции личных качеств: суть теории. Лидерство, поведенческий подход:
Традиционная классификация стилей руководства: автократичный стиль, теория Х., демократичный стиль, теория У., либеральный стиль.
Альтернативная одномерная классификация стилей руководства: стиль руководителя, сосредоточенного на работе, стиль руководителя, сосредоточенного на человеке. Альтернативная двухмерная классификация стиля руководства: модель Огайо, управленческая решетка.
Лидерство, ситуационный подход: ситуационная модель руководства Фидлера, модель “Путь-цель”, “Теория жизненного цикла”, модель Врума-Йеттона.
Неформальное влияние на работников через организационную культуру предприятия: составляющие культурысистема требований, знаково-символическая система, система организационных ценностей, система образцов поведения., три типологии культуры, учитывающая влияние внешней культуры, внутреннею культуру, культуру личности руководителя.
Неформальное влияние на работников через взаимодействие в коллективе неформальных групп: понятие неформальной организации, причины вступления, трудности и выгоды от неформальной группы, характеристики неформальной организации, управление, факторы влияющие на эффективность работы группы.
2.2: Процесс управление, как процесс принятия решений.
Стандартный процесс принятия решений: факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений., фаза выработки рационального управленческого решениядиагностика проблемы, формирование ограничений и критериев принятия решений, определение альтернатив, оценка альтернатив, выбор альтернативы. фаза реализации рационального управленческого решенияразработка плана реализации решений, доведение до исполнителей, контроль за исполнением, внесение необходимых корректив, подведение итогов.
Моделирование: типы моделей - физическая, аналоговая, математическая., процесс построения моделейпостановка задачи, построение, проверка модели, обновление., виды моделей используемых при управлении.,
Ответственность за принятые решения: виды ответственностиюридическая, социальная., социальная ответственность—аргументы за и против социальной ответственности, подходы к социальной ответственноститрадиционная философия, философия заинтересованных лиц, утвердительная философия, оценка эффективности подходов к социальной ответственности, схема социального контроля, проводимого предприятием, этикаутилитарный этический подход, нравственно-правовой, подход социальной справедливости.
2.3: Процесс управления, как информационный процесс.
Коммуникационный процесс: коммуникации между организацией и внешней средой, коммуникации внутри организации, коммуникации типа “руководительподчиненный”, неформальные коммуникации, модель процесса обмена информации, совершенствование коммуникаций.
Информационное обеспечение управления организацией: понятие информации и уровня информации, типы информацииобщая, специфическая, стимулирующая, исключительная, контрольная, распределительная, направляющая, система информационного менеджментасистема совершения сделок и операций, управленческие информационные системы, система поддержки решений, системы, базирующиеся на знаниях.
Построение информационной системы: определяющая стадия, стадия развития, стадия установки и ввода в действие.
2.4 Функциональный процесс управления.
Функция планирования:
Текущее планирование организации: функциональные планымаркетинга, финансовый, производственный., стабильные планыпо- литика, стандартные инструкции, правила и рекомендации., единовременные планыпрограммный, проектный., препятствия на пути текущего планирования.
Прогнозирование: прогнозирование, как вид прогноза, основные прогнозытехнологический, экономический, объема продаж., методы качественного прогнозаэкспертная оценка, непосредственный прогноз уровня продаж, стратегический анализ, методы количественного прогнозаанализ временных рядов, причинный анализ, линейное программирование.
Методы календарного планирования: график Ганта, программный метод наблюдения и оценки.
Функция организации:
Организация взаимодействий и полномочий: проектирование организации, делегирование полномочий, виды полномочийлинейные, штабные., ответственность, норма управляемости, уровень нормы управляемости, эффективность делегирования.
Организация структуры: понятия органический и механический типы структур; виды механических структурлинейнофункциональные структуры, использование штабного аспекта, преимущества и недостатки., дивизиональные структурыпродуктовая, потребительская, территориальная специализация, преимущества и недостатки; виды органических структурпроектные структурыцентрализованный и координационный вид; матричная структура, процессная структура, смешанный тип структур.
Функция мотивации: понятия мотивация, потребность, вознаграждение, модель мотивации поведения через потребности, содержательные теории мотивациитеория Маслоу, теория МакКлелланда, теория Герцберга, теория Альдерфера; процессуальные теории мотивациитеория ожидания, теория справедливости, модель ПортераЛаулера; современный взгляд на мотивацию.
Функция контроля: виды контроляпредварительный, текущий, заключительный, процесс контролявыработка стандартов и критериев, сопоставление, принятие корректирующих действий, характеристики эффективного контроля, поведенческие аспекты контроля.
Тема3: Концепции менеджмента направленные на повышение эффективности функционирования бизнеса.
Школы управления: школа научного управления, классическая школа управления, школа человеческих отношений, школа поведенческих наук, школа количественных моделей управления.
Процессный подход: основные положения, связующие процессы. Системный подход: основы системных исследований, основные
положения теории.
Ситуационный подход: суть теории, внутренняя среда, элементы внутренней средыцели, задачи, структура, технология, люди, внешняя среда-среда прямого воздействия, среда косвенного воздействия, характеристики внешней среды.
Реинжиниринг: научная новизна подхода, новый взгляд на моделирование, этапы реинжиниринга.
Сетевой подход: сущность подхода, две организационные моде-
ли.
Тема 4: Менеджмент как эффективная модель системы управления.
4.1 Основные элементы системы:
Внедрение и управление блока менеджмента - структуры. Внедрение и управление блока менеджмента - финансы. Внедрение и управление блока менеджмента - маркетинг. Внедрение и управление блока менеджмента - учет. Внедрение и управление блока менеджмента - экономика. Внедрение и управление блока менеджмента - планирование. Внедрение и управление блока менеджмента - логистика.
4.2 Связующие элементы:
Основные положения процесса управления стратегией, качеством, коммуникациями.
Контрольная работа.
Цель работы:
Целью контрольной работы является закрепление знаний по курсу менеджмент, наработка навыков практического применения полученных знаний, подготовка к экзамену. Для этого выполняются практическое и теоретическое задания.
Содержание работы:
Практическое задание выполняется по разделу «Менеджмент как эффективная модель системы управления», вопрос «Внедрение и управление элементом - структуры». Задача практической работы состоит в создании организационной структуры на предприятии, конечным результатом которого является (для этого задания) построение организационной схемы (с 1 по 3-ий этап процесса структуризации).
Для выполнения задания используется любое предприятие независимо от сферы бизнеса, либо даже крупный цех, где создано не менее 4- 5 структурных единиц (отделов, служб). При этом не важно действующая это компания или только вновь создаваемый (предполагаемый) либо Вами, либо Вашими знакомыми бизнес.
Содержание практической работы должно включать следующие разделы:
1. Определение цели процесса структуризации, которая может быть выражена либо в создании структуры нового предприятия, либо в сравнительном анализе существующей и построемой Вами структур.
2.Описание организации, которую будут структурировать (наименование, вид деятельности, особенности функционирования), если Вы занимаетесь анализом, то добавьте анализируемую структурную схему или штатное расписание.
3.Построение организационной структуры.
А. Выделение и классификация Центров Финансового Учета. Б. Заполнение анкет и матриц.
В. Построение организационной структурной схемы. 4.Вывод. (анализ различий, сходства).
С полным алгоритмом построения структур и с пошаговым примером можно ознакомиться в разделе «Теоретический материал».
Теоретическое задание выполняется по разделам «Менеджмент как наука об управлении», «Менеджмент как наука о концепциях, направленных на повышение эффективности управления». Задача теоретической части самостоятельной работы раскрыть суть одного из экзаменационных вопросов.
Выбор варианта и оформление работы.
Практический вопрос выбирается студентом самостоятельно. Теоретический вопрос выбирается в зависимости от двух последних чисел зачетной книжки по основным экзаменационным вопросам, которых 30. Например, если у Вас № последних чисел «03», то раскрываете вопрос «Внутренняя среда организации», если № «45», то Ваш вопрос 15 (45 – 30) «Этапы рационального процесса принятия решения».
Контрольная работа оформляется согласно требованиям высшей школы.
Основные экзаменационные вопросы.
3.Краткая характеристика процессов и механизма управления.
4.Внешняя среда предприятия: состав, характеристики, управление.
5.Внутренняя среда организации.
6.Руководство: виды власти и влияния.
7.Лидерство: подход с позиции личностных качеств, поведенческий подход (традиционная классификация).
8.Лидерство: поведенческий подход (альтернативная классификация).
9.Лидерство: концепции ситуационного подхода (модель Фидлера,
модель «Теория жизненного цикла» Херсея, Бланшарда). 10.Лидерство: концепции ситуационного подхода (модель «Путь-
цель» Хауза, Митчелла, модель принятия решений ВрумаЙеттона).
11.Организационная культура: система культуры на предприятии. 12.Подготовка и проведение делового совещания. 13.Организационная культура: типология.
14.Неформальные организации: причины образования, характеристики, влияние на бизнес.
15.Конфликты. Управление конфликтами.
16.Виды решений. Факторы, влияющие на управленческие решения. 17.Этапы рационального процесса принятия решения. 18.Социальная ответственность бизнеса за принятые решения. 19.Этика и современное управление.
20.Процесс моделирования.
21.Типы информации. Процесс коммуникации.
22.Система информационного менеджмента: состав, этапы построения.
23.Процесс планирования: тактическое, оперативное планирование.
24.Сущность и виды календарного планирования.
25.Процесс прогнозирования как особый вид планирования.
26.Функциональная и дивизиональная организационная структура управления на предприятии: сущность, преимущества и недостатки.
27.Матричная и проектная структуры управления на предприятии: сущность, преимущества и недостатки.
28.Процесс мотивации: общие понятия, содержательные теории мотивации.
29.Процесс мотивации: общие понятия, процессуальные теории мотивации.
30.Школы управления: содержание теорий научной и административной школ управления, школы человеческих отношений, школы поведенческих наук, количественной школы.
31.Системный и ситуационный подход в теории управления. 32.Процесс контроля.
Дополнительные экзаменационные вопросы.
33.Построение организационной и финансовой структур.
34.Управление финансами на предприятии.
35.Внедрение в систему управления элемента маркетинг.
36.Управление элементом маркетинг.
37.Внедрение в систему управления элемента учет.
38.Управление элементом учет.
39.Внедрение в систему управления элемента экономика.
40.Управление элементом экономика.
41.Внедрение в систему управления элемента планирование. 42.Управление элементом планирование.
43.Внедрение в систему управления элемента логистика.
44.Управление элементом логистика.
Теоретические положения.
Раздел 3: Менеджмент как эффективная модель системы управления Тема 1: Основные элементы системы управления.
Вопрос 1: Внедрение и управление элементом - структуры.
Основные положения процесса структуризации.
Необходимость процесса структуризации:
Правильно проведенный процесс позволяет руководителю Во-первых, иметь четкое, доскональное представление:
45.Чем занимается на данный момент его компания (О СТРУКТУРЕ БИЗНЕСА).
46.Какие действия должны предприниматься на фирме, для достижения целей (О СТРУКТУРЕ РАБОТЫ).
47.Как управляется предприятие (О СТРУКТУРЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ).
48.Из каких структурных звеньев состоит организация (О СТРУКТУРЕ КОМПАНИИ).
49.Как в компании двигаются финансовые потоки и как они изменяются (О ФИНАНСОВОЙ СТРУКТУРЕ, в т.ч. О СТРУКТУРЕ ПРИБЫЛИ (ЗАТРАТ)).
50.Кто входит в структурные подразделения, какие функции они выполняют, как управляются. (О СТРУКТУРЕ, ФУНКЦИЯХ, УПРАВЛЕНИИ КАЖДОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ).
Во-вторых, без этого процесса невозможен рациональный менеджмент, потому что его просто негде будет применять. Поэтому данный процесс является всегда первым этапом процесса построения системы управления, а следующим будет любой другой вопрос внедрения и управления какого-либо элемента системы управления, который является наиболее проблематичным, актуальным для предприятия на данный момент времени.
В-третьих, результатом процесса структуризации являются внутренние нормативные документы (Положения, приказы, инструкции), на основании которых регулируется вся деятельность предприятия.
Т.О. Не зависимо от желания руководителя, от модели менеджмента, от размера бизнеса, предприятие – это система, а любая система функционирует эффективнее, если она структурирована, поэтому