ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.06.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
9
3.Как осуществляется выбор источников набора персонала?
4.Какие методы отбора кандидатов для работы на предприятии (в организации) вы знаете?
5.Как происходит ориентация работника в организации, связана ли она с профессиональной ориентацией?
6.Назовите сущность и виды адаптации человека в организации, сформулируйте условия её успешности.
Тема 8. Профессиональное развитие и обучение персонала
Развитие организации и её сотрудников. Профессиональное обучение персонала: сущность, формы и методы. Формирование кадрового резерва. Управление служебно-профессиональным продвижением персонала: российская и японская модели. Управление деловой карьерой персонала: цели, правила, карьерограмма и профессиограмма [3; 11; 14;
18; 21; 42] .
Методические указания к теме 8
Изучение данной темы должно дать студенту понимание необходимости и важности профессионального развития работников как для предприятия (организации), так и для них самих. Студент должен овладеть методами обучения персонала, научиться составлять такие важные для управления схемы, как профессиограмма и карьерограмма. При этом ему нужно различать понятия карьеры и служебнопрофессионального продвижения персонала.
Вопросы для самопроверки
1. Почему организации (предприятия) занимаются развитием собственных сотрудников?
2.Какие методы профессионального развития вам известны?
3.Какова роль профессионального обучения в управлении персоналом?
4.Что такое карьера и каковы методы её планирования и развития в современной организации?
5.Опишите цели и порядок формирования кадрового резерва.
6.В чем отличие карьеры от служебно-профессионального продвижения сотрудника?
10
Тема 9. Оценка и аттестация персонала
Предмет оценки персонала: труд и его результативность, рабочее место. Цели и методы оценки. Аттестация персонала как наиболее распространенный метод его оценки. Виды аттестации. Нетрадиционные подходы к оценке персонала: «360° аттестация», психологические мето-
ды оценки [3; 8; 17; 27; 35; 42].
Методические указания к теме 9
При изучении этой темы студент должен уяснить, почему организации оценивают своих сотрудников, что конкретно подлежит оценке: рабочее место, труд, его результативность и т.п. Рассматривая аттестацию сотрудников, нужно представлять себе её основные этапы, достоинства и недостатки с тем, чтобы иметь возможность осуществить этот процесс на практике. Имеет смысл также выяснить, с чем связано возрастание в последние годы интереса к «нетрадиционным» методам оценки персонала.
Вопросы для самопроверки
1. В чем сущность оценки персонала и каковы её цели?
2.Что такое традиционная аттестация?
3.Какие виды аттестации вы знаете? В чем вы видите их достоинства и недостатки?
4.Существуют ли недостатки «нетрадиционных» методов оценки персонала?
5.Как вы оцениваете перспективы развития психологических методов оценки персонала?
Тема 10. Мотивация и выбор системы вознаграждения
Мотивация трудовой деятельности персонала в условиях кризисной ситуации экономики в общем и в сфере труда в частности. Типы мотивации. Формы стимулирования.
Цели системы вознаграждения (компенсации). Традиционная система компенсации. Управление системой льгот и выплат. «Нетрадиционные» методы компенсации. Современные тенденции в
11
области компенсации. Программы и методы повышения качества тру-
довой жизни [3; 15; 17; 32; 42].
Методические указания к теме 10
Изучая первую группу вопросов этой темы, студент должен вспомнить материал из курса «Общего менеджмента» по теме «Мотивация как функция управления», а затем увязать его с учебным материалом по курсу «Экономика и социология труда» - тема «Организация оплаты труда». При этом должно сложиться представление о мотивации как о стратегии преодоления кризиса труда под воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов. Среди стимулов нужно различать традиционные и нетрадиционные методы компенсации (вознаграждения) работника.
Вопросы для самопроверки
1. Охарактеризуйте направления кризиса труда и мотивацию как стратегию решения этой проблемы.
2.Каковы достоинства и недостатки традиционной системы компенсации?
3.Какие виды нетрадиционных методов компенсации вы знае-
те?
4.Зачем используются групповые формы компенсации?
5.В чём состоит смысл систем участия в прибыли и в экономии издержек?
6.Что такое плата за знания и компетенции?
Тема 11. Эффективность системы управления персоналом
Условия эффективности системы управления персоналом: ориентированность на цели предприятия (организации), соответствие состоянию внешней среды, совместимость с организационной культурой, внутренняя целостность, участие руководства предприятия (организации), наличие квалифицированных специалистов. Оценка и измерение эффективности управления персоналом. Методы определения эффективности затрат на персонал. Аудит человеческих ресурсов
[3; 13; 17; 35; 42].
12
Методические указания к теме 11
В этой теме следует прежде всего изучить условия проявления эффективности системы управления персоналом. Из курса экономики необходимо вспомнить ключевые понятия эффективности: эффект и его виды; состав затрат на систему управления персоналом; сопоставление эффекта и затрат на его осуществление. Среди современных средств оценки эффективности управления персоналом нужно отметить оценку человеческих ресурсов методами аудита, подобными аудиту финансовому.
Вопросы для самопроверки
1. Как определяется эффективность системы управления персоналом?
2.Как добиться создания условий проявления эффективности системы управления персоналом?
3.Какие средства оценки эффективности управления персоналом вы знаете?
4.Укажите этические аспекты аудиторской проверки человеческих ресурсов на предприятии (в организации).
1. Методические указания к выполнению контрольной работы
Для закрепления теоретических знаний, полученных при изучении курса «Управление персоналом», а также приобретения практических навыков организации управления персоналом на предприятии (в организации) учебными планами по дисциплине предусмотрено выполнение контрольной работы.
Очевидно, что к выполнению контрольной работы можно приступить только после изучения соответствующих разделов курса. Ответы на теоретические вопросы следует излагать в полном объёме, последовательно, логично, иллюстрируя теорию конкретными примерами, поясняющими суть излагаемого материала. Кроме этих примеров в качестве практического задания студенту необходимо найти в литературе или описать, исходя из опыта, конкретную ситуацию по теме его варианта и проанализировать её по самостоятельно сформулированным вопросам. Допустимы также подбор и решение задачи, если это целесообразно для раскрытия темы [34].
13
Контрольная работа должна быть написана разборчиво, её страницы должны быть пронумерованы и иметь поля для замечаний преподавателя, проверяющего работу. Объем работы – 20-25 страниц ученической тетради. В конце контрольной работы должен быть список использованной литературы, на которую приведены ссылки в тексте работы. Работу нужно подписать автору и проставить дату выполнения.
Получив прорецензированную работу, студент должен исправить все отмеченные ошибки. Зачтенная контрольная работа является необходимым условием допуска студента к зачету или экзамену по данному курсу. Номер варианта контрольной работы выдает преподаватель на установочной лекции.
Рекомендуемая литература по теоретической части контрольной работы указана в соответствующей теме раздела 1 данных методических указаний.
3. Задания на контрольную работу по вариантам
Вариант 1 Тема. Развитие персонала как фактор производства
1. Развитие персонала: понятие, необходимость, задачи.
2.Профессиональное обучение.
3.Профессиональный рост, карьера.
4.Формирование кадрового резерва.
5.Подбор и анализ ситуации по теме.
Вариант 2 Тема. Оценка и аттестация персонала
1. Оценка труда и рабочего места.
2.Оценка результатов труда персонала.
3.Процедура оценки и аттестации.
4.Тесты оценки качеств работника
5.Подбор и анализ ситуации по теме.
Вариант 3
Тема. Персонал организации
1. Категории персонала, структура персонала.
2.Численность персонала.
3.Движение персонала.
4.Анализ персонала.
5.Подбор и решение задачи по теме.
14
Вариант 4 Тема. Служба управления персоналом и её функции
1. Служба управления персоналом: цели и структура.
2.Основные направления деятельности службы управления персоналом.
3.Современные функции службы управления персоналом.
4.Социальное партнерство.
5.Подбор и анализ ситуации по теме.
Вариант 5 Тема. Планирование персонала
1. Кадровое планирование: сущность, цели и принципы.
2.Методы кадрового планирования.
3.Виды планов по персоналу.
4.Прогнозирование потребности в кадрах.
5.Подбор и решение задачи по теме.
Вариант 6
Тема. Адаптация персонала
1. Введение в должность и его формы.
2.Виды адаптации.
3.Формы и методы адаптации.
4.Условия успешности адаптации.
5.Подбор и анализ ситуации по теме.
Вариант 7 Тема. Организация набора персонала.
1. Привлечение персонала.
2.Основы и процесс набора персонала.
3.Методы отбора.
4.Тестирование как способ отбора претендентов.
5.Подбор и анализ ситуации по теме.
Вариант 8 Тема. Кадровые стратегия и политика
1. Кадровая стратегия.
2. Кадровая политика.
15
3.Взаимосвязь стратегии и политики управления персоналом со стратегией и политикой развития предприятия.
4.Преодоление сопротивления персонала организационным изменениям.
5.Подбор и анализ ситуации по теме.
Вариант 9 Тема. Документы по персоналу
1. Документы, связанные с заключением и прекращением трудового договора.
2.Документы по учету кадров.
3.Документы по труду и заработной плате.
4.Документы, регламентирующие деятельность персонала.
5.Подбор и анализ ситуации по теме или подбор и решение задачи по теме.
Вариант 10 Тема. Эффективность затрат на персонал
1. Затраты на персонал: состав, анализ и планирование.
2.Определение экономического ущерба, вызванного текучестью кадров.
3.Методы определения эффективности затрат на персонал.
4.Оценка экономической эффективности системы управления персоналом.
5.Подбор и решение задачи по теме.
Вариант 11 Тема. Человеческий фактор трудовой деятельности
1. Историческое развитие труда.
2.Трудовые ресурсы и проблема занятости.
3.Государственная система управления трудовыми ресурсами.
4.Основные задачи и функции Министерства труда Российской Федерации.
5.Подбор и анализ ситуации по теме.
Вариант 12 Тема. Методология управления персоналом
1. Концепция управления персоналом.
2. Принципы и методы построения системы управления персоналом.
16
3.Функционально-стоимостной анализ системы управления персоналом.
4.Методы управления персоналом.
5.Подбор и анализ ситуации по теме.
Вариант 13 Тема. Система управления персоналом
1. Управление персоналом как система.
2.Цели и функции системы управления персоналом.
3.Организационная структура системы управления персоналом.
4.Организационное проектирование системы управления персоналом.
5.Подбор и анализ ситуации по теме.
Вариант 14 Тема. Подсистемы обеспечения системы управления персоналом
1. Кадровое обеспечение системы управления персоналом.
2.Правовое обеспечение системы управления персоналом.
3.Нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом.
4.Информационно-техническое обеспечение системы управления персоналом.
5.Подбор и анализ ситуации по теме.
Вариант 15 Тема. Профориентация как метод развития потенциала рабочей силы
1. Методы развития потенциала рабочей силы.
2.Сущность и цели профориентации.
3.Функции и формы профориентации.
4.Система управления профориентацией в Российской Федерации.
5.Подбор и анализ ситуации по теме.
17
Список рекомендуемой литературы
1. Адаптация учащихся и молодежи при приеме на работу. - Иркутск: ИГПИ, 1996.
2.Бойдаченко П.Г. Служба управления персоналом. - Новосибирск:
ЭКО, 1997.
3.Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. –М.:Юристъ,1998
4.Генкин Б.М. Основы управления персоналом. - М.: Высш. шк., 1996.
5.Герчикова И.Н Менеджмент: Учеб. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
6.Грачев М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. – М.: ДелоЛТД, 1993.
7.Десслер Гари.Управление персоналом: Пер. с англ. - М.:БИНОМ,
1997.
8.Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом: Учеб. пособие для вузов. –М.: ПРИОР, 1998.
9.Зименкова Е.Р. Управление трудовыми ресурсами США // США-
ЭПИ. -1997.- №7.-С.117-118.
10.Кодекс законов о труде РФ. – М.: Изд. группа ИНФРА-М- НОРМА,1997.
11.Комаров Е.И. Особенности обучения взрослых // Управление персоналом. –1997.-№5.-С.49-54.
12.Льюис Г. Менеджер – наставник. Стратегия раскрытия таланта и распространения знаний /Пер с англ. А.В. Ирхин. -Минск.: Амалфея,
1998.
13.Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие / Под. ред П.В.Шереметова. - М.: ИНФРА - М, НГАЭиУ; Новосибирск, 1998.
14.Менеджмент организации: Учеб. пособие / 3. П. Румянцева, Н.А.Саломатин, Р.3. Акбердин и др.- М.: ИНФРА - М, 1995.
15.Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 1994.
16.Мессмер М. Поиск работы для "чайников": Пер. с англ. - М.: Диалектика, 1998.
17.Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами: 17 –