ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.06.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение
Кузбасский государственный технический университет Кафедра экономики и организации горной промышленности
МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ
Программа и методические указания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальности 180400 «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов»
Составитель С. В. Новоселов
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 3 от 30.08.02
Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией по специальности 180400 Протокол № 1 от 17.09.02
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
КЕМЕРОВО 2002
1
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЁ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Цель преподавания дисциплины
Цель преподавания дисциплины «Менеджмент и маркетинг»
-формирование у студентов теоретических знаний по основам менеджмента и получение практических навыков в области управления.
1.2. Задачи дисциплины
-ознакомление с методическими основами современного менеджмента и маркетинга;
-получение основополагающих представлений и дефиниций в системе менеджмента и маркетинга;
-изучение процессов управления в аспекте стратегии и тактики в рыночных условиях;
-изучение структурно-логических элементов маркетингового исследования;
-приобретение навыков по разработке организационной структуры конкретных предприятий;
-приобретение навыков по разработке товарной политики предприятия.
Курс «Маркетинг и менеджмент» в системе подготовки инженеров специальности 180400 «Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов» связан с предшествующими и последующими дисциплинами учебного плана, в теоретическом аспекте с экономическими дисциплинами, а в практическом − с основами организации производства и управлением в рыночных условиях.
2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Темы
2.1. Эволюция концепций менеджмента - 2 часа
Возникновение и развитие теорий менеджмента. Тейлор. Эмерсон. Файоль. Вебер. Форд.
2
2.2. Школы управления - 2 часа
Специфика управления в Европе, США, Японии.
2.3. Системы управления - 4 часа
Понятие систем. Закономерности и принципы развития систем. Управляющие и управляемые подсистемы.
2.4. Закономерности и принципы менеджмента - 2 часа
Принцип иерархичности. Закономерности управления. Частные принципы.
2.5. Кадры и их роль в системе менеджмента - 2 часа
Роль кадров в управлении. Подбор и расстановка кадров. Подготовка и повышение квалификации кадров.
2.6. Организация управления - 2 часа
Дефиниции. Статика и динамика менеджмента. Системный подход к организации управления.
2.7. Функции управления - 2 часа
Сущность и значение функций управления. Основные функции управления. Частные функции управления. Единство общих и специфических функций управления.
2.8. Организационная структура системы управления - 2
часа
Основные дефиниции. Основные типы структур. Проектирование структур управления.
2.9. Методы управления - 2 часа
Сущность и значение системы методов управления. Связь между методами и принципами управления. Классификация методов управления.
2.10. Экономические методы управления - 2 часа
Значение экономических методов управления, области их применения. Коммерческий расчет как метод управления. Экономические рычаги.
3
2.11.Организационно-распорядительные методы управления - 2 часа
Дефиниции. Состав и значение методов. Организация воздействия организационно-распорядительных методов управления и их формы. Правовые аспекты управления.
2.12.Социальные проблемы менеджмента - 4 часа
Сущность социальных и психологических методов менедж-
мента. Методы управления организационными группами. Авторитарные и демократические методы.
2.13. Трудовые коллективы - 4 часа
Понятие «трудовой коллектив». Закон о трудовых коллективах. Принципы участия трудовых коллективов в управлении. Основная цель менеджмента. Гармоничное сочетание интересов личности, коллектива и общества.
2.14. Психология управления - 4 часа
Сущность и задачи психологии управления. Социальная психология. Психология труда. Психологические аспекты личности работника. Методы психологического побуждения мотивации работника.
2.15.Современная концепция маркетинга - содержание, основные принципы, функции - 2 часа
Рынок как условие и объективная экономическая основа маркетинга. Понятие рынка. Участие государства в хозяйственной жизни на начальном этапе перехода к рынку. Формы воздействия государства на спрос и предложение.
2.16.Социально-экономическая сущность и содержание маркетинга - 2 часа
Социально-экономическая сущность маркетинга. Эволюция содержания и форм маркетинга. Сущность современной концепции маркетинга.
4
2.17. Маркетинг как система деятельности на рынке - 2 ча-
са
Содержание и цели маркетинговой деятельности. Основные принципы маркетинга. Предпосылки маркетинга и мотивы поведения потребителей.
2.18. Функции маркетинга - 2 часа
Основные функции и подфункции современного маркетинга. Аналитическая функция маркетинга. Производственная (созидательная) функция маркетинга. Сбытовая функция (функция продаж). Функция управления и контроля.
2.19. Система маркетинговых исследований - 4 часа
Цели, объекты и методы маркетинговых исследований. Основные направления исследований в маркетинге. Методические основы исследования маркетинга. Правила и процедуры маркетинговых исследований.
2.20. Исследование товарных рынков - 2 часа
Изучение товарной структуры рынка. Оценка конъюнктуры рынка. Определение емкости рынка.
2.21. Сегментация рынка - 2 часа
Категории сегментации рынка. Методы рыночной сегментации. Целевой сегмент рынка и позиционирование товара.
2.22. Изучение потребителей - 2 часа
Поведение потребителей, принципы и методы его изучения. Моделирование поведения потребителей. Права потребителей.
2.23. Исследование фирменной структуры рынка - 2 часа
Конкурентная среда. Возможности поставщиков фирмыпроизводителя. Изучение посредников. Доминирующие факторы внешней среды предприятия. Изучение возможностей предприятия. Организационная структура предприятия.
2.24. Товар в системе маркетинга - 2 часа
Общая характеристика товара. Жизненный цикл товара (ЖЦТ). Товарный знак и его сущность. Упаковка и маркировка товара.
5
2.25. Товарная политика - 2 часа
Формирование товарной политики. Формирование ассортимента и управление им. Технология планирования ассортимента.
2.26. Новые товары в рыночной стратегии - 2 часа
Сущность и критерии определения новых товаров. Разработка концепции нового товара. Освоение рынка новыми товарами. Новые товары и фактор времени. Место службы маркетинга в создании и реализации нового товара.
2.27.Обеспечение качества и конкурентоспособности товаров и маркетинг - 2 часа
Конкурентоспособность и качество, их место в стратегии маркетинга. Проблемы поддержания качества и конкурентоспособности продукции в рыночных условиях. Стандартизация и сертификация в системе обеспечения качества и конкурентоспособности. Методический подход к оценке конкурентоспособности продукции.
2.28.Сервис в системе товарной политики и сбытовой деятельности - 2 часа
Основные принципы и задачи организации сервиса. Организация обеспечения клиентов запасными частями. Служба сервиса и ее функции.
2.29.Реализация товара - 2 часа
Каналы распределения и товародвижение. Каналы распределения товаров. Товародвижение.
2.30. Социально-экономическая сущность оптовой торговли - 2 часа
Организационные формы оптовой торговли. Розничная торговля в рыночной экономике. Состав и структура розничного товарооборота и методы реализации товаров. Прямая форма оптовой реализации товаров. Коммерческая форма косвенной оптовой реализации товаров.
6
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Основное внимание при изучении тем необходимо уделять узловым вопросам, которые приведены в данной методической разработке. При изучении материала студенту рекомендуется вести конспект по основным положениям дисциплины. Для лучшего запоминания терминов рекомендуется вести глоссарий. При возникновении трудностей при изучении материала студент выясняет интересующие вопросы с преподавателем на консультациях, проводимых по графику учебного процесса. Кроме того, рекомендуется выборочно заниматься самоконтролем в процессе подготовки к зачету (экзамену). Вопросы на зачете (экзамене) соответствуют узловым вопросам, приведенным в данной методической разработке.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
При самостоятельном изучении дисциплины предусмотрено выполнение контрольной работы - важнейшего компонента учебного процесса. Она является формой самоконтроля, а также контроля студента со стороны преподавателя.
Выполненная контрольная работа высылается для рецензирования не позднее, чем за месяц до начала сессии.
В период сессии контрольные работы не рецензируются!
Если работа не зачтена, студент обязан ее переработать с учетом замечаний преподавателя. Направляя работу на повторное рецензирование, студент обязан приложить к ней текст, не зачтенной, со всеми замечаниями преподавателя.
Перед выполнением контрольной работы студент должен изучить предложенную основную и дополнительную литературу по теме контрольной работы и осмыслить отобранную информацию. Необходимо составить план контрольной работы, логически структурировать ответы на вопросы.
Работа не должна являться сплошным цитированием первоисточника, а выполняться творчески. Контрольная работа должна содержать список использованной литературы с указанием автора, названия, года издания, города и наименования издательства, коли-
7
чества страниц. Используемых источников должно быть не менее пяти. При цитировании каких-либо авторов необходимо делать ссылку на литературу.
Объем контрольной работы должен составлять 20-25 страниц рукописного текста, написанного разборчивым почерком (или 10-15 страниц машинописного текста, шрифт Times New Roman, 14 пт, интервал одинарный), с оставлением полей для замечаний рецензента (3 см). В конце контрольной работы поставить дату и личную подпись.
На титульном листе контрольной работы (обложке) необходимо указать: фамилию, инициалы студента, номер зачетной книжки, специальность, курс и факультет, на котором учится студент, и название курса, по которому выполняется контрольная работа, а также фамилию и инициалы преподавателя, который будет проверять работу. Страницы контрольной работы пронумеровать.
Вопросы для контрольной работы выбирать по таблице или по согласованию с преподавателем.
Выбор вопросов для контрольных работ
Начальная буква |
Номера |
Начальная буква |
Номера |
фамилии студента |
вопросов |
фамилии студента |
вопросов |
А, Б |
1, 15 |
Р, С |
8, 29 |
В, Г |
2, 16 |
Т, У |
9, 23 |
Д, Ж |
3, 17 |
Ф, Х |
10, 24 |
З, И |
4, 18 |
Ч, Ш |
11, 25 |
К |
5, 19 |
Щ |
12, 26 |
Л |
6, 20 |
Ц |
13, 27 |
М |
7, 21 |
Э |
14, 28 |
Н |
8, 30 |
Ю |
15, 29 |
О, П |
25, 3 |
Я |
3, 17 |
8
Перечень вопросов к контрольным работам
1.Эволюция концепций менеджмента
2.Школы управления
3.Системы управления
4.Закономерности и принципы менеджмента
5.Кадры и их роль в системе менеджмента
6.Организация управления
7.Функции управления
8.Организационная структура системы управления
9.Методы управления
10.Экономические методы управления
11.Организационно-распорядительные методы управления
12.Социальные проблемы менеджмента
13.Трудовые коллективы
14.Психология управления
15.Современная концепция маркетинга: содержание, основные принципы, функции
16.Социально-экономическая сущность и содержание маркетинга
17.Маркетинг как система деятельности на рынке
18.Функции маркетинга
19.Система маркетинговых исследований
20.Исследование товарных рынков
21.Сегментация рынка
22.Изучение потребителей
23.Исследование фирменной структуры рынка
24.Товар в системе маркетинга
25.Товарная политика
26.Новые товары в рыночной стратегии
27.Обеспечение качества и конкурентоспособности товаров и маркетинг
28.Сервис в системе товарной политики и сбытовой деятельности
29.Реализация товара
30.Социально-экономическая сущность оптовой торговли
9
Список рекомендуемой литературы
Основная литература
1.Большаков А. С. Современный менеджмент: теория и практика / А. С. Большаков, В. Н. Михайлов. – СПб: Питер, 2000. – 416 с.
2.Котлер Ф. Основы маркетинга: Под общ. ред. Е.М. Пеньковой / Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1990. – 379 с.
3.Мескон М.Х. Основы менеджмента: / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; Пер. с англ. – М.: Дело, 1997. – 704 с.
4.Маркетинг: Учеб. / Под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. – 560 с.
Дополнительная литература
1. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. Анализ, планирование, внедрение и контроль. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 896 с.