Файл: Н.Н. Голофастова Методические указания к выполнению организационно-экономической части дипломного проекта.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.06.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кузбасский государственный технический университет
Кафедра экономики и организации машиностроительной промышленности
Методические указания
к выполнению организационно-экономической части дипломного проекта по специальности 240100 «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» всех форм обучения
Составители Н.Н.Голофастова Н.А.Жернова
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 8 от 27.04.2000 Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 240100 Протокол № 7 от 16.05.2000
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2000
1
I. Порядок выполнения и оформления организационноэкономической части дипломного проекта
Выполнение организационно-экономической части дипломного проекта по специальности 241000 «Эксплуатация транспорта» служит для технико-экономического обоснования принятых в специальной части технических, технологических и организационных мероприятий. Наиболее типичные мероприятия:
-маршрутизация перевозок с целью сокращения и ликвидации холостых (порожних) пробегов;
-перезакрепление грузоотправителей и грузополучателей за АТП с целью сокращения утренних и вечерних нулевых пробегов;
-механизация погрузочно-разгрузочных работ с целью сокращения времени простоев под погрузкой-разгрузкой (контейнерные перевозки, пакетированные грузы и т.д.);
-выбор взаимозаменяемого типа подвижного состава с целью сни-
жения себестоимости перевозок.
Каждое из предложенных мероприятий должно быть обосновано с помощью расчетов общих и частных показателей экономической эффективности.
2. Методические указания к выполнению расчетов по экономической эффективности
Так как обоснование принятых в специальной части дипломного проекта решений носит сравнительный характер: базовый вариант (существующий способ организации перевозок) с проектируемым, выбор наиболее выгодного с экономической точки зрения варианта мероприятий из двух и более возможных, должен быть проведен расчет сравнительной экономической эффективности и выбор сделан по следующему критерию:
Зпр = С + Ен КВ → min |
(1) |
где C – себестоимость годового объёма работ, р.; Eн – нормативный ко- |
|
эффициент экономической эффективности ( Eн |
= 0,15); КВ - капиталь- |
ные (единовременные) затраты.
Тогда годовой экономический эффект можно рассчитывать по одной из формул:
Эг = |
Зпрбаз − Зпрпр |
(2) |
Эг = Э − Ен ∆ КВ = ( Сбаз + |
Ен КВбаз ) − ( Спр + |
Ен КВпр ) = |
= ( Сбаз − Спр ) − Сбаз + Ен ( КВпр − КВбаз ), |
(3) |
|
|
2
где Зпрбаз, Зпрпр – приведенные затраты по базовому и проектируемому ва-
рианту соответственно, р.; Э – условно–годовая экономия на снижение себестоимости, р.; ∆ КВ – дополнительные капитальные вложения в про-
ектируемый вариант мероприятия, р.; Сбаз , Спр - себестоимость годового объёма работ при базовом и проектируемом варианте соответственно, р.; КВбаз, КВпр – капитальные вложения в базовый и проектируемый
вариант соответственно, р.
В случае отсутствия дополнительных капитальных вложений, формула (3) принимает вид
Эг = Э = Сбаз − Спр = ∆ П , |
(4) |
где ∆ П – прирост прибыли. |
|
В том случае, когда мероприятие оказывает влияние на удельные по- |
|
казатели, расчет ведется с использованием формул: |
|
Э = ( С1базкм − С1пркм )Lпр , |
(5) |
где С1базкм , С1пркм – себестоимость 1 км пробега по базовому и проектируемому варианту соответственно (переменная часть себестоимости перево-
зок), р.; Lпр - годовой пробег при использовании проектируемого варианта, км.
Э = |
( Сбаз − |
Спр )Qпр |
, |
(6) |
|
где Сбаз , Спр |
1т |
1т г |
|
|
|
– себестоимость перевозки 1 тонны груза, р.; Qпр |
– годо- |
||||
1т 1т |
|
|
|
г |
|
вой объем перевозок при использовании проектируемого варианта мероприятий, т.
|
|
Э = |
( Сбаз |
− |
Спр |
)Рпр |
|
, |
(7) |
|
|
|
|
|
1т− км |
|
1т− км |
т− км |
|
|
|
где |
Сбаз |
км |
, |
Спр |
– |
себестоимость выполнения 1 тонно-километра |
||||
|
1т− |
|
1т− км |
по базовому и |
проектируемому |
вариантам, р.; |
||||
транспортной |
работы |
Ртпр− км – грузооборот при использовании проектируемого варианта, т-км.
|
Э = |
( Сбаз |
− |
Спр |
)АЧ пр |
, |
(8) |
|
|
1авт.− ч |
|
1авт.− ч |
р |
|
|
где |
Сбаз |
, Спр |
ч |
– себестоимость 1 авточаса работы по базовому |
|||
|
1авт.− ч |
1авт.− |
|
|
|
|
и проектируемому вариантам, р.; АЧ прр - авточасы работы на линии под-
вижного состава при использовании проектируемого варианта, авт.-ч. Условное высвобождение численности персонала основной деятель-
|
|
|
3 |
ности определяют по формуле |
|
||
∆ τ = |
(τ баз − τ |
пр )Q , |
(9) |
|
|
пр |
|
где τ баз , τ пр - удельная численность по базовому и проектируемому вариантам, чел.; Qnp – проектируемый объем работ в соответствующих
единицах.
В завершение технико-экономического обоснования предложенных решений рассчитывают срок окупаемости капитальных вложений (если таковые предусматривались).
Ток = КВ / Э. |
(10) |
При выполнении вычислений по формулам (5)-(8) себестоимость единицы работ по базовому варианту принимается по данным предприятия, которое является объектом выполнения дипломного проекта, себестоимость единицы работ проектируемого варианта калькулирует дипломник с использованием нормативных документов и цен, принятых на момент выполнения организационно-экономической части дипломного проекта.
Следует помнить, сравнение ведется по нескольким вариантам (минимум по двум), поэтому необходимо соблюдать принцип сопоставимости сравниваемых вариантов, то есть базовый вариант должен быть просчитан в нормах, нормативах, сдельных расценках, тарифных ставках и ценах проектируемого варианта при одинаковой методике расчета показателей.
Приступить к организационно-экономической части дипломного проекта дипломник должен, определившись с содержанием специальной части дипломного проекта, при этом показатели предприятия – объекта дипломирования должны быть получены лично дипломником во время прохождения преддипломной практики.
Объем и содержание организационно-экономической части определяет дипломник по согласованию с консультантом по экономической части и руководителем дипломного проекта.
Выполненные и оформленные расчеты подписывает в пояснительной записке к дипломному проекту консультант по экономической части в установленном порядке.
Объем и содержание графической части по экономическим расчетам определяет дипломник по согласованию с консультантом по выполнению организационно-экономической части дипломного проекта.
4
3. Примеры расчета экономической эффективности конкретных мероприятий
3.1. 0рганизация перевозок грузов в контейнерах в прямом автомобильном сообщении
В прямом автомобильном сообщении перевозку контейнеров осуществляют по двум технологическим схемам:
-контейнеры загружают на предприятиях-отправителях и доставляют автотранспортом общего пользования на предприятия-получатели;
-контейнеры загружают на предприятиях-отправителях и до-
ставляют автотранспортом в узловые транспортно-экспедиционные предприятия (УТЭП) или на грузовые автостанции для формирования контейнерных автопоездов. В пунктах назначения контейнеры с УТЭП или грузовых автостанций доставляют грузополучатели.
По первой схеме, как правило, осуществляют перевозку сельскоxозяйственныx продуктов и грузов торговли.
Вторая схема нашла широкое применение при перевозке грузов в контейнерах, в том числе в крупнотоннажных, массой брутто 10 т и более на значительное расстояние.
Применение контейнеров способствует улучшению использования транспортных средств за счет механизации и автоматизации погрузочноразгрузочных работ, сокращению расходов на тару и снижению потерь груза, что обеспечивает высокую народнохозяиственную эффективность.
Следует отметить, что независимо от того, чьей собственостью являются крнтейнеры, затраты по их эксплуатации относят к грузоотправителю или грузополучателю, так как они выступают в роли покупателя процесса доставки груза в контейнерах, вследствие чего оплата тарифов и различных сборов является, наряду с собственными текущими затратами по транспортному цеху и таре, эксплуатационным расходом данной отрасли на доставку груза.
Данные о затратах по содержанию контейнеров, представляющих собой собственность АТП, принимаются из формы «Доходы и расходы прочих организаций».
Ниже рассмотрен пример расчета экономической эффективности организации перевозок народнохозяйственных тарно-упаковочных и штучных грузов на автомобиле-тягаче КамАЗ-5410 с полуприцепом ЧМЗАП9985 с применением автомобильных контейнеров массой брутто 10 т в междугородном сообщении без доставки последних на грузовую автостанцию.
Погрузочно-разгрузочные работы до внедрения осуществлялись
5
грузчиками, а после внедрения механизированным способом, автокраном со снятием контейнеров с автомобиля.
После снятия груженых контейнеров с автомобиля на него грузят порожние контейнеры.
Таким образом, во время простоя под погрузкой-разгрузкой на ездку включают время простоя под погрузкой-разгрузкой как груженых, так и порожних контейнеров.
Расчет экономической эффективности организации перевозок грузов в контейнерах в прямом автомобильном сообщении приведен в табл. 1.
Таблица 1
|
Показатели |
До внедрения |
После внедрения |
|
|
|
|
|
1. Исходные данные |
|
|
|
1.1. Автотранспортные предприятия |
|
|
1. |
Объем перевозок, т |
14000 |
14000 |
2. |
Грузооборот, т-км |
3360000 |
3360000 |
3. |
Грузоподъемность автопоезд, т |
20 |
20 |
4. |
Коэффициент использования грузоподъемно- |
0,969 |
Рассчитывается |
|
сти автомобиля, брутто |
|
|
5. |
Коэффициент использования пробега |
0,90 |
0,90 |
6. |
Средняя длина ездки с грузом, км |
240 |
240 |
7. |
Среднетехническая скорость, км/ч |
37 |
37 |
8. |
Время в наряде, ч |
10 |
10 |
9. |
Коэффициент выпуска автомобилей |
0,638 |
0,638 |
10. |
Количество устанавливаемых на автомобиль |
- |
2 |
|
контейнеров, шт |
|
|
11. Время простоя под погрузкой –разгрузкой на |
2,02 |
1,30 |
|
|
ездку, ч |
|
|
12. |
Тариф на перевозку груза, р.: |
|
|
|
на расстояние 240 км |
7,67 |
7,67 |
|
на расстояние 26,7 км |
- |
2,85 |
13. |
Коэффициент, учитывающий доплату водите- |
1,2 |
1,2 |
|
ля на экспедирование |
|
|
14. |
Удельные переменные расходы, к./км |
21,23 |
21,26 |
15. |
Удельные накладные расходы в год, р./авт |
2069 |
2069 |
16. |
Коэффициент, учитывающий плату клиента за |
1,05 |
1,02 |
|
экспедиционные операции |
|
|
|
|
|
|
17. |
Сдельная расценка за: |
|
|
|
1 т, к./т |
7,1 |
3,95 |
18. |
1 т-км, к./т-км |
0,447 |
0,447 |
19. |
Коэффициент, учитывающий надбавку за |
1,29 |
1,29 |
|
классность, дополнительную зарплату и на- |
|
|
20. |
Балансовая стоимость автопоезда, р. |
19300 |
19300 |
20. |
Удельные капитальные вложения в производ- |
7330 |
7330 |
6
|
|
|
|
|
Продолжение табл. 1 |
|||||||
|
Показатели |
|
|
До внедрения |
|
|
После внедрения |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
21. Удельная прибыль в год, р./авт. |
|
|
1000 |
|
|
|
|
|
- |
|
||
22. |
Удельная численность работающих, чел./авт. |
|
|
2,0 |
|
|
|
|
|
2,1 |
|
|
|
1.2. Грузоотправители и грузополучатели |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Масса контейнера (брутто), т |
|
|
- |
|
|
|
|
|
10,05 |
|
|
2. |
Собственная масса контейнера, т |
|
|
- |
|
|
|
|
|
1,35 |
|
|
3. |
Техническая норма загрузки контейнера (сред- |
|
|
- |
|
|
|
|
|
8,7 |
|
|
|
няя статическая нагрузка контейнера), т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Цена, р.: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
контейнера |
|
|
|
|
|
|
|
|
650 |
|
|
|
автокрана |
|
|
- |
|
|
|
|
|
7500 |
|
|
5. |
Норма времени простоя автомобиля при по- |
|
|
- |
|
|
|
|
|
10 |
|
|
|
грузке или выгрузке контейнеров, мин |
|
|
- |
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Коэффициент, учитывающий нахождение кон- |
|
|
- |
|
|
|
|
|
0,97 |
|
|
|
тейнера в ремонте |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Норма времени грузчика на погрузку или раз- |
|
|
0,482 |
|
|
|
|
|
- |
|
|
|
грузку товарно-упаковочных и штучных гру- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зов, ч/т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
Себестоимость эксплуатации автокрана, р./ч |
|
|
- |
|
|
|
|
|
2,4 |
|
|
9. |
Общая норма амортизационных отчислений |
|
|
- |
|
|
|
|
|
24,6 |
|
|
|
(в процентах от стоимости контейнеров) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
Норма затрат на ремонт, содержание контейне- |
|
|
- |
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
ров в процентах от стоимости контейнеров |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11. Часовая тарифная ставка, к. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
грузчика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
стропальщика |
|
|
59,6 |
|
|
|
|
|
- |
|
|
12. |
Коэффициент, учитывающий премии, дополни- |
|
|
- |
|
|
|
|
|
59,6 |
|
|
|
тельную зарплату, начисления на соцстрах и |
|
|
1,65 |
|
|
|
|
|
1,65 |
|
|
|
накладные расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. |
Время оборота контейнера, сут |
|
|
- |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
2. Определение показателей |
|
работы автомобилей |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Грузооборот за ездку (2- количество устанав- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ливаемых на автомобиль контейнеров), т-км: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по нетто |
|
|
- |
|
2 |
8,7 240 = |
4176 |
|
|||
|
по брутто |
|
|
- |
|
2 |
(8,7 + |
1,35) |
240 = 4824 |
|||
2. |
возможный |
|
|
- |
|
20 240 = 4800 |
|
|||||
Коэффициент использования грузоподъём- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ности за ездку (динамический) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
по брутто |
|
|
- |
|
|
4824 |
= |
1,005 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
по нетто |
|
|
- |
|
4800 |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
4176 |
= |
0,870 |
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
4800 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
3. Годовой пробег автомобиля, км |
|
240 37 10 0,638 365 |
= |
|
240 37 10 0,638 365 |
= |
||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
240 + 37 0,90 2,02 |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
= |
|
|
240 + |
37 0,90 1,3 |
||||||
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
67300 |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
= 72995 |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|