Файл: Н.Н. Голофастова Методические указания к выполнению организационно-экономической части дипломного проекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.06.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кузбасский государственный технический университет

Кафедра экономики и организации машиностроительной промышленности

Методические указания

к выполнению организационно-экономической части дипломного проекта по специальности 240100 «Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте» всех форм обучения

Составители Н.Н.Голофастова Н.А.Жернова

Утверждены на заседании кафедры Протокол № 8 от 27.04.2000 Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 240100 Протокол № 7 от 16.05.2000

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 2000

1

I. Порядок выполнения и оформления организационноэкономической части дипломного проекта

Выполнение организационно-экономической части дипломного проекта по специальности 241000 «Эксплуатация транспорта» служит для технико-экономического обоснования принятых в специальной части технических, технологических и организационных мероприятий. Наиболее типичные мероприятия:

-маршрутизация перевозок с целью сокращения и ликвидации холостых (порожних) пробегов;

-перезакрепление грузоотправителей и грузополучателей за АТП с целью сокращения утренних и вечерних нулевых пробегов;

-механизация погрузочно-разгрузочных работ с целью сокращения времени простоев под погрузкой-разгрузкой (контейнерные перевозки, пакетированные грузы и т.д.);

-выбор взаимозаменяемого типа подвижного состава с целью сни-

жения себестоимости перевозок.

Каждое из предложенных мероприятий должно быть обосновано с помощью расчетов общих и частных показателей экономической эффективности.

2. Методические указания к выполнению расчетов по экономической эффективности

Так как обоснование принятых в специальной части дипломного проекта решений носит сравнительный характер: базовый вариант (существующий способ организации перевозок) с проектируемым, выбор наиболее выгодного с экономической точки зрения варианта мероприятий из двух и более возможных, должен быть проведен расчет сравнительной экономической эффективности и выбор сделан по следующему критерию:

Зпр = С + Ен КВ min

(1)

где C – себестоимость годового объёма работ, р.; Eн – нормативный ко-

эффициент экономической эффективности ( Eн

= 0,15); КВ - капиталь-

ные (единовременные) затраты.

Тогда годовой экономический эффект можно рассчитывать по одной из формул:

Эг =

Зпрбаз Зпрпр

(2)

Эг = Э Ен КВ = ( Сбаз +

Ен КВбаз ) ( Спр +

Ен КВпр ) =

= ( Сбаз Спр ) Сбаз + Ен ( КВпр КВбаз ),

(3)

 


2

где Зпрбаз, Зпрпр – приведенные затраты по базовому и проектируемому ва-

рианту соответственно, р.; Э – условно–годовая экономия на снижение себестоимости, р.; ∆ КВ – дополнительные капитальные вложения в про-

ектируемый вариант мероприятия, р.; Сбаз , Спр - себестоимость годового объёма работ при базовом и проектируемом варианте соответственно, р.; КВбаз, КВпр – капитальные вложения в базовый и проектируемый

вариант соответственно, р.

В случае отсутствия дополнительных капитальных вложений, формула (3) принимает вид

Эг = Э = Сбаз Спр = ∆ П ,

(4)

где П – прирост прибыли.

 

В том случае, когда мероприятие оказывает влияние на удельные по-

казатели, расчет ведется с использованием формул:

 

Э = ( С1базкм С1пркм )Lпр ,

(5)

где С1базкм , С1пркм – себестоимость 1 км пробега по базовому и проектируемому варианту соответственно (переменная часть себестоимости перево-

зок), р.; Lпр - годовой пробег при использовании проектируемого варианта, км.

Э =

( Сбаз

Спр )Qпр

,

(6)

 

где Сбаз , Спр

1т

1т г

 

 

 

– себестоимость перевозки 1 тонны груза, р.; Qпр

– годо-

1т 1т

 

 

 

г

 

вой объем перевозок при использовании проектируемого варианта мероприятий, т.

 

 

Э =

( Сбаз

Спр

пр

 

,

(7)

 

 

 

 

1ткм

 

1ткм

ткм

 

 

где

Сбаз

км

,

Спр

себестоимость выполнения 1 тонно-километра

 

1т

 

1ткм

по базовому и

проектируемому

вариантам, р.;

транспортной

работы

Ртпркм – грузооборот при использовании проектируемого варианта, т-км.

 

Э =

( Сбаз

Спр

)АЧ пр

,

(8)

 

 

1авт.ч

 

1авт.ч

р

 

 

где

Сбаз

, Спр

ч

– себестоимость 1 авточаса работы по базовому

 

1авт.ч

1авт.

 

 

 

 

и проектируемому вариантам, р.; АЧ прр - авточасы работы на линии под-

вижного состава при использовании проектируемого варианта, авт.-ч. Условное высвобождение численности персонала основной деятель-


 

 

 

3

ности определяют по формуле

 

τ =

(τ баз τ

пр )Q ,

(9)

 

 

пр

 

где τ баз , τ пр - удельная численность по базовому и проектируемому вариантам, чел.; Qnp – проектируемый объем работ в соответствующих

единицах.

В завершение технико-экономического обоснования предложенных решений рассчитывают срок окупаемости капитальных вложений (если таковые предусматривались).

Ток = КВ / Э.

(10)

При выполнении вычислений по формулам (5)-(8) себестоимость единицы работ по базовому варианту принимается по данным предприятия, которое является объектом выполнения дипломного проекта, себестоимость единицы работ проектируемого варианта калькулирует дипломник с использованием нормативных документов и цен, принятых на момент выполнения организационно-экономической части дипломного проекта.

Следует помнить, сравнение ведется по нескольким вариантам (минимум по двум), поэтому необходимо соблюдать принцип сопоставимости сравниваемых вариантов, то есть базовый вариант должен быть просчитан в нормах, нормативах, сдельных расценках, тарифных ставках и ценах проектируемого варианта при одинаковой методике расчета показателей.

Приступить к организационно-экономической части дипломного проекта дипломник должен, определившись с содержанием специальной части дипломного проекта, при этом показатели предприятия – объекта дипломирования должны быть получены лично дипломником во время прохождения преддипломной практики.

Объем и содержание организационно-экономической части определяет дипломник по согласованию с консультантом по экономической части и руководителем дипломного проекта.

Выполненные и оформленные расчеты подписывает в пояснительной записке к дипломному проекту консультант по экономической части в установленном порядке.

Объем и содержание графической части по экономическим расчетам определяет дипломник по согласованию с консультантом по выполнению организационно-экономической части дипломного проекта.


4

3. Примеры расчета экономической эффективности конкретных мероприятий

3.1. 0рганизация перевозок грузов в контейнерах в прямом автомобильном сообщении

В прямом автомобильном сообщении перевозку контейнеров осуществляют по двум технологическим схемам:

-контейнеры загружают на предприятиях-отправителях и доставляют автотранспортом общего пользования на предприятия-получатели;

-контейнеры загружают на предприятиях-отправителях и до-

ставляют автотранспортом в узловые транспортно-экспедиционные предприятия (УТЭП) или на грузовые автостанции для формирования контейнерных автопоездов. В пунктах назначения контейнеры с УТЭП или грузовых автостанций доставляют грузополучатели.

По первой схеме, как правило, осуществляют перевозку сельскоxозяйственныx продуктов и грузов торговли.

Вторая схема нашла широкое применение при перевозке грузов в контейнерах, в том числе в крупнотоннажных, массой брутто 10 т и более на значительное расстояние.

Применение контейнеров способствует улучшению использования транспортных средств за счет механизации и автоматизации погрузочноразгрузочных работ, сокращению расходов на тару и снижению потерь груза, что обеспечивает высокую народнохозяиственную эффективность.

Следует отметить, что независимо от того, чьей собственостью являются крнтейнеры, затраты по их эксплуатации относят к грузоотправителю или грузополучателю, так как они выступают в роли покупателя процесса доставки груза в контейнерах, вследствие чего оплата тарифов и различных сборов является, наряду с собственными текущими затратами по транспортному цеху и таре, эксплуатационным расходом данной отрасли на доставку груза.

Данные о затратах по содержанию контейнеров, представляющих собой собственность АТП, принимаются из формы «Доходы и расходы прочих организаций».

Ниже рассмотрен пример расчета экономической эффективности организации перевозок народнохозяйственных тарно-упаковочных и штучных грузов на автомобиле-тягаче КамАЗ-5410 с полуприцепом ЧМЗАП9985 с применением автомобильных контейнеров массой брутто 10 т в междугородном сообщении без доставки последних на грузовую автостанцию.

Погрузочно-разгрузочные работы до внедрения осуществлялись

5

грузчиками, а после внедрения механизированным способом, автокраном со снятием контейнеров с автомобиля.

После снятия груженых контейнеров с автомобиля на него грузят порожние контейнеры.

Таким образом, во время простоя под погрузкой-разгрузкой на ездку включают время простоя под погрузкой-разгрузкой как груженых, так и порожних контейнеров.

Расчет экономической эффективности организации перевозок грузов в контейнерах в прямом автомобильном сообщении приведен в табл. 1.

Таблица 1

 

Показатели

До внедрения

После внедрения

 

 

 

 

 

1. Исходные данные

 

 

1.1. Автотранспортные предприятия

 

1.

Объем перевозок, т

14000

14000

2.

Грузооборот, т-км

3360000

3360000

3.

Грузоподъемность автопоезд, т

20

20

4.

Коэффициент использования грузоподъемно-

0,969

Рассчитывается

 

сти автомобиля, брутто

 

 

5.

Коэффициент использования пробега

0,90

0,90

6.

Средняя длина ездки с грузом, км

240

240

7.

Среднетехническая скорость, км/ч

37

37

8.

Время в наряде, ч

10

10

9.

Коэффициент выпуска автомобилей

0,638

0,638

10.

Количество устанавливаемых на автомобиль

-

2

 

контейнеров, шт

 

 

11. Время простоя под погрузкой –разгрузкой на

2,02

1,30

 

ездку, ч

 

 

12.

Тариф на перевозку груза, р.:

 

 

 

на расстояние 240 км

7,67

7,67

 

на расстояние 26,7 км

-

2,85

13.

Коэффициент, учитывающий доплату водите-

1,2

1,2

 

ля на экспедирование

 

 

14.

Удельные переменные расходы, к./км

21,23

21,26

15.

Удельные накладные расходы в год, р./авт

2069

2069

16.

Коэффициент, учитывающий плату клиента за

1,05

1,02

 

экспедиционные операции

 

 

 

 

 

 

17.

Сдельная расценка за:

 

 

 

1 т, к./т

7,1

3,95

18.

1 т-км, к./т-км

0,447

0,447

19.

Коэффициент, учитывающий надбавку за

1,29

1,29

 

классность, дополнительную зарплату и на-

 

 

20.

Балансовая стоимость автопоезда, р.

19300

19300

20.

Удельные капитальные вложения в производ-

7330

7330


6

 

 

 

 

 

Продолжение табл. 1

 

Показатели

 

 

До внедрения

 

 

После внедрения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21. Удельная прибыль в год, р./авт.

 

 

1000

 

 

 

 

 

-

 

22.

Удельная численность работающих, чел./авт.

 

 

2,0

 

 

 

 

 

2,1

 

 

1.2. Грузоотправители и грузополучатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Масса контейнера (брутто), т

 

 

-

 

 

 

 

 

10,05

 

2.

Собственная масса контейнера, т

 

 

-

 

 

 

 

 

1,35

 

3.

Техническая норма загрузки контейнера (сред-

 

 

-

 

 

 

 

 

8,7

 

 

няя статическая нагрузка контейнера), т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Цена, р.:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

контейнера

 

 

 

 

 

 

 

 

650

 

 

автокрана

 

 

-

 

 

 

 

 

7500

 

5.

Норма времени простоя автомобиля при по-

 

 

-

 

 

 

 

 

10

 

 

грузке или выгрузке контейнеров, мин

 

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Коэффициент, учитывающий нахождение кон-

 

 

-

 

 

 

 

 

0,97

 

 

тейнера в ремонте

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Норма времени грузчика на погрузку или раз-

 

 

0,482

 

 

 

 

 

-

 

 

грузку товарно-упаковочных и штучных гру-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зов, ч/т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Себестоимость эксплуатации автокрана, р./ч

 

 

-

 

 

 

 

 

2,4

 

9.

Общая норма амортизационных отчислений

 

 

-

 

 

 

 

 

24,6

 

 

(в процентах от стоимости контейнеров)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

Норма затрат на ремонт, содержание контейне-

 

 

-

 

 

 

 

 

5

 

 

ров в процентах от стоимости контейнеров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Часовая тарифная ставка, к.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

грузчика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стропальщика

 

 

59,6

 

 

 

 

 

-

 

12.

Коэффициент, учитывающий премии, дополни-

 

 

-

 

 

 

 

 

59,6

 

 

тельную зарплату, начисления на соцстрах и

 

 

1,65

 

 

 

 

 

1,65

 

 

накладные расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

Время оборота контейнера, сут

 

 

-

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Определение показателей

 

работы автомобилей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Грузооборот за ездку (2- количество устанав-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ливаемых на автомобиль контейнеров), т-км:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по нетто

 

 

-

 

2

8,7 240 =

4176

 

 

по брутто

 

 

-

 

2

(8,7 +

1,35)

240 = 4824

2.

возможный

 

 

-

 

20 240 = 4800

 

Коэффициент использования грузоподъём-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ности за ездку (динамический)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по брутто

 

 

-

 

 

4824

=

1,005

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по нетто

 

 

-

 

4800

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4176

=

0,870

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4800

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Годовой пробег автомобиля, км

 

240 37 10 0,638 365

=

 

240 37 10 0,638 365

=

 

 

 

 

 

 

 

 

240 + 37 0,90 2,02

 

 

 

 

 

 

 

 

=

 

 

240 +

37 0,90 1,3

 

 

 

 

 

 

 

67300

 

 

 

 

 

 

 

= 72995