Файл: Н.М. Тренихина Маркетинг. Рабочая программа, методические указания и контрольные работы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.06.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кузбасский государственный технический университет
Кафедра экономики и организации машиностроительной промышленности
Маркетинг
Рабочая программа, методические указания и контрольные работы для студентов заочной формы обучения специальностей 060500 «Бухгалтерский учет и аудит» и 060400 «Финансы и кредит»
Составитель Н.М. Тренихина Утверждены на заседании кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» Протокол № 2 от 20.02.01 Утверждены на заседании кафедры «Финансы и кредит» Протокол № 6 от 21.02.01 Рекомендованы к печати
учебно-методическими комиссиями специальностей 060500 и 060400
Протокол № 2 |
от |
20.02.01 |
Протокол № 6 |
от |
21.02.01 |
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 2001
1
Современный этап экономической реформы в нашей стране характеризуется конкретными изменениями в управлении предприятием. Маркетинг направлен на поиск наиболее эффективных путей принятия решений о расширении или сокращении объёмов производства и о разработке и внедрении планов развития предприятия. Систематический и эффективный маркетинг повышает культуру предпринимательской деятельности, позволяет предприятиям эффективно увязывать ресурсы с целями, а цели с запросами покупателей.
Предметом курса «Маркетинг» является система эффективного управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия на основе удовлетворения спроса на его товары и услуги посредством обмена.
Основные цели изучения данного курса:
-формирование представлений об основных методах и способах рыночной деятельности современного предприятия в условиях конкуренции и потребительских приоритетов;
-умение организовать практическую работу по управлению товарной и сбытовой деятельностью современного предприятия;
-формирование умений по планированию маркетинга;
-формирование умений по сегментированию рынков и выбору предприятием рыночного сегмента;
-уметь разработать предложения по расширению выпуска или снятию с производства товаров, их модернизации или обновлению товарного ассортимента;
- научиться разрабатывать |
предложения по |
формированию |
ценовой политики, изучению влияния |
спроса на |
|
ценообразование; |
|
|
-формирование умений по исследованию структуры состава и форм организации сбытовой сети, анализу процесса товародвижения;
-научиться разрабатывать эффективные способы продвижения товаров на рынке;
-формирование умений по контролю маркетинга фирмы.
2
Рабочая |
программа включает: |
|
1. Распределение часов |
лекций, практических занятий |
и |
самостоятельной работы по темам курса. |
|
2.Программу курса, методические указания к изучению каждой темы и вопросы для самоконтроля по темам.
3.Порядок выбора варианта.
4.Варианты контрольных работ.
5.Рекомендации по выполнению контрольной работы.
6.Экзаменационные вопросы по курсу.
7.Основную и дополнительную литературу.
1. Распределение часов лекций, практических занятий и самостоятельной работы по темам курса
|
Наименование темы |
|
|
|
Количество часов по темам |
|
|
||||||
|
|
|
ЭУз |
|
ФКзт |
|
ЭУзт |
||||||
|
|
лекции |
|
практика |
лекции |
практика |
лекции |
практика |
|||||
1. Маркетинг и его |
2 |
|
|
- |
|
2 |
|
- |
|
2 |
|
- |
|
|
концепции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Стратегия маркетинга |
2 |
|
|
- |
|
2 |
|
- |
|
2 |
|
- |
3. |
Окружающая среда |
2 |
|
|
- |
|
2 |
|
- |
|
2 |
|
- |
|
маркетинга |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. |
Комплексное |
|
|
|
Самостоятельная проработка |
|
|
||||||
|
исследование рынка |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. |
Товарная политика |
2 |
|
2 |
|
2 |
|
- |
|
- |
2 |
||
|
фирмы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. |
Ценообразование в |
2 |
|
- |
|
2 |
|
2 |
|
2 |
2 |
||
|
маркетинге |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. |
Система управления |
|
|
|
Самостоятельная проработка |
|
|
||||||
|
маркетингом |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. |
Методы распределение |
|
|
|
Самостоятельная проработка |
|
|
||||||
|
товаров |
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9. |
Продвижение товаров: |
2 |
|
|
Самостоятельная проработка |
||||||||
|
реклама, стимулирова- |
|
|
|
|||||||||
|
ние сбыта, сервис |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. Контроль маркетинга |
2 |
|
|
Самостоятельная проработка |
|||||||||
|
Итого: |
14 |
|
2 |
|
10 |
|
2 |
|
8 |
2 |
Форма контроля – защита контрольных работ, экзамен.
3
2. Программа курса, методические указания к изучению каждой темы и вопросы для самоконтроля
Тема 1. Маркетинг и его сущность
Маркетинг – как система управления. Развитие теории и практики маркетинга. Содержание маркетинга и его принципы. Концепции управления маркетингом, необходимость и условия применения маркетинга российскими предприятиями.
Вопросы для самопроверки:
1. Роль маркетинга в производственно-коммерческой деятельности предприятия.
2.Исторические аспекты маркетинга.
3.Применение основных принципов маркетинга в практике деятельности российских предприятий и фирм.
4.Практика применения основных концепций управления маркетингом российскими предприятиями.
Тема 2. Стратегия маркетинга
Тема раскрывает содержание стратегического плана фирмы, взаимосвязь между маркетингом и другими функциональными сферами организации; процесс стратегического планирования и определение генеральной цели фирмы; создание стратегических подразделений. Основы ситуационного анализа и разработка на его основе стратегии маркетинга с использованием различных подходов к планированию стратегии фирмы: матрица возможностей по товарам и рынка, матрица «Бостон Консалтинг Груп», программы воздействия рыночной стратегии на рынок; стратегические модели Портера.
Вопросы для самопроверки:
1. Значение стратегического плана фирмы в её успешной деятельности на рынке.
2.Стратегическое хозяйственное подразделение фирмы и его общие характеристики.
3.Установление целей маркетинга.
4.Процесс стратегического планирования, его этапы.
4
5.Наиболее важные цели маркетинга для фирм различного типа (промышленное предприятие, выпускающее производственные товары, потребительские товары), сервисные фирмы.
Тема 3. Окружающая среда маркетинга
Тема раскрывает условия, в которых возможно применение маркетинга. Макросреда и микросреда фирмы, основные их факторы. Контролируемые и неконтролируемые факторы маркетинговой среды. Влияние на деятельность фирмы таких факторов, как внутренняя среда фирмы, посредники, поставщики и клиентура, конкуренты и контактные аудитории.
Вопросы для самопроверки:
1. Перечислите основные факторы макросреды знакомой вам фирмы или предприятия, где вы работаете.
2.Поясните, какое влияние на деятельность фирмы могут оказать:
-посредники;
-клиентура фирмы;
-поставщики;
-сотрудники фирмы;
-конкуренты.
3.Назовите несколько неконтролируемых факторов маркетинговой среды и как к ним относиться?
4.Назовите несколько контролируемых факторов маркетинговой среды и как они влияют на состояние фирмы?
Тема 4. Комплексное исследование товарного рынка
Тема включает основные этапы исследования рынков; разработку стратегий целевого рынка; проблемы при анализе рынка; методы прогнозирования товарных рынков; анализ рыночных возможностей; оценка маркетинговых возможностей; отбор целевых рынков; сегментацию рынков и позиционирование товара на рынке. Также в теме предлагается организация изучения рынков, задачи, стоящие перед подразделениями, изучающими рынки.
Вопросы для самопроверки:
1. Сущность и задачи комплексного исследования рынков сбыта.
5
2.Объекты исследования товарного рынка.
3.Этапы проведения работ по изучению рынков.
4.Основные условия успешной сегментации рынка.
5.Основные методы охвата рынков.
Тема 5. Товарная политика фирмы
В теме рассматривается: сущность, виды и свойства товаров; концепция новых товаров; классификация товаров.
Разработка товара с учетом маркетингового подхода.
Оценка степени новизны товара и процесс планирования новой продукции.
Изучается также жизненный цикл продукта, его этапы и рыночная политика на каждом этапе.
Количество и конкурентоспособность продукции, показатели конкурентоспособности товаров.
Вопросы для самопроверки:
1. Сущность товара и его виды.
2.Этапы разработки товара (привести примеры).
3.Особенности маркетинга товаров промышленного назначения.
4.Особенности маркетинга товаров потребительского спроса.
5.Схема оценки конкурентоспособности товара.
Тема 6. Ценообразование в маркетинге
Тема изучает: понятие и функции цены в маркетинге; порядок ценообразования.
Рассматриваются методы оценки кривых спроса и анализ эластичности спроса по ценам.
Ценовая и неценовая конкуренция.
Политика цен фирмы, ценовая стратегия. Выбор метода ценообразования.
Вопросы для самопроверки:
1. Эластичность спроса по ценам (дать конкретный пример)
2.Правительственные меры, связанные с ценообразованием в России в 90-х годах.
3.Установление цен на новый товар.
6
4.Основные методы расчета цены, наиболее часто применяемые в российской экономике.
Тема 7. Система управления маркетингом на предприятии
В теме раскрываются организационные подходы к построению структуры службы маркетинга на предприятиях, выпускающих товары промышленного назначения и потребительского спроса. Факторы, влияющие на ориентацию построения маркетинговой службы. Задачи и функции каждого подразделения службы маркетинга. Специалисты в сфере маркетинга и их функции.
Вопросы для самопроверки:
1. Функциональные задачи маркетинга на предприятии.
2.Функциональная ориентация службы маркетинга, её сильные и слабые стороны, применяемость.
3.Товарная ориентация службы маркетинга, её сильные и слабые стороны, применяемость.
4.Рыночная ориентация службы маркетинга, её сильные и слабые стороны и применяемость.
Тема 8. Методы распределения товаров
Тема раскрывает виды каналов товародвижения и сбыта; особенности прямого маркетинга и его применяемость; функции оптовой и розничной торговли. Также рассматриваются факторы выбора посредников различных уровней, эффективность их выбора.
Вопросы для самопроверки:
1. Основные задачи системы сбыта.
2.Выбор оптимального канала сбыта.
3.Применение каналов сбыта товаров промышленного назначения.
4.Особенности сбыта товаров потребительского спроса и его формы.
5.Маркетинговые решения розничного продавца.
6.Маркетинговые решения оптового продавца.
7.Преимущества, недостатки и применяемость прямого маркетинга.
7
Тема 9. Продвижение товаров
Тема рассматривает суть продвижения товара, его цели и пути. Методы создания образа предприятия. Выбор наиболее эффективного вида продвижения.
Реклама, её виды, правила. Средства рекламы и факторы их выбора. Стиль рекламы. Личная продажа как метод продвижения товара, её законы, правила и логика.
Методы оценки эффективности рекламы.
Вопросы для самопроверки:
1. Продвижение товара и его цели.
2.Наиболее эффективный, по вашему мнению, метод продвижения часто приобретаемых вами товаров (на примере 3-4-х групп товаров).
3.Ваше мнение о методах продвижения товаров потребительского спроса, предлагаемых в вашем городе.
4.Опишите рекламный стиль какой-либо фирмы.
Тема 10. Контроль в маркетинге
Контроль как одна из функций управления производственно-ком- мерческой деятельностью предприятия. Место контроля в маркетинге. Объекты контроля в рамках управления маркетингом. Осуществление внутренней и внешней ревизии маркетинговой деятельности. Этапы проведения ревизии маркетинга. Обратные связи в системе контроля маркетинга. Информационные и коммуникационные функции.
Ситуационный анализ – главный инструмент самоанализа и самоконтроля. Основные объекты и характеристики ситуационного анализа.
Вопросы для самоконтроля:
1. Приведите примеры управляемых (контролируемых) и неуправляемых (неконтролируемых) факторов внешней среды предприятия.
2.Место контроля в маркетинге.
3.Внутренняя ревизия маркетинга, её объекты.
4.Внешняя ревизия маркетинга, её объекты.
5.Этапы проведения ревизии маркетинга.
6.Значение и разделы специального анализа.
8
3. Порядок выбора варианта контрольной работы
|
|
Таблица 1 |
|
Признаки выбора варианта |
Номер варианта |
||
Первая буква фамилии |
Последняя цифра |
||
номера зачетки |
|
||
|
|
||
А |
нечеткая |
1 |
|
четная |
29 |
||
|
|||
Б |
нечеткая |
2 |
|
четная |
30 |
||
|
|||
В |
нечеткая |
3 |
|
четная |
31 |
||
|
|||
Г |
нечеткая |
4 |
|
четная |
32 |
||
|
|||
Д |
нечеткая |
5 |
|
четная |
33 |
||
|
|||
Е |
нечеткая |
6 |
|
четная |
34 |
||
|
|||
Ж |
нечеткая |
7 |
|
четная |
35 |
||
|
|||
З |
нечеткая |
8 |
|
четная |
36 |
||
|
|||
И |
нечеткая |
9 |
|
четная |
37 |
||
|
|||
К |
нечеткая |
10 |
|
четная |
38 |
||
|
|||
Л |
нечеткая |
11 |
|
четная |
39 |
||
|
|||
М |
нечеткая |
12 |
|
четная |
40 |
||
|
|||
Н |
нечеткая |
13 |
|
четная |
41 |
||
|
|||
О |
нечеткая |
14 |
|
четная |
42 |
||
|
|||
П |
нечеткая |
15 |
|
четная |
43 |
||
|