Файл: А.С. Березин Транспортные средства. Методические указания для студентов специальности 150200 - Автомобили, автомобильное хозяйство.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2024

Просмотров: 37

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18

8.Принцип действия и порядок работы системы питания, работающей на сжатых природных газах. Порядок перевода системы на бензин.

9.Принцип действия и порядок работы редуктора высокого дав-

ления.

2.3.4. Система питания дизелей

Необходимо рассмотреть общее устройство системы питания дизелей.

Изучая топливную аппаратуру дизелей, необходимо рассмотреть классификацию топливной аппаратуры, общую схему топливной системы и функции элементов системы.

Особое внимание следует уделить изучению процесса впрыска топлива и факторов, влияющих на протекание процесса.

Необходимо также знать и конструкции плунжерных и распределительных топливных насосов высокого давления, топливоподкачивающих насосов поршневого и лопастного типов, насос-форсунок, нагнетательных клапанов, форсунок и их характеристики.

Кроме того, необходимо рассмотреть характеристики подачи топливной системы и методы их корректирования

Литература: [1, с.277-300; 2, с.314-346; 5, с.124-219; 6, с.124-140; 7, с.230-251; 8, с.140-163].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1.Назовите типы топливоподающей аппаратуры. В чем их принципиальное различие?

2.Перечислите параметры, характеризующие процесс впрыска топлива.

3.Назовите основные факторы, влияющие на протекание процесса впрыска топлива, и укажите характер их влияния.

4.Объясните устройство форсунки закрытого типа.

5.Каким образом влияет скоростной режим работы двигателя на параметры процесса впуска?

6.С какой целью производят корректирование характеристик подачи топлива?

19

2.3.5. Системы наддува двигателей

При изучении этого раздела необходимо рассмотреть три принципиальные схемы наддува (наддув с использованием приводного компрессора, турбокомпрессора и комбинированный), основные параметры компрессоров и турбин постоянного и импульсного давления.

Необходимо знать устройство и принцип действия объемных (ро- торно-шестеренных, поршневых и винтовых) центробежных и центростремительных компрессоров, а также осевых, центростремительных и радиальных газовых турбин. Кроме этого необходимо рассмотреть существующие компоновочные схемы турбокомпрессоров (бесконсольные, двухконсольные, одноконсольные и комбинированные), их достоинства и недостатки и условия работы подшипниковых узлов.

Следует также уделить внимание рассмотрению существующих конструкций охладителей воздуха.

Литература: [6, с. 101-119; 7, с. 251-257; 13].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1.Объясните, как изменятся показатели работы двигателя при использовании наддува и почему? Что понимается под степенью наддува?

2.Принцип действия и порядок работы наддува с использованием приводного компрессора, турбокомпрессора и комбинированного. Приведите принципиальные схемы и дайте сравнительные оценки.

3.В чем состоят отличия между турбинами постоянного и импульсного давления?

4.Принцип действия и порядок работы роторно-шестеренных, поршневых и винтовых компрессоров. Сделаете их сравнительный анализ.

5.Принцип действия и порядок работы центробежных и центростремительных компрессоров.

6.Принцип действия и порядок работы осевых, центростремительных и радиальных газовых турбин.

7.Приведите существующие компоновочные схемы турбокомпрессоров и сделайте их сравнительный анализ.

8.Принцип действия и порядок работы существующих охладителей воздуха.



20

2.3.6. Автоматическое регулирование двигателей

При изучении данной темы необходимо рассмотреть работу двигателя на различных режимах и скоростные характеристики при различных положениях органов регулирования. Кроме того, нужно иметь понятие об устойчивости режима работы двигателя и знать количественную характеристику устойчивости.

Особое внимание следует уделить изучению двухрежимных и всережимных регуляторов; характеристикам двигателя при наличии регулятора.

Литература: [1, с. 302-310; 2, с. 358-364; 6, с. 196-207; 7, с. 257-

272].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1.Чем вызвана необходимость установки регулятора на дизельный двигатель?

2.Какие регуляторы называют двухрежимными, всережимными?

3.Как осуществляется изменение диапазона рабочих частот вра-

щения?

4.Каковы особенности двухрежимного регулятора?

5.Что называется коэффициентом неравномерности?

6.Как изменяется коэффициент неравномерности в зависимости от частоты вращения?

2.4. Режимы работы и характеристики автомобильных двигателей

Данный раздел является обобщающим в изучении ряда предшествующих вопросов. В этой теме необходимо ознакомиться с гостами на методы типовых испытаний автомобильных двигателей; рассмотреть внешние и частичные скоростные характеристики двигателей с воспламенением от искры, скоростные и регулировочные характеристики двигателя.

Кроме того, необходимо изучить нагрузочные характеристики как карбюраторных двигателей, так и дизелей. Из регулировочных характеристик необходимо знать характеристику по углу опережения зажигания, характеристику дизеля по углу опережения впрыска и характеристику холостого хода.

21

Литература: [1, с. 193-205, 222-225; 2, с. 151-155, 170-175; 7, с. 305-355; 14].

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Какие существуют виды испытаний автомобильных двигате-

лей?

2.Внешняя и частичная скоростная характеристика. Дайте определения характеристик. В чем их отличия?

3.Какие показатели можно определять по внешней скоростной характеристике?

4.Объясните характер изменения по внешней скоростной характеристике следующих показателей рабочего процесса: эффективной мощности, крутящего момента, часового и удельного расхода топлива, коэффициента наполнения.

5.Что такое максимальная и номинальная мощность?

6.Каковы особенности определения внешней скоростной характеристики дизеля?

7.Назовите характерные режимы внешней скоростной характеристики дизеля.

8.От каких факторов зависит характер изменения крутящего момента или эффективного давления по скоростной характеристике дизеля?

9.Для чего осуществляется коррекция подачи топлива по скоро-

сти?

10.Что называется нагрузочной характеристикой?

11.Объясните характер изменения показателей рабочего процесса двигателя по нагрузочной характеристике.

12.Что такое мощностной и экономичный состав смеси? Укажите характер изменения коэффициента избытка воздуха по нагрузочной характеристике карбюраторного двигателя.

13.Что такое смешанное регулирование мощности двигателя?

14.Какие характерные точки можно отметить на нагрузочной характеристике дизеля?

18.Объясните характер изменения основных показателей рабочего процесса по нагрузочной характеристике дизеля.

16.Что такое предел дымления?

17.Чем объясняется лучшая экономичность дизелей по сравнению с карбюраторными двигателями?


22

18.Что называется углом опережения зажигания?

19.Что называется регулировочной характеристикой по углу опережения зажигания?

20.Какие фазы горения различают в карбюраторном двигателе?

21.Как влияет режим работы двигателя на величину оптимального угла опережения зажигания?

22.Что такое характеристика холостого хода двигателя?

23.Объясните характер изменения основных показателей рабочего процесса двигателя по характеристике холостого хода.

3.КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

При изучении курса «Автомобильные двигатели» студенты выполняют контрольное задание в седьмом семестре по разделу «Тепловой расчет двигателя». Это задание является первой частью курсового проекта «Расчет автомобильного двигателя», который выполняется в восьмом семестре.

Для студентов заочной формы обучения при выполнении как контрольного задания, так и курсового проекта рекомендуется использовать литературу [3] и [15]. Задание выдается каждому индивидуально.

23

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Автомобильные двигатели / Под ред. М.С. Ховаха. – М.: Машиностроение,1977. – 591 с.

2.Автомобильные и тракторные двигатели. Ч.1 Теория двигателей и системы их теплопередачи. Учеб. для втузов / Под ред. И.М. Ленина. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Высш. шк., 1976. - 368 с.

3.Колчин А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. пособие для вузов / А.И. Колчин, В.П. Демидов. – 3-е изд., пере-

раб. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 400 с.

4.Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей: Учеб. для втузов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания»/Под ред. А.С.Орлина, М.Г. Круглева. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1983 – 372 с.

5.Двигатели внутреннего сгорания: Системы поршневых и комбинированных двигателей: Учеб. для втузов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания»/Под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглева.– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1985. – 456 с.

6.Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей: Учеб. для втузов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания»/Под ред. А.С. Орлина, М.Г. Круглева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1990.

288 с.

7.Двигатели внутреннего сгорания: В 3 кн. Кн.1. Теория рабочих процессов: Учеб. / Под ред. В.Н. Луканина. – М.: Высш. шк., 1995. – 368 с.

8.Михайловский Е.В. Устройство автомобиля: Учеб. для вузов/ Е.В. Михайловский, К.Б. Серебряков, Е.Я. Тур. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1985. – 352 с.

9.Акимов С.В. Электрооборудование автомобилей: Учеб. для вузов / С.В. Акимов, Ю.П. Чижков. – М.: ЗАО КЖИ «За рулем», 2001. – 384 с.

10.Морев А.И. Эксплуатация и техническое обслуживание газобаллонных автомобилей/А.И. Морев, В.И. Ерохов. – М.:

Транспорт, 1988. – 184 с.

11.Морев А.И. Газобаллонные автомобили: Справочник / А.И. Морев, В.И. Ерохов, Б.А. Бекетов. – М.: Транспорт, 1992. – 175 с.


24

12.Газобаллонные автомобили / Е.Г. Григорьев, Б.Д. Колубаев, В.И. Ерохов, А.А. Зубарев. – М.: Машиностроение, 1989. – 216 с.

13.Автомобильные двигатели с турбонаддувом / Н.С. Ханин, Э.В. Аболтин, Б.Ф. Лямцев, Е.Н. Зайченко, Л.С. Аршинов. – М.: Машиностроение, 1991. – 336 с.

14.Транспортные двигатели: Методические указания к лабораторным работам по курсу «Транспортные двигатели» для студентов специальностей 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство», 240100 «Организация перевозок и управление на транспорте» / Сост.: А.С. Березин. – Кемерово: КузГТУ, 2000. – 55 с.

15.Рабочие процессы транспортных двигателей. Методические указания к курсовому проекту по курсам «Транспортные двигатели» и «Термодинамические и рабочие процессы двигателей» для студентов специальностей 150200, 240100 всех форм обучения / Сост.: А.С. Березин. – Кемерово: КузГТУ, 2002. – 66 с.

25

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ................................................................

0

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ РАЗДЕЛА..............

2

2.1. Основы теории поршневых двигателей .........................................

2

2.1.1. Термодинамические основы циклов ДВС........................................

2

2.1.2. Рабочие тела и их свойства................................................................

2

2.1.3. Действительные циклы поршневых ДВС ........................................

3

2.1.4. Процесс впуска...................................................................................

4

2.1.5. Процесс сжатия...................................................................................

5

2.1.6. Смесеобразование в двигателях с воспламенением от искры........

6

2.1.7. Процессы смесеобразования в дизелях............................................

6

2.1.8. Основные понятия теории воспламенения и горения....................

7

2.1.9. Сгорание смеси в бензиновых и газовых двигателях.....................

8

2.1.10. Сгорание топлива в дизелях...........................................................

9

2.1.11. Термодинамика процесса сгорания................................................

9

2.1.12. Процессы расширения и выпуска.................................................

10

2.2. Показатели рабочего цикла и двигателя......................................

10

2.2.1. Индикаторные показатели цикла...................................................

10

2.2.2. Механические потери двигателя.....................................................

11

2.2.3. Эффективные и оценочные показатели двигателя........................

12

2.2.4. Внешний тепловой баланс...............................................................

13

2.2.5. Токсичность автомобильных двигателей.......................................

13

2.3 Системы питания и наддува............................................................

14

2.3.1 Системы питания карбюраторных двигателей...............................

14

2.3.2. Системы питания двигателей с впрыском легкого топлива.........

16

2.3.3. Системы питания газовых двигателей ...........................................

17

2.3.4 Система питания дизелей.................................................................

18

2.3.5. Системы наддува двигателей..........................................................

20

2.3.6. Автоматическое регулирование двигателей..................................

20

2.4. Режимы работы и характеристики автомобильных двигателей

......................................................................................................................20

3. КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ..............................................................

22

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................

23