Файл: А.Ю. Тюрин Грузоведение. Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 240100.03.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11

N7 = ε 1350 2ε 1200 +ε 1000 2 550 ε 1200 =

340 200 200 550 = 3 [2 6 0 2]= 36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1350

 

 

 

 

 

 

 

1200

 

 

 

 

 

 

 

1000

 

 

 

 

1000

550 ε

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

550

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

8

 

= ε

 

 

 

ε

 

 

 

 

ε

 

 

 

+ε

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ε

 

 

=

 

 

340

 

200

 

 

550

 

 

 

 

 

200

 

 

 

 

 

 

 

 

550

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= 3 {6 1 + 2 2}= 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N9

 

1200

 

1000

 

 

1350 / 2

 

1200

 

1000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= ε

 

 

 

ε

 

 

 

 

 

ε

 

 

 

 

 

 

+ε

 

 

 

ε

 

 

 

 

×

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

340

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

550

 

200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200

 

550

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1350 / 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1350

340 ε

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

340

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×ε

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= 2 5 1 +6 1 2 = 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

340

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N10

 

1200

 

 

 

1000

 

 

 

 

1350 / 2

 

1200

1000

 

 

 

 

 

 

 

 

= ε

 

 

 

 

ε

 

 

 

 

 

 

ε

 

 

 

 

 

 

 

+

ε

 

 

 

ε

 

 

 

 

 

×

 

 

 

 

 

200

 

 

 

 

 

340

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

550

 

 

 

 

 

 

 

 

550

 

 

200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1350 / 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1350

340 ε

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

340

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

×ε

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= 6 1 1 + 2 5 2 = 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

340

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

 

 

 

1200

 

 

 

1000

 

 

 

1350

 

= 2

2 6 = 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11

= ε

 

 

 

 

ε

 

 

 

 

 

ε

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

550

 

 

 

340

 

 

 

200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

 

 

 

1200

 

 

 

1000

 

 

 

 

1350

 

= 3

1 6 = 18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

= ε

 

 

 

 

ε

 

 

 

 

 

ε

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

340

 

 

550

 

200

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

13

= ε

1200

 

ε

1000

 

ε

1350

 

= 6 2 2 = 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200

 

 

340

 

550

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

N

 

 

 

1200

 

 

 

1000

 

 

 

 

1350

 

= 3

5 2 = 30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

= ε

 

 

 

 

ε

 

 

 

 

 

ε

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

340

 

 

 

200

 

 

 

 

550

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Из приведенных расчетов следует, что лучшая схема 7 с количеством единиц груза N7 = 36 .

2. Определение теоретически возможной массы груза на поддоне при максимальной укладке


12

Gт = N7 40 103 = 36 40 103 = 1,44 т.

3. Определение вместимости поддона по условиям складского хра-

нения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вначале определяют k :

 

 

 

 

 

k =

V1

=

1200

1000 1350

= 10,91 11.

 

 

 

V2

 

 

 

 

 

 

550

200 1350

 

 

 

 

 

Из табл. 1 при k =11 выбирают

fТ

= 0,98 , затем определяют вме-

стимость поддона:

 

 

 

 

 

 

 

 

G =

 

a b c fТ qг

=

1200 1000 1350

0,98

40

= 1,7

т.

 

α β δ 103

550 200

340 103

 

 

 

 

 

 

 

4. Определение максимальной массы груза на поддоне при теоретической укладке и по условиям складского хранения

Gmax = max[Gт; G]= max[1,44; 1,7]= 1,7 т.

Так как 1,7>1,25 (грузоподъемность поддона), то необходим пересчет слоев груза на поддоне.

5. Определение коэффициента пересчета

n = Gmax = 1,7 = 1,36 . qп 1,25

6. Определение старого количества слоев груза на поддоне. Так как лучшая схема-модель 7, то используют формулу:

= c = 1350 =

S δ 340 3.

7. Определение нового количества слоев груза на поддоне

S' = Sn = 1,336 = 2 .

8.Определение высоты пакетирования после уменьшения слоев

с′ = δ S' = 340 2 = 680 мм.

9.Определение нового количества единиц груза на поддоне

Nmax′ = NmaxS S= 363 2 = 24 .

10. Определение теоретически возможной массы груза на поддоне при максимальной укладке и новом количестве слоев

Gт′ = Nmax40 103 = 24 40 103 = 0,96 т.

11. Определение вместимости поддона по условиям складского хранения


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

G′ =

a b cfТ qг

 

=

 

1200 1000 680 0,98

40

= 0,86 т.

 

α β δ 103

 

 

 

 

550 200 340 103

 

 

 

12. Определение максимальной массы груза на поддоне при новом

количестве слоев груза

]= max[0,96; 0,86]= 0,96 т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

; G

 

 

 

Gmax

= max[Gт

 

 

 

 

13. Определение количества поддонов

 

 

 

 

 

 

 

P =

 

Qт

 

 

=

 

 

16

 

 

= 17 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,96

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Gmax

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14. Определение типа и количества контейнеров.

 

 

 

Вначале определяют количество контейнеров каждого типа

n20 =

P

 

 

=

 

17

 

= 2 ; nк202

=

 

P

 

=

 

17

= 2 ;

 

 

 

 

 

 

 

 

qк20

 

 

9

 

qк20

 

10

 

 

 

 

 

 

 

к1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

nк40 =

 

P

 

 

=

 

17

 

= 1; nк40 =

P

=

17

 

= 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

qк40

20

 

qк40

21

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Затем определяют степень загрузки контейнеров

 

 

 

γ120 =

 

 

 

P

 

 

 

 

=

 

 

17

 

= 0,944 ; γ120

=

 

 

P

 

=

 

 

17

 

 

= 0,85 ;

 

 

qк20 nк20

 

 

 

9 2

 

qк20 nк20

10 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

γ140 =

 

 

 

P

 

 

 

=

 

 

17

 

 

 

= 0,85;

γ 240 =

 

P

=

 

 

17

 

 

= 0,809 .

 

 

qк40 nк40

 

 

20

1

 

qк40 nк40

 

21

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По максимальному значению γ = 0,944 делают вывод, что необходимо два 20-футовых контейнера при укладке по 9 поддонов в каждом.

Практическое занятие № 2

Расчет прочности транспортной тары

Цель: определение параметров тары, влияющих на сохранность грузов при хранении и транспортировке

Прочность конструкции транспортной тары определяется:

характером груза и его допустимой массой в единице тары, зависящей от способа выполнения перегрузочных работ (вручную или с помощью механизмов) и от грузоподъемности погрузочноразгрузочных машин;


14

размерами тары и ее отдельных деталей. При этом необходимо соблюдать оптимальное соотношение длины, ширины и высоты тары, обеспечивающее минимальный расход материала;

механическими свойствами материала, используемого для изготовления тары;

условиями эксплуатации транспортной грузовой единицы, т. е. климатическими, химическими, биологическими и механическими воздействиями.

В процессе обращения каждая единица тары должна выдерживать статические нагрузки при штабелировании на складе и в кузове автомобиля, а также динамические и вибрационные нагрузки, возникающие при механизированном формировании и расформировании транспортных пакетов, выполнении перегрузочных операций и движении транспортных средств.

Расчет прочности картонной тары

При расчете сжимающего усилия, которое должна выдерживать картонная транспортная тара при штабелировании, учитывают коэффициент запаса прочности k зап и принимают его равным 1,7. Тогда сжи-

мающее усилие Pсж, H, действующее на картонный ящик, составит

 

P

=

kзап g Q (H h)

,

(36)

 

сж

 

h

 

 

 

 

где Q масса тары с грузом, кг; g ускорение свободного падения ( g = 9,81 м/с2); H высота штабелирования, см; h высота единицы

тары, см.

С другой стороны, сопротивление сжатию картонной тары зависит от параметров ящика и прочности гофрированного картона на торцовое сжатие

Pсж = 2,55 Pт δ Z ,

(37)

где Pт торцовая жесткость, Н/см; δ толщина картона,

см; Z

периметр ящика, см.

Для изготовления ящиков используют следующие марки картона:

«Д» двухслойный, состоящий из одного плоского и одного гофрированного слоев;

«Т» трехслойный, состоящий из двух плоских и одного гофрированного слоя;

«П» пятислойный, состоящий из трех плоских и двух гофрированных слоев.


15

Торцовая жесткость принимается в зависимости от марки картона (табл. 2), а толщина практически равна высоте гофр.

Таблица 2 Значения торцовой жесткости в зависимости от марки картона

Марка кар-

T11

T12

T13

T14

T15

T21

T22

T23

T24

T25

тона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торцовая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жесткость,

30

30

32

36

40

22

30

38

46

54

Н/см

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение табл. 2

Марка кар-

Т26

Т27

П31

П32

П33

П34

П35

П36

П37

тона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Торцовая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жесткость,

62

70

50

60

80

100

120

150

170

Н/см

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопоставляя формулы 36 и 37 и зная параметры ящика, можно определить допустимую высоту штабелирования на складах и в кузове автомобиля, а также на основе оптимальной высоты штабелирования – необходимые параметры и марку картона.

Рассмотрим контрольный пример. Для перевозок используют груз размерами 30×28×21 см, массой 20 кг в таре толщиной 0,85 см и с торцовой жесткостью 54 Н/см. В условных обозначениях: α = 30 , β = 28 , h = 21, Q = 20, δ = 0,85 и Pт = 54 (марка картона Т25). Коэффициент запаса прочности принимают kзап = 1,7 .

Прямая задача. Необходимо определить высоту штабелирования груза на складе или в транспортном средстве.

1. Определение периметра ящика

Z = 2 (α + β ) = 2 ( 30 + 28 ) = 116 см. 2. Определение сжимающего усилия

Pсж = 2,55 Pт

δ Z = 2,55 54

0,85 116 =1367,3 Н.

3. Определение высоты штабелирования

H =

Pсж h

+ h =

1367,3 21

+ 21 = 107 см.

kзап g Q

1,7 9,81 20