Файл: А.Ю. Тюрин Грузоведение. Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 240100.03.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.06.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

20

Расчет прочности полимерных пленок

Параметры пленок для скрепления пакетов определяют в зависимости от величины продольных инерционных сил как наибольших, возникающих в процессе движения подвижного состава, фрикционных свойств груза, массы пакета, а также от свойств самой пленки.

Рассмотрим принципиальную схему сил, действующих на транспортный пакет, скрепленный термоусадочной пленкой (рис. 6). На пакет массой Q действует продольная инерционная сила Fпр = aпрQ, ко-

торая стремится сдвинуть пакет относительно поддона. Считаем, что поддон не проскальзывает по полу вдоль кузова автомобиля. Пленка оказывает на пакет равномерное давление Pпл. Равнодействующая это-

му давлению сила PплS прижимает пакет к поддону и зависит от

свойств пленки и площади верхней плоскости пакета S . На боковые плоскости пакета действуют силы натяжения пленки, равные по величине и обратные по направлениям, поэтому они в расчет не принимаются.

PплS

R

Fпр

 

R

 

G

Fтр

 

Рис. 6. Принципиальная схема действия сил на пакет, скрепленный термоусадочной пленкой

В результате действия силы тяжести G = gQ и силы PплS возникает сила трения Fтр:

Fтр = f (G + PплS ),

(41)

где f коэффициент трения между поддоном и пакетом.

21

Если Fпр > Fтр , пакет сдвигается относительно поддона и при этом

происходит деформация пленки, т.е. ее растяжение на вертикальных гранях. Усилие, возникающее в пленке R , не должно быть больше допустимого:

R [σ] δ Hпл,

(42)

где [σ] допускаемое напряжение на растяжение

пленки, Н/см2

([σ] =1700 Н/см2); δ толщина пленки, см; Hпл длина пленки в сечении разрыва, т.е. по вертикальной грани пакета, равная высоте пакета, см.

Реакция пленки может быть найдена из уравнения сил, действующих на пакет (см. рис. 6), Fпр f (G + PплS )2R = 0 . Тогда толщину

пленки определяют из соотношений:

 

 

[σ] δ H пл =

Fпр f (G + PплS )

;

(43)

 

 

2

 

 

 

δ =

Fпр f (G + PплS )

 

 

(44)

2 [σ] H пл

 

 

 

 

Необходимо также определить толщину пленки при изменении коэффициента трения и степень влияния изменения толщины пленки на допустимую массу пакета при различных коэффициентах трения.

Рассмотрим контрольный пример. Для перевозок используют пакет массой 400 кг, высотой 110 см на поддоне размером 120×80 см. Давление на пакет принимают равным 7800 Н/м2 или 0,78 Н/см2, коэффициент трения принимают равным 0,53. Допускаемое напряжение на растяжение пленки принимают равным 1700 Н/см2, продольное ускорение 23,8 м/с2. В условных обозначениях: Q = 400 , H пл = 110 , a = 120 ,

b = 80 , Pпл = 0,78 , f = 0,53, [σ]= 1700 и aпр = 23,8 .

Прямая задача. Необходимо определить толщину пленки.

1. Определение площади верхней плоскости пакета

S = a b = 120 80 = 9600 см2 .


22

2. Определение толщины пленки

δ

=

Fпр f (G + PплS )

=

400 23,8 0,53(400 9,81 +0,78 9600)

=

2

[σ] H пл

 

2

1700 110

 

 

 

 

 

= 0,0093 см или 93 мкм.

3. Определение влияния изменения коэффициента трения на толщину пленки. Коэффициент трения изменяют в пределах 0,3-0,6 с ша-

гом 0,1.

Например, при коэффициенте трения 0,3 толщина пленки равна

δ =

Fпр f (G + PплS )

=

400

23,8

0,3(400 9,81 +0,78 9600)

=

2

[σ] H пл

 

 

 

2 1700 110

 

 

 

 

 

 

= 0,0163

см или 163 мкм.

 

 

 

 

Аналогично рассчитывают толщину пленки при других коэффициентах трения. Результаты заносят в табл. 5.

Таблица 5 Зависимость толщины пленки от коэффициента трения

f

0,3

0,4

0,5

0,6

δ , мкм

163,0

132,5

102,0

71,5

На основе табл. 5 строят рис. 7.

 

 

 

180

 

 

 

,мкм

160

 

 

 

140

 

 

 

пленки

 

 

 

120

 

 

 

100

 

 

 

Толщина

 

 

 

80

 

 

 

60

 

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

0,3

0,4

0,5

0,6

 

 

Коэффициент трения

 

 

Рис. 7. Влияние изменения коэффициента трения на толщину пленки

4. Определение влияния изменения толщины пленки на допустимую массу пакета при различных коэффициентах трения. Коэффициент трения изменяют в пределах 0,3-0,5 с шагом 0,1 и толщину пленки изменяют в пределах 80-240 мкм с шагом 40 мкм.


23

Например, при коэффициенте трения 0,3 и толщине пленки в 80 мкм допустимая масса пакета равна

Q =

2 [σ] H пл δ + f Pпл S

=

2 1700 110 0,008 +0,3 0,78 9600

=

aпр fg

23,8 0,3 9,81

 

 

 

= 251,2 кг.

 

 

 

Аналогично рассчитывают допустимую массу пакета при других размерах пленки и коэффициентах трения. Результаты заносят в табл. 6.

Таблица 6 Зависимость допустимой массы пакета от толщины пленки

при различных коэффициентах трения

δ , мкм

 

80

120

160

200

240

 

 

 

Допустимая

масса пакета, кг

 

f

0,3

251,2

322,9

394,6

466,3

538,1

0,4

301,2

376,5

451,8

527,0

602,3

 

0,5

356,5

435,7

514,8

594,0

673,2

На основе табл. 6 строят рис. 8.

 

 

 

800

 

 

 

 

, кг

700

 

 

 

 

600

 

 

 

 

пакета

 

 

 

f=0,3

 

 

 

 

500

 

 

 

f=0,4

Масса

400

 

 

 

f=0,5

 

 

 

 

300

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200

 

 

 

 

 

80

120

160

200

240

 

 

 

Толщина пленки, мкм

 

 

Рис. 8. Влияние изменения толщины пленки на допустимую массу

 

пакета при различных коэффициентах трения

Обратная задача. Необходимо определить предельно допустимое ускорение, при котором не произойдет разрыва пленки.

1. Определение предельно допустимого ускорения при максимальной высоте пакета в 135 см

aпр =

2 [σ] H пл δ + f

(Q g + Pпл S)

=

Q

 

 

 

 


24

= 2 1700 135 0,0093 +0,53 (400 9,81 +0,78 9600) = 25,77 м/с2. 400

2. Определение влияния изменения предельно допустимого ускорения при максимальной высоте пакета в 135 см на допустимую массу пакета. Предельно допустимое ускорение изменяют в пределах (0,5-1,5) aпр с шагом 0,1 aпр.

Например, 0,5aпр = 12,89. Тогда допустимая масса пакета равна

Q =

2 [σ] H пл δ + f Pпл S

=

2 1700 135 0,0093 +0,53 0,78 9600

=

aпр fg

12,89 0,53 9,81

 

 

 

= 967,9 кг.

 

 

 

Аналогично рассчитывают допустимую массу пакета при других значениях ускорения пакета. Результаты заносят в табл. 7.

Таблица 7 Зависимость допустимой массы пакета от ускорения груза

aпр,

12,89

15,46

18,04

20,62

23,20

25,77

28,35

30,93

33,50

36,08

38,66

м/с2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q ,

967,9

724,9

579,4

482,5

413,4

361,6

321,4

289,2

262,9

240,9

222,4

кг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основе табл. 7 строят рис. 9.

 

 

 

 

кг

1040

 

 

 

 

 

 

,

940

 

 

 

 

 

 

пакета

 

 

 

 

 

 

840

 

 

 

 

 

 

740

 

 

 

 

 

 

640

 

 

 

 

 

 

масса

 

 

 

 

 

 

540

 

 

 

 

 

 

440

 

 

 

 

 

 

Допустимая

 

 

 

 

 

 

340

 

 

 

 

 

 

240

 

 

 

 

 

 

140

 

 

 

 

 

 

40

 

 

 

 

 

 

10

15

20

25

30

35

40

 

 

 

 

Ускорение пакета, м/с2

 

 

Рис. 9. Влияние изменения ускорения пакета на его допустимую массу


25

Составители

Алексей Юрьевич Тюрин Юлия Николаевна Тимощенко

ГРУЗОВЕДЕНИЕ

Методические указания к практическим занятиям для студентов специальности 240100.03 “Организация перевозок

и управление на транспорте (автомобильном)” заочной формы обучения

(в том числе сокращенные сроки обучения)

Редактор З.М. Савина

Подписано в печать 14.06.2003.

Формат 60x84/16. Бумага офсетная. Отпечатано на ризографе. Уч.-изд. л. 1,6. Тираж 170 экз.

Заказ ГУ КузГТУ. 650026, Кемерово, ул. Весенняя, 28.

Типография ГУ КузГТУ. 650099, Кемерово, ул. Д. Бедного, 4а.