Файл: Д.В. Стенин Карьерный транспорт. Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальности 150200.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.06.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра эксплуатации автомобилей

КАРЬЕРНЫЙ ТРАНСПОРТ

Методические указания по выполнению курсового проекта для студентов специальности 150200 «Автомобили и автомобильное хозяйство» всех форм обучения

Составители Д. В. Стенин М. В. Дадонов

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № 8 от 12.04.01. Рекомендованы к печати учебно-методической комиссией специальности 150200 Протокол № 5 от 5.03.01.

Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ

Кемерово 2001

2

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.Цели и задачи курсового проектирования

Цель выполнения курсового проекта - закрепление знаний, полученных студентами при изучении дисциплин: «Техническая эксплуатация карьерных автомобилей», «Проектирование автотранспортных предприятий карьерных автомобилей» и «Организация перевозочного процесса».

Задачи курсового проекта:

-систематизация, закрепление и углубление знаний, полученных студентами по данным дисциплинам;

-привитие навыков в использовании специальной литературы;

-получение студентами знаний о закономерностях и принципах функционирования автотранспортных предприятий.

1.2. Состав и объем курсового проекта Курсовой проект должен состоять из пояснительной записки и

графической части.

Пояснительная записка должна состоять из 50–60 страниц машинописного или рукописного текста с расчетными формулами, таблицами, рисунками, схемами.

Примерное содержание пояснительной записки:

-титульный лист;

-задание на курсовой проект;

-содержание, перечень графического материала;

-выбор типа и марки автосамосвала (2–3 с.);

-выбор параметров карьерных технологических автодорог (2–3 с.);

-расчет скоростных режимов движения автосамосвалов по заданным маршрутам (15–20 с.);

-расчет величины парка автосамосвалов, необходимого для перевозки заданного объема горной массы (3–4 с.);

-технологический расчет производственно–технической базы для эксплуатации данного парка автосамосвалов (15–20 с.);

-определение геометрических параметров и планировка предприятия

(5–6 с.);

-выбор технологического оборудования и разработка планировочных решений для заданного производственного подразделения (5–6 с.);

-список используемой литературы;


3

- приложения.

Графическая часть проекта выполняется в объеме 5 листов и может иметь следующее содержание:

-первый и второй листы – результаты выбора типа и марки автосамосвалов и параметров карьерных технологических автодорог, расчета количества автосамосвалов и их скоростных режимов движения; -третий лист – генеральный план предприятия;

-четвертый лист – главный производственный корпус;

-пятый лист – производственное подразделение (зона, участок, складское помещение) с расстановкой специального технологического оборудования и указанием рабочих мест.

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. Выбор типа и марки автосамосвала.

Данный раздел выполняют на основании исходных данных в следующем порядке:

2.1.1. Выбор области оптимального соотношения емкости кузова автосамосвала и емкости ковша экскаватора, который осуществляют в зависимости от расстояния транспортирования.

Область оптимального соотношения емкости кузова машины и емкости ковша экскаватора VА/VЭ находится в пределах:

-4-6 - при расстоянии транспортирования до 1-1,5 км;

-6-10 - при расстоянии транспортирования до 5 км;

-8-12 - при расстоянии транспортирования до 7 км.

2.1.2.Расчет грузоподъемности и объема кузова автосамосвала, необходимых для загрузки принятого числа ковшей экскаватора.

 

nквVэkнкρц

 

 

n V

k

нк

 

qT =

 

,

VАТ =

кв э

 

,

kрк

kш

 

 

 

 

 

 

где qТ ,VАТ – соответственно теоретические значения грузоподъемности, т, и объема кузова, м3, автосамосвала; nкв – принятое число загружаемых ковшей экскаватора; Vэ – объем ковша экскаватора, м3 (прил.2); kнк – коэффициент наполнения ковша экскаватора (рассчитывают через коэффициент экскавации); kрк – коэффициент разрыхления


4

горной массы (прил.7); kш – коэффициент загрузки с «шапкой», kш = 1–1,1; ρц – объемная масса (плотность) горной породы в целике, т/м3.

kрк = Vр = ρц >1,

Vц ρр

где Vр,Vц – объем, занимаемый одной тонной, соответственно разрыхленной горной массы и горной массы в целике, м3; ρр- объемная масса

(плотность) разрыхленной горной породы, т/м3 (прил.7).

Отношение коэффициента наполнения ковша экскаватора к коэффициенту разрыхления горной породы называется коэффициентом экскавации (прил.7):

kэ = kнк .

kрк

2.1.3.Выбор марки автосамосвала по рассчитанным объему кузова или грузоподъемности (прил.1) .

2.1.4. Расчет фактически загружаемого в выбранный автосамосвал числа ковшей по емкости и грузоподъемности.

nко =

VАkш

,

nкг =

 

qkрк

.

 

 

 

 

Vэkнк

Vэkнкρц

 

 

 

 

К дальнейшему расчету принимают меньшее число ковшей, которое округляют до целого числа nк: дроби 0,75 и менее округляют в

меньшую сторону, остальные – в большую.

2.1.5. Расчет фактической массы груза в кузове автосамосвала и его фактической полной массы.

qф =

nкVэkнкρц

,

GП = GА + qф.

 

 

kрк

 

2.1.6. Расчет коэффициентов использования грузоподъемности и емкости кузова автосамосвала.

 

n

к

 

 

n

γ гр =

 

 

,

γ об =

 

к

.

n

 

 

n

 

 

 

кг

 

 

ко


5

Если фактически загружаемое число ковшей экскаватора не вошло в область оптимального соотношения емкости кузова автосамосвала и емкости ковша экскаватора, расчет повторяют для другой марки автосамосвала.

3. ВЫБОР ПАРАМЕТРОВ КАРЬЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ДОРОГ

Результаты выбора параметров карьерных технологических автодорог оформляют в виде таблицы.

Категорию карьерной автодороги выбирают в зависимости от интенсивности движения:

iдв = Qγгодk ,маш./ч

q Tгc

где iдв – интенсивность движения автосамосвалов по данному участку автодороги, маш./ч; Qгод – годовой объем перевозок по данному мар-

шруту, т./год; k – коэффициент неравномерности грузопотока, k = 1,2

– 1,4; q – номинальная грузоподъемность автосамосвала, т; γ – коэффициент использования грузоподъемности; Tг – время нахождения ав-

томобилей в наряде в год при односменной работе, ч; c – число смен работы в сутки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

 

Параметры карьерных технологических автодорог

 

Маршрут

 

№ пикета

Категория

Число по-

 

Ширина про-

 

 

 

 

 

автодороги

лос

 

езжей части, м

 

1

 

2

 

3

 

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение табл.1

 

Ширина

 

Уширение

 

Уклон ви-

 

Тип дорож-

 

Вид дорож-

 

 

обочины,

 

проезжей

 

ража на

 

ной одежды

 

ного покры-

 

 

м

части на кри-

 

кривых, ‰

 

 

 

тия

 

 

 

 

вых, м

 

 

 

 

 

 

 

 

6

7

 

8

 

9

 

10

 


6

 

 

Продолжение табл.1

Коэффициент со-

Коэффициент сцеп-

Средняя высота неровно-

 

противления каче-

ления

стей дорожного покры-

 

нию

 

тия, см

 

11

12

13

 

В случае, если маршруты пересекаются, т.е. имеют общие участки, категорию автодороги на этих участках выбирают в следующем порядке:

-рассчитывают интенсивности движения автосамосвалов по каждому грузопотоку (маршруту) – iдв1;iдв2 ;...;iдвn ;

-рассчитывают суммарную интенсивность движения:

iдв= iдв1 +iдв2 +...+iдвn ,маш/ч;

- рассчитывают средневзвешенную фактическую грузоподъемность автосамосвалов:

q= q1γ1Qгод1 + q2γ 2Qгод2 +...+qnγ nQгодn ,Т;

γ1Qгод1 2Qгод2 +...nQгодn

-категорию автодороги выбирают по средневзвешенной грузоподъем-

ности и суммарной интенсивности.

Параметры проезжей части карьерных технологических автодорог (число полос, ширина проезжей части, ширина обочины) выбирают в зависимости от категории автодороги и габаритных размеров подвижного состава (прил.3). На участках пересечения маршрутов параметры проезжей части выбирают по автосамосвалу с большими габаритными размерами.

На криволинейных участках постоянных автодорог при радиусах кривых в плане менее 500 метров предусматривают уширение проезжей части, величина которого зависит от радиуса кривой и габаритных размеров автосамосвалов (прил.4). Уклон виража изменяется в пределах от 0 до 10‰. Меньшие значения уклона виража соответствуют большему радиусу кривой автодороги в плане.

Параметры дорожной одежды зависят от категории карьерной автодороги и горнотехнических условий разработки данного месторождения (прил.6).