Файл: Г.В. Пинигина Методические указания в помощь студентам специальности 230500 Социально-культурный сервис и туризм при поведении практических занятий по дисциплине Психология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.06.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16

Раздел 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

С помощью теста «Сложные ассоциации» вы выявляете уровень развития у вас ассоциативного мышления и мыслительной операции «классификация». Ниже приведены правильные ответы.

1.

Испуг – бегство

Д

11.

Месть – поджог

Д

2.

Физика – наука

Б

12.

Десять – число

Б

3.

Правильно – верно

Е

13.

Плакать – реветь

В

4.

Грядка – огород

А

14.

Глава – роман

А

5.

Пара – два

Е

15.

Покой – движение

Г

6.

Слово – фраза

А

16.

Смелость – геройство

В

7.

Бодрый – вялый

Г

17.

Прохлада – мороз

В

8.

Свобода – воля

В

18.

Обман – недоверие

Д

9.

Город – страна

В

19.

Пение – искусство

Б

10.

Похвала – брань

Г

20.

Тумбочка – шкаф

В

Если количество ваших правильных ответов меньше 15, вам необходимо самосовершенствование данного качества. Проконсультируйтесь у психолога.

Степень сформированности способности к обобщению позволяет определить тест «Общие понятия». Вы ответили на все вопросы теста. Ниже приведены правильные ответы.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

2.Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

3.Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)

4.Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)

5.Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

6.Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

7.Кольцо (диаметр, алмаз, проба, круглость, печать)

8.Чтение (глаза, книга, печать, картина, слово)

9.Газета (правда, приложение, телеграммы, бумага, редактор) 10.Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила) 11.Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты) 12.Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст)


17

13.Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодии) 14.Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум,

наводнение)

15.Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели) 16.Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк)

17.Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион) 18.Больница (помещение, сад, врач, радио, больные) 19.Любовь (розы, чувство, человек, город, природа) 20.Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек)

Если количество ваших правильных ответов меньше 20, вам необходимо самосовершенствование данного качества. Проконсультируйтесь у психолога.

Раздел 3. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ

Занятия по темам, касающимся межличностного общения, лучше проводить по типу тренинговых занятий, учитывая, однако, меньшую продолжительность их и специфику поставленных целей.

Располагаться будем по кругу, так, чтобы каждый видел каждого. Целесообразнее проводить занятие без перерыва.

«Для того, чтобы добиться успеха в своем деле, нужно уметь делать его легко и уверенно. Поэтому на наших занятия мы будем говорить не столько о профессиональных проблемах вашей деятельности, сколько о ваших отношениях с другими людьми, о тех целях, которые вы перед собой ставите. Вы получите возможность узнать свои сильные и слабые стороны, научиться лучше понимать себя и разобраться, почему вы поступаете так, а не иначе, и что вы можете сделать, чтобы стать лучше.

Наши занятия будут построены на том, чтобы постепенно углублять представление о себе, другом и как мы с этим другим (другими) общаемся, осваивать эффективные средства общения».

18

Предлагаются следующие принципы групповой работы:

-добровольность участия;

-активность, ответственность каждого за результаты работы группы. Это подразумевает зависимость эффективности групповой работы от вклада каждого ее члена и необходимость работы не только для себя, но и для других, то есть помощь другому является способом познания себя;

-откровенность и искренность. Подразумевается, что члены группы должны попытаться отбросить все роли и быть самими собой, попробовать говорить то, что думают и проявлять то, что чувствуют. Доверительность общения подразумевается также правилом: «Говорить только правду или, по крайней мере, не лгать»;

-не вынесение обсуждаемых проблем за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию;

-персонификация высказываний. Отказ от безличных речевых форм, помогающих людям в повседневном общении скрывать свою собственную позицию и уходить от ответственности. Суждения типа «обычно считается…», «некоторые полагают, что…», заменяются на личные формы: «я думаю…», «я полагаю, что…» и т.п.;

-не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения. Во время обсуждения происходящего в группе, следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа «ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера поведения» и

т.п.;

-право каждого члена группы сказать «стоп» – прекратить обсуждение его проблем. Этим правом может воспользоваться тот член группы, который не хочет отвечать на какой-либо вопрос, участвовать в какой-то игре, процедуре из-за нежелания быть неискренним или из-за неготовности к откровенности. Желательно использовать это правило реже, так как оно ограничивает человека в познании себя.


19

Тема 1. Эмпатийное понимание как эффективное средство общения

Информация. В качестве важных моментов общения выступают эмпатия и рефлексия. Если под рефлексией понимается самоуглубление, обращенность в свой внутренний мир, видение своей позиции со стороны, способность имитировать мысли партнера, то под эмпатией подразумевается способность понимать психические состояния других людей, сопереживание, эмоциональный отклик, эмоциональная идентификация с другими. То есть, чтобы научиться эмпатийному пониманию, нужно развивать способность понимать других людей, входить в их положение, представлять себе их чувства, позиции, намерения, предвидеть их поведение.

Примерный перечень упражнений

Упражнение «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ»

Назначение:

-более близкое знакомство преподавателя с членами группы;

-создание климата психологической безопасности, способствующего самопроявлению;

-формирование у членов группы установки на взаимопонимание. Процедура. Каждому члену группы предлагается представиться:

назвать свое имя (или любое имя, по желанию), хобби, увлечения, девиз группы, качества, которые помогают или мешают общаться, либо проблемы, имеющиеся в общении.

Предварительно дается 1-2 минуты на размышление над предложенными вопросами. Представление ведется по кругу по мере готовности участников. Преподаватель может уточнять, в некоторых случаях просить дополнить ответ.

Студентам дается установка внимательно слушать других, по окончании представлений можно попросить повторить то, что сказали участники в ходе своего ответа.

Упражнение «СНЕЖНЫЙ КОМ»

Назначение:

-создание доброжелательной атмосферы;

-включение членов группы в совместную работу;

-проверка внимания и умения слушать.


20

Процедура. Первый участник называет свое имя и положительное качество на первую букву своего имени. Например, «Ира – искренняя». Следующий повторяет имя и качество предыдущего участника и называет свои. Третий повторяет то, что сказали двое первых и добавляет свое и т.д.

Упражнение «ДИАЛОГ РУКАМИ»

Назначение:

-определение и развитие умений чувствовать, понимать другого человека.

Процедура. Вариант А. Члены группы разбиваются на пары, закрывают глаза и пытаются понять состояние друг друга, отношение друг к другу только через прикосновение рук. В процессе обсуждения выясняется, как партнеры поняли друг друга, что оказалось трудно почувствовать, а что легко и почему.

Вариант Б. Все участники круга берутся за руки и закрывают глаза. Преподаватель обращается к группе со следующими словами: «Сядьте спокойно, расслабьтесь, сосредоточьтесь каждый на своем дыхании, почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движется грудная клетка при каждом вдохе и выдохе…». После 1-2 минут такого расслабления дается задание: «А теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседа слева или справа. Выберите ладонь одного из ваших соседей и попробуйте по ней определить состояние этого человека…». На выполнение задания дается 1-2 минуты. После этого по команде преподавателя все открывают глаза, разнимают руки и описывают свои ощущения. Примерные вопросы: Кого вы выбрали как объект изучения и почему? Что удалось почувствовать? Была ли разница между руками ваших соседей, их состоянием? и т.п.

Упражнение «СОЗВУЧИЕ»

Назначение:

-развитие эмпатийного понимания.

Процедура. Вариант А. Двое участников стоят друг к другу спиной. Их задачаодновременно отойти друг от друга. Повторяется три раза.

21

Вариант Б. Встают двое участников. Их задача - медленно удаляясь в противоположные стороны, одновременно оглянуться. И так три раза.

Вариант В. Один участник стоит в двух-трех метрах от второго, спиной к нему, так, что второй глядит ему в затылок. Задача второго участника - глядя пристально на первого, дать мысленный приказ оглянуться. Первый знает о задаче второго, но не знает, когда последует мысленный приказ. Задача первого - быть свободным и готовым всем существом почувствовать своего партнера. Чтобы зрители знали, когда посылается приказ, второй участник в этот момент шевелит пальцем.

Вариант Г. Все участники сидят. Без всякой команды нужно всем одновременно встать. Повторить несколько раз до достижения полной синхронности. Далее сделать то же самое, но смотря в пол, а не друг на друга.

После выполнения упражнения можно попросить участников (особенно в вариантах А, Б, В) поделиться своими ощущениями.

Упражнение «ВИДЕНИЕ ДРУГИХ»

Назначение:

-определение умения участников видеть и адекватно воспринимать других людей;

-формирование внимательного отношения друг к другу, к другим

людям.

Процедура. Вариант А. Один из участников садится спиной к остальным. Он должен подробно описать внешний вид кого-либо из присутствующих – детали костюма, прическу, обувь, принять его характерную позу и попытаться определить его состояние.

Вариант Б. Двое участников становятся спиной друг к другу и подробно описывают один другого.

Вариант В. Называется один из участников. Все вместе должны восстановить его поведение, настроение, высказывания, позы с самого начала занятия до данного момента (или, например, за последние полчаса).

Упражнение «ЗООПАРК»

Назначение:

-развитие эмпатийного понимания;

-снятие напряженности, усталости.


22

Процедура. Каждый из участников выбирает животное, птицу, рыбу и т.д. Затем в течение 2-3 минут все должны побыть этим существом, переняв его манеру движения, повадки, звуки и т.д. Но о своем выборе нельзя говорить вслух, нужно попытаться изобразить это существо. Затем группа обменивается впечатлениями, угадывая, кто же какое существо изображал.

Упражнение «УГАДАЙ, КТО ЭТО?» или «АВТОПОРТРЕТ»

Назначение:

- отработка навыка рефлексии, самодиагностики;

-тренировка умения открывать себя другим;

-развитие эмпатийного понимания. Материалы: бумага, ручка.

Процедура. Каждый из участников составляет подробную

психологическую самохарактеристику, не указывая на такие признаки, по которым можно сразу же узнать человека. Например, «меня очень беспокоит мой маленький рост . . .», если вы в группе самый низкий по росту, так писать, разумеется, нельзя. В этой самохарактеристике должно быть не менее 10-12 предложений, признаков человека.

Затем все написанное сдается руководителю, он все перемешивает и зачитывает вслух одну за другой эти самохарактеристики. Группа пытается узнать, чья эта самохарактеристика, чей «психологический портрет». Члены группы вправе вносить коррективы в автопортрет участника, например, добавить несколько штрихов к особенностям его характера, которые они увидели во время занятий.

Упражнение «ОПРЕДЕЛИ НАСТРОЕНИЕ» или «ПОЙМИ ДРУГОГО»

Назначение:

- отработка умения чувствовать и понимать состояние человека. Материалы: бумага, ручка.

Процедура. Вариант А. Участник (по желанию) описывает на бумаге свое настроение в настоящий момент. Остальные с помощью различных косвенных вопросов должны попытаться выяснить, в каком настроении находится участник. Затем степень соответствия вывода группы и настроения, которое зафиксировал сам участник. Обсуждается, насколько хорошо смогли прочувствовать настроение

23

другого и почему. Возможно повторить еще 1-2 раза с другими участниками группы.

Вариант Б. Каждый член группы в течение 2-3 минут должен описать настроение кого-либо в группе. Представить себе, прочувствовать человека, его состояние, эмоции, переживания и все это изложить на бумаге. Затем все описания зачитываются вслух, а тот, чье настроение описывали, соотносит со своим действительным настроением и подтверждает достоверность проникновения или отвергает это.

Упражнение «ЭМПАТИЯ»

Назначение:

-дать возможность каждому члену группы узнать, как его воспринимают участники;

-сопоставить разное видение членами группы одного и того же человека;

-проверить эмпатийные способности участников.

Материал: бумага, ручка.

Процедура. Один из членов группы выходит из комнаты. Остальные участники характеризуют его, называя черты, свойства, привычки, какие-то проявления, то есть высказывают мнения о вышедшем, причем только в положительном ключе. Кто-то из группы или ведущий (секретарь) ведет «протокол», записывая содержание высказывания и автора.

Затем приглашается уходивший и ему зачитывается перечень мнений, но без указания авторов. Главная задача вошедшего – определить, кто мог такое о нем сказать. Выслушав высказывание, он пытается понять, чье это мнение, и называет кого-то из группы. Так отрабатываются все высказывания (но не более 10). В заключение упражнения «секретарь», ведущий протокол, определяет количество правильно названных имен, свидетельствующих об уровне развития эмпатийной способности участника.

Выходит следующий желающий, и процедура повторяется.

Информация. Средства общения могут быть разделены на вербальные, связанные с речью, с тем, что мы говорим, и невербальные, охватывающие все средства общения, кроме самих слов и их прямых значений. Исследования показывают, что впечатление, получаемое