Файл: М.П. Объедкова Экономика. Методические указания к выполнению контрольных работ.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
1
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУЗБАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономической теории
ЭКОНОМИКА
Методические указания к выполнению контрольных работ для студентов заочного факультета
Составители М.П. Обьедкова Л.Л. Самородова Утверждены на заседании кафедры
экономической теории от 6.03.98 Протокол № 7
Рекомендованы к печати методической комиссией направления 552900 от 5.05.98 Протокол № 179
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса КузГТУ
Кемерово 1998
2
Изучение экономической теории студентами осуществляется в двух формах: во-первых, через посещение лекций и семинаров, где происходит обсуждение поставленных вопросов; во - вторых, на основе самостоятельной работы студентов. Именно самостоятельная работа является одной из главных форм обучения студентов - заочников.
Самостоятельная работа студентов заочного факультета предусматривает, прежде всего, написание контрольной работы.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ Выполнению контрольной работы предшествует самостоятельное изучение
трудов основоположников экономической теории, достижений мировой экономической мысли, в том числе трудов российских учёных - экономистов, постановлений правительства РФ. Раскрытие содержания предложенной темы контрольной работы не должно сводиться к абстрактному изложению теоретического материала.
Рассматриваемые положения необходимо связывать с практикой, с жизнью, подкреплять конкретными примерами и фактами. Причём, последние не должны быть случайными, а должны показывать устойчивые тенденции в развитии общества, региона, раскрывать закономерности экономического развития. Желательно там, где это возможно, фактический и цифровой материал подбирать по отрасли народного хозяйства, родственной с профилем специальности студента. Для подбора фактического материала следует использовать официальные документы: справочники, характеризующие различные аспекты экономического и социального развития народного хозяйства РФ, Кемеровской области, издаваемые соответствующими статистическими органами.
Приводимые в контрольной работе цифровые данные необходимо обрабатывать, то есть сводить их в таблицы и диаграммы, с помощью которых можно наглядно и доказательно обосновать излагаемые теоретические положения. Следует обязательно делать ссылки на те источники, откуда взяты теоретические выводы по той или иной научной проблеме, использованы цитаты, цифровой материал.
В современных условиях, когда в обществе осуществляется перестройка всех сфер общественной жизни, в том числе и экономической, чрезвычайно важно в работе уделить внимание опыту развитых стран мира в решении социальных и экономических проблем. Речь идёт о развитии рыночных отношений, ускорении научно - технического прогресса, повышении эффективности производства, решении социальных вопросов. Раскрывая позитивный опыт практического решения целого ряда конкретных задач в развитых странах, показывая возможность и необходимость его использования, следует иметь в виду, что чистых процессов в экономике не бывает и любые явления носят противоречивый ха-
3
рактер, несут в себе положительные и отрицательные импульсы. Положительно оценивается изложение различных точек зрения по рассматриваемой проблеме.
Одним из важнейших требований, предъявляемых к письменным работам, является их самостоятельное, творческое выполнение. Самостоятельно выполненная, глубоко продуманная работа студента будет способствовать получению прочных знаний.
Работа должна быть написана простым языком. Следует избегать книжных выражений и фраз. Студент должен сам формулировать свои мысли, не допускать повторений, внимательно следить за тем, чтобы в работе не было противоречий между отдельными положениями. По возможности следует использовать в работе и опыт своей практической деятельности.
Выбор темы контрольной работы производится в соответствии с первой буквой фамилии, кроме фамилий, начинающихся с буквы К. Для последних тема выбирается с учетом последней цифры номера зачётной книжки.
А - 1 |
К(3) - 13 |
Р - 25 |
Б - 2 |
К(4) - 14 |
С - 26 |
В - 3 |
К(5) - 15 |
Т - 27 |
Г - 4 |
К(6) - 16 |
У - 28 |
Д - 5 |
К(7) - 17 |
Ф - 29 |
Е - 6 |
К(8) - 18 |
Х - 30 |
Ж - 7 |
К(9) - 19 |
Ц - 31 |
З - 8 |
Л -20 |
Ч - 32 |
И - 9 |
М - 21 |
Ш - 33 |
К(0)- 10 |
Н - 22 |
Щ - 34 |
К(1) -11 |
О - 23 |
Э - 35 |
К(2) - 12 |
П - 24 |
Ю - 36 |
|
|
Я - 37,38 |
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ Определённые требования предъявляются к объему и структуре изложения
материала, к оформлению работы. Объем контрольной работы должен составлять 20 - 25 страниц ученической тетради.
По структуре работа должна состоять из плана, краткого введения, изложения основного содержания рассматриваемой темы, заключения и списка использованной литературы.
Рассматривать вопросы следует в строгом соответствии с планом. При этом необходима последовательность изложения каждого вопроса, так как нарушение её приводит к повторению одних и тех же положений, к потере логической связи между вопросами. Другие же, часто важнейшие вопросы темы, остаются нераскрытыми.
Приводя дословные выражения из произведений классиков, зарубежных и российских экономистов, постановлений правительства РФ, их следует оформлять как цитаты. Не рекомендуется приводить большое количество цитат. Они необходимы для обоснования содержащихся в работе выводов и заключений и
4
могут служить отправным пунктом для объяснений тех или иных положений. Цитаты должны быть правильно оформлены и по каждой в конце страницы следует дать сноску на источник. Цитату и источник в сноске следует обозначить одной цифрой (аналогично по фактическим и цифровым материалам).
ТИПИЧНЫЕ НЕДОСТАТКИ РАБОТ Как показывает практика, не все работы соответствуют предъявленным
требованиям. Можно выделить следующие недостатки, типичные для письменных работ:
1. Нарушение требований, предъявляемых к структуре работ, т. е. отсутствует какая-либо составная часть: план, вводная часть, заключение, список использованной литературы.
2.Написание работы сведено к конспектированию первоисточников, рекомендованных к данной теме работы.
3.Несоблюдение требований, предъявляемых к теоретическому уровню работы, что выражается в том, что:
!"при работе не используют приведённые в библиографии источники по данной теме
!"работа написана абстрактно, без связи с практикой, в ней мало приводится фактического материала или фактические данные и примеры устарели. Имеют место и такие случаи, когда фактический и цифровой материал не связан с теоретическими положениями.
4.Несамостоятельное выполнение работы, когда последняя представляет собой механическое соединение отдельных фраз и абзацев, взятых из опубликованных статей и брошюр. А иногда это просто переписанный с некоторыми сокращениями текст учебника.
5. Работа чрезмерно перегружена цитатами, повторами одних и тех же теоретических положений.
6.Работа написана небрежно, порой безграмотно, не даны сноски на источники по цитатам и цифровым данным. Нет полей для замечаний рецензента. Неправильно оформлен список использованной литературы.
Имея представление о перечисленных недостатках, их следует избегать
при написании работы.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
В каждом семестре студенты выполняют по одной контрольной работе (по разделам курса).
Выполнение работы складывается из нескольких этапов. В соответствии с темой, выданной методистом ЗОТФ, следует:
5
1. Предварительно ознакомиться с программой курса «Экономика», разработанной на кафедре. Основательно изучить вопросы по данной теме, которые раскрывают суть поставленной проблемы.
2. Подобрать литературу и составить библиографию.
Подбор литературы к теме начинается с произведений основоположников экономической теории. Основную литературу по теме контрольной работы можно взять из картотеки литературы по экономической теории, находящейся на кафедре ″ Экономической теории ″ . Кроме основной, необходимо использовать и дополнительную литературу. Она подбирается студентами самостоятельно. Для этого целесообразно использовать справочники и каталоги библиотек, указатели журнальных статей, библиографические издания и др. Наряду с журнальными, следует использовать и материалы центральных и местных газет.
Подобранную литературу следует записывать по следующей форме:
по монографиям: фамилия и инициалы автора, точное название книги, том, место и год его издания;
по журнальным статьям: фамилия и инициалы автора, название статьи, название газеты, номер и год его издания;
по газетным статьям: фамилия и инициалы автора, название статьи, название газеты, номер и год её издания.
Подобранная литература включается в библиографию, где она располагается по алфавиту.
3. Изучить литературу и составить план работы.
Приступая к изучению литературы, следует, прежде всего, определиться с кругом проблем, включаемых в тему работы, используя программу курса, прочитать соответствующие главы учебно-методической литературы.
Для глубокого усвоения содержания изучаемой литературы при чтении необходимо делать соответствующие записи. Наиболее эффективной формой этих записей может служить конспект первоисточника. Конспектирование позволяет сконцентрировать внимание на главных положениях работы, лучше их усвоить. Наиболее важные факты, определения, интересные цифровые материалы следует выписывать точно, подробно и оформлять как цитаты. Цитаты должны относиться только к теме работы. При конспектировании надо точно указать источник (автор, название произведения, издательство, год и страницы).
Наиболее целесообразно конспектирование источников осуществлять в соответствии с вопросами разработанного плана. Составление такого тематического конспекта по первоисточникам в соответствии с планом работы позволит в дальнейшем облегчить подготовку текста письменной работы.
После того, как получена литература, составляется план работы. План - это основа работы, от правильного составления его в значительной степени зависит качество будущей работы.
План не следует перегружать большим количеством вопросов, чаще всего он включает 3-4 вопроса, раскрывающих содержание темы. Кроме этих вопросов, освещающих основную часть работы, где раскрывается сущность проблемы, в плане, как уже отмечалось, следует выделить введение и заключение.
6
Во введении необходимо показать актуальность и значение рассматриваемой проблемы, её место в курсе экономической теории. Здесь же следует дать обзор изученной литературы, отметив, в каких произведениях основоположников экономической теории рассматривается изучаемая проблема. В заключении следует подвести итоги изучения темы, сформулировать выводы, вытекающие из содержания рассматриваемой проблемы.
4. Написание текста и оформление контрольной работы в соответствии с вышеизложенными требованиями.
Прежде чем приступить к написанию текста работы, следует систематизировать подобранный фактический материал в соответствии с вопросами плана, по возможности сведя цифровые данные в диаграммы и таблицы. Подобранный фактический материал следует использовать для доказательства и подкрепления выдвинутых в работе теоретических положений. В процессе написания работы используются сделанные при изучении первоисточников выписки и заметки. Но излагать их следует своими словами, лишь при необходимости прибегать к цитированию.
Работа должна быть написана чётко, разборчиво и грамотно. Сокращения в работе не допускаются. На титульном листе работы необходимо указать университет, факультет, название темы работы, группу, фамилию и инициалы, шифр и домашний адрес. На следующем листе приводится план работы с указанием страниц соответствующих разделов. В конце даётся список использованной литературы (см. Приложения по оформлению работы). Страницы работы должны быть пронумерованы. Текст работы пишется с одной стороны листа с оставлением полей для возможных замечаний рецензента. Написанная работа сдаётся на проверку и рецензирование. Сроки сдачи контрольных работ: работа представляется на кафедру за месяц до начала сессии. При проверке контрольной работы выставляются оценки ″ зачтено ″ или ″ не зачтено ″ . В последнем случае работа вместе с замечаниями возвращается автору для доработки.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
I раздел
1. Потребности людей и ограниченность ресурсов. Проблема экономического выбора. Границы производственных возможностей общества.
2.Предмет и метод экономической теории. Этапы её развития.
3.Экономические системы : сущность , структура, типы , модели .
4.Экономическое содержание собственности и её формы.
5.Происхождение рынка , сущность , функции , структура. Рыночный кругооборот.
6.Товар и его свойства. Двойственный характер труда , воплощённого в товаре. Величина стоимости .
7
7.Происхождение , сущность и функции денег. Законы денежного обращения. Инфляция.
8.Закон стоимости и его функции. Общественные необходимые затраты труда.
9.Теория капитала и прибавочной стоимости. Постоянный и переменный капитал.
10. Накопление капитала. Органическое строение капитала и его динамика. 11. Концентрация и централизация капитала.
12. Кругооборот и оборот капитала . Основной и оборотный капитал.
13. Издержки фирмы и их классификация. Себестоимость. Пути снижения себестоимости.
14. Издержки фирмы и равновесие фирмы.
15. Показатели эффективности производства и доходности фирмы.
16. Образование средней нормы прибыли и цены производства. Стоимость и цена производства .
17. Торговый капитал и торговая прибыль . Формы торговли . 18. Ссудный капитал и процент.
19. Спрос . Закон спроса. Эластичность спроса.
20. Предложение . Закон предложения. Эластичность предложения. 21. Рыночное равновесие . Понятие дефицита и избытка.
22.Конкуренция , её виды , методы.
23.Модели рынка (рынок совершенной конкуренции , рынок несовершенной конкуренции , рынок чистой монополии ).
24.Амортизация .Физический и моральный износ основного капитала.
25.Современные формы доходов.
26.Особенности рынка труда и проблемы рынка труда в России .
27.Причины и формы безработицы.
28.Государственное регулирование занятости.
29.Фирмы и их классификации . Организационно-правовые формы предприятий в России.
30.Банки , их функции и виды. Банковская система России.
31. Натуральная и товарная форма организации общественного производства.
32.Концентрация производства и образование монополий . Организационные формы монополий.
33.Сущность , формы и функции кредита.
34.Социально - экономические последствия монополизма. Содержание антимонопольной политики .
35.Поведение потребителя и потребительское равновесие. Потребительская рента.
36.Товарные биржи . Их функции.
37.Неоклассическая теория товара и его свойств. Предельная полезность.
38.Биржа труда . Механизм функционирования.