Файл: Л.У. Лубягина Государственное регулирование экономики и экономическая политика.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 25.06.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
Министерство образования Российской Федерации Государственное учреждение
Кузбасский государственный технический университет Кафедра экономической теории инженерно-экономического факультета
ГО С У Д А Р С Т В Е Н Н О Е Р Е Г У Л И Р О В А Н И Е
ЭК О Н О М И К И И Э К О Н О М И Ч Е С К А Я П О Л И Т И К А Методические указания к семинарским занятиям для студентов
направления подготовки 521600, специальностей 060400, 060500, 351400
Составитель Л.У. Лубягина
Утверждены на заседании кафедры Протокол № 12 от 03.07.01
Рекомендованы к печати методической комиссией направления 521600 Протокол № 7 от 27.06.01
Электронная копия находится в библиотеке главного корпуса ГУ КузГТУ
КЕМЕРОВО 2002
I. О Б Щ И Е П О Л О Ж Е Н И Я
Одной из существенных тенденций развития современной экономики выступает процесс огосударствления, стремление экономики к координированности, организованности, плановости. Это обусловливает изменение государства как социаль- но-экономического феномена и политического института. В свою очередь это предопределяет особую роль государства в экономическом развитии, требует разработки системы знаний о государстве как субъекте экономических отношений. Решению названной задачи способствует выделение из общей экономической теории в отдельный курс государственного регулирования экономики и экономической политики.
Поэтому названная учебная дисциплина, прежде всего, является продолжением курса экономической теории, своеобразным «переходным» мостиком к специфическим экономическим дисциплинам, изучающим систему государственного управления и её функционирование. В то же время в условиях переходных экономик усиливаются процессы неопределённости, хаотичности, кризисности, реверсивности (движение вспять). Поэтому как научное направление и учебная дисциплина государственное регулирование экономики приобретает самостоятельное значение.
Главной целью изучения государственного регулирования экономики является анализ генезиса (возникновения, развития, смены экономических форм) государства, определение места и роли современного государства в системе экономических и социальных отношений, функций, методов воздействия российского государства на экономику, процессы её рыночных преобразований.
Задачами курса являются:
1.Изучение системы альтернативных представлений о современном государстве и его роли в экономических и социальных процессах общества. На этой основе следует попытаться определить наиболее эффективную модель государственного регулирования для современной России.
2.Выработка у студентов способностей к выделению, анализу, прогнозу масштабных государственных проблем, требующих приоритетного решения.
1
3. Осмысление и попытки теоретического решения студентами основных макроэкономических проблем при помощи использования изучаемых методов, инструментов государственного регулирования, опираясь на отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования, формирование комплексного, системного видения конструктивных направлений, резервов государственного воздействия, которые бы способствовали становлению социально ориентированной экономики в России.
Основными формами изучения курса государственного регулирования экономики и экономической политики являются лекции, семинары и самостоятельная работа студентов (подготовка к семинарским занятиям). Поэтому целью данных методических указаний является оказание помощи студентам в продуктивной подготовке к семинарам (поиск литературы, формулирование главных проблем той или иной темы, указание на различия в подходах к решению этих проблем, рекомендации по изучению различных вопросов).
Подготовка к семинарским занятиям должна начинаться с изучения лекций, учебников, учебных пособий, основных законодательных материалов. Однако существует определённая трудность, вызванная недостатком учебной литературы вследствие недавнего нигилистического отношения к активной экономической и социальной роли государства в нашей стране. Поэтому нельзя ограничиваться изучением малочисленных учебников. Следует обращаться к периодической печати даже по ключевым вопросам государственного регулирования. Более того, имеющиеся учебные пособия, как правило, выражают лишь нормативный подход, т.е. «как должно быть», как государство должно функционировать. Позитивный же аспект «как есть», как практически дела обстоят с государственным регулированием в России и других странах в основном представлен в таких экономических изданиях как «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Экономист», «Проблемы теории и практики управления», «Мировая экономика и международные отношения», «ЭКО» и т.д. Поэтому в методических указаниях не предусмотре-
2
но деление литературы на обязательную и дополнительную. Есть смысл прорабатывать всю рекомендуемую литературу.
При изучении литературы следует особое внимание обращать на российский опыт государственного регулирования экономики и экономической политики, его критический анализ, представленный различными экономистами, мнения которых зачастую являются альтернативными. Следует также уделять время на изучение зарубежного опыта государственного регулирования. После изучения темы или отдельного вопроса, опираясь на предлагаемую литературу, рекомендуется сделать своё обобщение, краткий вывод, составить своё собственное представление по основным изучаемым проблемам. До семинара проверить усвоение материала можно самостоятельно, ответив на вопросы «для самоконтроля». В силу сложности некоторых изучаемых вопросов, широкого спектра точек зрения на проблемы государственного регулирования, недостаточной их проработанности в литературе у студентов могут оставаться неясности. В этом случае студент должен чётко, по существу сформулировать вопросы по интересующей теме и предложить их для обсуждения на семинаре.
Таким образом, в данных методических указаниях представлены: название тем и вопросов семинарских занятий, список литературы, рекомендации по изучению каждого вопроса, а также вопросы для самоконтроля.
II.М Е Т О Д И Ч Е С К И Е У К А З А Н И Я
КС Е М И Н А Р С К И М З А Н Я Т И Я М
ТЕМА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИИ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: ОБЪЕКТЫ, СУБЪЕКТЫ, ЦЕЛИ, РОЛЬ, МЕТОДЫ
Занятие 1.
1. Основные теории и модели государственного регулирования экономики.
3
2. Становление государства как субъекта экономических отношений. Государственное регулирование и экономическая политика.
Л И Т Е Р А Т У Р А Антюшина Н. Шведская модель экономической реформы // Экономист. - 2000. -
№ 1.
Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве //МЭ и МО. – 1992. –11. Государственное регулирование рыночной экономики: Учеб. для вузов / Под
общ ред. В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. Гл.2.1, 2.2, п.1; Гл. 1.1, п.4.3, 4.4.
Государственное регулирование экономики / Под ред. А.Н. Петрова. Ч.1: Учеб.
пособие. – СПб.: Знание, 1999. Гл.1,п.1.2,1.3.
Государственное регулирование экономики и социальный комплекс /Под ред. Т.Г.Морозовой, А.В.Пикулькина. - М.: Минстатинформ, 1997. Разд.1. Гл. 1, п.1.
Дёмин А. Перерастание монополистического капитализма в государственномонополистический (материалы к лекции)/А.Дёмин, Н.Расков //Экономические науки. – 1989. -№9. – С.80-83.
Кушлин В. Государственное регулирование: за какой моделью будущее // Эко-
номист. –1993. - №6.
Ленин В.И. Государство и революция //Полн. собр. соч. Т.33.
Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России //Вопросы экономики. – 1998. - №8.
Шишкин А.Ф. Экономическая теория. – М., 1996. – Т.1. Гл.10. п. 2,3.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Ц е л ь з а н я т и я состоит в выявлении процессов возникновения, развития,
изменения государства как экономического субъекта; отражении названных процессов в экономических теориях и выражении их в различных конструкциях (моделях) ГРЭ.
4
П е р в ы й в о п р о с. Прежде всего следует выявить предмет исследования ГРЭ (Государственное регулирование экономики и социальный комплекс. Гл.1. п.1), понятие модели ГРЭ. В основе той или иной модели ГРЭ лежат различные экономические теории, по-разному объясняющие роль и значение государства в экономической жизни общества. Поэтому следует изучить историю вопроса, вспомнив знания по экономической теории и истории экономических учений. Первыми экономистами, обозначившими не только политическую, но и экономическую роль государства, были меркантилисты. В чём заключается принципиальная оценка роли государства ранними и поздними меркантилистами? (Государственное регулирование рыночной экономики. С. 215-216). Далее следует выявить экономические предпосылки появления концепции экономического либерализма (государство в роли «ночного сторожа» А. Смита). Разобраться в сути вопроса поможет учебник Государственное регулирование рыночной экономики. С.216-218. Классическое направление служит основой современных неоклассических теорий, выступающих за ограничение вмешательства в экономику. В чём состоит их принципиальный смысл? (Государственное регулирование рыночной экономики. С. 219-222). Кейнсианский подход в западной экономической литературе впервые критически осмысливает неоклассические воззрения и доказывает необходимость участия государства в экономических процессах. (Государственное регулирование рыночной экономики. С. 222-226). Вышеназванные теории также рассматриваются у В. Варги и в учебном пособии по государственному регулированию экономики под редакцией А.Н. Петрова (С. 9-13).
В современных условиях интенсивно осуществляется поиск «компромиссной теории», которая бы решила вопрос об оптимальном участии государства в экономике (Государственное регулирование рыночной экономики. С. 231-232). Практика формирования моделей ГРЭ в различных странах, в той или иной мере отвечающая таким требованиям, уже сложилась. Поэтому наиболее продуктивным подходом являются разнообразные модели «социального рыночного хозяйства». В чём их смысл, каковы различия, практическая значимость, методы использования? (См.
5
Нестеренко А.). Наиболее характерный образец подобной модели сложился в Швеции (Н. Антюшина).
Особое внимание следует обратить на суть складывающейся модели ГРЭ в России. Несмотря на дискуссионность проблемы, в литературе тем не менее превалирует критический подход к монетаристской модели ГРЭ и утверждается мнение о необходимости усиления роли государства в экономике России, особенно в переходный период. (В. Кушлин; Государственное регулирование рыночной экономики С. 185-186; А. Нестеренко). При изучении литературы следует ответить на вопросы: почему модель жёсткого огосударствления в СССР сменилась либеральной моделью, каковы последствия этого, почему назрела необходимость отказа от последней?
В т о р о й в о п р о с. В обосновании необходимости ГРЭ можно выделить два основных подхода: функциональный и генетический. Функциональный – обосновывает необходимость участия государства в экономике исходя из сложившейся практики. Данный подход не рассматривает проблему развиваемости, социальноэкономической, идеологической сущности государства (Государственное регулирование экономики. С. 3-22; Государственное регулирование рыночной экономики. С. 233-235). Генетический – строится на принципе диалектики общественного развития, обосновывает конкретно-исторические предпосылки окончательного становления государства как субъекта экономических отношений, анализирует перспективы ГРЭ. Что есть государство как экономический субъект, какому этапу экономического развития соответствует сегодняшнее российское государство? (Дёмин А., Расков Н.; Ленин В.И.; Шишкин А.Ф. Т.1. гл. 10. п. 2,3).
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
К первому вопросу:
1. Каков предмет исследований государственного регулирования экономики?
6
2.Какова взаимосвязь теорий и моделей государственного регулирования экономики?
3.Какие экономические теории и почему отрицают необходимость вмешательства государства в экономику?
4.Какие экономические теории доказывают необходимость государственного вмешательства в экономику?
5.В чём суть монетарной модели ГРЭ?
6.Назовите основные черты модели «социального рыночного хозяйства»?
7.Как соотносятся понятия государственное регулирование экономики и экономическая политика?
8.Какая модель ГРЭ и почему реализуется в настоящее время в России?
9.Каковы причины, «требующие» смены существующей ныне в России
модели ГРЭ? Какова на ваш взгляд наиболее предпочтительная для современной России модель ГРЭ?
Ко второму вопросу:
1.Каковы причины изменения роли государства на различных исторических этапах?
2.Назовите характеристики государства как экономического феномена на различных этапах его развития?
3.Каковы экономические, исторические, социальные предпосылки становления государства как экономического субъекта?
4.Что такое огосударствление? В каких формах этот процесс протекает?
5.В чём состоит объективная необходимость ГРЭ?
6.Каковы факторы, определяющие необходимость ГРЭ в современных условиях?
За н я т и е 2.
1.Объекты, субъекты, цели государственного регулирования экономики.
2.Экономические и социальные функции государства.
3.Основные формы и методы государственного регулирования экономики.
7
Л И Т Е Р А Т У Р А Об «Основных направлениях социально-экономической политики Правительст-
ва Российской Федерации на долгосрочную перспективу», приоритетных задачах и плане первоочередных мер Правительства Российской Федерации на 2000-2001 годы по их реализации //Российский экономический журнал. – 2000. –№7.
Государственное регулирование рыночной экономики / Под общ. ред.
В.И. Кушлина, Н.А. Волгина. – М., 2000. Гл. 2.2. п. 2-4.
Государственное регулирование экономики /Под ред. А.Н. Петрова. – Ч.1. -
СПб., 1999. Гл.2. п. 2.2, 2.3, 2.4; Гл. 3-5.
Государственное регулирование экономики и социальный комплекс /Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В Пикулькина. – М., 1997. Разд. 3. п. 2,3.
Дудкин В. Американский и западноевропейский подходы к индикативному планированию: возможен ли синтез на российской почве? //Российский экономический журнал. – 1997. - №10.
Орешин В.П. Государственное регулирование национальной экономики: Учеб. пособие. – М.: Юристъ, 1999. Гл. 2-6.
Соколинский В. Экономическая политика / В. Соколинский, М. Исалова // Рос.
эконом. журн. – 1995. -№10.
Хавина Е. Государственное регулирование в современной смешанной экономике //Вопросы экономики. – 1994. - №11.
Ходов Л. Экономические интересы и государственное регулирование экономики: прямая и обратная связь // Российский экономический журнал. –1995. –№1.
Шамхалов Ф.И. Государство и экономика: (власть и бизнес) / Отд. экономики РАН; науч.-ред. Совет изд-ва «Экономика». – М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. Гл. 4,7.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Ц е л ь з а н я т и я. Определить, исходя из основной закономерности развития
современной экономики, главную цель ГРЭ, его объекты, субъекты. Обозначить
8
роль современного государства в экономике и социальной жизни и определить совокупность методов, обеспечивающих реализацию этой роли.
П е р в ы й в о п р о с. Чтобы понять и раскрыть содержание ГРЭ, необходимо определиться с объектами (на что направлено воздействие государства) госрегулирования. В литературе даются различные классификации объектов, что не противоречит друг другу. Тем не менее, при анализе объектов следует особое внимание обратить на основной объект государственного регулирования – отношения собственности, которые определяют характер других отношений, складывающихся в обществе. Характеристики объектов ГРЭ можно найти в следующих источниках: Орешин В.П. Гл.1, п. 1.3, гл. 3, п.3.1; Государственное регулирование экономики Гл.2, п. 2.1; Государственное регулирование рыночной экономики. – С. 235-237; Л. Ходов.
По вопросу субъектов ГРЭ как правило существует относительное единство взглядов (Орешин В.П. Гл.3, п. 3.3; Ходов Л.). Вместе с тем, следует обратить внимание на специфику действий субъектов ГРЭ в России, особенно это касается такой формы, как лоббирование своих интересов отдельными группами, близкими к криминалу (Шамхалов Ф.И. Гл. 7).
В системе целей ГРЭ следует различать объективные цели и цели, формирующиеся в зависимости от узкополитических интересов представителей власти (Государственное регулирование рыночной экономики. Гл. 22, п. 2; Государственное регулирование экономики. – С. 33-41).
В т о р о й в о п р о с. Роль государства в экономических и социальных процессах следует раскрывать через систему экономических и социальных функций. При этом необходимо обратить внимание на то, что на различных этапах своего развития государство не выполняло того «набора» функций, которые выполняет или может выполнять в современных условиях. Каковы причины этого? Универсальные функции современного государства, несмотря на их различные классификации, рассматривают авторы учебников Государственное регулирование рыночной экономики. С. 69-71, 243-248; Государственное регулирование экономики (С. 22-
9