Файл: И.И. Романенко Линейные электрические цепи постоянного тока. Методические указания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.06.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
8
−пригодны для измерения электрических величин в цепях постоянного и переменного тока, т.е. универсальные;
−отсутствие погрешностей, связанных с вихревыми токами и гистерезисом;
−относительно невысокая стоимость.
Недостатки:
−шкала неравномерная;
−сравнительно большая потребляемая мощность;
−чувствительны к внешним магнитным полям.
Область применения: в качестве амперметров, вольтметров и
ваттметров.
Виды погрешностей при электрических измерениях
Абсолютная погрешность ∆ А = АД-АИ,
где АД – действительная величина; АИ – измеренная величина.
Относительная погрешность
δ = |
∆ А |
≈ |
∆ А |
|
|
|
. |
||
АД |
АИ |
Приведенная погрешность, выраженная в процентах:
∆А
γ= АН 100,
(1.15)
(1.16)
(1.17)
где АН – верхний предел измерения прибора.
Важнейшей характеристикой прибора является его точность. Число, характеризующее класс точности прибора, представляет приведенную погрешность. Все электроизмерительные приборы по степени точности делятся на восемь классов: 0,05; 0,1; 0,2; 0,5; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0, указанных на шкале прибора.
Домашнее задание
По учебнику и конспекту лекций изучите устройство и принцип действия приборов магнитоэлектрической, электромагнитной и электродинамической систем. По методическим указаниям изучите таблицу условных обозначений (табл. 1.1) и способы включения амперметра, вольтметра и ваттметра.
9 |
|
|
|
|
|
|
Таблица 1.1 |
||
Наименование системы, объекта обозначения |
Условное |
|||
обозначение |
||||
|
||||
Амперметр |
|
PA |
|
|
Вольтметр |
|
PV |
|
|
Ваттметр |
|
PW |
|
|
Магнитоэлектрическая система |
|
, |
x |
|
Электромагнитная система |
|
, |
|
|
Электродинамическая система |
|
, |
|
|
Ферродинамическая система |
|
, |
|
|
Постоянный ток |
|
|
|
|
Переменный ток |
|
|
|
|
Постоянный и переменный токи |
|
|
|
|
Трехфазный ток |
|
|
|
|
Трехфазный ток для неравномерной нагрузки |
|
|
|
|
Горизонтальное положение шкалы |
|
, → |
||
Вертикальное положение шкалы |
|
, ↑ |
||
Наклонное положение шкалы, например 600 |
|
60 |
|
|
Класс точности приборов, например 1,5 |
1,5 , |
1,5 |
||
Измерительная цепь изолирована от корпуса и |
2 |
, |
2 к |
|
испытана напряжением, например 2 кВ |
||||
|
|
|
||
Защита от внешних магнитных полей |
|
|
|
|
Защита от внешних электрических полей |
|
|
|
|
Выпрямитель полупроводниковый |
|
|
|
10
Порядок выполнения работы
1. Основные технические характеристики амперметра, вольтметра и ваттметра, установленные на лабораторном стенде, занесите в табл. 1.2.
|
|
|
|
|
Таблица 1.2 |
Название |
Тип |
Пределы |
Количество |
Цена |
Класс |
прибора |
системы |
измерения |
делений |
деления |
точности |
Амперметр |
|
|
|
|
|
Вольтметр |
|
|
|
|
|
Ваттметр |
|
|
|
|
|
2.Для измерения силы тока включите амперметр последовательно
среостатом R (рис. 1.4).
3. С помощью автотрансформатора Т3 установите на амперметре силу тока 1 А и на пределе амперметра 2,5 А произведите первый замер. Затем на пределе амперметра 5 А произведите второй замер. Данные занесите в табл. 1.3.
|
|
|
|
|
Таблица 1.3 |
|||
Название |
Предел |
Класс |
|
Вычислено |
||||
АН |
|
|
δ |
|||||
прибора |
измерения |
точности |
|
|
||||
δ = ±γ А |
, % |
|
|
|
||||
АД= (1± 100 )А |
||||||||
|
|
|
||||||
Амперметр |
2,5 А |
|
|
|
|
|
|
|
5,0 А |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
Вольтметр |
150 В |
|
|
|
|
|
|
|
300 В |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
Ваттметр |
750 Вт |
|
|
|
|
|
|
11
4. Для измерения напряжения включите вольтметр параллельно с реостатом R (рис. 1.5).
5.С помощью Т3 установите напряжение на вольтметре 100 В и на пределе прибора 150 В произведите первый замер. Затем на пределе вольтметра 300 В произведите второй замер и данные занесите в табл. 1.3.
6.Для измерения мощности включите ваттметр по схеме на рис. 1.6.
7. С помощью Т3 при полностью введенном реостате установите мощность на ваттметре 100 Вт и произведите один замер. Данные занесите в табл. 1.3.
Обработка и представление результатов измерений
1. По данным табл. 1.3 сделайте выводы: какое из измерений амперметра и вольтметра выполнено более точно, как изменится погрешность при изменении пределов приборов.
2. По данным амперметра и вольтметра определите мощность и сравните с показанием ваттметра.
12
3. Рассчитайте сопротивление реостата, используя данные амперметра, вольтметра и ваттметра.
Контрольные вопросы
1. Расшифруйте условные обозначения на шкалах измерительных приборов лабораторного стенда.
2.Как включаются в электрическую цепь амперметр, вольтметр и ваттметр?
3.Обоснуйте принцип действия приборов магнитоэлектрической, электромагнитной и электродинамической систем.
4.Объясните, почему сопротивление амперметра мало, а вольтметра велико?
5.Перечислите достоинства и недостатки приборов магнитоэлектрической, электромагнитной и электродинамической систем.
6.Как расширить пределы измерения амперметра и вольтметра?
7.Какие погрешности бывают при измерениях электрических ве-
личин?
8.Что означает класс точности прибора?
9.Как определить действительную величину при электрических измерениях?
10.Как влияет предел измерения приборов на величину погреш-
ности?
11.Почему ваттметр имеет обозначение входных и выходных клемм напряжения и тока?
Литература:
[1, § 11.2 – 11.3; § 12.1 – 12.3; 2, § 12.1 – 12.3; § 12.10; 3, § 7.1.1 – 7.1.3; § 7.2.1 – 7.2.5; § 7.4.1 – 7.4.4; § 7.5.1 – 7.5.3]
Лабораторная работа №2
Измерение сопротивлений методом вольтметра и амперметра
Цель работы
Выработка умения проводить измерения сопротивления косвенным способом.