Файл: И.И. Романенко Линейные электрические цепи постоянного тока. Методические указания.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8

пригодны для измерения электрических величин в цепях постоянного и переменного тока, т.е. универсальные;

отсутствие погрешностей, связанных с вихревыми токами и гистерезисом;

относительно невысокая стоимость.

Недостатки:

шкала неравномерная;

сравнительно большая потребляемая мощность;

чувствительны к внешним магнитным полям.

Область применения: в качестве амперметров, вольтметров и

ваттметров.

Виды погрешностей при электрических измерениях

Абсолютная погрешность А = АДИ,

где АД – действительная величина; АИ – измеренная величина.

Относительная погрешность

δ =

А

А

 

 

.

АД

АИ

Приведенная погрешность, выраженная в процентах:

А

γ= АН 100,

(1.15)

(1.16)

(1.17)

где АН – верхний предел измерения прибора.

Важнейшей характеристикой прибора является его точность. Число, характеризующее класс точности прибора, представляет приведенную погрешность. Все электроизмерительные приборы по степени точности делятся на восемь классов: 0,05; 0,1; 0,2; 0,5; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0, указанных на шкале прибора.

Домашнее задание

По учебнику и конспекту лекций изучите устройство и принцип действия приборов магнитоэлектрической, электромагнитной и электродинамической систем. По методическим указаниям изучите таблицу условных обозначений (табл. 1.1) и способы включения амперметра, вольтметра и ваттметра.


9

 

 

 

 

 

Таблица 1.1

Наименование системы, объекта обозначения

Условное

обозначение

 

Амперметр

 

PA

 

Вольтметр

 

PV

 

Ваттметр

 

PW

 

Магнитоэлектрическая система

 

,

x

Электромагнитная система

 

,

 

Электродинамическая система

 

,

 

Ферродинамическая система

 

,

 

Постоянный ток

 

 

 

Переменный ток

 

 

 

Постоянный и переменный токи

 

 

 

Трехфазный ток

 

 

 

Трехфазный ток для неравномерной нагрузки

 

 

 

Горизонтальное положение шкалы

 

,

Вертикальное положение шкалы

 

,

Наклонное положение шкалы, например 600

 

60

 

Класс точности приборов, например 1,5

1,5 ,

1,5

Измерительная цепь изолирована от корпуса и

2

,

2 к

испытана напряжением, например 2 кВ

 

 

 

Защита от внешних магнитных полей

 

 

 

Защита от внешних электрических полей

 

 

 

Выпрямитель полупроводниковый

 

 

 



10

Порядок выполнения работы

1. Основные технические характеристики амперметра, вольтметра и ваттметра, установленные на лабораторном стенде, занесите в табл. 1.2.

 

 

 

 

 

Таблица 1.2

Название

Тип

Пределы

Количество

Цена

Класс

прибора

системы

измерения

делений

деления

точности

Амперметр

 

 

 

 

 

Вольтметр

 

 

 

 

 

Ваттметр

 

 

 

 

 

2.Для измерения силы тока включите амперметр последовательно

среостатом R (рис. 1.4).

3. С помощью автотрансформатора Т3 установите на амперметре силу тока 1 А и на пределе амперметра 2,5 А произведите первый замер. Затем на пределе амперметра 5 А произведите второй замер. Данные занесите в табл. 1.3.

 

 

 

 

 

Таблица 1.3

Название

Предел

Класс

 

Вычислено

АН

 

 

δ

прибора

измерения

точности

 

 

δ = ±γ А

, %

 

 

 

АД= (1± 100

 

 

 

Амперметр

2,5 А

 

 

 

 

 

 

5,0 А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вольтметр

150 В

 

 

 

 

 

 

300 В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваттметр

750 Вт

 

 

 

 

 

 


11

4. Для измерения напряжения включите вольтметр параллельно с реостатом R (рис. 1.5).

5.С помощью Т3 установите напряжение на вольтметре 100 В и на пределе прибора 150 В произведите первый замер. Затем на пределе вольтметра 300 В произведите второй замер и данные занесите в табл. 1.3.

6.Для измерения мощности включите ваттметр по схеме на рис. 1.6.

7. С помощью Т3 при полностью введенном реостате установите мощность на ваттметре 100 Вт и произведите один замер. Данные занесите в табл. 1.3.

Обработка и представление результатов измерений

1. По данным табл. 1.3 сделайте выводы: какое из измерений амперметра и вольтметра выполнено более точно, как изменится погрешность при изменении пределов приборов.

2. По данным амперметра и вольтметра определите мощность и сравните с показанием ваттметра.

12

3. Рассчитайте сопротивление реостата, используя данные амперметра, вольтметра и ваттметра.

Контрольные вопросы

1. Расшифруйте условные обозначения на шкалах измерительных приборов лабораторного стенда.

2.Как включаются в электрическую цепь амперметр, вольтметр и ваттметр?

3.Обоснуйте принцип действия приборов магнитоэлектрической, электромагнитной и электродинамической систем.

4.Объясните, почему сопротивление амперметра мало, а вольтметра велико?

5.Перечислите достоинства и недостатки приборов магнитоэлектрической, электромагнитной и электродинамической систем.

6.Как расширить пределы измерения амперметра и вольтметра?

7.Какие погрешности бывают при измерениях электрических ве-

личин?

8.Что означает класс точности прибора?

9.Как определить действительную величину при электрических измерениях?

10.Как влияет предел измерения приборов на величину погреш-

ности?

11.Почему ваттметр имеет обозначение входных и выходных клемм напряжения и тока?

Литература:

[1, § 11.2 – 11.3; § 12.1 – 12.3; 2, § 12.1 – 12.3; § 12.10; 3, § 7.1.1 – 7.1.3; § 7.2.1 – 7.2.5; § 7.4.1 – 7.4.4; § 7.5.1 – 7.5.3]

Лабораторная работа №2

Измерение сопротивлений методом вольтметра и амперметра

Цель работы

Выработка умения проводить измерения сопротивления косвенным способом.