Файл: Томпсон. Механистическая и немеханистическая наука. Исследование природы сознания и формы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 443

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

17

мощи строго определенных приемов, основанных на свойствах этих субъектов. Конечной целью является развитие сознания индивидуальной дживатмы до такой степени, чтобы она могла вступить в непосредственный, личный контакт с Абсолютной Личностью. Достигнув этой цели, личность обретает неоспори- i мое знание природы и смысла своего существования. '

В первой части книги я рассматриваю природу индивидуального сознания и ввожу концепцию дживатмы. Отдельные главы посвящены вопросам искусственного интеллекта, обзору классических теорий взаимодействия сознания и материи, а также обзору теории Карла Поппера о взаимодействии ума и тела. Приведен также воображаемый диалог в стиле Галилея о сознании и роли наблюдателя в квантовой механике. Я привожу свидетельства в пользу того, что сознание есть объективная реальность, \ что содержание сознания связано с физико-химическим состоя-1 нием мозга только косвенным обрдзрм, и что сознание неврз-| можно объяснить на языке механистических терминов. Здесь' требуется немеханистический подход, и я предлагаю концепцию дживатмы, которая, по моему мнению, способна дать простое объяснение, согласующееся с известными явлениями.

Во второй части обсуждается происхождение сложных форм. В своих попытках построения универсальной модели мира ученые и философы всегда сталкивались с проблемой единства и гармонии в мире разнообразных сложных форм. Я исследую эту проблему в главах 5 и 6, где рассматриваются вопросы вероятности, законы физики, а также происхождение высших форм жизни. Глава 5 посвящена анализу эволюционных процессов с точки зрения теории информации. В ней я показываю, что единства в механистической теории происхождения жизни можно достичь, только пожертвовав ее полнотой, поэтому ни одну из подобных теорий нельзя считать удовлетворительной. К подобному выводу я прихожу и в главе 6, используя неформальный подход при обсуждении природы случайности. Но далее я показываю, что построение единой теории возникновения жизни все же возможно, если обратиться к концепции всепронизывающего, всесознающего Существа, которую мы находим в философии бхактийоги.

В главах 7 и 8 проводится немеханистический анализ двух типов естественных форм абстрактных форм художественных и математических идей и физических форм живых организмов.


18

Глава 7 посвящена происхождению идей. Особое внимание уделяется феномену вдохновения, при котором в сознании внезапно и неожиданно появляются полностью завершенные идеи. Я использую данный феномен как отправную точку для обсуждения взаимодействия между дживатмой и Верховной Личностью.

В главе 8 обсуждается традиционная неодарвинистская теория эволюции и приводится краткий анализ ее исторической роли, состоящей в том, что она заменила собой идею божественного творения. Я показываю, что эта теория никогда не имела под собой достаточных научных оснований, в то время как идея о сотворении живых существ абсолютным разумным существом, по-прежнему остается наиболее обоснованным объяснением возникновения различных форм жизни. Это соответствует философии бхакти-йоги, которая утверждает, что все существующие виды живых организмов созданы Верховной Личностью.

Завершающая глава содержит краткое описание практического процесса бхакти-йоги. Этот процесс основан на фундаментальных принципах, вводимых нами в первых двух частях этой книги, и следование ему является единственным способом убедиться в справедливости этих принципов. Я показываю, что процесс бхакти-йоги абсолютно научен, что ему присущи такие черты современной науки, как наличие теоретической системы, i независимая оценка и подтверждение результатов группой экс- [пертов. Так как процесс бхакти-йоги управляется законом теории познания, строго исключающим некорректные рассуждения и экстраполяцию, бхакти-йога методологически превосходит современную науку. Кроме того, бхакти-йога включает в себя практические методы развития высших познавательных способностей личности, скрытых в глубине сознания.

Я завершу это введение кратким замечанием об уровне технической сложности изложения материала в этой книге. Поскольку некоторые разделы книги достаточно полемичны, я решил строго формулировать аргументы, для чего необходима терминология современной науки. В то же время мне хотелось сделать книгу доступной для обычного читателя, и поэтому я попытался изложить как можно больше материала в свободной форме, не требующей специальной подготовки.

Для удобства читателя я отметил звездочками в оглавлении этой книги разделы, понимание которых требует хорошего знания математики и физики. Тем не менее идеи и аргументы, со-


Введение

}

держащиеся в них, весьма просты, и мне кажется, что обычный читатель может бегло прочитать эти разделы, не придавая особого значения формальным деталям.

Примечание

1.Smith, «The Limitations of Evolutionary Theory,» p.239.

2.Weinberg, The First Three Minutes, p. 144.

3.Russell, «A Free Man's Worship,» p.41.

4.Wilson, On Human Nature.

5.Carpa, The Too of Physics, and Zukov, The Dancing Wu Li Masters.

6.Weisz, Elements ofBiology, p. 10.

7.Tax and Callender, eds., Evolution After Darwin, p.l 11.

8.А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, Бхагавад-гита как она

есть.

9. А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада, Шримад-Бхагаватам. lO.Satsvarupa Dasa Gosvami, Reading in Vedic Literature, pp.50-53.

Часть 1

Сознание


Глава 1

За пределами механики восприятия

Основная идея современной науки о жизни сводится к тому, что жизнь можно полностью понять, оставаясь в рамках физики

ихимии. Ее сторонники утверждают, что все свойства жизни — от метаболизма клеток до таких явлений, как мышление, чувства

ипроявления воли, — могут быть объяснены через описание

последовательности лежащих в их основе химических процессов. Эта позиция получила столь широкое распространение, что в учебниках биологии ее представляют в качестве единственно обоснованного способа понимания жизни. Из учебника в учебник кочуют фразы типа: «жизнь подразумевает физическую и химическую организацию»1, «все проявления жизни обусловлены химическими и физическими принципами и могут быть объяснены на их основе»2.

Однако несмотря на популярность такого подхода мы можем указать по меньшей мере на одно свойство жизни, которое не поддается объяснению на молекулярном уровне, - сознание. Феномен сознания является непосредственным фактом нашего опыта. Его существование неизменно предполагается во всех наших ощущениях, чувствах, в процессе мышления. Но несмотря на громадную роль, которую играет в нашей жизни сознание, в современных научных концепциях биологии и физики нет даже места этому понятию, не говоря уже о его объяснении.

Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть как описывает современная наука процесс осознанного восприятия. Мы будем анализировать модели этого процесса, постепенно усложняя их. Переходя ко все более сложным моделям, мы попытаемся понять, способен ли вообще такой подход пролить свет на природу сознания.

Представим себе человека, наблюдающего физический объект, в данном случае термометр. На рис.1 изображено действие органов зрения человека на самом нижнем, биологическом уровне. Процесс восприятия начинается с того, .что отраженный термометром свет фокусируется на сетчатке глаза, создавая перевернутое изображение. Свет вызывает в определенных клетках

24

Глава 1

Рис.1. Процесс восприятия начинается с того, что отраженный термометром свет фокусируется на сетчатке глаза и вызывает ряд нейрохимических реакций, которые в конце концов воздействуют на головной мозг в виде систематизированной последовательности импульсов. Последние в свою очередь вызывают чрезвычайно сложную цепь электрохимических реакций в мозгу. Изучая эти процессы, мы можем многое узнать о поведении человека. Но способны ли такие исследования помочь нам понять природу осознанного восприятия?

химические изменения, которые возбуждают прилегающие к ним нервные клетки, таким образом генерируя электрические импульсы. Эти клетки в свою очередь возбуждают другую группу нервных клеток. Таким путем в зрительный центр головного мозга по эфферентным нервам передается систематизированная последовательность импульсов, которая представляет собой закодированный образ термометра.

В головном мозгу в результате множества электрохимических реакций формируется чрезвычайно сложный отклик, включающий в себя множество электрохимических реакций. Науке сегодня неизвестны подробности этого феномена, однако среди ученых существует единое мнение относительно природы происхо-


За пределами механики восприятия

25

дящих при этом процессов. Считается, что, достигнув мозга, электрические импульсы изменяют распределение химических концентраций и электрических потенциалов во всей колоссальной сети нервных клеток мозга. Ученые полагают, что это распределение представляет в закодированной форме конкретное содержание мыслей и восприятий человека. Физико-химические трансформации этого распределения вызывают последовательность импульсов, исходящих из мозга по многочисленным эфферентным нервам, которые в свою очередь вызывают определенную последовательность сокращений мышц. Из этих сокращений и складывается внешняя сторона поведения человека, в том числе и вербальное выражение его ощущений, например: «я вижу термометр».

На данном этапе нашего исследования мы можем понять, по крайней мере теоретически, каким образом формируются поведенческие реакции человека на внешние раздражители. Мы можем без труда вообразить машину, состоящую из фоторецепторов и электронной схемы, которая реагировала бы на красный свет включением магнитофонной записи - «я вижу красный свет». Можно усложнить задачу: пусть компьютер распознает создаваемое телекамерой изображение и с помощью генератора звука называет каждый объект. Таким образом, хоть нам и неизвестны подробности физических изменений, происходящих в мозгу, мы по крайней мере можем предположить, что они подобны процессам операций с символами, вроде тех, что выполняются вычислительными машинами. Следовательно, мы можем предположить, что фраза «я вижу термометр» порождается вычислительным процессом, который реализуется за счет электрохимической активности нервных клеток мозга.

Все это нисколько не объясняет осознанного восприятия человека. Наше описание образа, сформированного на сетчатке глаза, ничего не говорит об осознанном восприятии этого образа (впрочем, ученые не считают, что осознанное восприятие происходит именно в этот момент). Точно так же утверждение о том, что возбуждение клеток сетчатки вызывает определенную последовательность нервных импульсов, не содержит ни малейшей информации о том, что же собой представляет само субъективное восприятие термометра.

Многие исследователи полагают, что осознанное восприятие происходит именно в мозгу. Однако сколь угодно подробное