ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аннотация на хоровое произведение

Муз. Л. Бетховена

«Восхваление природы человеком».

Аннотация на хоровое произведение

Муз. Л. Бетховена

«Восхваление природы человеком».

Людвиг ван Бетховен (1770-1827) - немецкий композитор, пианист, дирижёр. Первоначальное музыкальное образование получил у отца, певчего Боннской придворной капеллы, и его сослуживцев. С 1780 ученик К. Г. Нефе, воспитавшего Бетховена в духе немецкого просветительства. С 13-летнего возраста органист Боннской придворной капеллы. В 1787 Бетховен посетил в Вене В. А. Моцарта, который высоко оценил его искусство фортепианной импровизации. После окончательного переезда в Вену (1792) Бетховен как композитор совершенствовался у Й. Гайдна, И. Г. Альбрехтсбергера, пользовался советами И. Шенка, А. Сальери, Э. Фёрстера. Концертные выступления Бетховена в Вене, Праге, Берлине, Дрездене, Буде проходили с огромным успехом. К началу 1800-х гг. Бетховен — автор многих произведений, поражавших современников бурным драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепианные сонаты № 8 («Патетическая») и 14 (т. н. Лунная), первые 6 струнных квартетов. В 1800 была исполнена 1-я симфония Бетховена. Прогрессирующая глухота, первые признаки которой появились в 1797, заставила Бетховена впоследствии постепенно сократить концертную деятельность, а после 1815 от неё отказаться. В произведениях 1802–12 полностью выявились характерные признаки зрелого стиля Бетховена. В последний период творчества появились его величайшие создания — 9-я симфония с заключительным хором на слова оды «К радости» Шиллера и Торжественная месса, а также шедевры его камерной музыки — сонаты для фортепиано № 28–32 и квартеты № 12–16.

На формирование мировоззрения Бетховена сильнейшее воздействие оказали события Великой французской революции; его творчество тесно связано с современным ему искусством, литературой, философией, с художественным наследием прошлого (Гомер, Плутарх, В. Шекспир, Ж. Ж. Руссо, И. В. Гёте, И. Кант, Ф. Шиллер). Основной идейный мотив творчества Бетховена — тема героической борьбы за свободу, воплощённая с особенной силой в 3-й, 5-й, 7-й и 9-й симфониях, в опере «Фиделио», в увертюре «Эгмонт», в фортепианной сонате № 23 (т. н. Appassionata) и др. Вместе с тем Бетховен создал много сочинений, выражающих тончайшие личные переживания. Бесконечно широк лирический диапазон его adagio и largo.


Представитель венской классической школы, Бетховен вслед за Й. Гайдном и В. А. Моцартом разрабатывал формы классической музыки, позволяющие отразить разнообразные явления действительности в их развитии. Сонатно-симфонический цикл был Бетховеном расширен, наполнен новым драматическим содержанием. В трактовке главной и побочной партий и их соотношения Бетховен выдвинул принцип контраста как выражение единства противоположностей. Этим в значительной мере обусловлены расширение круга тональностей побочных партий, повышение роли связующих и заключительных партий, увеличение масштаба разработок и введение в них новых лирических тем, динамизация реприз, перенесение общей кульминации в развёрнутую коду. С этим же связано и более широкое понимание границ тональности и сферы действия тонального центра, чем у его предшественников. Бетховен расширил оркестровые диапазоны ведущих голосов, интенсифицировал выразительность всех оркестровых партий. Важную роль в формировании стиля композитора сыграла его работа над техникой варьирования и вариационной формой. Совершенствуя найденную им форму свободных вариаций (финал фортепианной сонаты № 30, вариации на тему Диабелли, 3-я и 4-я части 9-й симфонии и др.), Бетховен существенно обогатил и традиционные типы варьирования (Andante из 5-й симфонии, 32 вариации для фортепиано c-moll, медленные части фортепианных сонат № 23 и 32). С новым принципом сочинения вариаций связан и новый подход к полифонической технике. В произведениях последнего периода имитационная полифония фигурирует как составной элемент разработок (фортепианная соната № 28), как начальная или заключительная часть цикла (фортепианные сонаты № 29, 31, квартет № 14). Большое значение приобретает контрастная (неимитационная) полифония. Так, в Allegretto из 7-й симфонии тема и контрапункт образуют мелодическое «двуединство», обладающее совершенно особой, глубоко проникновенной экспрессией.

Богатый материал для изучения творческого метода Бетховена дают наброски и эскизы, которые сохранились в его музыкальном архиве (свыше 7500 листов). Большой биографический интерес представляют т. н. разговорные тетради, которыми Бетховен пользовался для ведения бесед с момента наступления полной глухоты (1818). Наследие Бетховена изучали русские музыканты; упоминания о его произведениях часто встречаются в русской классической литературе и литературной критике. Многочисленные статьи А. Н. Серова, В. В. Стасова, В. В. Асафьева внесли вклад в мировую бетховениану.


Сочинения: Опера — Фиделио (1-я редакция под названием Леонора, постановка под названием Фиделио, или Супружеская любовь, 1805, Вена; 2-я редакция с добавлением увертюры Леонора № 3, 1806, Вена; 3-я редакция 1814, Вена); балеты, в т. ч. Творения Прометея (1801, Вена); для солистов, хора и оркестра — оратория Христос на Масличной горе (1803), Месса C-dur (1807), Торжественная месса (1823), кантаты; для симфонического оркестра — 9 симфоний (1-я, 1800; 2-я, 1802; 3-я, Героическая, 1804; 4-я, 1806; 5-я, 1808; 6-я, Пасторальная, 1808; 7-я, 1812; 8-я, 1812; 9-я, 1823); увертюры — к трагедии «Кориолан» Коллина (1807), к трагедии «Эгмонт» Гёте (1810) и др.; концерты для инструментов с оркестром — 5 для фортепиано (1-й, 1795; 2-й, 2-я редакция 1798; 3-й, 1800; 4-й, 1806; 5-й, 1809), для скрипки (1806), Тройной концерт для фортепиано, скрипки и виолончели (1804); камерно-инструментальные ансамбли — 16 струнных квартетов (1798–1826), 10 сонат для фортепиано и скрипки (в т. ч. 9-я, «Крейцерова», 1803), 5 сонат для фортепиано и виолончели; для фортепиано — 32 сонаты, вариационные циклы (в т. ч. 32 вариации c-moll; багатели); песни, в т. ч. цикл К далёкой возлюбленной (1816); обработки народных песен; музыка к спектаклям драматического театра и др.

Геллерт Христиан-Фюрхтеготт – немецкий буржуазный писатель, поэт, баснописец и романист, видный представитель литературы эпохи Просвещения. Известность основополагается главным образом на "Баснях и сказках"; многочисленны переиздания последних; русский перевод "Басни и сказки. Геллерт дает здесь не без юмора нарисованные картины жизни современного общества, он проповедует просветительные идеи, избегая однако боевых лозунгов, которые ему, как представителю весьма консервативных слоев немецкой буржуазии, никогда не были свойственны. Напав однажды на ханжество, он обеспокоился позднее, как бы этот выпад не был истолкован как направленный против благочестия, веры.

Геллерт - апостол умеренности, буржуазной добропорядочности, он за святость семейного очага, за трудолюбие, за высокую нравственность. Имело огромный успех его произведение религиозного характера "Geistliche Oden und Lieder" (1757, русский перевод "Песни духовные", переложенный стихами старцем Аполлосом). Интересен в стилистическом отношении роман Г. "Das Leben der schwedischen Gräfin v. G***" (русский перевод с именем автора - "Жизнь шведской графини фон Г***"), а также "Moralische Vorlesungen" [1770] (Нравоучения) и "Briefe" (Письма, 1774). Критическое издание поэтических произведений - в 1892. На русский яз., кроме упомянутого, переведены "Статьи, избранные из нравоучения добродумного Геллерта" и "Речь о влиянии изящных наук в сердце и во нравы" и др.


В этом произведении передано восхищение красоты природы. Это произведение прославляет природу.

Мы славу, славу природе поем.

Сияет ярко свод небес,

И солнца луч, свети радость вокруг

Разливает Славу мы поем.

Как плавно месяц плывет в вышине.

Как светел, как светел солнца,

Солнца восход, солнца восход;

Оно всем светит с улыбкою равной.

И людям всем дает тепло

Природе славу, славу поем.

Литературный текст и музыка взаимосвязаны между собой. Вступление фортепиано очень величественное.

Аккомпанемент не имеет своей мелодии. Он дублирует все голоса-партии.

Основная тональность С dur, но есть отклонения в E dur, Es dur .Заканчивается в основной тональности.

Размер С (alla breve), постоянный, не меняется на протяжении всего произведения.

В начале произведения голоса-партии поют в октавный унисон. Это придает мощь произведению, и звучит величественно. Потом у каждого голоса своя партия, и затем снова возврат в октавный унисон.

Гармония произведения несложная.

Партитура «Восхваление природы человеком» написана для смешанного 4х-голосного хора: Сопрано + Альт + Тенор + Бас

Диапазон сопрано: с¹ - g²

Диапазон альтов: h - f²

Диапазон теноров: С – f¹

Диапазон басов: A - c¹

Диапазон всего хора: A – g²

Имеются вокальные трудности. Так, например, исполнителю необходимо помнить о том, что в мелодии один и тот же звук повторяется на одной высоте, его необходимо формировать позиционно выше предыдущего, как бы интонировать вверх. Это способствует удержанию

высоты.

Для хора трудность представляет вступление голосов в разное время в середине партитуры.

Динамика: от p до ff. Все музыкально-выразительные средства направлены на достижение кульминации: crescendo до ff.

Это произведение построено на контрасте. Средняя часть произведения имеет самостоятельное значение. В ней другая динамика, наличие мелких длительностей. Она сначала начмнается с р и постепенное crescendo приводит к f и к заключительной части.


Характер звука – светлый, собранный, аккуратный, насыщенный, яркий, солнечный. Звуковедение и атака звука неразрывно связаны с певческим дыханием.

В этом хоровом произведении музыка гармонично сочетается с литературным текстом. Как слова, так и звуки передают восхваление природы человеком. Очень хорошо сочетается текст и динамические оттенки.

Дирижерские задачи заключаются в четких показах вступлений голосов, особенно во второй части, а также в поддержке хоровой звучности.