ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
АННОТАЦИЯ
на произведение «Ранiца»
музыка С. И. Бугасова
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОИЗВЕДЕНИИ И ЕГО АВТОРАХ
Общие сведения о произведении…………………………………….…….3
Общие сведения об авторе музыки…………………………………...…3-6
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА
2.1 Содержание литературного текста……………………….………………..7
2.2 Строение литературного текста……………...………………………….7-8
2.3 Степень соответствия текста и музыки…………………………………...8
МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
3.1 Анализ формы (жанр)……………………...…………………………….…...9
3.2 Анализ мелодии…………………………………………………………….…9
3.3 Анализ метра и ритма……………………………………………………….10
3.4 Анализ лада и тональности………………………………………...…….…10
3.5 Анализ фактуры……………………………………………………………...10
3.6 Анализ гармонии……………………………………………………..………11
3.7 Анализ темпа и динамики……………………………………………………11
ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНАЛИЗ
4.1 Общий вокально-хоровой анализ…………………………………………...12
4.2 Хоровой ансамбль……………………………………………………..….12-14
4.3 Хоровой строй…………………………………………………………….14-16
5. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ
5.1 Исполнительский план произведения……………………………………..17
5.2 Особенности дирижерского жеста………………………………………….18
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….19
7. БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………….…….20
8. ПРИЛОЖЕНИЕ I (ПАРТИТУРА)…………….……………………………….
9. ПРИЛОЖЕНИЕ II (ПАРТИТУРА ЖЕНСКОГО ХОРА)………………..……
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОИЗВЕДЕНИИ И ЕГО АВТОРАХ
Общие сведения о произведении
Музыка С. И. Бугасова, слова народные «Ранiца» из хорового цикла «Купалле».
Произведение написано для полного смешанного хора a cappella в составе I, II сопрано, I, II альты, тенора, басы, басы-октависты.
Жанр произведения – стилизация купальской народной песни.
Цикл «Купалле» состоит из трех номеров:
1. «Вечар» сл. Г. Бородулина
2. «Ноч» сл. С. Гроховского
3. «Ранiца» сл. народные
1.2 Общие сведения об авторе музыки
1 Общая характеристика эпохи:
Современный этап развития белорусского музыкального искусства в различных его жанровых составляющих берет свое начало в 70-х – 80-х гг. XX в., с появлением таких стилевых направлений, как неофольклоризм, постмодернизм и др. В музыковедческой литературе к сожалению панорама, составляющая современное хоровое композиторское творчество, не освещена подробно и отдельно. Однако можно определить несколько характерных тенденций развития современного отечественного хорового композиторского творчества, среди них:
- обращение к духовной тематике (православной и католической традиции) и жанрам (А. Бондаренко, О. Хадоско, И. Денисова, Л. Шлег, А. Литвиновский);
- неофольклорная «волна» (В. Кузнецов, С. Бугасов, А. Атрашкевич, Л. Захлевный);
- стремление к жанровой микстовости и цикличности;
- миниатюризация форм (камерность форм).
Белорусская хоровая музыка последней четверти XX столетия, как особый пласт национальной музыкальной культуры, явила собой художественно многоликое явление с философской многозначностью, драматургическим разнообразием, тематической, жанровой и стилистической неоднородностью.
Характерная черта современной хоровой музыки – поиск новых путей к обновлению хорового жанра, жанрово-стилевые преобразования, усиление связей со смежными видами искусства, привлечение в музыкальный язык элементов речи, симфонизация хоровой фактуры. Жанровое многообразие: хоры-картины, хоры-песни, хоры-гимны, хоры-баллады, хоры-поэмы. Стремление к цикличности (цикл, сюита, концерт, хоровые сборники).
Расширение образно-тематического содержания, утверждение идей духовного гуманизма обусловили обращение авторов к различным текстовым первоисточникам, использованных при написании хоровой музыки.
Литературные источники:
-канонические тексты;
-сочинения классической белорусской литературы (Я. Купала, Я. Колас, М. Богданович);
- русская поэзия (А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет);
- современные авторы (М. Танк, П. Бровка, Коризна, П. Панченко);
- народные тексты.
Новое направление в рамках хоровой музыки a cappella – создание хорового стиля, основанного на творческом преломлении традиций фольклора и древнеславянского (церковного) пения (А. Мдивани, В. Кузнецов, А. Бондаренко), обращение к архаике.
Особенности преломления традиций православной и католической церковной музыки в творчестве А. Дмитриева, С. Бельтюкова, О. Залетнева, Л. Шлег, А. Литвиновского и др. Модификация средств выразительности, возрождение традиций православной певческой культуры с позиции современного музыкального мышления.
Новая трактовка фольклора: свободная трактовка первоисточника, углубление образного строя. Специфика решения народного элемента: через внутреннее восприятие атмосферы народного искусства, в отличие от конкретной фольклорной интонации, широко применимой в 60 – 70-ые годы. Данная тенденция ярко выразилась через специфику «театрализации» хорового искусства, в области которой появляются новые исследования и творческие подходы к воплощению различных сочинений как отечественных, так и зарубежных композиторов.
Особенности хоровых циклов фольклорного направления: глубокое проникновение в национальную культуру, народный мелос (освоение глубинных пластов национального фольклора), широкое использование народных текстов (соединение народной поэзии с авторским музыкальным материалом), принципов сквозного развития, стремление к театрализации хорового сочинения (воспроизведение традиции живого действа с игрой, мимикой, жестами, введение в авторский текст обрядовых сцен из белорусского фольклора) и расширению его жанровых границ (создание новых жанровых образований), использование приемов народного исполнительства (воспроизведение исполнительской манеры и фонетических особенностей народной речи), сочетание народных ладогармонических, ритмических элементов с эстрадной музыкой, создание циклов для разных типов и видов хоров.
Новый интонационный строй: Н. Янкович, В. Дорохин, Г. Горелова, Г. Вагнер – «инструментальное» направление хоровой музыки, вокально-речевое интонирование. Конструктивное мышление: В. Кузнецов, В. Копытько.
Активное освоение новых композиторских техник, установление новых подходов к интерпретации национального фольклора (с конца 1980 – начала 1990-х годов). Влияние новаторского подхода на хоровую циклическую музыку: циклизация становится одним из основных принципов современной белорусской хоровой музыки (1980 – 2000-е годы). Сосуществование классических традиций (следование лучшим академическим традициям национальной белоруской хоровой музыки a cappella) и методов современного музыкального языка.
Обогащение циклических жанров за счет расширения и углубления сложившихся традиций: стремление к разнообразию и переосмыслению традиционной тематики (усиление эмоционального напряжения, углубление психологизма, сгущение контраста, подчеркивание глубины философского смысла, выстраивание ярко выраженной драматургической линии развития образа), использование оригинальных методов композиторского мышления (сонорная техника, применение оригинальных графических приемов, свободная хроматика, усложнение гармонии и ритмики, свободное развитие музыкальной формы).
Малые циклические формы – диптих и триптих: разнообразие тематики (патриотическая, философская, духовная, лирическая), использование принципа контрастного сопоставления художественных образов, прозаического текста, минималистический подход в выборе средств музыкальной выразительности, использование конструктивных приемов, требование сохранения общей идеи сочинения (невозможность разделения хоров при исполнении).
Особенности циклических сочинений белорусских композиторов на духовную тематику: жанровое разнообразие (концерты, кантаты, циклы, триптихи, диптихи), освоение ведущих стилевых моделей канонической музыки (знаменного распева, григорианского хорала и др.), использование традиционных форм (Литургии, Всенощного бдения, Мессы),создание крупных циклических опусов авангардного типа, применение принципа стилизации и новых подходов к формированию тематизма духовного цикла.
2 Общая характеристика творчества:
Сергей Иванович Бугасов родился 11 июля 1951 г. в поселке имени К. Маркса города Енакиева, Донецкая область (Украина). Окончил 9 классов средней и музыкальную школу по классу фортепиано в 1967 г. Поступил в Ворошиловское музыкальное училище на отделение хорового дирижирования, затем в Донецкий государственный музыкально-педагогический институт. Отлично окончив институт С. И. Бугасов с женой в 1976 г. приехал работать в Лидское музыкальное училище. С 1977 г. занимает пост заместителя директора по учебной части, преподает хоровое дирижирование. С 1979 г. по 1982 г. является руководителем смешанного хора Лидского музыкального училища. С 1979 по 1999 г. Работал с самодеятельным хором «Журавiнка». Этот коллектив побывал с концертами в Литве, Латвии, Украине, России. Написал учебную программу для ССУЗов «Обработка белорусской народной песни», которая была рекомендована для издания Министерством образования Республики Беларусь. 17 лет Сергей Иванович проработал заучем Лидского музыкального училища. Работал заместителем редактора в лидской газете «Прынёманскiя весцi». Сегодня активно работает с областными и республиканскими СМИ.
3 Подробная характеристика хорового творчества:
Композиторское наследие:
I обработки народных песен: «Прыйшла Каляда», «Ад панядзелка», «Ой ты поле маё», « Шумяць вербы», «Ой вецер вее» и др.
II детские песни: « Снег пушистый», «Щенок».
III произведения для смешанного хора a cappella 1) на канонические православные тексты : «Отче наш», «Единородный Сыне», «Рождество Твое» (тропарь Рождеству Христову), «Душе моя» (посвящается Н. В. Михайловой), «Трисвятое», «Видихом свет истины» и др.
IV на светские тексты: «Завiруха» сл. М. Богдановича, «Успамiны» сл. Н. Гилевича, «Рекрута» сл. С. Есенина (посвящается В. В. Ровдо).
V хоры с сопровождением «Мой край» сл. В. Вербы, «Реквием па кожнаму чацвёртаму» сл. А. Вертинского, «На куце» сл. Г. Бородулина и др.
VI хоры для однородного состава a cappella : цикл «4 поры года», «Барабан» сл. У. Матвиенко, «Ночь» сл. А. Фета, «Белая береза» сл. А. Бачилы, «Листобой» сл. М. Курилы, «Сонца на Купалу» сл. народные, «У вiшнёвым садочку», «Дзявочыя гаворкi» сл. народные.
В хорах С. И. Бугасова найдена гармония между современными фактурными приемами и классической уравновешенностью. Хоры «дышат» живым, натуральным развитием, особенной музыкальностью. В сочинениях представлен широкий диапазон тем, жанров, образно-драматургических решений – от канонических духовных и народных текстов до текстов классиков русской и белорусской поэзии (М. Богдановича, Г. Бородулина, С. Есенина и др.), широкое отражение находит так же и народная обрядность – особенно купальская.
В целом творчество выделяется общим национальным колоритом. Не обращаясь к цитированию народных напевов, он создает «фольклоризированный стиль в академической технике письма, который характеризуется мелодичностью развития, метроритмической свободой и разнообразием ритмических структур, включая и акцентное варьирование, являющиеся так же воплощением стиля народно-хоровой фактуры, использует принцип балладности»1[3. c. 2].
Стремление к театрализации формы, насыщение ее действенными элементами, возможно связано с большим опытом работы с народным хором, исполнительская специфика которого заключена в определенной театрализации исполняемых авторских сочинений или народных песен. Разнообразность хоровых составов, отличное владение специфики хоровой «инструментовки». Именно это обусловило репертуарность и востребованность его хоровых сочинений такими коллективами как государственный академический хор Белтелерадиокомпании (главный дирижер П. Н. Шепелев), Гродненская хоровая капелла (дирижер Л. Иконникова), Государственный камерный хор (дирижер И. В. Михайлова), молодежные хоры средних и высших учебных заведений страны.