Файл: Chaykovsky_stsena_bala_Evgeny_Onegin.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аннотация на сцену бала из четвертой картины второго действия оперы п.И. Чайковского «Евгений Онегин»

Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. (Ныне этот городок расположен в Удмуртии). Там отец композитора служил директором Горного завода. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он "вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки", что позднее нашло отражение в его творчестве.

Первыми записанными сочинениями будущего композитора были вальс для фортепиано, посвященный его гувернантке А.Петровой "Анастасия-вальс" и романс "Мой гений, мой ангел, мой друг..."

Романс "Мой гений, мой ангел, мой друг..." написан Чайковским в возрасте 17-18 лет на стихи выдающегося русского поэта Афанасия Фета. Это было первое обращение композитора к стихам этого поэта. На рукописи сделано посвящение романса, но имя скрыто, а вместо него стоит многоточие. Существует предположение, что романс посвящен другу Чайковского по Училищу Сергею Кирееву.

После окончания Училища Чайковский поступил на службу чиновником в Министерство юстиции. Однако музыкой он продолжал заниматься как любитель одновременно со службой в музыкальных классах, которые открылись при Русском музыкальном Обществе. Через год эти классы были реорганизованы в первую в России консерваторию, куда и поступил учиться Чайковский.

Учителем Чайковского, оказавшим огромное влияние на все его будущее, стал знаменитый пианист и композитор Антон Рубинштейн, основатель консерватории в Петербурге. За годы учебы в консерватории Чайковский написал множество учебных работ, в том числе квартет, пьесы для фортепиано, а на выпускном экзамене прозвучала его кантата, написанная на текст оды Ф.Шиллера "К Радости", которая известна как текст финала Девятой симфонии Л. Бетховена. Именно в это время было написано и первое программное симфоническое произведение на сюжет драмы А.Н.Островского - увертюра "Гроза".

Воздействие творчества Чайковского на следующее поколение русских музыкантов было очень значительным. С.В.Рахманинов, А.С.Аренский, А.К.Глазунов и С.И.Танеев могут быть названы прямыми последователями Чайковского; его влияние нетрудно заметить и в творчестве столь разных композиторов, как Н.Я.Мясковский и И.Ф.Стравинский. В определенные десятилетия советского периода симфонизм Чайковского официально трактовался как образец, которому должны следовать современные композиторы.


Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837) — русский поэт, драматург и прозаик родился в Москве. Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. В филологии Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.

Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.

В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Его вдохновляли французские поэты XVII—XVIII веков, с творчеством которых он познакомился в детстве, читая книги из библиотеки отца. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни. В его ранней лирике соединились традиции французского и русского классицизма. Учителями Пушкина-поэта стали Батюшков, признанный мастер «лёгкой поэзии», и Жуковский, глава отечественного романтизма.

Пушкинская лирика периода 1813—1815 годов пронизана мотивами быстротечности жизни, которая диктовала жажду наслаждения радостями бытия. С 1816 года, вслед за Жуковским, он обращается к элегиям, где развивает характерные для этого жанра мотивы: неразделённой любви, ухода молодости, угасания души. Лирика Пушкина ещё подражательна, полна литературных условностей и штампов, тем не менее, уже тогда начинающий поэт выбирает свой, особый путь. Не замыкаясь на лирике камерной, Пушкин обращается к темам более сложным, общественно-значимым.

Александр Пушкин обладал уникальным даром писать непревзойденные сочинения. За чтоб не брался, у него получались произведения очень ритмичные и мелодичные. Будь то проза или поэзия, Пушкин всегда создавал особый ритм произведению, поэтому, неслучайно, творения автора пользовались и пользуются до сих пор большой популярностью у композиторов и музыкантов.

С произведениями Пушкина работали самые знаменитые музыканты разного времени, они по-своему переосмысливали литературные строки, пытаясь воссоздать в музыке всю сюжетную глубину и драматичность образов. По различным произведениям Александра Пушкина были поставлены замечательные оперы. Крупнейшим из них стала «Руслан и Людмила», созданная Глинкой и поставленная в 1840 г. в Петербурге. Мотивы былинных произведений, характерные для поэмы Пушкина, нашли свое отражение и в эпической опере.


Серьезным и интересным трудом является «Борис Годунов». Замахнулись на это произведение Мусоргский и Римский-Корсаков, создавший одноименную оперу.

Чайковский же решил создать музыкальное произведение по мотивам «Евгения Онегина», его опера получилась очень лиричной и тонкой. Чайковский взялся и за написание музыкального сопровождения к психологической опере «Пиковая дама». Практически все основные мотивы произведений Пушкина отражаются в музыке. Эти оперы считаются наиболее сильными и влиятельными среди композиторских работ. Однако это не значит, что на другие произведения Пушкина музыканты не обращали внимания.

На основе стихов Пушкина получались великолепные романсы и вальсы. Романс «Я помню чудное мгновенье» на музыку Глинки, «Я вас любил» Шереметьева, «Ночь» и «Мадонна» - музыкальных произведений со стихами великого классика просто не счесть. Каждый романс, песня или опера обладают своей особенной музыкальной гармонией.

Известны так же хоры на стихи А. С. Пушкина Г. Свиридов «Пушкинский венок», В. Калинников «Зима», Н. Мельник «Кто волны вас остановил», М. Анцев «Обвал», и т.д.

«Евгений Онегин». Когда Петр Ильич Чайковский в 1877 году решил писать оперу «Евгений Онегин», нашлось немало скептиков, сомневавшихся в пригодности сюжета для оперы. Да и самому Чайковскому мысль известной певицы Е. А. Лавровской положить на музыку роман в стихах Пушкина вначале показалась «дикой». Правда, уже на другой день он нашел эту мысль возможной и так увлекся, что в ту же ночь набросал сценарий будущей оперы. С помощью одаренного дилетанта К. С. Шиловского было составлено либретто, и Чайковский сразу же приступил к сочинению. В эскизах вся опера была написана летом 1877 года, а инструментовка закончена в январе 1878 года.

Композитор работал над оперой «с искренним увлечением, с любовью к сюжету и к действующим лицам оного», однако он все же полагал, что «ей не предстоит блестящая сценическая судьба»: «...мне кажется, что она осуждена на неуспех и на невнимание массы публики. Содержание очень бесхитростно, сценических эффектов никаких, музыка, лишенная блеска и трескучей эффектности».

Сохранив в неприкосновенности «пушкинское» в характерах героев Чайковский не ко всем им относится так же, как Пушкин: отношение Пушкина к Ленскому несколько ироничное, композитор же отверг иронию и обрисовал образ Ленского с сочувствием и теплотой. Образ Онегина обрисован по-иному . Уже в первых тактах вступления к его арии проступают черты человека учтивого, умеющего владеть собой.


У Пушкина жанр произведения определен как «роман в стихах», у Чайковского-«лирические сцены», 3 акта , 7 картин. Каждый акт имеет свой лирический цент, в котором концентрируется главное для данного этапа действия и посвящен одному из героев. В первом акте таким лирическим центром является ариозо Ленского, во втором -письмо Татьяны, в третьем –ария Онегина.

Важнейшим качеством музыкальной драматургии «Онегина» является и тесная связь с жанром романса. Это родство не только в использовании самих форм арии-романса, дуэта-романса, но и в проникновении интонаций романса в мелодический язык оперы. Романсовость «Онегина» проявляется в использовании типичных для романса и песен куплетных форм. Например, квинтет «В вашем доме» 4к.- его куплетная форма усложнена постепенным включением в ансамбль новых голосов, что приводит к вариационности.

Исключительно важное значение в драматургии оперы имеет музыкальная обрисовка быта, среды, окружающих героев. Этим Чайковский конкретизирует национально-историческую обстановку действия. Для показа крестьян Чайковский вводит народные песни – протяжную, плясовую (1к), девичью хороводную (3к), вальс и мазурка характерны для форм музицирования в деревенской помещичьей среде, торжественный полонез и экосез – для петербургского высшего света. Переживания героев раскрываются на фоне окружающей среды, эпизоды бытового характера скрыто обрисовывают и душевный мир действующих лиц. В 4к. во время вальса уже завязывается ссора между Онегиным и Ленским, и таким образом, вальс становится выражением развертывающихся событий. Всё это показывает срастание музыкальных характеристик героев и среды.

Чайковский предназначал свои «лирические сцены» (он даже не хотел называть «Онегина» оперой) для исполнения учащимися Московской консерватории: «...при той разумной постановке, превосходном ансамбле, которого Рубинштейн и Самарин добиваются на консерваторских спектаклях, я все-таки буду более удовлетворен Консерваторией, чем исполнением моей оперы на большой сцене, хотя бы даже и в Петербурге... А главное, в Консерватории при постановке не будет той пошлой убийственной рутины, тех кидающихся в глаза анахронизмов и нонсенсов, без которых не обходится казенная постановка».

Евгений Онегин» был впервые исполнен силами учащихся Московской консерватории 29 марта 1879 года.

Успех был умеренный. Были люди, сразу оценившие оперу. «Николай Григорьевич Рубинштейн, который очень скуп на похвалы, сказал мне, что он влюблен в эту музыку. Танеев после первого акта хотел мне выразить свое сочувствие, но вместо того разрыдался», — писал Чайковский. Другие (в том числе учитель Чайковского Антон Рубинштейн) не смогли сразу понять «Онегина», а большинство отзывов прессы было прямо-таки смехотворно. Потребовалось время, чтобы новое произведение завоевало слушателей. Этому немало способствовало и появление клавира «лирических сцен» в издании П. И. Юргенсона.


Постепенно «Евгений Онегин» начинает приобретать популярность. В 1881 году его ставит московский Большой театр, в 1884 году — петербургский Мариинский; опера обошла также провинциальные сцены. В «Онегине» выступали едва ли не все выдающиеся певцы прошлого. Эпоху составило исполнение партии Онегина П. Хохловым и Ленского — Л. Собиновым.

В 1888 году опера была впервые поставлена за рубежом — в Праге, с участием певицы Б. Лаутерер-Фёрстер. «...Татьяна такая, о какой я никогда и мечтать не мог», — отозвался о ней Чайковский, дирижировавший премьерой. Охотно пели в «Онегине» итальянские гастролеры М. Баттистини (Онегин), А. Мазини (Ленский), З. Арнольдсон (Татьяна).

В нашей стране опера зазвучала в десятках городов, на многих языках (только в одном Большом театре Союза ССР число спектаклей перешло за 1500). Любителям музыки хорошо знакомы имена лучших исполнителей этой оперы. Мы имеем возможность слушать их не только в театре, но и в записи на грампластинки и по радио. Вот несколько имен: П. Норцов, С. Мигай, П. Лисициан, Т. Куузик, Г. Отс, Н. Ворвулев — Онегин; Е. Кругликова, Н. Шпиллер, К. Байсеитова, С. Киизбаева, Р. Млодек — Татьяна; И. Козловский, С. Лемешев, П. Белинник, И. Болотин — Ленский. В последнее время известность завоевали Г. Вишневская и Т. Милашкина — Татьяна, Е. Кибкало — Онегин. Ставят «Онегина» и самодеятельные коллективы.

Опера была экранизирована, и с ней смогли познакомиться жители даже самых отдаленных районов страны.

Успех «Евгения Онегина» все более и более возрастает. Сбывается мечта Чайковского, который писал: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».