Файл: Chaykovsky_stsena_bala_Evgeny_Onegin.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диатонические полутоны интонируются достаточно широко, а хроматические максимально узко и аккуратно:

Основной тип звуковедения – legato- непрерывное, плавное звучание. Для достижения качественного legato необходимо максимально быстро проговаривать согласные звуки, присоединяя их к последующим гласным. Трудность вызывает то, что связно нужно спеть практически не развитую мелодическую линию. Особенно сложно будет петь legato партиям в мелодическом рисунке которых очень часто встречается пение на одном звуке и с неразвитой мелодической линией.

Чтобы добиться связности можно порекомендовать спеть несколько раз в более быстром темпе. Но тут надо опасаться потери качества звука, потери весомости и глубины характера. И конечно, правильное произношение слов при пении тоже поможет добиться legato. То есть перенос согласной, замыкающей слог к следующему слогу

Но опять таки следует очень четко, ясно и быстро проговаривать согласные, так как невнятность и размытость их произношения может спровоцировать потерю образа.

Что касается marcato,

которое встречается не очень часто, буквально в двух местах, то снова возникает опасность пения по слогам, так как медленный темп и громкая динамика могут отдалить от исполнителей и слушателей смысл текста. Поэтому опять важна фразировка и четкие снятия по руке дирижера.

Чтобы суметь создать образ, характер произведения требуется и разная атака звука.

Твердая атака – плотное смыкание голосовой щели до начала выдоха. Она используется в самом начале произведения. Это одновременно поможет зафиксировать силу звука, главное избежать его форсирования.

Мягкая атака – сближение связок одновременно с началом выдоха. Мягкая атака используется на протяжении всего второго раздела и в завершении всего произведения.

При атаке, независимо от ее типа не должно быть «подъездов» и шумовых призвуков. Переход от звука к звуку должен совершаться сразу, без glissando.

Работа над словом и вокалом всегда тесно связана с работой над дыханием. Для исполнения этого произведения необходимо смешанное – цепное:


- общехоровое дыхание используется на границах фраз, а так же на стыках частей и эпизодов;

- дыхание по партиям в основном используется в полифонических эпизодах, а так же при диалоге хора с солистом или солистов:


Исполнительский анализ.

В исполнительском плане произведение не очень сложно. Фразировку диктует литературный текст и движение мелодической линии. Достаточно подвижный темп не позволяет искать смысловую вершину в каждой фразе, поэтому фразировка в данном случае строится предложениями:

Однако с точки зрения динамики и темпа произведение достаточно разнообразно. Темп и динамика должны быть четко отражены в жесте дирижера, в первую очередь это касается ауфтакта:

Очень часто композитором применяется динамика mf, f, f, fff, следует следить за тем, чтобы хор не форсировал звучание, особенно при исполнении штриха marcato.

Финал сцены требует от хора технического владения голосовым аппаратом, быстрого, компактного дыхания в темпе, и утрированного крепкого произношения текста.

В вальсе одной из проблемой дирижирования является непрерывность музыкального развития. Большую роль в создании ощущения непрерывности играет правильное соотношение долей по силе. В небольшом построении не должно быть несколько опорных, одинаково тяжелых долей, так как это расчленит предложение, уничтожит внутреннюю динамику развития мелодии. Передать о направление движения лучше всего отобразив в жесте протяженность непрерывность звукового потока.

Один образ, который вплоть до финального эпизода излагается в сцене, так же способствует простоте исполнения. Тем не менее, драматический контраст, который появляется в эпизоде Ленского и пронизывает репризу важно не только ярко показать, но и, что главное, удержать до последнего аккорда оркестрового заключения:

Яркость и колорит данной сцены делают его ярким концертным номером, который может войти в репертуар профессионального и студенческого хорового коллектива.

Список литературы:

  1. Асафьев «О музыке Чайковского» , избранное Л,1972

  2. Протопопов Б.А. «Оперное творчество Чайковского», М. 1957.

  3. Розенберг «Русская опера на рубеже 20 века» , М. Л.1956

  4. Цуккерман «Выразительные средства лирики Чайковского», М. 1971

  5. Чайковский «Об опере и балете», М. 1960

  6. Черная Е. «Евгений Онегин» Чайковского, М.1960