ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
Зеленый шум
Чесноков
Введение
Как часто бывает - ждешь какого-то события как чего-то ординарного, обычного, а оно вдруг врывается в твою жизнь бурным потоком, нахлынувшим словно горная лавина. Так описывает приход весны в своем стихотворении Некрасов, называя ее - Зеленый Шум. И впрямь: темные, безжизненные склоны и скучные ветви деревьев недолго остаются такими после того, как сойдет снег - этот момент трудно уловить, но настает день, и внутри каждого растения начинает гудеть тонкая невидимая струна, вот-вот готовая лопнуть и расплескаться повсюду изумрудно-зеленым звуком. Сотни таких струн, настроенных в разных ладах, вдруг пробуждаются одновременно - и человек теряется среди зеленого шума, явившего себя в одночасье. Излюбленная тема для поэтов, тема природы не осталась и без внимания композиторов - поэтому на стихотворение Некрасова "Зеленый шум" П. Чесноков написал свою музыку.
Анализ
"Зеленый шум" написан в рондальной форме. Роль рефрена в этом сочинении играет период, в котором звучат слова "Идет гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум!". Остальные части являются эпизодами, развивающими образное содержание литературного текста и контрастирующими друг с другом. Таким образом, форму этого произведения можно обозначить как a-b-a-c-a. Сочинение написано в размере 6/8, исполняется оно в быстром темпе - "Очень скоро". Быстрый темп и шестидольность акцентируют радостную, бурную концепцию этой музыки и вносят в нее элемент танцевальности. Метроритмические рисунки основаны на традиционных для этого размера фигурациях и потому не должные вызывать у исполнителей каких-либо трудностей. Основная тональность "Зеленого шума" - ми-минор с модуляцией в одноименный мажор во втором эпизоде. Характер музыки - восторженный, ликующий, наполненный внутренним стремлением, которое вызвано образным содержанием текста.
Начинается "Зеленый шум" оркестровым вступлением. Тремоло в левой руке на низких нотах, начавшееся в динамике pp, вырастает до f - словно какой-то вал нахлынул издалека и смял под собой весь мир. На ff звучит тема сопровождения, характеризующая рефрен - это быстрые хроматические ходы вниз с "ми" до "си", призванные имитировать безудержный поток несущейся весны. Хоровые партии звучат в унисон через; их тема, начавшись из-за такта, строится на постоянном опевании тонического центра и несет в себе оттенок гимничности за счет повторности и унисонного движения голосов. В сопровождении на протяжении всего рефрена сохраняются нисходящие интонации хроматизмами. Слова этого раздела, как уже было отмечено, - "Идет гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум!".
Первый эпизод исполняется в исходной тональности ми-минор. Литературный текст - "Играючи расходится вдруг ветер верховой: качнет листы ольховые, подымет пыль цветочную, как облако: все зелено, и воздух и вода!". Хоровые партии, не приобретая самостоятельности, звучат уже в гомофонно-гармонической фактуре; четырехголосие позволяет композитору широко развивать тематическую линию за счет ярких гармонических красок, в целом очень характерных для творчества Чеснокова. Мелодия движется порывисто - поступенно поднимается вверх, после чего опускается до прежней высоты. Динамика - mf в течение всего эпизода, и лишь последняя фраза ("...все зелено, и воздух и вода") исполняется на p. В сопровождении звучит преимущественно аккордовая фактура, которая украшается короткими хроматическими пассажами в разных октавах, продолжающими линию рефрена. В целом же аккомпанирующая роль фортепиано в этом эпизоде сводится к имитации всплесков, порывов, на что указывают восходящие интонации в правой руке. Под конец эпизода в партии фортепиано звучит длинный восходящий пассаж, который логично переходит в рефрен.
Второй эпизод исполняется в тональности ми-мажор, вводимой сопоставлением после длинной тремолирующей педали в басу фортепиано. Слова в этом эпизоде такие: "Как молоком облитые, стоят сады вишневые, тихохонько шумят; пригреты теплым солнышком, шумят повеселелые сосновые леса; а рядом новой зеленью лепечут песню новую и липа бледнолистая, и белая березонька с зеленую косой! Шумит тростинка малая, шумит высокий клен... Шумят они по-новому, по-новому, весеннему...". На протяжении всего длинного эпизода происходит ряд гармонических смен, в который входят такие тональности, как ми-мажор, соль-диез мажор, до-мажор и ре-минор. Фактура сопровождения имитирует звучание гитары, на что указывают характерные переборы в левой руке и сочетание бас-аккорд в правой руке. Мелодика в хоровых партиях приобретает певучие черты за счет широких скачков с последующим плавным движением. Цепочка модуляций высвечивает весь круг образов, заложенных в тексте, - как уже было отмечено, Чесноков очень часто пользуется приемами смены гармонических красок в своих произведениях. Динамически вся эта часть исполняется на p, что позволяет за счет невысокой динамики добиться особой прозрачности и тонкости звучания. После этого эпизода вновь повторяется рефрен, дополненный тройным повтором слов "Идет - Гудет - Идет" с выдержанными длительностями. Завершается сочинение коротким, но ярким восходящим пассажем в партии фортепиано на fff.
Фактура "Зеленого шума" - гомофонно-гармоническая. В его тональный план помимо тонической гармонии входит ряд отклонений и модуляций в такие тональности, как E-dur, Gis-dur, C-dur, d-moll. Особенности гармонического языка композитора усиливают художественное воздействие этой музыки на слушателя. Исполняется это произведение однородным женским хором, тембральные особенности которого позволяют изобразить яркие, сочные краски наступившей весны. Диапазоны партий в этом сочинении выглядят следующим образом:
Сопрано 1: ми 1 октавы – соль 2 октавы Сопрано 2: ми 1 октавы – соль 2 октавы Альт 1: си малой октавы – си 1 октавы Альт 2: ля малой октавы - соль-диез 1 октавы
Это произведение исполняется с сопровождением фортепиано, причем аккомпанемент играет здесь очень важную звукоизобразительную роль. К трудностям при исполнении "Зеленого шума" можно отнести интонационные сложности (как в вертикальном строе при отклонениях, так и в горизонтальном строе); динамику, варьирующуюся в своем диапазоне от p до ff; необходимость четко разграничить образное содержание частей, а также дикционные особенности.