ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 24

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ивушка

Словацкая народная песня

Обработка для смешенного хора Е. Красотиной

Перевод С. Гинзберг

Евгения Алексеевна Красотина – хоровой дирижер, преподаватель хоровых дисциплин, родилась 7 июня 1924 года в Москве.

Окончив Музыкальное училище при московской консерватории по классу дирижирования у М. О. Бондарь, Е. А поступила в Московскую консерваторию в класс К. М. Лебедева.

После получения высшего образования она начала свою преподавательскую деятельность в Музыкальном училище при Московской Государственной консерватории

По классу дирижирования и чтения хоровых партитур ( с 1950 – 1980г.) У Евгении Алексеевны было очень трепетное отношение к студентам, она уделяла им много времени. Хоровую практику студенты проходили в Руководимых ею самодеятельных хорах.

С 1953 по 1957 гг. Елена Красотина является стажером хормейстером Большого Академического театра оперы и балета. В 1960-61 гг. работает ассистентом кафедры дирижирования Московского Государственного Заочного педагогического института. В 1970г. защищает кандидатскую диссертацию и с 1972 г. становится заведующей кафедрой. А в 1974 ей присваивается звание доцента кафедры дирижирования.

В институте Красотина преподает дирижирование, чтение хоровых партитур, читает курс хороведения, руководит хоровыми коллективами. За время работы в институте Евгенией Алексеевной написаны 2 статьи по хоровому искусству: «формирование музыкально-слуховых представлений в работе над хоровой партитурой», «Проблема формирования музыкальных способностей».

В течении ряда лет Красотина в соавторстве с К. Рюминой и Ю. Левитом создает курс дирижирования хором для средних учебных заведений, который отражается в соответствующих хрестоматиях по дирижированию. В каждом выпуске издаются её переложения или оброботки для хора.

Словацкая песня Ивушка написана как повествование, в ней идет сравнение дерева и человека. Дереву как и человеку присущи человеческие черты, чувство. Это близость с природой свойственна большинству народных песен. Произведение мягкого и лиричного, но в то же время тревожного и скорбно характера характера, оно рассказывает о нелегкой сиротской доле, передает эмоциональное состояние сироты..

Гомофонно-гармонический хоральный или аккордовый склад письма в совокупности с умеренным, сдержанным (andante ) движением тоже передают тоску и печаль.


Произведение однотональное фа минор (f-moll). Гармоническое изложение усложненное, присутствует много хроматизмов. Сложность в интонировании седьмой натуральной ступени после седьмой гармонической. В первом предложении ре бекар и ми бекар являются мелодическим видом минора. Си бекар является хроматизмом. Жалобные интонации подчеркивают горе. Все произдение построено на интонации Ламенто, на нисходящих интервалах.

Размер простой двухчастный (две четверти), движение равномерное. Основная ритмическая фигура – синкопа, встречается только внутри тактовая синкопа. Она подчеркивает тревогу, Произведение идет восьмыми длительностями. Если пунктир передает как бы вздохи человека, то движение восьмыми передают взволнованность. Темп равномерный на протяжении всего произведения, но в третьем куплете движение идет более взволнованно, более воодушевленно(animato).

Форма произведения куплетная. Всего четыре куплета. Первый куплет представляет собой период повторного строения, однотональный, где обе каденции являются половинными автентическими. Второй куплет состоит из фразы и ее точной репризы. Третий куплет это варьированный первый куплет, а четвертый – варьированный второй куплет. Присутствует небольшое окончание.

Тип хора смешанный, вид хора шестиголосный. Диапазоны партий:

Сопрано –

Альты -

Тенора -

Басы –

Все скачки поются на легато, мягко. Тесситура: средняя самая низкая нота – ля большой октавы, самая высокая – соль первой октавы.

Характер звуковедения легатный, мягкий но точный. Дыхание цепное, общее дыхание в конце каждой фразы в первом и втором куплете и между третьим и четвертым куплетами, между двумя фразами, в третьем и четвертом куплете, дыхание не берется. Атака звука мягкая.

У сопрано скачки встречаются на чистую квинту,

на большую септиму,

на чистую кварту,

На чистую октаву,

У альтов скачки на чистую кварту,

на чистую квинту,

У теноров на чистую кварту,

На большую сексту

У басов на чистую октаву,

На чистую квинту,


На чистую кварту,

Встречаются такие хроматизмы как четвертая повышенная ступень си бекар. (двойная доминанта), шестая и седьмая повышенные ступени Аккордовые вертикали надо отстраивать вне ритма по руке дирижера. Также выверению строя способствует исполнение уверенным плотным звуком.

Темповый и ритмический ансамбль требует соблюдения внутренней пульсации, нужно уметь показывать синкопу в одной руке и ровную долю во второй. В произведении присутствуют 5 синкопы, одна из которых не снимаемая, нужно чувствовать их длину и не затягивать их. Синкопы находятся после каждой фразы в первом и втором куплете и еще одна синкопа в четвертом куплете, между первой и второй фразой. Также присутствует синкопа на последней ноте произведения.

Динамическое развитие произведения: первая фраза первого куплета начинается p, вторая фраза идет на mp и приходит ко второму куплету и mf на первой фразе. Вторая фраза второго куплета pp. Третий куплет начинает развитие на mf и продолжает одну линию вплоть до четвертого куплета, где subito p которое приходит к ff на второй фразе и которое постепенно до конца уходит на diminuendo к pp. В произведении важно показать контраст между близко стоящими по динамике оттенками. Сделать третий куплет более оживленным.

Дирижерский жест должен быть мягкий кистевой, очень легатный. Синкопу надо показывать точно, но не дергаясь, в тактах с синкопами нужно подчеркнуть первую долю.. Лирический характер должен быть передан плавным, спокойным жестом. На синкопах требуется останавливать руку и задерживать долю.