ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
Хор «Грусть» создал Франсис Жан Марсель Пуленк – французский композитор, пианист, критик, виднейший из участников французской «Шестёрки». Будущий композитор родился в семье крупного фабриканта 7 января 1899 года в Париже. Его мать была первой учительницей Франсиса. Она передала сыну свою безграничную любовь к музыке, преклонение перед В.А. Моцартом, Р.Шуманом, Ф.Шубертом, Ф.Шопеном. С 15 лет музыкальное образование Пуленка продолжалось под руководством пианиста Рикардо Виньеса и композитора Шарля Кёклена, которые приобщили молодого музыканта к современному искусству, к творчеству К.Дебюсси, М.Равеля, а также к творчеству новых кумиров молодого поколения — И.Стравинского и Э.Сати.
Молодость Пуленка совпала с годами первой мировой войны. Он был призван в армию. Это помешало ему поступить в консерваторию. Однако на музыкальной арене Парижа Пуленк появился рано. В 1917 году восемнадцатилетний композитор дебютировал на одном из концертов новой музыки «Негритянской рапсодией» для баритона и инструментального ансамбля. Это произведение имело такой шумный успех, что Пуленк сразу стал знаменитостью. О нем заговорили. Вдохновленный успехом, Франсис вслед за «Негритянской рапсодией» создает вокальный цикл «Бестиарий» (на стихи Г.Аполлинера), «Кокарды» (на стихи Ж.Кокто); фортепианные пьесы «Вечные движения», «Прогулки»; хореографический концерт для фортепиано с оркестром «Утренняя серенада». Начиная с 1933 года, он много выступал как аккомпаниатор вместе с певцом П.Бернаком, первым исполнителем многих вокальных сочинений Пуленка. В годы 2-й Мировой войны он участвовал в движении Сопротивления.
Пуленк вошёл в историю музыки как участник творческого содружества «Шестёрка». В «Шестёрке»— самый молодой, едва перешагнувший порог двадцатилетия,- он сразу завоевал авторитет и всеобщую любовь своим талантом - самобытным, живым, непосредственным, а также чисто человеческими качествами - неизмеримым юмором, добротой и чистосердечностью, а главное - умением одаривать людей своей необыкновенной дружбой. Период, когда Франсис Пуленк состоял в группе «Шести» является самым ярким в его жизни и творчестве, одновременно заложившим основы его популярности и профессиональной карьеры.
Наследие композитора составляют около 150 произведений. Наибольшей художественной ценностью обладает его вокальная музыка — оперы, кантаты, хоровые циклы, песни, лучшие из которых написаны на стихи П.Элюара. Именно в этих жанрах по-настоящему открылся щедрый дар Пуленка - мелодиста. Его мелодии, подобно мелодиям Моцарта, Шуберта, Шопена, сочетают в себе обезоруживающую простоту, тонкость и психологическую глубину, служат выражением души человеческой. Именно мелодическое обаяние обеспечило длительный и непреходящий успех музыке Пуленка во Франции и за ее пределами. Он написал оперы «Груди Терезия» (1947), «Диалоги кармелиток» (1957), моно-оперу «Человеческий голос» (1959); балеты «Лани» (1924), «Примерные звери» (1942); кантаты «Засуха», «Лик человеческий» (1943), «Бал-маскарад»; 2 марша и интермедия для камерного оркестра (1938); 2 интермеццо для фортепиано (1934). Так же он создал концерт-балет для фортепиано и 18 инструментов (1929), Сельский концерт для чембало (клавесина) и оркестра (1938), концерт для 2-х фортепиано с оркестром (1932), концерт для органа, струнного оркестра и литавр (1938); Месса (1937). Вокальные циклы «Галантные празднества» (1943) и 5 романсов на стихи Ронсара (1924-1925) находятся в числе наиболее часто исполняемых произведений композитора.
Франсис Пуленк умер 30 января 1963 года в Париже, похоронен на кладбище Пер-Лашез.
Автором литературного текста является французский поэт Поль Элюар. Он родился 14 декабря 1895 года в Сен-Дени. Он учился в Париже, но в 1912 году у юного Элюара был обнаружен туберкулёз, и он был вынужден прервать свою учёбу и уехать лечиться в Швейцарию. Там в санатории он познакомился с Еленой Дьяконовой, которую называл «Гала». Она стала его музой, именно тогда он начал писать стихи. В 1917 году Поль Элюар и Гала поженились, а через год у них родилась дочь. Поэт участвовал в Первой Мировой войне как санитар в госпитале. На фронте он написал сборник стихов, впервые подписавшись именем Поль Элюар. В 1918 его «открыл» Жан Полан. Он же познакомил его с Бретоном, Арагоном, Максом Эрнстом. Вместе с ними Элюар стал одним из основателей дадаизма, а затем сюрреализма. В 1923 году он порвал с дадаизмом, поссорился с Тристаном Тцара. В 1926 году Элюар вместе с другими сюрреалистами вступил в коммунистическую партию, а в 1933 был исключён за антисоветские высказывания. В 1929 Поль Элюар встречает Сальвадора Дали и с ним же позднее знакомит свою жену. Гала принимает решение уйти от Элюара к Дали, который по этому случаю написал «Портрет Поля Элюара». Накануне публикации сборника «Mourir de ne pas mourir» («Умирать оттого, что не умираешь»), о котором Поль Элюар сказал, что это будет его последняя книга, он, не предупредив никого, отправился в путешествие. Гала и его друзья думали, что он мёртв. Это путешествие вокруг света длилось семь месяцев. Тогда он повстречал Марию Бенц (Нуш), его новую музу, а в будущем супругу. В 1930 году Гала окончательно ушла от Элюара к Дали, а в 1934 он женился на Нуш. Во время Гражданской войны в Испании Поль выступал против франкистского движения. В те годы он сблизился с Пабло Пикассо; именно картина художника «Герника» вдохновила Элюара на написание поэмы «Победа Герники». В начале Второй мировой войны Поль обосновался в Париже и начал активную борьбу против оккупировавших Францию нацистов. Он писал стихи, чтобы поддержать дух партизан в годы Сопротивления. Листовки с текстом одного из самых знаменитых произведений Элюара «Свобода» были сброшены английскими самолётами над Францией. В 1942 году, уже в подполье, он был вновь принят в коммунистическую партию. После войны поэта постиг новый удар, смерть любимой жены Нуш. Поль Элюар путешествовал по всему миру, участвуя в различных конгрессах, посвящённых миру и как представитель движения сюрреалистов. В 1950 году, в Варшаве, он присутствовал на разработке Всемирного Совета Мира. В том же году он познакомился с Доминик Лемор. Они сочетались браком в 1951. Поль написал сборник стихов «Феникс», посвящённых их отношениям и вновь обретённой радости жизни. В феврале 1952 года, поэт представлял французскую культуру на юбилее Виктора Гюго в Москве. 18 ноября 1952 года Поль Элюар скончался от инфаркта и был похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез.
Хор «Грусть» написан для 4х-голосного смешанного хора с divisi у альтов и теноров. Склад изложения – гамофонно-гармонический. Форма произведения 2х-частная. Ι часть – неквадратный период из 2-х предложений (7т+ 5т). ΙΙ часть – так же неквадратный период из 2х предложений (5т+4т).
В Ι предложении Ι части основная тема звучит в партии S. Она состоит из небольших мотивов с короткими паузами. Основная тональность f-moll. Размер 3/4. Композитор использует яркое чередование f-moll и одноимённого F-dur. Тема у S начинается со скачка на октаву вниз от «фа2» до «фа1», затем поднимается поступенно до терцового тона и возвращается к приме. Следующий мотив начинается с примы, поднимается до кварты и, возвращаясь через мажорную терцию, приходит к F-dur.
Далее меняется размер с 3/4 на 4/4. В мелодии появляются восходящие и нисходящие скачки на ч5. В 5 такте размер 3/4, происходит отклонение из f-moll через C-dur в F-dur. В мелодии S звучит терцовый тон f-moll и F-dur. 4 и 5 такты – это одна фраза. Следующая фраза так же состоит из 2х тактов (6 и 7). При этом 4 и 6 такты практически одинаковые (небольшое изменение в партии баса). Ι предложение заканчивается гармоническим тяготением к C-dur. Во ΙΙ предложении основная мелодия звучит в партии А. Она имеет лирический оттенок и звучит соло, а во 2м такте на 4ой доле вступают Т и Б, а в 4м такте – S.
ΙΙ часть начинается с темы в партии Б, звучащей соло, а в 3м такте вступает весь хор. В 4м такте звучат лишь S divisi и А, а в 5м – А, Т и Б.
В 6м такте звучат S divisi, а далее звучат все партии и хор заканчивается на тонике F-dur в мелодическом положении терции.
Композитор использует яркую гармонию: часто звучит умVΙΙ в виде нонаккорда с обращениями, t7, t9, S7 в виде обращений с альтерациями. Так же композитор часто использует смену f-moll и F-dur, отклонения в доминантовую тональность C-dur, а в завершении Ι части звучит целая цепь отклонений: сначала в тональность VΙΙн – Es-dur, а затем в параллельную тональность As-dur.
Композитор использует чередование размеров 3/4 и 4/4. Это обусловлено соответствием логических ударений и сильных долей в музыкальном тексте. Пуленк использовал различные длительности: , , , .
Диапазон хоровых партий:
S: d1 – f2
A: с1- с2
Т: f – g1
Б: F – c1
Общий диапазон: F –f2.
Произведение написано в удобной тесситуре для всех партий, но в партии теноров верхние ноты могут звучать несколько напряженно.
Ансамбль хора естественный. Фактура – плотная.
Так как гармония в этом произведении очень яркая и насыщенная, то и сохранение вертикального строя зависит от точности горизонтального строя. В партии S присутствуют скачки на широкие интервалы: ч8, восходящие и нисходящие ходы на ч5, ув2, но в основном мелодия состоит из поступенного движения. Сложность представляют хроматические ходы с альтерированными ступенями. В партии А встречаются ходы на ч4, а так же альтерированные ступени, восходящие и нисходящие полутоновые интонации, ув2.
В партии Т так же присутствуют хроматические ходы, а так же, скачки на широкие интервалы. Партия Б в Ι предложении Ι части в основном состоит из одной ноты «фа», а начинается с октавного скачка вверх. Во ΙΙ части, когда мелодия звучит у Б, центром интонационного тяготения является нота «до».
Дыхание в паузах и по фразам.
Звуковедение в произведении плавное, legato. В 5т указано secco (сухо), что вместе с длительностями даёт чёткий нюанс. В 8т указано ben legato (очень связно). В 15т – legato, в 17т снова secco.
В начале произведения указано Tranquillo assai – очень спокойно.
Динамика очень разнообразная и контрастная. Хор начинается на «р», в 4т – «mf», в 5т – «рр», в 6т – «mf», в 7т –«р», в 12т – «mf», в 15т – «р», в 16т – «f», в 17т – «рр», а в 18т развивается от «р» до «f» и снова к «р», в 19т – «mf» и завершается хор на «р». Динамические оттенки помогают автору показать своё отношение к грусти, свою любовь к ней. Это подтверждает то, что минорный лад передаёт уход грусти, а мажор – её возвращение. Для передачи эмоций композитор использует смену мажора и минора, тем самым показывая противоречия в своей душе. В теме, звучащей у А, автор задаёт волнующий его вопрос: заставляет ли грусть страдать человека. Он сравнивает грусть со светлым сном. Резкая смена динамики с «f» на «рр» воспринимается как голос разума: грусть не только светлый, но и бесплотный сон.
При исполнении этого произведения необходима очень чёткая дикция. Требуется отчетливое произнесение согласных, особенно согласных, которые замыкают слова в завершении фраз («уходишь», «приходишь», «встречают»); а так же слов, которые исполняются мелкими длительностями ( ) («ты витаешь надо мной», «и бесплотны как сон»).
От исполнителей потребуется точное выполнение ритмических фигур, пауз, фермат. Каждая хоровая партия должна точно интонировать свою мелодию для сохранения общего строя хора. Так же необходимо единство в понимании образа этого произведения и способов его передачи через динамику и характер звучания.
Хор «Грусть» Франсиса Пуленка может быть интересен слушателю тем, что он погружает нас в мир душевных переживаний человека.
Список используемой литературы:
-
Л.А.Безбородова. Дирижирование. Учебное пособие, М.,2000г.
-
А.Лагутин. Музыкальная литература. М., 1999г.
-
Н.Молокова, Т.Крунтяева, А.Ступель. Словарь иностранных музыкальных терминов. Л.,1984г., Изд.4.
-
Н.В.Романовский. Хоровой словарь. Л.,1980г.
-
О. Шаповалова. Музыкальный энциклопедический словарь. М.,2003г.