ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аннотация по произведению

Муз. М. Коваля

Сл. М. Матусовского

«Ильмень - Озеро»

I.Историко-стилистический анализ

Произведение «Ильмень - Озеро» написано для хора a’cappella, в жанре хоровой миниатюры. Композитор Мариан Викторович Коваль, слова написаны поэтом Михаилом Львовичем Матусовским.

Мариа́н Ви́кторович Кова́ль (настоящая фамилия Ковалёв).

Родился 17 августа 1907 года в местечке Вознесенье на берегу Онежского озера. Музыкально образование Коваль получил сначала в музыкальной школе Нижнего Новгорода, где он учился в 1918-1920гг., а в 1921-1925гг. в музыкальном техникуме в Петрограде. С 1925г. Коваль в Москве поступает в консерваторию в класс к М.Ф. Гнесину. Коваль становится членом Проколла и создаёт ряд вокально-хоровых сочинений. Учавствовал в написании первой оратории «Путь Октября» ( пишет два хора «Рваные шершавые» и «Завод»).

В 1929 г. Коваль вступает в члены РАПМа, однако вскоре он выходит из состава его членов. В 1931 году едет на Магнитострой, где работает в бригаде сборщиков металлистических конструкций.

Вторая половина 30-х гг. – период творческой зрелости Коваля, вершиной которого является оратория «Емельян Пугачёв» на слова В. Каменского (1939).

Коваль внёс ценный вклад в развитие советской хоровой музыки. В его хоровых сочинениях хор – это образ народа, главного героя произведений.

В области хорового творчества довоенного периода Ковалем созданы как отдельные сочинения («Долина-долинушка»), так и циклы (сюита «Семья народов»), кантаты («Сказ о партизане»). Разнообразны темы его сочинений. В эти же годы композитор пишет детскую оперу «Волк и семеро козлят»(1939).

В 1940 г. М.В. Коваль вступает в ряды коммунистической партии. В творчестве переходит к более монументальным жанрам.

В послевоенные годы написано много хоровых произведений. Особое место среди них занимают хоры без сопровождения. Он пишет цикл «Пять стихотворений Ф. Тютчева», хоровой вокализ «Траурный прелюд»(1946), для мужского хора сюиту «Песни сибирских охотников» и многие другие произведения.


С 1948 г. Коваль избирается в Правление Союза советских композиторов СССР, а в 1948-1952 гг. является ответственным редактором журнала «Советская музыка».

В 1956 г. Коваль назначается руководителем хора имени Пятницкого, для которого написал ряд произведений(5 лет продолжалась его деятельность в качестве руководителя). Среди них «Славься советский народ», «Три ровесника», «Тополя в дозоре» и др.

В 60-х гг. начинается последний период творчества Коваля. Помимо композиторской деятельности, в эти годы он занимается концертированием, составляет сборники. Композитором был также написан ряд статей о хоровом искусстве.

Умер М.В.Коваль 15 февраля 1971 года в Москве.

Михаи́л Льво́вич Матусо́вский (23 июля 1915, Луганск — 16 июля 1990, Москва) — советский поэт-песенник. Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Родился в Луганске в семье известного фотографа, владельца фотоателье в центре города, а впоследствии лишенца Льва Моисеевича Матусовского и его жены Эсфири Михайловны.

Учился и закончил 13 среднюю школу г. Луганск. Своей первой учительнице Марии Семёновне Тодоровой он впоследствии посвятит свою песню «Школьный вальс».

Окончив строительный техникум в Луганске, Михаил Львович стал работать на заводе. В это же время начал печатать свои стихи в местных газетах и журналах.

Закончил Литературный институт им. А. М. Горького (1939). Слушал лекции Гудзия и Поспелова, Аникста и Исбаха, Асмуса и Соколова. В том же, 1939, он стал членом Союза писателей СССР.

Кандидат филологических наук (диссертация по древнерусской литературе) (1941).

В 1939 году Матусовский три года работал над диссертационным исследованием древнерусской литературы. Защита диссертации, назначенная на 27 июня 1941 не состоялась — началась война, и Матусовский, получив удостоверение военного корреспондента, ушёл на фронт. Его руководитель Н. Гудзия добился разрешения, чтобы защита состоялась без присутствия соискателя, и Матусовский, находясь на фронте, получил телеграмму о присвоении ему степени кандидата филологических наук.

Участник Великой Отечественной войны. Награждён орденом Октябрьской Революции, дважды награждён орденом Трудового Красного Знамени, награждён орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды. Член Союза писателей СССР (1939).

В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом в газетах Западного, Северо-Западного, Второго Белорусского фронтов. Во фронтовых газетах систематически появлялись стихотворные фельетоны и частушки Матусовского. Первая его песня «Вернулся я на родину», созданная совместно с композитором Марком Фрадкиным, прозвучала сразу же после окончания войны.


Во время войны вышли сборники стихов: «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944); в послевоенные годы – сборники и книги стихов и песен: «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Всё, что мне дорого» (1957», «Стихи остаются в строю» (1958), «Подмосковные вечера» (1960), «Как поживаешь, Земля» (1963), «Не забывай» (1964), «Тень человека. Книга стихотворений о Хиросиме, о её борьбе и её страданиях, о её людях и её камнях» (1968), «Это было недавно, это было давно» (1970), «Суть: стихи и поэмы» (1979), «Избранные произведения в двух томах» (1982), «Семейный альбом» (1983) и многие другие.

Памятник Матусовскому установлен в Луганске на Красной площади возле ЛГИКИ.

Текст произведения:


1.Утром заводи подморозило

И раскинулось вдаль и ширь,

Наше озеро, Ильмень-озеро

Словно северный богатырь.

От лесов и рек веет славою,

Не сдадут её никогда

Белостенные, златоглавые

Древнерусские города.

Сердцу нашему всё здесь дорого,

Сосны вечные да луга.

В битву поднялись против ворога

Ильмень-озера берега.

2.В битву поднялись исполинами,

Непреклонные как всегда,

Легендарные и былинные

Древнерусские города.

Мы не склонимся перед ордами,

Не бывать тому не бывать!

Будут вольными, будут гордыми

Город Новгород и Ловать.

Будут заводи полноводными,

Недоступными для врага,

Будут чистыми и свободными

Ильмень-озера берега.

II.Музыкально-теоритический анализ

Хоровая миниатюра «Ильмень-Озеро» написана в куплетной форме.

Мелодия тема стремительная, маршеобразная и боевая. Изложена в основном восьмыми и четвертными нотами. Движение мелодии волнообразное.

Зачастую мелодию тему исполняет партия Т I, за исключением эпизодов с имитационной полифонией, где идёт перекличка между партиями В и Т:

Пример 1

Выбирая «ведущую» партию, Коваль исходит из желания максимально раскрасить звучание хорового коллектива.

Размер 3/4. Во второй части очень часто встречается пунктирный ритм в началах фраз, что подчеркивает решительный характер. Темп умеренно(Moderato = ), к концу второго куплета сильное замедление. Динамика очень разнообразна – от f  в кульминации до pp в конце, претерпевает постоянные изменения. Основная тональность произведения – G-dur.

Фактура произведения гомофонно-гармоническая с элементами имитационной полифонии:

Пример 2

Выбор данного способа изложения музыкального произведения напрямую связан с содержанием литературного текста. С помощью эпизодов с имитационной полифонией Коваль пытается «изобразить» бурю на озере.

Пример 3

III. Вокально-хоровой анализ

Произведение «Ильмень - Озеро» написано для 8-миголосного мужского хора, с divisi в партиях Т и В.

Диапазоны хоровых партий:


Диапазон хора:

h - h1

Диапазон хора составляет 2 октавы. Крайние звуки используются эпизодически. Поэтому рабочий диапазон а б – g1. Если говорить о тесситурной составляющей, то необходимо отметить, что басы, в отличие от теноров, поют только в примарной зоне и их партия вследствие этого не представляет сложность. Теноровая партия более разветвлена, и в ней есть ряд моментов, которые представляют известные тесситурные проблемы.

Исполнение основного мелодического материала поручено партии Т1 ( за исключением эпизодов с имитационной полифонией, где тема проходит в партии В), остальные же голоса выполняют функцию гармонического сопровождения.

Приёмы звуковедения в произведении legato, non legato, marcato. Выбор композитором звуковедения напрямую зависит от содержания литературного текста.

Звуковедение legato используется с 1 по 12 тт. Прием звуковедения legato, является одним из важнейших средств выразительного исполнения мелодии. Этот прием отражает главное в процессе пения - непрерывность, плавность, напевность.

С 13 по 24 тт. характер звуковедения non legato. Прием звуковедения nonlegato означает - не плавно, не связно, предусматривает некоторое подчеркивание каждого звука мелодии, но с обязательным сохранением её непрерывности.

Ну и в заключительных тактах с 25 по 40 звуковедение marcato. Это звуковедение с подчёркнутой твёрдой атакой каждого звука.

Тональность в произведении мажорная, поэтому характер звука «светлый». Он характеризует мощь озера и гордость народа за свою Родину.

При исполнении хоровой миниатюра используются все виды певческого дыхания: общехоровое, по партиям и цепное.

Пример :

общехоровое

Пример :

По партиям

Пример :

Цепное

Произведение содержит ряд значительных трудностей, которые возникнут при его исполнении. В первую очередь интонационного плана.

Строй хора - одно из базовых, фундаментальных понятий музыкальной теории, а так же является одним из основных элементов хоровой звучности. Даже при первом знакомстве с данным произведением мы можем заметит множество трудностей связанные со строем.