Файл: L_Sivukhin_-_Pokuda_krov_moya_burlit.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Историко-эстетический анализ.

Лев Константинович Сивухин (1935-2001) являет собой тот тип музыканта, чья жизнь и судьба значительно шире и масштабнее собственно композиторского творчества. Выбрать какое-то одно, главное, обозначение "жанра" его деятельности невозможно. Артист, хоровой и оркестровый дирижер, талантливый организатор, общественный деятель. Профессор консерватории. Лидер хорового дела в городе. Учитель, вдохновитель "мальчишеского братства", в течение нескольких десятилетий возглавляющий Нижегородскую капеллу мальчиков.

Лев Константинович Сивухин родился в Горьком в 1935 году. Учился он в той самой хоровой капелле. После капеллы - музыкальное училище, затем - Горьковская консерватория, которую Л.К.Сивухин окончил в 1959 году. Хотя на самом деле ко Льву Константиновичу нельзя применить выражение "после капеллы": таких периодов в его жизни не было. Всегда было - "вместе с капеллой".

В 1972 году к хору мальчиков добавился организованный Л.К.Сивухиным камерный хор "Нижний Новгород". Он очень быстро набрал силу и завоевал авторитет профессионалов и признание любителей хоровой музыки и в 1997 г. получил статус муниципального. Не раз коллектив становился победителем певческих конкурсов, причем не только в нашей стране, но и за рубежом (в Болгарии, Италии, Польше, Югославии). В репертуаре хора - произведения самых различных жанров и стилей, от старинной хоровой полифонии до сочинений современных композиторов и фольклорных обработок.

Более 20 лет Л.К.Сивухин руководил хором Дворца пионеров им. В.П.Чкалова, около 10 лет работал руководителем хорового ансамбля ДК УВД Горьковского облисполкома. Он работал с хором Горьковского политехнического института, создал на Горьковском телевидении вокальный ансамбль "Ровесник", организовал телевизионную программу "Голоса эпох" об истории хорового искусства, а также хоровой абонемент Нижегородской государственной филармонии.

Около 10 лет профессор являлся одним из руководителей Всероссийской творческой лаборатории хормейстеров при Министерстве культуры России, он постоянный участник, председатель жюри разнообразных смотров, конкурсов, главный дирижер объединенного хора международного конкурса "Мужское братство", а также главный дирижер сводных хоров г.Нижнего Новгорода и сводного хора Всероссийского конкурса "Поющая Россия".


Огромный вклад вносит Л.К.Сивухин вместе со своими хоро-выми коллективами в дело пропаганды творчества российских, в том числе нижегородских композиторов: А.Касьянова, А.Нестерова, Б.Благовидова, Г.Комракова, Б.Гецелева, С.Стразова, А.Барышева и других. Оба сивухинских коллектива постоянно и активно участвуют в различных музыкальных мероприятиях, проводимых Союзом композиторов. Многие сочинения нижегородцев, такие как кантаты "Чтоб никогда войне не повториться", "Мы - чкаловцы" Г.Комракова, "Мальчишки и солнце" А.Нестерова созданы авторами в тесном контакте с Л.К.Сивухиным.

Естественно, что такое существование "внутри" хорового ис-полнительства привело Л.К.Сивухина к собственному творчеству для хора: его композиторская деятельность всецело связана с хоровым искусством. И что важно: создавая музыку, Сивухин, конечно, ориентируется на возможности руководимых им конкретных коллективов, но при этом его сочинения оказываются желанными и в других хорах, которые их охотно исполняют и постоянно имеют в репертуаре. И это - закономерный результат, обеспеченный не только композиторским талантом, но и виртуозным профессионализмом музыканта.

Основные сочинения для смешанного хора: лирическое концертино для хора с инструментальным ансамблем; хоры и хоровые песни "Марш мира", "Осиновые осени России", "Полечите меня, березки", "Пришла пора", "Поклон", "Разменяла золото на медь", "Дети войны" и др.; хоровые обработки русских народных песен; переложения для хора произведений М.Мусоргского "Веселый час" и "Сиротка".

Для детского хора: кантаты "Боевое задание", "Родина"; сюита "Деревья"; хоры и хоровые песни "Дождик", "Плим", "Летний ливень", "Теплой но-чи", "Сонный слон", "Читаем книгу про войну", "Добрые сны", "Котенок", "Космонавты", "Ты расскажи нам, юнга", "Сто друзей у песенки" и др.

Его своеобразная стилистика, свой почерк легко узнается, запоминается, будь то песни для малышей или серьезные, масштабные композиции. Заняли достойное место в репертуаре детских хоров та-кие песни Л.К.Сивухина, как "Сто друзей у песенки" на стихи М.Мараша или "Ты расскажи нам, юнга" на стихи В.Шамшурина. Один из лучших образцов содружества Л.К.Сивухина с нижегородскими поэтами (к их творчеству он обращается очень часто) - цикл из семи хоров на стихи А.Люкина "Покуда кровь моя бурлит" для смешанного хора без сопровождения.

Первая и последняя его части заключают в себе глубоко патриотический смысл: «Нет страны, чтоб яростней России из развалин к звёзда поднялась». Долг художника – воспеть «тех, творящих чудеса, что подняли до звёзд Россию». В соответствии со смыслом стихов – сдержанная, мужественная и полная достоинства музыка.


Все средние – от второго до шестого – хоры выстроены логично от серьёзного размышления («Дорога») и горестного воспоминания («Погибшему другу») к постепенному просветлению – через лирическое переживание («Вышивальщица») к лихому «Русскому переплясу».

Ясность, непосредственность высказывания, простота и выразительность мелодии, замечательное чувство хора, его красочных и технических возможностей - все эти достоинства хоровой музыки композитора отчетливо предстают в данном сочинении.

«Покуда кровь моя бурлит» завершает этот цикл.


Музыкально-теоретический анализ.

По жанру рассматриваемое произведение представляет собой хоровую миниатюру a cappella, состоящую из 19 тактов. Данная a cappella наиболее близка жанру гимна, что следует уже из содержания литературного текста.

Форма данного сочинения:

Сложный период

кода

1 предложение - период

2 предложение - период

3 такта

1 простое предложение

4 такта

2 простое предложение

4 такта

3 простое предложение

4 такта

4 простое предложение

4 такта

D

(половинная каденция)

VI

T

(полная

завершенная

каденция)

Сочинение носит патриотический характер. Литературный текст имеет различную эмоциональную окраску. Поэт перечисляет различные эмоции, которые испытывает человек, любящий свою Родину – Россию. Композитор передаёт различные эмоциональные состояния с помощью отклонений в тональном плане. Здесь можно отметить стремление композитора к простоте, ясности и прозрачности гармонического изложения. Сочинение начинается в ярком D dur. Первое предложение продолжается отклонением в h moll. Во втором предложении происходит отклонение в e moll, G dur. Третье предложение полностью повторяет музыкальный материал первого предложения. В четвертом предложении композитор применяет отклонение в e moll, G dur, h moll, и заканчивается произведение устойчиво в основной тональности D dur.


Для российского народа характерна тяга к пению, к многоголосию. Песня способна объединить множество людей, помогает воспитать чувства патриотизма. Для создания мощного объёмного звучания, способного передать это чувство народа, композитор использует divisi во всех партиях. Так сочинение начинается с семиголосного аккорда:

Склад письма гомофонно-гармонический с превалированным звучанием верхнего голоса – партии сопрано 1.

Мелодическая линия в данном произведении преимущественно волнообразна, построена на восходящем и нисходящем движении. Подчёркивая широту, масштабность идеи произведения, мелодия построена на широких скачках (так начинается почти каждая фраза в данном сочинении) с последующим нисходящим движением:

1) 2)

Мелодия последней фразы начинается сми первой октавы, и целиком построена на восходящем движении, заканчиваясь на тонике во второй октаве, что способствует созданию у слушателей состояния высочайшего эмоционального подъёма:

Размер произведения сложный однородный – 4/4. Использование затакта вызвано стихотворным размером – ямбом.

С точки зрения метроритма данный хор представляет собой относительно несложное произведение. Для этого произведения характерен следующий ритм:

Частое использование длинных нот в конце фраз также подчёркивает широту, неторопливость, степенность характера произведения.

Динамически хор варьируется от mp до ff. Подобная динамика характерна для сочинений такого плана: она подчёркивает образное содержание музыки и не представляет сложностей при исполнении. В третьем и четвёртом предложении в литературном тексте прославляется природа и народ России. В музыкальном материале автор использует мощное динамическое нарастание (на протяжении 7 тактов), приводящее к яркой (ff) кульминации – коде.