Файл: L_Sivukhin_-_Pokuda_krov_moya_burlit.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Яркость и мощность произведению, кроме динамических красок, придаёт тесное и смешанное расположение аккордов, высокая тесситура в мужском хоре, яркие гармонические краски. Характерно, что композитор использует простые устойчивые гармонии (T, S, D). Альтерация используется только однажды. Это самый яркий аккорд (DD ) на слове «звёзд», подобно ослепительной звезде он ярко горит в конце четвёртого предложения, освещая всё проивзедение и подготавливая устойчивую коду:

DD D T T

Последний аккорд становится более весомым с использованием ферматы

Темп чуть сдержанный, неторопливый, что полностью соответствует торжественному, патриотическому, величавому характеру литературного текста. Авторская пометка характера исполнения – «широко».


Вокально-хоровой анализ.

«Покуда кровь моя бурлит» Л. Сивухина исполняется смешанным хором a cappella. Особенностью хорового письма является внедрение divisi во всех хоровых партиях. За счёт внедрения divisi производится расширение фактурной ткани.

Диапазон хоровых партий:

Сопрано 1: ми 1 октавы – соль 2 октавы

Сопрано2: ми 1 октавы – фа 2 октавы

Альты 1: ми 1 октавы – ре 2 октавы

Альты 2: ми 1 октавы – ре 2 октавы

Тенора 1: ми малой октавы – соль ♯ 1 октавы

Тенора 2: ми малой октавы – фа 1 октавы

Басы 1: ре малой октавы – ре 1 октавы

Басы 2: ре малой октавы – ре 1 октавы

Диапазоны всех хоровых партий широки, используется весь рабочий диапазон. Тесситурные условия во всех хоровых партиях, в основном, благоприятны для свободного, не напряжённого пения. Исключение составляет 18 такт, где в связи с кульминацией композитор использует хоровые голоса в высоком, ярком регистре. В частности, тенорам 1 необходимо спеть соль ♯ 1 октавы, а басам - ре 1 октавы, но проблема разрешима за счёт довольно большой динамики – звучит ff:

Звукообразование строится преимущественно на твёрдой атаке звука, что вполне оправданно как содержанием литературного текста, так и торжественным характером музыки.

В связи с тем, что музыкальная ткань построена на длинных фразах, всё произведение исполняется на цепном дыхании. Дыхание берётся лишь во время пауз. Из этого следует, что общехоровое дыхание нужно брать весьма осторожно и не заметно, иначе порвётся единая нить произведения

Интонационными сложностями являются общехоровые унисоны, с которых начинается каждая фраза:

Как видно из примеров, композитор достаточно часто прибегает в приему общехорового унисона. И это, на мой взгляд, не случайно, ведь, как известно, общий унисон – эффектное, сильнейшее выразительное средство.


Особого внимания требует переход от унисонного пения к гармоническому. Следует отдельно пройти каждую партию и гармонически выверить, затем объединить.

При исполнении скачков певцы должны следить за вокальной ровностью соединения звуков верхнего и нижнего регистров. Оба звука, составляющих интервал, нужно петь в единой позиции.

Интонационную сложность представляет и четвертое предложение, которое требует исполнения нескольких нот на одном звуке:

Нужно обратить внимание певцов на то, что каждый последующий звук поётся с тенденцией к повышению.

Особое значение имеет плавное дыхание, свобода артикуляционного аппарата.

К дикционным трудностям относятся:

- необходимость отнесения согласной, оканчивающей слог, к следующему слову (кровь моя бурлит, покуда; не быть глухим; тех, творящих чудеса; звёзд Россию и др.);

- чёткое произношение буквы р – утрированным звуком (кровь, бурлит, сердце, равнодушным, прославлять, творящих, Россию).

- округлое формирование гласных;

- чёткое произношение согласных в конце слова (бурлит, велит, быть, прославлять, тех, творящих, звёзд);

Дирижёрские трудности.

- работая над произведением, необходимо добиться очень чёткого, выразительного жеста, передающего динамику хора и художественно-эмоциональный образ произведения;

- в начале произведения ауфтакт должен быть собранным, отражающим характер и темп прооизведения;

- показ динамических оттенков, особого внимания требует последняя фраза, которую необходимо от mp привести к ff;

- при достаточно статичном характере и медленном темпе очень важно не потерять внутреннего движения;


Исполнительский анализ.

При работе над произведением дирижёру необходимо всегда стремиться к созданию позитивного творческого состояния в коллективе, но в то же время важно не потерять рабочий настрой. При первом разборе рекомендуется сольфеджирование произведения. Работу над гармоническим строем можно проводить вне ритма, прослушивая все аккорды, уравновешивая звучание всех партий и добиваясь чистого и ровного звука, выстраивая единый динамический ансамбль. Расстановка дыхания обуславливается текстом, а следовательно фразировкой. Здесь приемлемо цепное дыхание. Звук должен быть округлым и прикрытым, а так же плотным. Все акцентированные ноты нужно исполнять очень плотным и активным звуком, но при этом важно не потерять движение. Учитывая то, что при исполнении произведения преобладает твёрдая атака звука, важно следить за тем, чтоб не возникало форсированного звучания.

Очень важна работа над ритмическим ансамблем. Необходимо, что бы каждый певец очень точно выполнял ритмический рисунок. Ритм определяет характер произведения, передает содержание. Нечеткий ритм снижает качество исполнения произведения. Ритмический рисунок должен исполняться всеми певцами одновременно и четко, так как при возникновении ритмического несовпадения нельзя говорить о хорошем общехоровом ансамбле.

Значительное место в работе над произведением должно быть уделено дикции. Правильному произношению поможет хорошая артикуляция, согласные звуки должны произноситься несколько утрированно. Часто в высокой тесситуре артикуляционный аппарат зажимается, а дикция искажается. Дирижёру следует добиваться свободной и естественной артикуляции. Решающее значение в этом имеет свободное движение нижней челюсти.

Важнейший элемент хоровой звучности – ансамбль, который представляет художественное единство и согласованность всех компонентов исполнения. В данном сочинении очень важно соблюдать все виды ансамбля, особенно ритмический, т.к. ритм во всех партиях одинаковый.

Основная задача дирижёра заключается в том, чтобы самому эмоционально прочувствовать произведение и передать эти эмоции хору жестами и мимикой. Важно донести до слушателей смысл литературного содержания хора. Необходимо продумать все логические ударения. Данное произведение должно заинтересовать и хористов, и слушателей.

12