ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

???

Введение

Может ли тот, кто ни разу не полюбил, считать себя настоящим человеком? Достоин ли он этого названия, если в его сердце так и не заполнилась пустота, если его душа не познала мук страсти? Если он равнодушно смотрит в глаза людям, не замечая - или делая вид, что не замечает - всепоглощающего чувства, имя которому - любовь? Счастлив ли тот, нелюбящий? И насколько его мнимое счастье горше той горечи, которая заполняет сердце и заволакивает пеленой взор человека, чьему чувству суждено остаться безответным? А бывает и так, что повздорили влюбленные, не поняли друг друга - и встала между ними стена боли и раздора, которую так хочется проломить, но гордость не позволяет парню сделать первый шаг навстречу воссоединению. И стонет тогда, и плачет влюбленная девушка - вернись ко мне, возлюбленный! - но слова ее стекают солеными каплями в песок. В сокровищнице русской народной музыки немало лирических песен, которые рассказывают о любви, которая вдруг и зазря распалась... и в этой аннотации я хотела бы рассказать о произведении "Говорил-то мне", представляющем собой обработку русской народной песни.

Жанр

По жанру рассматриваемое произведение представляет собой обработку русской народной песни. Для музыки этого жанра характерны особый ладовый и интонационный комплексы (модальность звучания), широкая распевность, глубокое душевное наполнение художественного образа и использование древнерусских языковых форм.

Форма и структура

Сочинение написано в куплетно-вариационной форме. Каждый из куплетов основывается на мелодической интонации запева, но при этом в музыкальную канву добавляются все новые и новые линии, обогащающие тему и вносящие в музыку вариативность. Так, запев исполняется женским хором ("Говорил-то мне мил сердечный друг...", такты 1–6) на динамике pp и представляет собой две трехтактовые фразы, основанные на исходной попевке (сопрано) с досочиненным подголоском у альтов. Второй куплет ("Я наказу-то не послушала...", такты 7–12) строится на той же самой теме у сопрано, но при этом в фактуру вливается уже теноровая партия, играющая роль еще одного подголоска, относительно свободного метроритмически и мелодически от основной темы. Во второй фразе этого куплета вступают басы, создающие гармоническую и тембровую опору для всего ансамбля. В третьем куплете ("Со милым дружком разбранилася...", такты 13–18) три нижних голоса поют с закрытым ртом, тем самым подчеркивая ведущую роль сопрановой партии и организуя мягкую, теплую звуковую "подушку" для мелодии. Crescendo и переход с pp на forte во второй фразе этого куплета ярким динамическим пятном высвечивает кульминационный момент произведения, характеризующий наивысший подъем эмоционального состояния героини этой песни – "Разбранившися, горько плакала". Спад динамики на прежнее pp возвращает прежнее состояние. Последний куплет ("Ты вернись, вернись, мой надежда друг...") - это не плач, не вселенская мольба, а всего лишь просьба, затаенное, робкое желание - на это указывают короткие нисходящие попевки шестнадцатыми в верхнем голосе и усиление роли гармонического сопровождения с элементами полифонизации.


Мелодия

Развитие мелодического рисунка в этом хоре строится достаточно традиционно для лирической народной песни. Мелодия звучит в верхнем голосе; остальные хоровые партии играют роль аккомпанемента. Скачки в мелодии характерны для музыки такого рода; они подчеркивают ламентозность и экспрессивность музыкальной мысли. Неизменность мелодии на протяжении практически всего произведения позволяет сделать вывод о фактурной вариативности, когда вариации создаются не за счет преобразования мелодии, а за счет изменения фактуры.

Метроритм

Песня "Говорил-то мне" написана в четырехдольном размере (4/4). Метроритм в этом сочинении подчиняется законам традиционной композиции в контексте опоры на фольклорное наследие – это выражается в четком ритмическом рисунке и распевах.

Ладотональный план

Основная тональность произведения - натуральный a-moll. Особенности модального лада, к которому относится этот ля-минор, выражаются в использовании звуковых сочетаний, несвойственных классической гармонии, в характерных мелодических фигурациях, а также в опоре на чистое "ми" в конце каждой фразы. Несмотря на модальность, в каждом куплете можно выявить полный функциональный оборот T-S-D с отклонениями в третью и шестую ступени лада.

Фактура

Фактура произведения - гомофонно-гармоническая с элементами полифонии. Голоса связаны между собой четкими гармоническими вертикалями, но в то же время некоторым голосам в отдельные моменты свойственна свобода (что можно заметить, например, в последнем куплете). Мелодия звучит в верхнем голосе; остальные хоровые партии играют роль подголоска.

Тип и вид хора

Произведение исполняется смешанным хором a capella в составе:

Сопрано Альт 1 Альт 2 Тенор Бас 1 Бас 2

Соло звучит у сопрано, как наиболее лиричного голоса, способного выразить глубокие человеческие переживания. Остальные голоса создают тембровую опору для сопрано, еще сильнее подчеркивая его выразительную роль.

Диапазоны хоровых партий

Сопрано: си малой октавы – ми 2 октавы Альт: ля малой октавы – до 2 октавы Тенор: ми малой октавы – фа 1 октавы Бас: ля большой октавы – ре 1 октавы Общий: ля большой октавы – ми 2 октавы

Тесситурные условия партий. Анализ динамического диапазона

Все партии хора находятся в достаточно мягких тесситурных условиях. Динамически хор варьируется от ppp до f. Подобная динамика характерна для лирических народных песен; она подчеркивает глубину духа русского человека на тихом звучании и выражает яркость переживаний на большой динамике. Звукообразование в этом сочинении должно строиться на мягкой атаке.


Дыхание

В связи с тем, что музыкальная ткань построена в основном на относительно коротких фразах, дыхание должно быть общехоровым; его следует брать на паузах между фразами. Все аккордовые подголоски, тем не менее, рекомендуется исполнять на цепном дыхании, чтобы не терять педальной гармонии в нижних голосах.

Дикция

Дикционно это сочинение представляется несложным, так как основная текстовая нагрузка ложится на одну хоровую партию. Тем не менее, хормейстер должен внимательно отнестись к вопросу дикционно-орфоэпического ансамбля при разучивании этого сочинения, чтобы не потерять слово.

Темп

Произведение исполняется в темпе Dolce, con moto – "Певуче, с движением". Народная музыка, впрочем, редко строится на непрерывном и четком движении, поэтому в каждой фразе нужно сделать небольшое агогическое развитие.

Трудности

При разучивании этого произведения необходимо обратить внимание на такие элементы, как строй (в произведениях без сопровождения он, как правило, "ползет") и интонацию; а также на динамику (пение на небольшой громкости представляет собой достаточную сложность) и на дикцию.