ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
???
Введение
Может ли тот, кто ни разу не полюбил, считать себя настоящим человеком? Достоин ли он этого названия, если в его сердце так и не заполнилась пустота, если его душа не познала мук страсти? Если он равнодушно смотрит в глаза людям, не замечая - или делая вид, что не замечает - всепоглощающего чувства, имя которому - любовь? Счастлив ли тот, нелюбящий? И насколько его мнимое счастье горше той горечи, которая заполняет сердце и заволакивает пеленой взор человека, чьему чувству суждено остаться безответным? А бывает и так, что повздорили влюбленные, не поняли друг друга - и встала между ними стена боли и раздора, которую так хочется проломить, но гордость не позволяет парню сделать первый шаг навстречу воссоединению. И стонет тогда, и плачет влюбленная девушка - вернись ко мне, возлюбленный! - но слова ее стекают солеными каплями в песок. В сокровищнице русской народной музыки немало лирических песен, которые рассказывают о любви, которая вдруг и зазря распалась... и в этой аннотации я хотела бы рассказать о произведении "Говорил-то мне", представляющем собой обработку русской народной песни.
Жанр
По жанру рассматриваемое произведение представляет собой обработку русской народной песни. Для музыки этого жанра характерны особый ладовый и интонационный комплексы (модальность звучания), широкая распевность, глубокое душевное наполнение художественного образа и использование древнерусских языковых форм.
Форма и структура
Сочинение написано в куплетно-вариационной форме. Каждый из куплетов основывается на мелодической интонации запева, но при этом в музыкальную канву добавляются все новые и новые линии, обогащающие тему и вносящие в музыку вариативность. Так, запев исполняется женским хором ("Говорил-то мне мил сердечный друг...", такты 1–6) на динамике pp и представляет собой две трехтактовые фразы, основанные на исходной попевке (сопрано) с досочиненным подголоском у альтов. Второй куплет ("Я наказу-то не послушала...", такты 7–12) строится на той же самой теме у сопрано, но при этом в фактуру вливается уже теноровая партия, играющая роль еще одного подголоска, относительно свободного метроритмически и мелодически от основной темы. Во второй фразе этого куплета вступают басы, создающие гармоническую и тембровую опору для всего ансамбля. В третьем куплете ("Со милым дружком разбранилася...", такты 13–18) три нижних голоса поют с закрытым ртом, тем самым подчеркивая ведущую роль сопрановой партии и организуя мягкую, теплую звуковую "подушку" для мелодии. Crescendo и переход с pp на forte во второй фразе этого куплета ярким динамическим пятном высвечивает кульминационный момент произведения, характеризующий наивысший подъем эмоционального состояния героини этой песни – "Разбранившися, горько плакала". Спад динамики на прежнее pp возвращает прежнее состояние. Последний куплет ("Ты вернись, вернись, мой надежда друг...") - это не плач, не вселенская мольба, а всего лишь просьба, затаенное, робкое желание - на это указывают короткие нисходящие попевки шестнадцатыми в верхнем голосе и усиление роли гармонического сопровождения с элементами полифонизации.
Мелодия
Развитие мелодического рисунка в этом хоре строится достаточно традиционно для лирической народной песни. Мелодия звучит в верхнем голосе; остальные хоровые партии играют роль аккомпанемента. Скачки в мелодии характерны для музыки такого рода; они подчеркивают ламентозность и экспрессивность музыкальной мысли. Неизменность мелодии на протяжении практически всего произведения позволяет сделать вывод о фактурной вариативности, когда вариации создаются не за счет преобразования мелодии, а за счет изменения фактуры.
Метроритм
Песня "Говорил-то мне" написана в четырехдольном размере (4/4). Метроритм в этом сочинении подчиняется законам традиционной композиции в контексте опоры на фольклорное наследие – это выражается в четком ритмическом рисунке и распевах.
Ладотональный план
Основная тональность произведения - натуральный a-moll. Особенности модального лада, к которому относится этот ля-минор, выражаются в использовании звуковых сочетаний, несвойственных классической гармонии, в характерных мелодических фигурациях, а также в опоре на чистое "ми" в конце каждой фразы. Несмотря на модальность, в каждом куплете можно выявить полный функциональный оборот T-S-D с отклонениями в третью и шестую ступени лада.
Фактура
Фактура произведения - гомофонно-гармоническая с элементами полифонии. Голоса связаны между собой четкими гармоническими вертикалями, но в то же время некоторым голосам в отдельные моменты свойственна свобода (что можно заметить, например, в последнем куплете). Мелодия звучит в верхнем голосе; остальные хоровые партии играют роль подголоска.
Тип и вид хора
Произведение исполняется смешанным хором a capella в составе:
Сопрано Альт 1 Альт 2 Тенор Бас 1 Бас 2
Соло звучит у сопрано, как наиболее лиричного голоса, способного выразить глубокие человеческие переживания. Остальные голоса создают тембровую опору для сопрано, еще сильнее подчеркивая его выразительную роль.
Диапазоны хоровых партий
Сопрано: си малой октавы – ми 2 октавы Альт: ля малой октавы – до 2 октавы Тенор: ми малой октавы – фа 1 октавы Бас: ля большой октавы – ре 1 октавы Общий: ля большой октавы – ми 2 октавы
Тесситурные условия партий. Анализ динамического диапазона
Все партии хора находятся в достаточно мягких тесситурных условиях. Динамически хор варьируется от ppp до f. Подобная динамика характерна для лирических народных песен; она подчеркивает глубину духа русского человека на тихом звучании и выражает яркость переживаний на большой динамике. Звукообразование в этом сочинении должно строиться на мягкой атаке.
Дыхание
В связи с тем, что музыкальная ткань построена в основном на относительно коротких фразах, дыхание должно быть общехоровым; его следует брать на паузах между фразами. Все аккордовые подголоски, тем не менее, рекомендуется исполнять на цепном дыхании, чтобы не терять педальной гармонии в нижних голосах.
Дикция
Дикционно это сочинение представляется несложным, так как основная текстовая нагрузка ложится на одну хоровую партию. Тем не менее, хормейстер должен внимательно отнестись к вопросу дикционно-орфоэпического ансамбля при разучивании этого сочинения, чтобы не потерять слово.
Темп
Произведение исполняется в темпе Dolce, con moto – "Певуче, с движением". Народная музыка, впрочем, редко строится на непрерывном и четком движении, поэтому в каждой фразе нужно сделать небольшое агогическое развитие.
Трудности
При разучивании этого произведения необходимо обратить внимание на такие элементы, как строй (в произведениях без сопровождения он, как правило, "ползет") и интонацию; а также на динамику (пение на небольшой громкости представляет собой достаточную сложность) и на дикцию.