ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Автор литературного текста Шарль Фавар
1.3Автор переложения для хора Соколов Владислав Геннадиевич
1.4 Французский композитор Андре Жозеф Экзоде
Глава III. Музыкально - выразительные средства
3.1 Жанр произведения. Хоровой жанр
3.2 Музыкальная форма произведения
3.3 Характеристика тематического материала
3.4 Тональный план и гармонический язык
4.4 Хоровой строй Мелодический строй
4.5 Хоровой ансамбль Интонационный ансамбль
Музыкантова мария анатольевна
АННОТАЦИЯ
к дипломному произведению «Менуэт Экзоде»
музыка Ж.Б. Векерлена, переложение для хора В.Г. Соколова,
текст Ш.С. Фавара перевод Ю. Римской-Корсаковой
Оглавление
Глава I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ…………………4
1.1 Краткая хронология жизни и творчества Ж.Б. Векерлена
1.2 Автор литературного текста Ш.С. Фавар
1.3 Автор переложения для хора В.Г. Соколов
1.4 Французский композитор А. Ж. Экзоде
1.5 Происхождение менуэта
Глава II. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТЕКСТ………………………………………………….5
Глава III. МУЗЫКАЛЬНО - ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА…………………….6
3.1 Жанр произведения. Хоровой жанр
3.2 Музыкальная форма произведения
3.3 Характеристика тематического материала
3.4 Тональный план и гармонический язык
3.5 Хоровая фактура
3.6 Аккомпанемент
Глава IV. ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНАЛИЗ………………………………………11
4.1 Тип хора, вид хора
4.2 Диапазоны и тесситура особенности хоровых голосов
4.3 Хоровой строй:
а) мелодический строй;
б) гармонический строй;
в) зависимость чистоты интонирования от правильного звукообразования
4.4 Хоровой ансамбль:
а) частный ансамбль: метроритмический, агогический, дикционно - орфоэпический, динамический, тембровый.
б) общий ансамбль: ансамблирующие и неансамблирующие аккорды
Глава V. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ ПЛАН……………………………………………17
5.1 Темп
5.2 Динамика
5.3 Тембры
5.4 Штрихи
5.5 Фразировка
5.6 Дирижерский жест
Заключение …………………………………………………………………………18
Литература…………………………………………………………………………..19
Приложение…………………………………………………………………………20
Глава I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1.1 Краткая хронология жизни и творчества Жана Батиста Векерлена
Ж.Б. Векерлен родился 9 ноября 1821 года. Французский композитор, музыковед-фольклорист, вокальный педагог и хормейстер – Ж. Б. Векерлен музыкальное образование получил в Парижской консерватории. После окончания консерватории посвятил себя композиции и преподаванию пения. Так же работал библиотекарем в Парижской консерватории и архивариусом Общества композиторов. Ж. Векерлен написал много произведений в разных жанрах: оперном, вокально-симфоническом, вокальном. Им было издано несколько сборников старинных французских песен, английских народных песен, эльзасских народных песен. Ж.Б. Векерлен написал историю музыкальных инструментов. В возрасте 99 лет 20 мая 1910 года Ж.Б. Векерлена не стало.
1.2 Автор литературного текста Шарль Фавар
Шарль Симон Фавар родился 13 ноября 1710 года в Париже - французский драматург-комедиограф, либреттист, режиссёр, композитор. С 1732 года сочинял пьесы для парижских ярмарочных театров, в 1743-45 – режиссёр театра «Опера комик». Позже Ш. Фавар вошел в дирекцию театра «Опера комик», который в конце XVIII века именовался уже «Театр Фавара». Деятельное участие в работе Ш. Фавара принимала его жена, видная комедийная актриса и певица, исполнительница главных ролей во многих его пьесах - Мари Жюстин. Сценичность, живость диалогов и лиризм обеспечили сочинениям Ш. Фавара широкую популярность. Пьесы Ш. Фавара послужили образцом для либретто зингшпилей И.В. Гёте, были высоко оценены Г.Э. Лессингом. На многочисленные либретто Ш. Фавара писали комические оперы такие композиторы, как К. Глюк, А. Гретри, П. Монсиньи, В.Моцарт, Ф. Филидор.
12 марта1792 года - Шарля Фавара не стало.
1.3Автор переложения для хора Соколов Владислав Геннадиевич
Соколов Владислав Геннадиевич (1908—1993) — русский хоровой дирижер, композитор, общественный деятель, профессор Московской консерватории, народный артист СССР, лауреат премии Ленинского комсомола, председатель правления Всероссийского хорового общества. С 1936 года руководил образцовым детским хором при Центральном Доме художественного воспитания детей, был хормейстером Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. Ему принадлежит множество хоровых сочинений, таких как: песни a capреlla «Где отдыхает день», на слова М. Садовского, 9 песен для детского хора, 7 песен на слова М. Садовского (для смешанного состава), обработки народных песен «Повянь, бурь-погодушка», «Ты рябина ли», духовные хоровые переложения. В.Г.Соколов является автором популярной книги «Работа с хором».
1.4 Французский композитор Андре Жозеф Экзоде
А.Ж. Экзоде (1710 -1763) - французский композитор и скрипач, член Королевской Академии музыки. В 1759 стал ведущим скрипачом оркестра «24 скрипки короля», был также «маэстро скрипки» при дворе принца Конде. Исполнение А.Ж. Экзоде отличалось техническим мастерством (игра в высоких позициях, аккорды, двойные ноты и трели), тщательностью отделки деталей. Он одним из первых ввёл в сонату романс. Среди его сочинений можно выделить 6 сонат для скрипки с basso continuo, концерт для скрипки соло.
Менуэт из сонаты №1 для скрипки пользуется большой популярностью и до сих пор.
1.5 Происхождение менуэта
Менуэт (фр. menuet, от menu - маленький) — старинный народный французский танец, названный так вследствие своих мелких па. Произошёл от медленного народного хороводного танца провинции Пуату. Характерным признаком менуэта является его трехдольность.Любимым танцем королевского двора менуэт становится при Людовике XIV. Здесь он теряет народный характер, свою непосредственность и простоту, становится величественным и торжественным. Придворный этикет наложил свой отпечаток на фигуры и позы танца. В менуэте стремились показать красоту манер, изысканность и грациозность движений. Пышная одежда исполнителей обязывала к медленным движениям. Менуэт все больше и больше обретал черты танцевального диалога. Движения кавалера носили галантно-почтительный характер и выражали преклонение перед дамой. Исполнители менуэта двигались по определенной схеме, придерживаясь строгого композиционного рисунка. С XVII века менуэтбыл популярным танцем не только при французском дворе. Он исполнялся в России на ассамблеях Петра I (танцевала одна пара). Во времена Елизаветы Петровны число пар значительно возросло.
Глава II. Литературный текст
Тему литературного текста можно отнести к пасторальному жанру, так как она рисует картину безмятежной природы. Здесь очень хорошо видны краски природы, чистый пруд, легкое дуновения ветерка, свежая зелень. И за этим прекрасным явлением наблюдает человек и он счастлив, что находиться в окружении такой природы.
Глава III. Музыкально - выразительные средства
3.1 Жанр произведения. Хоровой жанр
«Менуэт Экзоде» принадлежит к инструментальному жанру, так как музыка этого менуэта взята из скрипичной сонаты №1 А.Ж. Экзоде. Мелодия этого менуэта полюбилась современникам, и Ж.Б. Векерлена решил сделать обработку, вследствие чего получился замечательный романс пасторального жанра. В.Г. Соколов, тоже не остался равнодушен к этому менуэту, он решил из романса сделать переложение для детского хора. Поскольку текст для детей был сложен, поэтесса Ю. Римская - Корсакова адаптировала его к детскому восприятию и сочинила новые слова. Вот так получилась замечательная хоровая миниатюра.
Хоровой жанр – хоровая миниатюра с сопровождением.
3.2 Музыкальная форма произведения
Музыкальная форма – простая трех-пятичастная. В её основе лежит принцип чередования главной неизменяемой темы – припева и дважды повторенного запева. Припев повторяется трижды, а запевы повторяется дважды с разным текстом. Таким образом, возникает как бы движение по кругу: а.. в.. а.. в1... а (припев-запев-припев-запев-припев).
Структура произведения
Вступление 4такта (ф-но)
Припев (1-й период) Запев (2-й период)
Припев представляет собой квадратный период повторного строения; второе предложение этого периода повторяет первое полностью, но с новым текстом и разными каденциями.
Запев является модулирующим периодом, но неквадратного строения. Начинается запев в основной тональности G- dur, а заканчивается в тональности доминанты, то есть D-dur. В середине периода возвращается на некоторое время без изменения тема из припева, а в конце 1 и 2 периода звучат одинаковые мелодии в ведущих партиях, таким образом, подчеркивая единство формы с тематической стороны. Припев возвращает нас в начальную тональность G- dur, замыкая форму с гармонической стороны.
3.3 Характеристика тематического материала
Тема «Менуэта Экзоде» очень изыскана и разнообразна. Здесь показано как бы два образа – образа юноши и девушки, которые на фоне танца «менуэта» общаются между собой.