Файл: Д. Лапп - Улучшаем память в любом возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2024

Просмотров: 309

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

эмоций или же обстановка не позволяет вам удерживать внимание, ожидайте ослабления работы памяти. Это происходит в случаях, если

вы спешите;

вы обеспокоены или озабочены;

на вас давят обстоятельства;

вы рассеянны;

вас прерывают;

возникают отвлекающие факторы или отклонения от темы;

вами владеют эмоции (возбуждение, эйфория, депрессия);

вы поглощены другим делом;

вы устали или вас клонит ко сну (под действием алкогольных напитков или лекарств);

вы вновь находитесь в знакомых местах;

вы совершаете автоматические действия;

действуете по привычке;

то, что вы должны запомнить, не имеет для вас значения.

Думать, что при таких условиях ваша память сможет правильно функционировать, значило бы верить в чудо! Рассчитывать на это не приходится, и вам не в чем обвинить свою память, если вы оказались не в состоянии сосредоточить внимание или вам не хватило времени упорядочить информацию. Не всегда можно подавить беспокойство, преодолеть рассеянность или избежать спешки. Поэтому не будьте слишком требовательны к себе; вы можете разве что попытаться изменить ситуацию, т.е. остановиться, расслабиться, сконцентрировать внимание, но иногда это совершенно невозможно, как, скажем, в случае, когда вы опаздываете на поезд.

Как молодые люди, так и люди среднего и старшего возраста подчас попадают в обстоятельства, в которых легко что-нибудь забыть. Никогда не спешите выносить своей памяти суровый приговор. Говорите не «я забыл», а в зависимости от ситуации — «я не могу сейчас вспомнить», «я не обратил внимания», «я вас не слышал», «я не слушал», «я не зафиксировал в памяти» или «я не старался как следует вспомнить». Тем самым, варьируя свой лексикон, вы будете указывать на разные возможные причины своей забывчивости. Чувство неловкости вас оставит, и вы перестанете пенять на свою память по первому попавшемуся поводу. Нужно радоваться всякий раз, когда вы вовремя о чем-либо спохватываетесь — например, захлопывая дверцу автомашины, вспоминаете, что оставили пальто внутри. Дверцу вы захлопнули рефлекторно, и рефлекс сработал так быстро, что у вас не было времени остановиться и подумать. В этой ситуации вы могли вспомнить о пальто лишь постфактум, захлопнув дверцу. Как ни странно, но часто говорят «я забыл» как раз в тот момент, когда о чем-то вспоминают. Мы столь нетерпеливы, что фактически не оставляем своей памяти никаких шансов получить похвалу. Скорее следовало бы поздравить себя, говоря: «Как хорошо, что я об этом вспомнил — пусть даже для этого потребовалось несколько секунд». Оставьте слово «забыть» для случаев с серьезными последствиями. Чем больше вы будете знать о функционировании памяти, тем легче вам будет иметь с ней дело. Эта книга поможет вам обрести больший контроль над своей памятью путем сознательной обработки запоминаемого материала; а методы его организации, которыми вы вскоре овладеете, существенно облегчат вам извлечение нужных сведений из памяти.

ЗАПИСЬ ИНФОРМАЦИИ В ПАМЯТИ

Представьте себе, что вы хотите записать какой-нибудь текст или песню на магнитофон. Прежде всего, вы должны убедиться в том, что ваш аппарат работает исправно. (Аналогичным образом врач должен проверить, нет ли в вашем мозгу патологических — к счастью, очень редких — изменений, ответственных за серьезные нарушения памяти.) Далее вы должны проконтролировать все источники шумовых помех, которые могут испортить вашу запись; а в случае запоминания вам нужно будет отбросить все мысли, не имеющие прямого отношения к тому, что вы хотите зафиксировать в памяти. В основе запоминания лежит концентрация внимания. Вы должны сосредоточить внимание на запоминаемом предмете и уделить ему достаточно времени. Если вы разовьете вашу зрительную память, то будете легко воспроизводить очень яркие мысленные образы того, что хотите запечатлеть в памяти. В создании таких образов участвуют все наши чувства. А как часто мы фактически не воспринимаем то, что видят наши глаза, слышим краем уха, не слушая, не осознаём полностью своих ощущений! Развивая внимание, вы одновременно активизируете свои чувственные и интеллектуальные способности. Создание мысленных образов требует как воображения, так и интеллекта. Ассоциируя с наличным чувственным

8


восприятием некоторый образ, вы улучшите качество записи информации в памяти: ассоциация — третья ключевая предпосылка хорошего запоминания.

ИЗВЛЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ПАМЯТИ

Чем четче информация записана, тем легче ее отыскать. Как уже говорилось, хорошую запись обеспечивают три условия: концентрация (внимания), образ, ассоциация. Какова при этом роль ассоциаций? Если в данный момент вы вспомнили что-то, о чем не могли вспомнить раньше, это значит, что какая-то внешняя причина или ваша собственная мысль вызвала у вас ассоциацию с забытой вещью. Когда вы что-нибудь видите, слышите, трогаете, ощущаете какой-либо вкус или запах и одновременно вспоминаете о чем-то другом (о месте, человеке, чувстве), вы реагируете на некий стимул. При этом воспоминания всплывают сами по себе независимо от вашей воли, и, как в цепной реакции, одно пробуждает другое. Вы можете добиться определенного контроля над механизмом вызова воспоминаний из памяти, удачно подбирая стимулы для создания ассоциаций (эта книга в дальнейшем познакомит вас с деталями такого подхода). Например, если вы часто забываете взять с собой зонтик, попробуйте использовать следующий прием. Выходя из дому, вы всякий раз переступаете порог входной двери. Так вот, подумайте об этой двери и представьте ее себе, мысленно поместив в ее проеме ваш широко раскрытый зонтик. На несколько мгновений задержите в уме эту комбинацию образов. В следующий раз, когда вы увидите входную дверь, зонтик сам всплывет в вашей памяти. Подбирая ассоциацию к нужному образу, старайтесь найти такой стимул, с которым вы неизбежно в надлежащий момент столкнетесь: он послужит как бы включателем мысленного образа вещи, о которой необходимо вспомнить. Секрет успеха в приведенном примере кроется в 10 секундах, в течение которых человек представляет себе два предмета, объединенные в один образ.

Формирование мысленных образов и их ассоциаций облегчает процессы вспоминания — самое слабое звено всей цепи: оно, прежде всего, обеспечивает очень надежную запись информации в долговременной памяти, а также снабжает следы «адресами» для их розыска. С возрастом найти в памяти нужную информацию становится все труднее. Описанные далее методы помогут вам упорядочивать систему следов и их поиск. Как показывают исследования, ответственность за сбои памяти несет, как правило, не столько плохое сохранение информации, сколько система доступа к ней. Спонтанное вспоминание дает посредственные результаты, в то время как хорошо организованный механизм поиска нужных следов гораздо эффективнее. Хорошую гарантию того, что следы легко будет найти, дает и снабжение их «адресами для поиска» в самый момент записи. Искусство хорошо пользоваться памятью состоит в умении удачно подбирать эти адреса, желательно в виде зрительных ассоциаций.

Описанные в книге методы основаны на принципе, что хорошая память — не столько врожденный дар, сколько умелое его использование. Даже талантливым артистам приходится упражняться, так как талант заложен в нас лишь потенциально. Как гласит пословица, «кузнецом становятся в кузнице».

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ

1. Цепь

Чтобы улучшить свою память, необходимо понять, как действует ее механизм, что ему препятствует, а что облегчает работу. Этот механизм можно представить в виде цепи, между звеньями которой иногда происходят разрывы, приводящие к ухудшению памяти.

2. Внимание

Внимание — центральное звено в цепи процессов памяти — это необходимая предпосылка запоминания. Невозможно поддерживать достаточный уровень внимания, когда ум занят чем-то иным.

9


Так бывает при всякого рода помехах: отвлекающих событиях, отклонениях от темы, сильных переживаниях, усталости, беспокойстве, депрессии или необходимости совершать автоматизированные действия.

При обретении контроля над вниманием спонтанное, случайное запоминание уступает место намеренному запоминанию с участием сознания. Это первый шаг на пути к хорошей фиксации материала в памяти.

3. Запись информации в памяти

Для записи информации необходимо сосредоточенное внимание: оно позволяет отбирать то, что нужно запомнить, и придавать мысли упорядоченную структуру.

4. Извлечение информации из памяти

Любого рода организация запоминаемого материала облегчает работу памяти, но особенно эффективны мнемонические приемы, так как снабжение образующихся следов памяти «опознавательными знаками», или «адресами», намного упрощает доступ к ним. Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие знаки, желательно в форме зрительных образов.

Итак, от вас зависит, обретете ли вы определенный контроль над памятью: нечего пенять на память, если вам не хватает внимания, которое вовсе не всегда удается сосредоточить. При отсутствии внимания не может быть уверенности, что в памяти останутся нужные следы.

10


ГЛАВА 2

КАК РАБОТАЕТ ПАМЯТЬ

Мы забываем намного больше, чем вспоминаем.

Томас Фуллер

Толковый словарь Робер определяет память как «способность сохранять и воспроизводить состояния сознания, пережитые в прошлом, и то, что с ними связано». Как всякий психический процесс, работа памяти весьма сложна. Чтобы вспомнить что-то, мы оставляем в стороне другие воспоминания, которые при этом мгновенно забываются. В целом мы забываем больше вещей, чем запоминаем. Что действительно важно, так это выбор и качество воспоминаний. Обычно у нас не возникает никаких проблем, когда мы помним именно то, что нам нужно. В сущности, скорее следовало бы радоваться нашей способности многое забывать. Люди с феноменальной памятью в большинстве своем не столь счастливы: они хотели бы тоже о многом не помнить! При нормальной работе памяти поддерживается естественное равновесие между запоминанием и забыванием. Как подметил в своем афоризме Александр Чейз: «Память — это то, с помощью чего мы забываем». Мы скоро увидим, почему это так. Здесь будет рассмотрен ряд теоретических моделей, описывающих механизм памяти с разных сторон. Все они дополняют друг друга, и каждая из них добавляет что-то к нашему целостному представлению о мнестических процессах.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Анатомия

Структуры, ответственные за память, разбросаны по многим участкам головного мозга, хотя особое значение имеет область, называемая гиппокампом, в основании височной доли каждого из полушарий. Если эта область на одной стороне мозга повреждена, процессы запоминания еще могут протекать, но при двустороннем поражении функция памяти серьезно нарушается.

Нейрохимия

В гиппокампе содержатся большие количества ацетилхолина, который служит нейромедиатором. Нейромедиаторы — это химические вещества, передающие сигналы от одного нейрона (нервной клетки) к другому. Если ацетилхолина в мозгу недостаточно, возникают нарушения памяти. В качестве грубой аналогии можно привести остановку машины из-за нехватки бензина. В подобных случаях врачи иногда предписывают такие лекарства, как холин, в надежде восстановить нормальный уровень ацетилхолина (и тем самым память), однако результаты такого лечения непредсказуемы и часто разочаровывают.

Второй причиной расстройств памяти может стать нарушение метаболизма (обмена веществ) головного мозга, развивающееся в старости. Метаболизм мозга поддерживается в основном благодаря окислению углеводов, доставляющему энергию. Часть этой энергии расходуется на синтез ацетилхолина.

Электрофизиология

Сейчас имеется возможность исследовать психическую активность, регистрируя возникающие в мозгу электрические токи в виде электроэнцефалограммы (ЭЭГ). Если обмен веществ во всем организме замедляется, как это бывает в старости, то отмечается ослабление также и волн электрической активности мозга. Похоже, что степень этого ослабления соответствует степени развития мозговых расстройств. Заметим, однако, что существуют значительные индивидуальные различия, причем у пожилых людей они выражены сильнее, чем у более молодых.

11


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Обработка информации (стимул — ответ)

Информация, которую мы желаем запомнить, подвергается в нашей голове обработке, которую называют «кодированием». Модель обработки информации представляет собой модель типа стимул — ответ, в которой стимул — это внешний сигнал, воспринимаемый нашими органами чувств. Стимул регистрируется, а затем «укладывается» определенным образом в систему следов памяти. В дальнейшем при появлении нового стимула ответная реакция может происходить уже с учетом ранее записанной информации. Иными словами, всякое впечатление попадает в мозг через органы чувств: мы что-то видим, слышим, ощущаем вкус, обоняем или осязаем. Внешние стимулы постоянно поддерживают нас в состоянии бодрствования. Зная все это, можно сильно увеличить свои шансы на вспоминание чего-либо: нужно лишь усилить преднамеренно выбранные стимулы, с которыми мы наверняка встретимся, когда нам потребуется вспомнить о данном предмете, обстоятельстве и т.п. Система стимул — ответ работает следующим образом: мозг воспринимает некий стимул, этот стимул регистрируется в памяти, а затем какой-то второй стимул или сигнал приводит в действие механизм извлечения информации о первом.

Степень детализации при кодировании

Чем большей предварительной обработке подвергается информация, тем правильнее она записывается. Глубокая мысль остается в памяти гораздо дольше, чем мимолетное или поверхностное суждение. Всякую новую мысль, еще не подвергнутую углубленной разработке, следует фиксировать письменно: она еще не вплетена в общую ткань ваших размышлений, не вписана в некий контекст, а поэтому хрупка и легко может изгладиться из памяти. Для улучшения обработки новой информации очень важно устанавливать мысленные связи и структурировать новые сведения. Для большей уверенности в запоминании информации чаще всего прибегают к повторению. Однако этот метод воздействует на память механически и поверхностно, и плоды его ощутимы лишь короткое время, если не дополнить его более сложными мысленными операциями, оставляющими более глубокие и упорядоченные следы. Этим объясняется, почему дети так легко забывают то, что они заучили наизусть без подлинного понимания смысла и установления связи с реальной жизнью, т.е. глубокого усвоения. Чтобы подвергнуть информацию основательной обработке и закодировать ее для длительного хранения, важно произвести целый ряд мысленных операций: прокомментировать новые данные, оценить их значение, поставить вопросы, с чем-то сопоставить и сравнить. Такое развитие сети ассоциаций, как эмоциональных, так и интеллектуальных, повышает эффективность запоминания — вы это увидите позже, проделав соответствующие упражнения.

Наряду с этим формирование следов в памяти существенно зависит от настроения и окружающей обстановки. Мы склонны вспоминать что-то пережитое в определенной обстановке, когда попадаем в нее снова. Воспоминания давних времен нередко возбуждают в нас живые эмоции. События, которые нас сильно волновали, оставляют в памяти более глубокий след, чем события нейтрального характера. Каждый из нас окрашивает стимулы, поступающие извне, своими эмоциями и культурным контекстом. Как говорит Гамлет: «Ничто само по себе ни дурно, ни хорошо, таковым делает его наша мысль». Мы постоянно интерпретируем мир вокруг себя: мы его воспринимаем, а затем пропускаем получаемую информацию через собственные фильтры. Вот почему столь разнятся показания свидетелей, наблюдавших одно и то же происшествие. Как заметила психолог Элизабет Лофтус, «мы сами вырабатываем свои воспоминания», придавая им форму, свойственную нашей личности. Память — функция творческая, и наше сознание может принять в ней гораздо больше участия, чем это обычно бывает в действительности.

Временные рамки (зависимости и связи)

Наша жизнь протекает во временных рамках, и то же самое относится к нашим воспоминаниям. Одни впечатления сохраняются лишь несколько секунд или минут, другие — месяцы и годы. Как «сказал Эдуард Эррио: «Культура — это то, что остается, когда все

конкретные сведения уже забыты». В действительности, по-видимому, происходит некий процесс отбора, разделяющий то, что предназначено для кратковременного запоминания, и то, что должно храниться в памяти долго. Этот отбор может идти как бессознательно, так и с участием сознания, если мы уделяем особое внимание определенным стимулам и стараемся фиксировать в памяти лишь ту информацию, которая кажется нам особенно интересной. Любознательный ум непрерывно размышляет, укрепляя таким образом прежние воспоминания с помощью новых ассоциаций. Именно в таком

12