ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2024
Просмотров: 339
Скачиваний: 0
ПОДСОЗНАНИЕ
5. Память несовершенна — она субъективна, подвержена искажениям (воспоминания видоизменяются после каждого их извлечения), забывание входит составной частью в механизм памяти.
УПРАЖНЕНИЯ
I. Степень обработки информации
Поставленные ниже вопросы могут показаться вам несуразными, а их последовательность странной; объяснение по этому поводу вы найдете в конце упражнения. Прочитайте список слов и вопросы к ним. Каждый раз читайте лишь одну строку, закрывая при этом другие. Отвечайте «да» или «нет», затем переверните страницу и напишите по памяти все слова, которые вам запомнились.
1.Вода - Нравится ли вам сочетание вода — необитаемый остров?
2.Цветок - Содержит ли это слово букву «е»?
3.Поезд - Нравится ли вам сочетание поезд — необитаемый остров?
4.Шина - Содержит ли это слово букву «е»?
5.Месяц - Содержит ли это слово букву «е»?
6.Нога - Нравится ли вам сочетание нога — необитаемый остров?
7.Шоколад - Содержит ли это слово букву «е»?
8.Принц - Нравится ли вам сочетание принц — необитаемый остров?
9.Ковер - Содержит ли это слово букву «е»?
10.Ключи - Нравится ли вам сочетание ключи — необитаемый остров?
11.Птица - Нравится ли вам сочетание птица — необитаемый остров?
12.Линейка - Содержит ли это слово букву «е»?
13.Ботинки - Нравится ли вам сочетание ботинки — необитаемый остров?
14.Золото - Содержит ли это слово букву «е»?
15.Книга - Нравится ли вам сочетание книга — необитаемый остров?
16.Газета - Содержит ли это слово букву «е»?
17.Конфета - Нравится ли вам сочетание конфета — необитаемый остров?
18.Мед - Содержит ли это слово букву «е»?
19.Коробка - Нравится ли вам сочетание коробка — необитаемый остров?
20.Кошка - Содержит ли это слово букву «е»?
Вы, конечно, заметили, что здесь от вас требуются суждения двух типов. Просмотрите свои ответы, чтобы понять, какие суждения — первого или второго типа — лучше помогают вам запоминать слова. Отметьте те слова, которые предлагалось ассоциировать с необитаемым островом, и сравните их число с числом остальных запомнившихся слов. Теперь сравните оба типа суждений и сделайте определенный вывод о влиянии эмоционального момента на степень структурирования запоминаемой информации.
Примечание: попробуйте вспомнить те же слова спустя 48 часов: результаты окажутся более впечатляющими. Цель этого упражнения — заставить вас при ответе на вопрос, нравится ли вам такая воображаемая ситуация на необитаемом острове, проявить непосредственную эмоциональную реакцию. С этим эмоциональным суждением сопоставляется интеллектуальное при ответе на второй вопрос (о буквах), и мы видим, что лучше запоминаются слова, возбуждающие эмоциональную реакцию.
II. НЕМЕДЛЕННОЕ ПОВТОРНОЕ ПРОЧТЕНИЕ
На этой стадии вы должны иметь уже довольно четкие представления о том, как работает наша память. Испытайте свою память, не перечитывая текста. Что вам запомнилось из предыдущей главы? Используйте наилучший способ вспоминания: сразу же перечитайте еще раз только что прочитанное.
18
Немедленное повторное прочтение — лучший способ запоминания. Куй железо, пока горячо, именно тогда его легче всего ковать.
III. ТЕСТ НА ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Многие люди не обращают большого внимания на то, что их окружает. Когда вы будете принимать у себя дома гостей, попробуйте провести маленький опыт. Примерно после получаса общения, когда беседа уже завязалась, попросите ваших друзей повернуться спиной к своим ближайшим соседям, чтобы они не могли их видеть. Попросите кого-нибудь ответить на ряд вопросов о своей соседке или соседе.
1.Какого цвета на нем (или на ней) одежда? Попробуйте эту одежду описать.
2.Носит ли сосед или соседка галстук или шейный платок?
3.Надушен ли он (или она)?
4.Какая на нем (или на ней) обувь?
5.Имеет ли она при себе дамскую сумочку?
6.Носит ли она украшения? Если да, опишите их.
7.Опишите его (или ее) волосы: цвет, тип, прическа?
8.Какого цвета у него (у нее) глаза?
9.Курит ли он (или она)?
10.Держит ли он (она) в руке стакан? Вы также можете задавать вопросы об обстановке в комнате, в которой вы принимаете гостей. Для этого проще всего увести их в другую комнату или в сад. Вы увидите, насколько люди мало наблюдательны, но благодаря тренировке наблюдательным может стать каждый. Если вы слишком застенчивы, чтобы затевать весь этот спектакль, испробуйте этот тест хотя бы на себе самом!
19
ГЛАВА 3
ПАМЯТЬ. ВОЗРАСТ И ОБРАЗ МЫСЛЕЙ
Молодость на самом деле не период жизни. Это состояние духа, и вы столь же молоды, сколь молоды ваши надежды, и столь же стары, сколь старо ваше отчаяние.
Аноним
ПАМЯТЬ И СТАРЕНИЕ
Возрастные особенности
С возрастом не обязательно становятся мудрее, но часто теряют уверенность в себе. «Уже нет той самоуверенности», как поется в песне Битлов «Help». Фактически мы начинаем ощущать потребность в посторонней помощи лишь тогда, когда замечаем в себе ряд изменений. Страх перед старостью играет с нами злые шутки, изменяя нашу точку зрения. Нас начинает беспокоить забывчивость по пустякам, которой раньше ему не придавали значения, например то, что мы то и дело теряем ключи или забываем, куда поставили машину. Такого рода забывчивость бывает у кого угодно в любом возрасте. Но в 20 лет она ни капельки не беспокоит, а в 40 лет мы уже задумываемся: «Что со мной происходит? Или я уже приближаюсь к закату жизни?»; в 60 лет заключаем: «я уже впадаю в детство». Ваши суждения отражают состояние вашей внутренней обеспокоенности, и в глубине души вы уже нуждаетесь в ободрении.
Я помню одного молодого человека, страдавшего серьезными нарушениями памяти из-за отравления наркотиками. Угадаете ли вы, что именно его в этом больше всего беспокоило? Нет, это не было связано с его работой или интимной сферой жизни. «Я даже не в состоянии вспомнить, в каком порядке расположены на стене выключатели от ламп в моем холле», — поведал он мне. «Я тоже этого не помню»,
— отвечала я с недоумением. Я сказала этому парню, что мне лично никогда и в голову не пришло бы запоминать расположение выключателей. Люди в большинстве своем в этом случае прибегают к пробам наугад, подобно шимпанзе: перебрав все кнопки или клавиши, попадают на нужную. Представления о нашей собственной памяти не всегда отражают действительную картину. Расспросите членов вашей семьи или друзей, какие изменения памяти они наблюдают у себя сами? Некоторые из этих изменений реальны, в то время как другие полностью вымышлены. Возможно, вы и прежде были всегда рассеянны и забывали уйму вещей, не придавая тому значения? Может быть, вы сосредоточивались на сведениях одного рода (датах или инструкциях) и оставляли все остальное без внимания? Попробуйте распознать свой самообман, анализируя случаи, когда память вас подводила. Расспросите своих близких, было ли у вас нечто подобное раньше. Спросите сами себя: «Разве в прошлом я обладал такой хорошей памятью на имена людей, названия мест, фабричных марок, фильмов, книг, спектаклей, на предписания, инструкции, рецепты, свидания, события, путешествия, поручения, письма, даты?» Обследовав прошлое, удостоверьтесь в нынешнем положении дел. Спросите себя: «На какого рода забывчивость сетую я в последнее время? Что именно помнил я прежде хорошо, а сегодня стал забывать?» Если вам стало ясно, что и впрямь ваша память ухудшилась, попробуйте так изменить свой образ жизни, чтобы иметь стимулы для запоминания всякого рода вещей.
Подумайте, не оказались ли вы в таких условиях, что можете расслабиться, не опасаясь серьезных последствий, в случае, если вас подведет память? Не перекладываете ли вы какие-то заботы на других людей чаще, чем прежде? Нуждаетесь ли вы во вспоминании каких-то сведений в той же степени, что и раньше? Есть ли вещи, которые вы запоминаете без проблем? Заняты ли вы больше, чем прежде, меньше, столько же? Дает ли вам текущее состояние дел меньше поводов для сосредоточенного внимания или, может быть, вам реже представляются случаи упражнять свою память? Когда в последний раз вы писали доклад или отчет? Часто ли обдумываете содержание книг, фильмов или статей более или менее углубленно?
Ответы на эти вопросы раскроют перед вами простую истину: работа памяти зависит от потребности в ней. Когда давление на нее ослабевает (например, если вы окончили курс обучения или получили работу,
20
не требующую усилий, особенно умственных), бремя спадает, и навыки использования памяти постепенно теряются. Замечаете ли вы у себя замедление жизненного ритма, леность ума, которые незаметно овладевают вами и лишают вас стимулов? Или же все-таки стимулы для памяти изредка возникают? Не одолевают ли вас черные мысли, целиком захватывающие ваш ум? Не является ли этот новый настрой естественной адаптацией к новым реалиям дня? Есть ли еще у вашей памяти значительный потенциал? Память подвластна диктату нашего окружения, и люди в большинстве своем приспосабливаются к обстановке, не стараясь жить одновременно в двух реальностях: в настоящем и в прошлом. Иногда, однако, наше «я» (эго) не адаптируется так же хорошо к изменениям обстоятельств, как наша память. Тогда мы испытываем неудобства, и возникают проблемы. Как-то я встретила на научном семинаре 38-летнего психолога, который сетовал на недавно возникшие затруднения с памятью. «Раньше я обладал феноменальной памятью: я мог держать в уме все ссылки на литературу, которые делались вслух на научных конференциях. Теперь мне приходится все записывать!» Я спросила, насколько важно для него самого и его карьеры было запоминать все эти ссылки. Он отвечал, что раньше видел в этом большое преимущество: оно выделяло его среди коллег, и тем самым он имел больше шансов на продвижение по службе. И действительно, в этот период жизни он достиг цели: стал сам себе начальник и больше не имел надобности производить на кого-либо впечатление. Сильнейшая мотивация, побуждавшая его память творить чудеса, исчезла. Инстинктивно он стал направлять свою энергию на запоминание информации другого рода, в которой он больше нуждался в своем новом социальнопрофессиональном положении. Оказалось, что его память и в других областях оставалась превосходной. И хотя ему было приятно убедиться, что никаких настоящих проблем с памятью у него нет, он все же сожалел о том чувстве триумфа, которое испытывал прежде от сознания своей способности держать в уме столько ссылок. Я ему возразила, что теперь он может акцентировать внимание на новых целях — скажем, на запоминании имен или особых сведений о своих пациентах, — или же извлекать выгоды из открывшейся ему свободы действий.
Нужно противостоять психосоциальным изменениям, отрицательно влияющим на нашу память, ведь таким образом можно существенно улучшить положение. Как говорит психолог Б.Ф. Скиннер, «это очень обнадеживающий способ борьбы со старением, так как свое окружение изменить гораздо проще, чем свой организм». Вы можете изменить обстановку в своей комнате так, чтобы она больше стимулировала ум; найти знакомого, который любил бы говорить о книгах, фильмах, статьях; взяться за изучение какогото нового предмета, что будет полезно для развития памяти.
После 65 лет — третий возраст?
Люди, у которых старение протекает гармонично, инстинктивно умеют приспосабливаться к происходящим изменениям. На протяжении всей жизни наше тело непрерывно изменяется. Это, прежде всего, касается обмена веществ: снижается потребность в пище, мы расходуем все меньше энергии и если продолжаем, есть столько же, сколько ели в молодости, то прибавляем в весе, перегружая тем самым сердце. Более тонкие изменения происходят в нашем мозгу, но их можно взять под свой контроль, если поддерживать умственную активность. При этом важно не количество сохранившихся нейронов, а способ их использования. Исследования показали, что люди в большинстве своем используют лишь около 10% потенциальных возможностей своего мозга. Обдумывая стратегии мышления, вы во многом изменяете ситуацию, особенно с возрастом. Учиться новым стратегиям можно в любом возрасте. Изменяется и наше окружение, так же как и наша личная жизнь. Вы можете очутиться в другом городе, вдали от родных и друзей. В жизни наступает момент, когда дети нас покидают, чтобы построить свою собственную жизнь, мы уходим на пенсию и подчас сталкиваемся с финансовыми затруднениями и болезнями. Социальные контакты становятся более редкими. Друзья умирают, и их трудно заменить.
Дарвин показал, что видам животных удается выжить, если они умеют адаптироваться к изменениям окружающей среды. То же относится и к людям, с тем добавочным преимуществом, что они индивидуально или коллективно сами могут влиять на свое окружение и приспосабливать его к своим нуждам. Скиннер, будучи в возрасте 78 лет, подчеркивал, как важно мириться со своими возрастными изменениями и в зависимости от них строить свою жизнь. «Спокойное признание своих слабостей и сознательная регулярная забота о стимулировании своего мышления» помогут вам уменьшить внутреннюю обеспокоенность. В этой главе вы познакомитесь с тем, какие изменения претерпевает с возрастом память и как нужно к этому относиться.
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НОРМАЛЬНЫМ
21
СТАРЕНИЕМ
Замедление реакций
С возрастом нам требуется все больше времени, чтобы что-то запомнить или вспомнить. Реакции замедленны, и из этого понятно, почему становится труднее найти в картотеке памяти нужную информацию. Часто мы, открыв рот, не можем вспомнить слово, которое вертится у нас на языке. Наши рефлексы становятся более вялы, а мысль не так быстро схватывает суть дела. Изменяются ритмы нашего тела и ума. При проведении тестов без ограничения времени на ответ результаты в большинстве случаев показывают, что пожилые люди не уступают молодым по способности к рассуждению и по уровню интеллекта. Они не испытывают затруднений в тестах на узнавание, например при выборе из нескольких вариантов. Однако им трудно дается поиск ответа на вопрос без специальной подсказки, как в тестах на заполнение пропуска во фразе.
Если вы начинаете ощущать влияние возраста, избегайте спешки, и тогда вы по-прежнему будете хорошо справляться с большинством обычных для вас задач. Спросите себя: «А зачем торопиться? Что изменится, оттого что это займет секундой больше или меньше?» При планировании своего дня отводите больше времени для выполнения той или иной работы. Избегайте ситуаций, в которых вам придется спешить. В частности, если вам сразу не удается что-то вспомнить, оставайтесь спокойны и терпеливы — ведь с возрастом замедляется именно извлечение информации из памяти. Дайте время своему мозгу, чтобы он мог работать в новом ритме, и обучитесь умственным стратегиям, которые смогут компенсировать возрастное замедление реакций и связанную с ним дополнительную трату энергии. Среди пожилых людей гораздо больше чемпионов по шахматам и кроссвордам, чем вы думаете. На склоне лет наверняка можно даже обучаться электронным играм, если есть мотивация и терпение. Вот мой личный опыт: я брала уроки у мистера Пакмана и после многих неудач и длительных упражнений пришла к выводу, что научилась играть лучше, чем большинство детей, за которыми я наблюдала. Хотя их рефлекторные реакции были несколько быстрее моих, я имела преимущество в стратегии. Я обнаружила, что мой злейший враг — нервное напряжение. Лучше всего я играю, когда мне удается расслабиться. (В главе «Расслабление» вы узнаете, как расслабляться при любых обстоятельствах.) Быстрота для умственной деятельности несущественна. Вот почему могут продолжать работу многие артисты и интеллектуалы, которым за восемьдесят, если они пребывают в добром здоровье. Изменения в мозгу менее драматичны, чем в теле. Они иногда происходят столь постепенно, что не воспринимаются как проблема.
Ухудшение функций органов чувств
С возрастом чувственные восприятия изменяются у всех, но в. разной степени. Иногда это приводит к ошибкам в диагнозах: скажем, ставят диагноз «старческой деградации зрительной системы», когда на самом деле у пациента всего лишь катаракта. Аналогичным образом можно несправедливо упрекать и свою память. Если мы что-то толком не увидели или не расслышали, в памяти трудно потом разыскать следы, которым неоткуда было взяться. Органы чувств — это ворота в мозг и тем самым в память. Вам следует выяснить, нет ли у вас хотя бы незначительных возрастных изменений в сенсорных функциях (слух, зрение, вкус, обоняние, осязание), и принять необходимые меры для их исправления. Садитесь поближе к собеседнику и поближе к экрану телевизора. Без стеснения просите повторить сказанное. Наклоняйте ухо ко рту собеседника. Прибегайте к помощи корригирующих очков, лупы, слухового аппарата. Больше, чем прежде, уделяйте внимание методам, о которых узнаете из этой книги. Развивая все свои чувства, вы будете компенсировать недостатки некоторых из Них и таким образом обогатите свою жизнь и свою память.
Сужение поля внимания
Поле внимания тоже сужается с возрастом, и пожилые люди не могут эффективно работать так же долго, как прежде. Если вы обнаружили, что быстрее устаете, нужно с этим смириться. Когда вы чувствуете, что внимание ослабевает, делайте паузы, можете слегка вздремнуть или даже совершить небольшую прогулку. Сменяйте занятия, подбадривайте свой мозг свежим воздухом и физическими упражнениями. Вместо того чтобы читать целый час подряд, сделайте перерыв после получаса чтения (вложите закладку, чтобы быстро найти страницу), поднимитесь и разомните ноги. Если у вас устала
22