ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.07.2024
Просмотров: 335
Скачиваний: 0
8 — песочные часы
9 — улитка
Этот метод идеален для очень быстрого запоминания достаточно коротких чисел. Испробуйте его, когда нужно запомнить время отправления поезда, телевизионной программы, свидания или деловой встречи. Например, чтобы запомнить время 8.12, нужно вообразить песочные часы, копье и лебедя. Уделите несколько мгновений визуализации их образов в правильном порядке. Вообразите, что это кадр из мультфильма, а его сценарий, связывающий разные элементы в заданном порядке, пусть вам подскажет воображение.
Алфавит телефона
Во Франции на телефонных аппаратах против всех цифр, кроме единицы, проставлены буквы алфавита, что позволяет довольно легко запоминать номера. Слово из 8 букв, как правило, гораздо легче запомнить, чем последовательность из 8 цифр. К тому же для удобства составления слов каждой цифре соответствует несколько букв. Эта система широко применялась в Париже, где первые три буквы номера даже указывали на местонахождение абонента — на тот или иной парижский район: DANton, MOLitor, BELepine, ODEon, ALEsia и т.д. Ею можно пользоваться и сейчас, хотя изменение нумерации телефонов в 1985 г. сделало ее менее удобной. Теперь каждой цифре соответствует строго определенный набор букв:
2 — ABC
3 — DEF
4 — GHI
5 — JKL
6 — MN
7 — PRS
8 — TUV
9 — WXY
0 — OQZ
Например,
27 88 72 08
AS TU RB ОТ = AS TURBOT
Очевидно, что некоторые номера будут давать вполне удобопроизносимые сочетания букв, в то время как для других будет получаться последовательность согласных, из которой трудно извлечь какой-либо смысл (тогда лучше использовать иной код).
Практическое применение ассоциаций к числам
В повседневной жизни нам часто приходится вспоминать разные числа; ассоциации к ним облегчают эту задачу и даже могут сделать ее забавной. Предположим, вы хотите запомнить, что ваш зубной врач живет на четвертом этаже: 4 — это парус. Достаточно вообразить зубного врача, управляющегося с парусом.
Самое важное тут — это дать простор своему воображению и найти образную ассоциацию, которая связала бы предмет и число. Вы можете использовать стандартный код или подыскивать яркую и броскую ассоциацию-образ специально для вашего конкретного случая.
Чтобы запомнить несколько чисел, проанализируйте их по отдельности, а затем свяжите между собой ассоциациями. Предположим, что вы должны купить стекло размером 10 х 12 см. Прежде всего, зримо представьте себе его форму: прямоугольник. Какого вида этот прямоугольник? Согласно первому из описанных ранее кодов, ширина его ассоциируется с пальцами двух рук (10), а длина — с дюжиной яиц (12). Размеры этого стекла вам запомнятся, если вы вообразите, что держите обеими руками коробку яиц.
Свободные индивидуальные ассоциации
Мы уже видели, насколько конкретные образные ассоциации облегчают запоминание чисел. Классический традиционный подход СОСТОИТ в обращении к давно описанным системам кодов, но
107
я попробовала использовать с той же целью и спонтанные личные ассоциации, и это дало хорошие результаты. Привлекайте свое воображение, чтобы придавать цифрам конкретный смысл. Запоминая ту или иную цифру или число, спросите себя: «Как это звучит? На что это похоже? Не напоминает ли это о каких-нибудь знакомых вещах?».
Предположим, вы хотите запомнить номер телефона 45-39-36-89, который можно также записать в виде 4-539-36-89.
1.Посмотрите на совокупность цифр.
2.Разбейте число на маленькие группы цифр. Проще начинать с групп по две цифры в каждой: часто номера пишутся именно так, хотя возможно и иное разбиение. Мы получаем 45, 39, 36, 89. Что можно с этим сотворить?
3.Дайте простор своему воображению в поиске личных ассоциаций. Уделите этому некоторое время: пробуйте то одно, то другое. В данном случае последовательность цифр может навести на мысль об исторических датах Франции:
45— окончание второй мировой войны
39— ее начало
36— Народный фронт
89— Французская революция Четыре важные даты нашего исторического прошлого — нам повезло! Но если подобных
совпадений нет, вы можете обращаться к датам рождения знакомых, чьему-то возрасту, номерам из каких-либо адресов, индексам ведомств. Возможно, у вас есть сын 45 лет и дочь (или невестка) 39 лет, хороший друг в доме № 36 и, возможно, в 89 году вы вышли на пенсию. Поскольку в данном методе мы опираемся на свои личные свободные ассоциации, сами должны искать то, что нам подойдет. Подумайте о номерах хорошо известных вам местных учреждений, они могут очень пригодиться.
Заметьте, что если бы нас интересовало число из 7 цифр (как было в прежней телефонной нумерации), то мы бы имели 539-89, и тогда перед 39 (начало войны) следовало бы поместить 5. Я ясно вижу в уме свою простертую вперед руку с пятью растопыренными пальцами, как будто пытающуюся остановить приближение войны. Можно заметить, что остальные даты, как и раньше, представлены здесь в обратном хронологическом порядке. Получаем:
5 — растопыренные пальцы руки, останавливающие войну
39 — начало второй мировой войны
36 — Народный фронт
89 — Французская революция
Все это может показаться немного сложным, но главное — эффективность! Она обусловлена тем, что на поиски своей индивидуальной ассоциации вы затрачиваете некоторое время. При этом вы вкладываете в ассоциацию что-то личное, и она оставляет в памяти более глубокий след. Ассоциируя числа с близкими вам образами, вы облегчаете процессы вспоминания. Ищите исторические ассоциации, и вы их найдете. Как говорил Сомерсет Моэм: «Воображение развивается по мере его тренировки, и, вопреки распространенному мнению, в зрелом возрасте оно более плодотворно, чем в молодости».
Визуализация в чистом виде
Для запоминания большей части коротких чисел вполне достаточно сосредоточить внимание на их мысленном зрительном образе. Сделайте паузу, внутренне воспроизведите этот образ. Представьте себе, что число выписано крупным красным шрифтом на белой стене или горит желтыми неоновыми цифрами на фоне черного неба. Заставьте эту надпись мигать в вашем воображении не менее 15 секунд. После этого верните само число на его первоначальное место; вы обнаружите, что его легко вписать в надлежащий контекст — например, если речь идет об адресе, — у двери, на здании или (чтобы запомнить этаж) на лифте. Повторяя число вслух, вы еще больше облегчите запечатление его в памяти, призвав на помощь еще один канал чувственного восприятия.
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ
1. Метод образных ассоциаций легко распространить на самые разные области. Привлечение его при запоминании чисел очень эффективно.
108
—Нужно переводить абстрактные числа в конкретные символы. Выберите наиболее приемлемую для вас систему такого перевода.
—Пробуйте использовать свои собственные непроизвольные ассоциации.
2.Для хорошего запоминания чисел может оказаться достаточно концентрации внимания и простой визуализации, особенно если описанные в книге системы вам не по душе. Но в любом случае испробуйте их: как и многое другое в жизни, их нужно освоить, чтобы полюбить.
УПРАЖНЕНИЯ
1.Поставьте себе цель запоминать номера машин своих друзей и близких — постепенно, по одному номеру в день.
Испробуйте разные методы, так вам будет легче найти метод, наиболее для вас подходящий. Не забудьте использовать визуальные коды, методы десяти рисунков и свободных ассоциаций.
2.Попробуйте запомнить номер своего удостоверения о социальном страховании по избранному вами методу.
3.Попробуйте запомнить номера телефонов ваших друзей по методу свободных ассоциаций. Если вы споткнетесь на первом же номере, испытайте другой метод или возьмите другой номер. Дайте своему воображению случай проявить себя: поиск ассоциаций требует времени и навыка.
4.Попытайтесь запомнить номера важных для вас телефонов — телефоны родных, вашего врача, мастера по ремонту телевизора, городских служб, неотложной помощи. Метод запоминания выбирайте себе сами, упражняйтесь и почаще вспоминайте эти номера. По возможности используйте номера, которые вам удалось запомнить.
5.Попробуйте запоминать цены на продукты в магазинах по методу визуализации. Сосредоточьтесь и воспроизведите в уме вид всей этикетки с ценой, делая при этом комментарии по поводу цены. Если вы хотите увеличить трудность упражнения, мысленно сравните цены двух сходных товаров.
6.Выбирайте себе числа, которые случайно попадаются вам на глаза, и задайтесь целью запоминать их по избранному вами методу. Это могут быть номера домов на улице, этажность тех или иных зданий, число ламп в комнате, драгоценных камней в украшениях и т.п. Очень полезно также выучить почтовые индексы в адресах людей, которым мы пишем письма, и дни рождения близких и друзей.
7.Попробуйте запомнить номера своих текущих банковских счетов, сберкнижки или расчетной книжки для оплаты коммунальных услуг.
8.Попробуйте запомнить номера своих водительских прав и паспорта по вашему излюбленному методу (а в дальнейшем — и аналогичных документов членов своей семьи).
9.Обратитесь к своему излюбленному методу, чтобы запомнить секретный код для автоматического получения денег в вашем банке.
109
ГЛАВА 13
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
Вся мудрость человеческая не может принадлежать какому-то одному языку, и никакой язык не способен выразить все формы и проявления нашего разума.
Эзра Паунд
Иностранные языки многим даются нелегко, так как часто на первый взгляд они не имеют ничего общего с родным языком. Нужно запомнить огромное количество новых лексических и грамматических форм, а в сознании нет структуры, которая могла бы их объединить. Процесс обучения, однако, можно облегчить, используя индивидуальную наблюдательность и способность к организации изучаемого материала. Хорошим примером служит изложение предмета в книге П.Розенбаума «Italian for educated guessers» — самоучителе итальянского языка для людей с достаточно высоким уровнем культуры. Анализируя разные формы, Розенбаум показывает, как находить принципы, помогающие изучать язык при минимуме зубрежки. Простая наблюдательность поможет вам превратиться в «любознательного студента, способного угадывать». Судя по получаемым результатам, это может быть доступно каждому.
Как в любой области знаний, здесь следует связывать вновь приобретенные сведения с уже имеющимися. Это предполагает наведение мостов между родной культурой и культурой народа, говорящего на изучаемом языке. Далее мы увидим, как облегчается усвоение иностранных языков с помощью таких приемов, как визуализация, селективное внимание, ассоциирование образов и сочинение небольших историй. Даже если вам трудно подыскивать слова, когда вы пробуете говорить на иностранном языке, эти средства позволят вам активнее подбирать выражения и в результате быстрее овладеть беглой речью.
Визуализация упрощает процедуру перевода, обеспечивая прямой мысленный переход от слов к конкретным образам (или обратно) без промежуточного этапа — перехода от слов одного языка к словам другого. Повторяя слово как можно четче, нужно в то же время зримо представлять себе его смысл (что обычно при изучении иностранных языков не практикуется). А можно разыгрывать какиенибудь сценки — про себя, в воображении, или реально, с подлинными жестами и произнося слова вслух. Например, «солнце сияет» по-английски звучит как «the sun shines». Исключите слова родного языка и свяжите зрительный образ напрямую с английской фразой: представляя себе сияющее солнце, повторяйте по-английски «the sun shines». Прислушайтесь к звучанию слов «sun» и «shines» — не кажется ли вам, что это сверкающие слова, которые сами испускают свет? Впрочем, на мой взгляд, эти английские слова несколько «затуманены», как и само солнце Великобритании, так что тут можно вспомнить и об английской флегме. Это чисто субъективное умозрительное построение, но такого рода краткие комментарии как бы придают новым словам особый привкус и индивидуальность. Обсуждая эти слова, мы как бы вбираем их в нашу собственную жизнь, тем самым, укрепляя их след в памяти. Действуя, таким образом, мы используем свое воображение, чтобы привлечь на помощь памяти различные чувства.
Второй важный момент — селективное (избирательное) внимание. В данном случае внимание концентрируется на значении и структуре фраз. Слово или идиоматическое выражение доставит вам много элементов информации со ссылками на знания, полученные вами ранее; а в памяти откроются новые ячейки для эффективного упорядочения новой информации. Именно такие операции научились производить люди, владеющие многими иностранными языками. Хороший преподаватель покажет вам, как сравнивать два языка, находить между ними различия и выделять общие элементы. Например, можно искать корень слова и опираться на то, что вы о нем уже знаете. Корень несет в себе основной смысл слова. Скажем, английское слово mankind — «человечество» — легче запомнить, если сначала его проанализировать: речь идет об объединении двух слов — man и kind. Представьте себе карту мира, по которой бродят всякого рода люди (men) всех рас и всех типов (kinds). Помещенное в конкретный контекст слово kind, будучи само абстрактным термином, обретает определенный конкретный смысл, более легкий для запоминания.
110