Файл: Д. Лапп - Улучшаем память в любом возрасте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2024

Просмотров: 349

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

восточный и западный склад ума отражается в языковых структурах, он заметил, что традиционное японское письмо отлично от европейских алфавитов и состоит из ряда более выразительных графических символов, пиктограмм или идеограмм, которые при чтении японец узнает еще до осознания общего смысла иероглифа. Я заметила, что в Японии больше обращают внимание на формальные стороны жизни

— на манеры, саму атмосферу проведения какого-либо мероприятия, ритуалы. Создается впечатление, что форма довлеет над содержанием. Что говорится, менее важно, чем как это говорится. Формальное обретает значение, ставящее его над функциональным. В этом есть и эстетический аспект, тесно связанный с идеей гармонии. Возможно, из-за перенаселенности своей страны японцы в очень раннем возрасте учатся мысленно уединяться, отдаваясь игре воображения. Эта умственная «гимнастика» способствует развитию памяти.

Если у вас от природы живое воображение, вы преодолеете эту главу гигантскими шагами. Вы откроете для себя, что уже обладаете для помощи своей памяти неисчерпаемым источником сокровищ. Если же, наоборот, ваше воображение слабовато, вы увидите, что каждому под силу его развить.

Вот примеры, показывающие, насколько наше воображение связано с повседневной жизнью и как оно работает. Представьте себе мысленно следующие сценки:

1)кошка, вылизывающая лапу;

2)городская суета;

3)печаль в доме.

Первую сценку легко нарисовать в уме, потому что это конкретная картинка: движения животного, которые всем приходилось видеть. Вторую сценку представить себе труднее — ведь она более абстрактна. Слова «городская суета» не вызывают мгновенно зрительную картину. Нужно привлечь свое воображение, чтобы отразить озабоченность в лицах спешащих парижан на улицах города. А третья сценка, конкретна она или нет? Вызывает ли она тотчас зрительный образ или вам нужно его подыскивать? Я думаю, что большинству людей третью сценку вообразить проще, хотя она и абстрактна. Она связана с домом, который каждый из нас легко может представить себе вместе с его обитателями — нашими близкими. Поэтому «печаль в доме» сразу мысленно преобразуется в печальное лицо близкого нам человека в домашней обстановке.

В своей книге о памяти Лэрд Чермак предлагает несколько вопросов, помогающих читателю понять, использует ли он подсознательно зрительные образы, когда о чем-то думает. Попробуйте на них ответить.

Можете ли вы описать место расположения вашего дома, не рисуя себе его мысленного образа?

Можете ли вы, не представляя себе зримо ваш письменный стол, сказать, что на нем лежит?

Назовите пять любимых своих галстуков или блузок. Когда вы называете вслух каждую из этих пяти вещей, возникают ли в вашем уме их зрительные образы?

Оценив свои потенциальные возможности в создании мысленных образов, вы можете улучшить как запись информации в памяти, так и ее извлечение оттуда. Образы, раскрывающие понятие прямо, возникают в нашем уме сами собой, без каких-либо усилий. Например, если вы подумаете о «солнце», образ солнца появится мгновенно. Он входит составной частью в само понятие солнца. В отличие от этого образы, выражающие понятия косвенно, возникают лишь после перехода от абстрактной мысли к конкретной. Слово «коммунизм», например, может зрительно раскрыться в виде серпа и молота. Таким же образом «любовь» предстает как стилизованное сердце, «мир» как голубь и т.д.

На ассоциациях со зрительными образами основаны многие мнемонические приемы (мы ближе познакомимся с ними в третьей части книги). Например, легкий способ запоминания цифр состоит в преобразовании абстрактных символов в конкретные образы и подборе к ним подходящих ассоциаций. На протяжении веков, если не тысячелетий, обсуждался вопрос, можно ли одновременно мыслить о предмете и представлять его себе; что раньше возникает в уме — логическое понятие «стул» или его зрительный образ? В этом ни у кого нет полной уверенности, однако ясно, что трудно создать чтонибудь, исходя из чистой абстракции. Всякий инженер или изобретатель хотя бы смутно и грубо, но всетаки рисует в уме то, что хочет сконструировать. Часто форму предмета диктует его функциональное назначение: стул должен выдерживать вес тела и быть удобен, так как им пользуются для отдыха (это я так считаю; на деле же далеко не все стулья таковы). Творческая мысль опирается на зрительное воображение. Это единственная возможность обойти логические схемы, сковывающие наш ум. Альберт Эйнштейн говорит, что революционная концепция относительности родилась в его голове из вихря зрительных образов во время его длительного безделья. Точно так же воображение благоприятствует обилию воспоминаний. Само извлечение из памяти моментов прошлого требует творческих усилий. Нужно профильтровать действительность, отобрать из нее нужные события, придать им колорит своей личности и снова поместить в надлежащий контекст.

38


Чтобы развить способность к воспроизведению образов, необходимо как можно больше использовать свое воображение. При изучении психических процессов у лиц с феноменальной памятью обнаружилось, что в большинстве своем эти люди обладали превосходной зрительной памятью, запечатлевающей подлинные «клише» всех стимулов, воспринимаемых мозгом. Каждый из нас в большей или меньшей степени обладал этой способностью в детстве, В самом раннем возрасте дети изучают мир посредством чувств. Позднее, вырастая и входя в мир взрослых, они изменяют стиль восприятия и в большей степени опираются на логику и интеллект. Люди же с исключительной памятью сохраняют свою способность к чувственному восприятию мира на протяжении всей жизни. Можно стараться воспитывать детей так, чтобы они не теряли этой способности, а взрослые могут упражняться, чтобы ее восстановить. В процессе формирования зрительных образов большую роль играет воображение, и им следует пользоваться без ограничений.

ВОССОЗДАНИЕ ЗРИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВ, ИЛИ «ВИЗУАЛИЗАЦИЯ»

В мысленном воссоздании образов проявляется наша способность внутренне представлять себе предметы или, в более общем случае, также смысл понятий. (В английском языке это выражают глаголом visualize, французский перевод которого — visualiser или visionner — обычно употребляется лишь в техническом языке физики, информатики и кинематографа.)

Каждый из нас инстинктивно умеет воскрешать в памяти зримые картины прошлого. Но для того чтобы извлечь из этого процесса максимум возможностей, нужно его проанализировать. Зримо воскресить в памяти предмет или идею — это значит воссоздать в уме образ самого предмета, виденного когда-то раньше, или того, что мы о нем помним. Здесь подразумевается, что вы внимательно рассмотрели сам предмет или его изображение, затратив на это некоторое время, поскольку ваша цель состояла в его запоминании.

Когда мы что-то мысленно представляем себе, мы проецируем на наш «внутренний экран» такое изображение предмета, какое создал ось при его восприятии. При этом мы как бы снова видим те элементы, которые привлекли наше внимание, когда оно было сосредоточено на предмете. Чтобы получить четкий зрительный образ, лучше закрыть глаза, а затем сконцентрироваться на вспоминаемой картине. Воспроизводимый образ, конечно, будет основан на наших собственных наблюдениях и включит всю извлеченную из памяти информацию о данном предмете (о его форме, размерах, цвете, текстуре, окружении и т.д.). Во время запоминания наш ум активен, а не пассивен: мы сознательно «записываем» в память то, что хотим запечатлеть.

Визуализация всегда была одним из средств, при помощи которых многие философы и мистики стремились достигать безмятежного спокойствия. Они мысленно воссоздавали идеальную картину, приносящую им внутренний покой. Так как они сосредоточивали на этой картине все внимание, у них быстро появлялось чувство расслабления и гармонии. Заключенные прибегали к этому методу для поддержания морального духа, находясь в одиночной камере. В наше время те же методы используются в психотерапии с целью вызвать расслабление и помочь больному в создании позитивной установки. Поскольку основная идея метода состоит в концентрации внимания на какой-то четкой и ясной картине, с тем, чтобы надолго сохранить ее в памяти после реального восприятия, визуализация оказалась превосходным упражнением для памяти.

Вы можете поупражняться, воспроизводя в уме то, о чем читаете, что чувствуете носом или на вкус и даже то, что слышите. Например, во время телефонного разговора постарайтесь зримо нарисовать в уме портрет своего собеседника. Спросите себя, в каком месте своего дома находится он в это время, что делает, представьте себе его позу, выражение лица и т.п. Если вы хотите, например, запомнить день, когда вам нужно забрать одежду из химчистки, рассмотрите внимательно квитанцию, на которой он указан. Снимите с квитанции мысленную «копию» и постарайтесь запомнить дату. Вспомните сделанное ранее сравнение: ваш мозг — это настоящий фотоаппарат, которым вы должны пользоваться для преобразования своих жизненных наблюдений в зримые иллюстрации.

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ

Вы можете улучшить свою память, научившись прибегать к мысленному воспроизведению зрительных образов. Образное мышление доставляет удовольствие и облегчает процессы вспоминания.

39


А. Образные представления

1.Конкретное мышление помогает памяти.

2.Преобразуйте абстрактную идею в конкретную форму, и вы получите мысленный образ.

3.Чем специфичнее образ, тем он лучше.

4.Эмоционально окрашенные образы воспроизводятся лучше.

5.Чтобы усилить эмоциональную окраску образа, достаточно включить его в значимый для нас лично контекст.

Б. Воспроизведение зрительных образов

1.Воссоздание в памяти зрительных образов и образное представление мыслей имеют большое значение для хорошей памяти.

2.Все люди способны развивать свое воображение.

3.Эмоционально окрашенные и затрагивающие нас лично образы сохраняются в памяти дольше.

4.Зрительное представление (визуализация) какой-либо идеи состоит в мысленном создании картиныиллюстрации, т.е. в построении соответствующего образа. Это занимает не меньше 15 секунд, но гарантирует великолепное извлечение информации в будущем.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТИ К ВОССОЗДАНИЮ МЫСЛЕННЫХ ОБРАЗОВ

Сначала несколько советов. Во-первых, не бойтесь показаться самому себе смешным, так как этот страх часто мешает работе воображения. Во-вторых, делая упражнения, попробуйте оценить, насколько уверенно вы переводите идеи в зримые мысленные образы. В-третьих, не думайте, что это пустая трата времени: занятие это эффективно, как и вообще внесение любой организации в ваш образ жизни (например, привычки знакомиться с планом города перед его посещением).

I. МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ, ОТВЕЧАЮЩИЕ ПОНЯТИЯМ ПРЯМО ИЛИ КОСВЕННО

Попробуйте зримо представить в уме смысл приведенных ниже слов или фраз и определите, прямо или косвенно он отображается. Зримый образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия для визуализации нужны усилия воображения.

1.

Спящий младенец

9. Тайна

2.

Белочка, грызущая орех

10.

Кинг-Конг

3.

Война на Ближнем Востоке

11.

Ненависть

4.

Наводнение

12.

Любовь

5.

Время, текущее медленно

13.

Милосердие

6.

Дефект в текстуре ткани

14.

Юмор

7.

Недостаток аргументации

15.

Снег

8.

Бог

16.

Дерево

II. МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ И ЭМОЦИИ

Прочитайте строки 1 — 10. После каждой строки закройте глаза, чтобы сосредоточиться, и представьте себе соответствующую картину.

1.Лев, нападающий на антилопу

2.Собака, виляющая хвостом

3.Муха в вашем супе

4.Миндальное печенье в коробочке в форме ромба

5.Молния в темноте (застывшая картина, затем меняющаяся)

40



6.Пятно на вашей любимой рубашке или блузке

7.Бриллиант, сверкающий на солнце

8.Крик ужаса в ночи

9.Радость материнства

10.Друг, ворующий деньги из вашего кошелька. Теперь возьмите листок бумаги для записи и, не перечитывая списка, попробуйте снова визуализировать, что вспомните. Назовите соответствующие картинки. Когда окончите, попытайтесь проанализировать вызываемые ими эмоции. Сравните ваш новый список с первоначальным и сделайте выводы. Какие из образов эмоций лучше всего закрепились в вашей памяти? Возможно, вам захочется испытать свою зрительную память позднее, завтра или в конце недели. Вы будете удивлены результатами.

III. МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ И ИХ ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАСКА

Закройте глаза и вообразите следующие картины:

Осиное гнездо Осиное гнездо у вашей двери

Осиное гнездо в вашей ванной Острый нож Острый нож, режущий мясо

Острый нож, режущий вам палец Старик на скамейке Старик на скамейке на солнце

Плачущий старик на скамейке на солнце Радуга на грозовом небе Радуга над вашим домом на грозовом небе

Радуга над вашим домом на грозовом небе, радующая ваш взор Птичка, клюющая корм в саду Птичка, купающаяся в луже

Птичка, которая взлетает, спасаясь от кошки Падающие листья Красные и желтые падающие листья

Красные и желтые листья на вашем газоне Разбитая кружка на полу вашей кухни Разбитая кружка с черникой на полке

Кружка с черникой, опрокинутая на вашу красивую скатерть Свет фар и вой машины скорой помощи на вашей улице То же около вашего дома То же у вашей двери

Не перечитывайте списка, возьмите листок бумаги и запишите, что вам запомнилось. Проверьте свои ответы и спросите себя, какого рода образы вы легче вспоминаете.

УПРАЖНЕНИЯ НА ВИЗУАЛИЗАЦИЮ

В описанных далее упражнениях мы переходим от простых образов к более сложным и, наконец, к образам человеческих лиц.

IV. МЫСЛЕННЫЕ КАРТИНЫ КРАСОТЫ И ГАРМОНИИ

Вообразите, что ваш ум — это огромный экран, на который вы можете проецировать все свои мысли и фантазии. Привлекайте воображение для эстетического обогащения своей повседневной

41