ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
Киевский институт музыки им. Р.М. Глиера
Реферат на тему:
Сравнение Фауста и Мефистофеля
Студента II курса
Фортепианного отдела
Андрейко Ярослава
Киев 2013
Оглавление Вступление
Целью этого реферата является сравнение личностей Фауста и Мефистофеля, их отношений к миру, жизни, себе, другим людям, Богу и церкви. Трагедия «Фауст» — трагедия, написанная Иоганном Вольфгангом Гёте, состоящая из двух частей: (Фауст, трагедия: Часть первая) и (Фауст, трагедия: Часть вторая). Является наиболее известной историей жизни реального средневекового персонажа — героя немецких мифов и преданий доктора Иоганна Фауста. В философии Гете идея диалектического единства противоположностей является, пожалуй, одной из главных идей. В борьбе противоречий создается гармония мира, в столкновении идей — истина. Поэт постоянно напоминает нам об этом. (Во времена Гете, как известно, создавалась диалектика Гегеля). Два героя произведения немецкого поэта — Фауст и Мефистофель — наглядно демонстрируют это диалектическое родство положительного и отрицательного начал. Рожденный суеверной народной фантазией, образ Мефистофеля в произведении Гете воплощает в себе дух отрицания и разрушения, Мефистофель много разрушает и уничтожает, но он не может уничтожить основное — жизнь.
Общие черты Мефистофеля и Фауста
Н. Г. Чернышевский оставил глубокомысленные суждения о Мефистофеле: «Отрицание, скептицизм необходимы человеку, как возбуждение деятельности, которая без того заснула бы, И именно скептицизмом утверждаются истинные убеждения». Поэтому в споре Фауста и Мефистофеля, а они постоянно спорят, нужно всегда видеть некое взаимное пополнение единой идеи. Гете не всегда за Фауста и против Мефистофеля, чаще всего он мудро признает правоту и того и другого.
Вкладывая в свои образы высокие философские иносказания, Гете отнюдь не забывает о художественной конкретности образа. Фауст и Мефистофель наделены определенными человеческими чертами, поэт обрисовал своеобразие их характеров. Фауст — неудовлетворенный, мятущийся, «бурный гений», страстный, готовый горячо любить и сильно ненавидеть, он способен заблуждаться и совершать трагические ошибки. Натура горячая и энергичная, он очень чувствителен, его сердце легко ранить, иногда он беспечно эгоистичен по неведению и всегда бескорыстен, отзывчив, человечен. Фауст Гете не скучает. Он ищет. Ум его в постоянных сомнениях и тревогах. Фауст — это жажда постижения, вулканическая энергия познания. Фауст и Мефистофель — антиподы; первый жаждет - второй насыщен, первый алчен - второй сыт по горло, первый рвется «за пределы» - второй знает, что там нет ничего, там пустота. Мефистофель играет с Фаустом, как с неразумным мальчиком, смотря на все его порывы как на капризы, и весело им потакает — ведь у него, Мефистофеля, договор с самим Богом.
Мефистофель уравновешен, страсти и сомнения не волнуют его грудь. Он глядит на мир без ненависти и любви, он презирает его, В его колких репликах много печальной правды. Это отнюдь не тип злодея. Он издевается над гуманным Фаустом, губящим Маргариту, не в его насмешках звучит правда, горькая даже для него — духа тьмы и разрушения. Это тип человека, утомленного долгим созерцанием зла и разуверившегося в хороших началах мира. Он не похож на Сатану Мильтона. Тот страдает. В его груди — пламень. Он сожалеет о потерянном Эдеме и ненавидит Бога. Он жаждет мести и непреклонен, горд и свободолюбив. Свобода для него дороже Эдема. Мефистофель не похож и на лермонтовского Демона, Тот устал от вечности. Ему холодно в просторах Вселенной. Он хочет любви простой, человеческой. Он готов положить к ногам смертной девушки и вечность и все свое могущество. Но оно бессильно перед непритязательным сердцем смертной девушки. Вечность и бесконечность ничтожны в сравнении с кратким, как миг, счастьем смертного. И он, лермонтовский демон, печален.
Мефистофель Гете подчас добрый малый. Он не страдает, ибо не верит ни в добро, ни в зло, ни в счастье. Он видит несовершенство мира и знает, что оно — вечно, что никакими потугами его не переделать. Ему смешон человек, который при всем своем ничтожестве пытается что-то исправить в мире. Ему забавны эти потуги человека, он смеется. Смех этот снисходительный. Так смеемся мы, когда ребенок, сердится на бурю. Мефистофель даже жалеет человека, полагая, что источник всех его страданий — та самая искра Божья, которая влечет его, человека, к идеалу и совершенству, недостижимому, как это ясно ему, Мефистофелю. Мефистофель умен. Сколько иронии, издевательства над ложной ученостью, тщеславием людским в его разговоре со студентом, принявшим его за Фауста!
Он разоблачает лжеучения («спешат явленья обездушить»), иронически поучает юнца: «Держитесь слов», «Бессодержательную речь всегда легко в слова облечь», «Спасительная голословность избавит вас от всех невзгод», «В того невольно верят все, кто больше всех самонадеян» и т. д. Попутно Гете устами Мефистофеля осуждает и консерватизм юридических основ общества, когда законы — «как груз наследственной болезни».
Отношение к себе
Фауст относится иногда возвышенно, сравнивая себя с Богом, но иногда и признает свою ничтожность: «Я философию постиг, Я стал юристом, стал врачом... И в богословье я проник ...Глупец я из глупцов!» «Не бог ли я?» «Я, образ божества» «Да, отрезвился я - не равен я богач!» Относится к себе, как и Юнг, двойственно: «Ах, две души живут в больной груди моей, Друг другу чуждые, - и жаждут разделенья!» |
Мефистофель относится к себе соответственно действительности, говорит о себе прямо: « Часть вечной силы я, Всегда желавший зла, творивший лишь благое» «Я отрицаю все -ив этом суть моя... Стремленье разрушать, дела и мысли злые, Вот это все -моя стихия» Так же, как и Юнг. и Фауст соединяет в себе два начала: «А я - лишь части часть, которая была В начале все той тьмы, что свет произвела»
|
Отношение к миру, жизни
Фауст пессимистично относится к жизни: «Встаю ли утром — ждут меня страданья: Я убежден, что долгий день пройдет, И мне не даст, я знаю наперед. Ни одного достичь, ни одного желанья! » Но после знакомства с Мефистофелем и возлюбленной: «Опять ты, жизнь, живой струею льешься»
|
Мефистофель воспринимает свою жизнь вечной, властной, но это жизнь мертвых: «Мы вечный мрак погружены; А вы - то день, то ночь испытывать должны»
|
Отношение к человеку
Фауст говорит только о себе, но не о других |
Мефистофель же отрицательно относится к человеку: «...Я вижу лишь одни мучения человека. Смешной божок земли, всегда, во всех веках Чудак...он на вид-Ни дать ни взять кузнечик долгоногий» |
Отношение к Богу
Воспринимает и себя, как Бога, знает о существовании и готов общаться с дьяволом Мефистофелем, но говорит о вере: «В душе воскресла вера в бога, Воскресла к ближнему любовь» Бог живет внутри него: «Тот бог, который жив в груди моей, Всю глубину ее волнует: Он правит силами, таящимися в ней»
|
Мефистофель уважает, но, как и к человеку относится с насмешкой: «Охотно старика я вижу иногда. Хоть и держу язык; приятно убедиться, Что даже важные такие господа Умеют вежливо и с чертом обходиться!» Считает, что даже Бог знает не только добро, но и зло: «Будете, как бог, знать добро и зло»
|
Отношение к Троице
|
Мефистофель: «Противоречий массою ужасной... Посмотри В историю и вспомни: не всегда ли, Три за одно, одно за три Считая, люди вздор за правду выдавали», негативно относится к церкви.
|
Отношение к природе
Возвышенно воспринимает природу, как живое существо: «Живою улыбкой сияет весна; Весенней красою блистают долины; Седая зима ослабела» |
Не воспринимает природу, живет лишь «в зиме»: «Признаться, мне чужда весна! Во мне зима царит; мне надо, Чтоб снег, мороз был на пути моем» |
Отношение к смерти
Не хочет смерти, но говорит так: «Зачем...не пал я мертвым в миг тот роковой. Когда мне дух явился величавый!» |
Сам живет в мире смерти, поэтому к мертвым относится как к своим слугам: «Меня «подвязка» хоть не украшает, Зато копыту здесь большая честь» |
Отношение к времени
«...прошедшее постичь не так легко, Дух времени - увы! - не что иное, Как отраженье века временное» |
«Цените время: дни уходят невозвратно!» |
Отношение к любви
Представляет собой истинного романтика, полностью отдаваясь чувствам: «Наполни же все сердце этим чувством Зови его как хочешь: Любовь, блаженство, сердце, бог! Нет имени ему! Все - в чувстве!» |
Не влюбляется ни в кого, но на вопрос Фауста о любви отвечает так: «Я всюду и всегда любезно принят был» |
Выводы
Вот такими предстают главные герои Гете. Поэт выбрал и переработал многовековую легенду о докторе Фаусте и переработал ее по-своему, на свой философский и художественный манер. Все произведение раскрывает эстетические взгляды Гете, которые и подтверждаются с помощью диалектичности образов Фауста и Мефистофеля. Уже «Пролог на небесах» раскрыл философию автора, его взгляды на человека, общество, природу.
Поэма Гете напоминает гигантскую симфонию, через которую проходит, варьируясь, то затихая, то. набирая силу, по пути подхватывая новые мотивы, сливаясь с ними, затухая и возгораясь снова и снова, единая тема — Человек, Общество, Природа. В «Прологе на небесах» идет речь именно о нравственной стойкости человека, о его способности противостоять низменным инстинктам. Все эти проблемы и решает Гете с помощью диалектического единства противоположностей — Фауста и Мефистофеля.