ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.07.2024
Просмотров: 1308
Скачиваний: 2
Рис. 3.17. Основные компоненты информационной технологии экспертных систем
Интерфейс пользователя. Менеджер (специалист) использует интерфейс для ввода информации и команд в экспертную систему и получения выходной информации из нее. Команды включают в себя параметры, направляющие процесс обработки знаний. Информация обычно выдается в форме значений, присваиваемых определенным переменным.
Менеджер может использовать четыре метода ввода информации: меню, команды, естественный язык и собственный интерфейс.
Технология экспертных систем предусматривает возможность получать в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения. Различают два вида объяснений:
§объяснения, выдаваемые по запросам. Пользователь в любой момент может потребовать от экспертной системы объяснения своих действий;
§объяснения полученного решения проблемы. После получения решения пользователь может потребовать объяснений того, как оно было получено. Система должна пояснить каждый шаг
своих рассуждений, ведущих к решению задачи.
Хотя технология работы с экспертной системой не является простой, пользовательский интерфейс этих систем является дружественным и обычно не вызывает трудностей при ведении диалога.
База знаний. Она содержит факты, описывающие проблемную область, а также логическую взаимосвязь этих фактов. Центральное место в базе знаний принадлежит правилам. Правило определяет, что следует делать в данной конкретной ситуации, и состоит из двух частей: условия, которое может выполняться или нет, и действия, которое следует произвести, если условие выполняется.
Все используемые в экспертной системе правила образуют систему правил, которая даже для сравнительно простой системы может содержать несколько тысяч правил.
Все виды знаний в зависимости от специфики предметной области и квалификации проектировщика (инженера по знаниям) с той или иной степенью адекватности могут быть представлены с помощью одной либо нескольких семантических моделей. К наиболее распространенным моделям относятся логические, продукционные, фреймовые и семантические сети (см. гл. 16,17).
Интерпретатор. Это часть экспертной системы, производящая в определенном порядке обработку знаний (мышление), находящихся в базе знаний. Технология работы интерпретатора сводится к последовательному рассмотрению совокупности правил (правило за правилом). Если условие, содержащееся в правиле, соблюдается, выполняется определенное действие, и пользователю предоставляется вариант решения его проблемы.
Кроме того, во многих экспертных системах вводятся дополнительные блоки: база данных, блок расчета, блок ввода и корректировки данных. Блок расчета необходим в ситуациях, связанных с принятием управленческих решений. При этом важную роль играет база данных, где содержатся плановые, физические, расчетные, отчетные и другие постоянные или оперативные показатели. Блок
ввода и корректировки данных используется для оперативного и своевременного отражения текущих изменений в базе данных.
Модуль создания системы. Он служит для создания набора (иерархии) правил. Существуют два
89
подхода, которые могут быть положены в основу модуля создания системы: использование алгоритмических языков программирования и использование оболочек экспертных систем.
Для представления базы знаний специально разработаны языки Лисп и Пролог, хотя можно использовать и любой известный алгоритмический язык.
Оболочка экспертных систем представляет собой готовую программную среду, которая может быть приспособлена к решению определенной проблемы путем создания соответствующей базы знаний. В
большинстве случаев использование оболочек позволяет создавать экспертные системы быстрее и легче в сравнении с программированием.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ |
|
|
Аудиоконференция |
Инструментарий ИТ |
|
Аудиопочта |
Информационная система (ИС): |
|
База данных |
автоматизированного |
|
|
проектирования |
|
База моделей |
автоматизированная |
|
Видеоконференция |
автоматическая |
|
Видеотекст |
интегрированная |
|
Виды отчетов в ИГ управления |
информационно-поисковая |
|
Децентрализованная обработка |
информационно-решающая |
|
информации |
менеджеров среднего звена |
|
Деятельность: |
обработки знаний |
|
кадровая |
оперативного |
(операционного) |
|
уровня |
|
маркетинговая |
организационного управления |
|
производственная |
офисной автоматизации |
|
финансовая |
разрабатывающая |
|
Задача: |
альтернативы решений |
|
неструктурированная |
Система |
|
структурированная |
Составляющие ИТ: |
|
частично структурированная |
действия, операции, этапы |
|
ручная |
Специальное программное обеспечение |
|
поддержки принятия решений |
Стандартные процедуры в организации |
|
создающая управленческие |
Структурный признак |
|
отчеты |
СУБД и ее функции |
|
специалистов |
Субкультура организации |
|
стратегическая |
СУБМ и ее функции |
|
управления технологическим |
Схема информационных потоков |
|
процессом |
Табличный процессор |
|
управленческая |
Текстовый процессор |
|
экспертная |
Телеконференция |
|
Информационная технология (ИТ): |
|
|
автоматизированного офиса |
Техническая документация |
|
обработки данных |
Техническое обеспечение |
|
поддержки принятия решений |
Технология материального производства |
|
управления экспертных систем |
Типы ИС для частично структурированных |
|
|
задач |
|
Информационное обеспечение |
Унифицированная система документации |
|
Компьютерная конференция |
Управление |
|
Компьютерные офисные технологии |
Управленческая функция: |
|
Математическое обеспечение |
анализ |
|
Методология построения баз данных |
контрольная |
|
Модель: |
организационная |
|
детерминистская |
планирование |
|
математическая |
стимулирование |
|
90
оперативная |
|
учетная |
описательная |
|
Управленческие решения |
оптимизационная |
Уровень управления: |
|
специализированная |
операционный |
|
стохастическая |
|
стратегический |
стратегическая |
|
функциональный |
тактическая |
|
Факсимильная связь |
универсальная |
|
Формы технического обеспечения |
Новая информационная технология |
Функциональный признак |
|
Общесистемное |
программное |
Хранение изображений |
обеспечение |
|
|
Организационное обеспечение |
Централизованная обработка информации |
|
Организация |
|
Электронная почта |
Подсистема |
|
Электронный календарь |
Правовое обеспечение |
|
Язык пользователя |
Принятие решения |
|
Язык сообщений |
Программное обеспечение |
|
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1.Что такое информационная система?
2.Как вы понимаете информационную технологию?
3.В чем состоит разница между компьютерами и информационными системами?
4.Как можно представить процессы, происходящие в информационной системе?
5.Как развивались информационные системы?
6.Почему информационные системы являются стратегическим средством развития фирмы и в чем состоит их вклад?
7.Расскажите о пирамиде уровней управления в фирме.
8.Почему при создании информационной системы следует учитывать влияние внешней среды?
9.Приведите примеры информационных систем, поддерживающих деятельность фирмы.
10.Какие задачи стоят при создании информационной системы?
11.Расскажите об основных функциональных информационных системах.
12.Приведите примеры информационных систем, обеспечивающих эффективность работы.
13.Как вы представляете структуру информационной системы?
14.Расскажите об информационном, техническом, программном и математическом обеспечении, об организационном и правовом обеспечении.
15.Для чего нужна схема информационных потоков?
16.В чем суть методологии построения баз данных?
17.Почему при разработке информационной системы важным фактором является структурированность задач?
18.Как структурированность задач влияет на классификацию информационных систем?
19.Каковы особенности информационных систем, создающих управленческие отчеты?
20.Каковы особенности и виды информационных систем, разрабатывающих альтернативы решений?
21.В чем суть функционального признака при классификации информационных систем?
22.Что такое признак уровней управления при классификации систем?
23.Расскажите о пирамиде информационных систем в фирме, где используется функциональный признак классификации.
24.Каковы роль и функции ИС оперативного уровня, ИС для специалистов, для менеджеров среднего звена, стратегических ИС?
25.Приведите классификацию информационных систем по характеру использования информации, по степени автоматизации, по сфере применения.
26.В чем сходство и в чем различие информационной технологии и технологии материального производства?
27.Отобразите информационную технологию в виде иерархической структуры и приведите
91
примеры ее составляющих.
28.Изложите требования, которым должна отвечать информационная технология.
29.Что такое инструментарий информационной технологии?
30.Как следует понимать новую информационную технологию?
31.Как соотносятся информационная технология и информационная система?
32.Какова история развития информационной технологии?
33.Охарактеризуйте методологию использования информационной технологии,
34.Дайте общее представление об информационной технологии обработки данных, ИТ управления, автоматизации офиса, ИТ поддержки принятия решений и назовите их основные компоненты.
35.Расскажите о компьютерных и некомпьютерных офисных технологиях.
36.Что такое база моделей и какие модели вы знаете? Приведите примеры.
37.Расскажите об интерфейсе информационной системы и его составляющих.
ЛИТЕРАТУРА
1.Введение в информационный бизнес: Учебное пособие / Под ред. В.П. Тихомирова, А.В. Хорошилова, - М.: Финансы и статистика, 1996.
2.Громов Г.Р. Очерки информационной технологии. - М.: ИнфоАрт, 1992.
3.Данилевский Ю.Г., Петухов И.А., Шибанов В.С. Информационная технология в промышленности. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, 1988.
4.Диго С.М. Проектирование и использование баз данных: Учебник. - М.: Финансы и статистика,
1995.
5.Информатика: данные, технология, маркетинг / В.П. Божко, В.В. Брага и др. - М.: Финансы и статистика, 1992.
6.Информационная технология, экономика, культура / Сб. обзоров и рефератов. - М.: ИНИОН РАН,
1995.
7.Информационные системы в экономике / Под ред. В.В. Дика. - М,: Финансы и статистика, 1996.
8.Информационное обеспечение интегрированных производственных систем / Под ред. В.В.
Александрова. - Л.: Машиностроение, 1986.
9.Матвеев Л.А. Информационные системы: поддержка принятия решений: Учебное пособие. - Спб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
10.Мишенин А.И. Теория экономических информационных систем. - М.: Финансы и статистика,
1993.
11.Пономарева К.В., Кузьмин Л.Г. Информационное обеспечение АСУ. - М.: Высш. шк., 1991.
12.Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология - миллионные прибыли. - М.: Экономика,
1990.
13.Тамбовцев В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. - М.: Изд-во МГУ, 1993.
14.Экономическая информатика и вычислительная техника: Учебник / Под ред. В.П. Косарева, А.Ю. Королева. – М.: Финансы и статистика, 1996.
ГЛАВА 4. АРХИТЕКТУРА ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА
4.1.ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ
4.2.ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
4.3.МИКРОПРОЦЕССОРЫ
4.4.ЗАПОМИНАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА ПК
4.5.ОСНОВНЫЕ ВНЕШНИЕ УСТРОЙСТВА ПК
4.6.РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА
Персональный компьютер (ПК) стал обязательным атрибутом в любом современном офисе. Это основная техническая база информационной технологии. Профессионалы, работающие вне компьютерной сферы, считают непременной составляющей своей компетентности знание аппаратной части персонального компьютера, хотя бы его основных технических характеристик. Особенно велик интерес к компьютерам среди молодежи, широко использующей их для своих целей.
92