ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 14.07.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
Рис. 1. Рентабельность животноводства предприятий Самарской области.
Как видим рентабельность по предприятиям в основном убыточная. Сгруппируем теперь остальные показатели.
Можно определить по формуле Стерджеса:
,
где k – число групп, а N – объем совокупности.
После определения числа групп, необходимо рассчитать величину группировочного интервала (при использовании компьютерных программ данная процедура, чаще всего, выполняется автоматически):
,
где h – величина группировочного интервала,
Xmin и Xmax – минимальное и максимальное значения признака совокупности.
Таблица 3.
Аналитическая группировка.
Интервал рентабельности |
Число предприятий |
В расчете на 100 га сельхозугодий |
Надой от одной коровы за год , кг |
Полная себестоимость 1 ц молока, руб. |
Средняя цена реализации 1 ц молока цельного, руб. |
|
Выручка от реализации продукции животноводства, тыс. руб. |
Среднегодовая численность работников, чел. |
|||||
от -58,54 до -44,96 |
1 |
3,1 |
4,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
от -44,96 до -31,38 |
0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
от - 31,38 до -17,79 |
3 |
215,8 |
6,6 |
4988,3 |
856,3 |
697,9 |
от - 17,79 до -4,21 |
9 |
548,1 |
4,4 |
4828,2 |
712,7 |
774,4 |
от -4,21 до 9,37 |
4 |
1444,9 |
8,0 |
5601,2 |
616,2 |
797,4 |
от 9,37 до 22,95 |
10 |
2413,4 |
12,7 |
5064,5 |
569,2 |
815,3 |
|
27 |
1080,4 |
7,2 |
5026,4 |
629,3 |
796,4 |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наибольшая часть предприятий имеет рентабельность положительную. При этом чем рентабельнее предприятие, тем выше средняя цена за 1 ц молока, а также надой, полученный от одной коровы. Выручка от реализации также увеличивается с ростом рентабельности. Средний показатель выручки по предприятиям на 100 га с/х угодий составил 1080,4 тыс. руб., среднегодовая численность работников на 100 га с/х угодий – 7,2 чел.
Также распределение рентабельности по группам можно наглядно показать с помощью гистограммы.
Гистограмма (или столбиковая диаграмма) строится только для интервальных вариационных рядов. Основаниями столбиков гистограммы, являются интервалы значений варьирующего признака, а высота столбиков соответствует частоте каждого интервала.
Рис. 2. Гистограмма распределения рентабельности.
Более наглядный анализ позволяет провести типическая группировка.
Таблица 4.
Типическая группировка.
Группы |
Рентабельность животноводства,% |
Число предприятий |
В расчете на 100 га сельхозугодий |
Надой от одной коровы за год, кг |
Полная себестоимость 1 ц молока, руб. |
Средняя цена реализации 1 ц молока цельного, руб. |
|
Выручка от реализации продукции животноводства, тыс. руб. |
Среднегодовая численность работников, чел. |
||||||
Низшая |
от -58,54 до -17,79 |
4 |
218,9603407 |
11,43619487 |
4988,309115 |
856,2619686 |
697,8552279 |
Средняя |
от - 17,79 до 9,37 |
13 |
1993,028611 |
12,32758675 |
10429,33504 |
1328,892257 |
1571,815353 |
Высшая |
от 9,37 до 22,95 |
10 |
2413,391492 |
12,70492268 |
5064,470588 |
569,1522975 |
815,3257201 |
Итого |
|
27 |
1080,4 |
10,5 |
5,6 |
4,3 |
0,2 |
Теперь видим, что основная масса предприятий -13 – показывает рентабельность с диапазоне -17,79 до 9,37 %. Но при этом 10 предприятий (37%) с рентабельностью выше 9,37%. Среднегодовая численность работников при этом на предприятиях сравнительно одинакова. Полная себестоимость 1 ц молока ниже на предприятиях высшей группы, при этом цена реализации 1 ц молока выше всех. Также основная выручка приходится на предприятия высшей категории – это 2413,39 тыс. руб. на 100 га с/х угодий.
В среднем по всем группам выручка составила – 1080,4 тыс. руб., среднегодовая численность в расчете на 100 га сельхозугодий – 10,5 чел., надой от одной коровы за год – 5,6 кг, полная себестоимость 1 ц молока – 4,3 тыс. руб., средняя цена реализации 1 ц молока – 0,2 руб.
Проанализируем теперь занятость на предприятиях Самарской области. Построим теперь комбинационную группировку по двум основным признакам - рентабельности и выручки.
Таблица 5.
Комбинационная группировка.
Группы |
Рентабельность животноводства,% |
Выручка от реализации продукции животноводства в расчете на 100 га с-х угодий |
Итого |
||
3,136531-3598,822 |
3598,822-7194,507 |
7194,507-10790,19 |
|||
Низшая |
от -58,54 до -17,79 |
25 |
0 |
0 |
25 |
Средняя |
от - 17,79 до 9,37 |
101 |
0 |
85 |
186 |
Высшая |
от 9,37 до 22,95 |
152 |
44 |
19 |
214 |
|
Итого |
278 |
44 |
104 |
|
Таким образом, чем выше рентабельность предприятия животноводства, тем больше сотрудников заняты на производстве. А вот связь между выручкой и численностью работников на 100 га с-х угодий не столь прямая. Видим, что на предприятиях где выручка меньше всего занято больше сотрудников.
Проанализируем отдельно два основных показателя – рентабельность и Выручка от реализации продукции животноводства в расчете на 100 га с-х угодий .
Для этого вычисли следующие характеристики:
Средняя арифметическая взвешенная:
,
где fi – вес (частота);
Хi – значение признака.
Средняя арифметическая взвешенная используется для расчета среднего значения абсолютных величин по сгруппированным данным, а также определения среднего значения относительных показателей при условии, что известен знаменатель исходной формулы усредняемого показателя, используемый в этом случае в качестве признака - веса.
Дисперсия:
Показатель дисперсии в экономических исследованиях содержательно не интерпретируется, но благодаря своим свойствам широко используется для расчета многих статистических характеристик.
Среднее квадратическое (стандартное) отклонение:
Абсолютные показатели вариации измеряются в тех же единицах, что и изучаемые показатели.
Показатель среднего квадратического отклонения – наиболее часто используемый абсолютный показатель вариации. Он характеризует, насколько в среднем отклоняются индивидуальные значения признака от типического (среднего) уровня признака по совокупности, т.е. в абсолютном выражении оценивает степень рассеянности индивидуальных значений признака вокруг среднего. Чем меньше значение стандартного отклонения, тем устойчивее средняя величина.
Коэффициент вариации.
Все приведенные показатели, как было отмечено выше, используются в сравнительном анализе. Однако более широкое практическое применение нашел коэффициент вариации. Он характеризует относительную меру изменчивости. По его величине делается вывод об однородности или неоднородности изучаемой совокупности. Если V ≤ 33%, совокупность признается однородной, т.е. различия в значениях признака у единиц изучаемой совокупности (вариацию) можно считать не существенными.
Коэффициент вариации как относительная мера изменчивости используется для сравнения степени однородности совокупности по разноименным признакам, а также для сравнения степени вариации по разным совокупностям.
Таблица 6.
Выручка от реализации продукции животноводства, тыс. руб.
Размах вариации |
10787,1 |
Среднее квадратическое отклонение |
2803,0688 |
Среднее значение |
1899,6 |
Коэффициент вариации |
147,56 |
Дисперсия |
7857194,97 |
Несмещенная оценка дисперсии |
8159394,78 |
Средняя ошибка выборки |
549,73 |
в процентах к средней |
19,61 |
Предельная ошибка выборки |
1077,46 |
в процентах к средней |
38,44 |
Видим что различия в выручки по предприятиям весьма существенны, в среднем выручка по предпиятиям составляет 1899,6 тыс. руб.
Таблица 7.
Рентабельность животноводства, %
Размах вариации |
81,5 |
Среднее квадратическое отклонение |
18,7171785 |
Среднее значение |
-2,1 |
Коэффициент вариации |
-890,57 |
Дисперсия |
350,33 |
Несмещенная оценка дисперсии |
363,81 |
Средняя ошибка выборки |
3,67 |
в процентах к средней |
19,61 |
Предельная ошибка выборки |
7,19 |
в процентах к средней |
38,44 |
Также рентабельность по предприятиям также сильно отличается, причем наблюдается разброс в 81,5%. Средняя рентабельность по рассмотренной совокупности составляет -2,1%.