ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 1. Рентабельность животноводства предприятий Самарской области.

Как видим рентабельность по предприятиям в основном убыточная. Сгруппируем теперь остальные показатели.

Можно определить по формуле Стерджеса:

,

где k – число групп, а N – объем совокупности.

После определения числа групп, необходимо рассчитать величину группировочного интервала (при использовании компьютерных программ данная процедура, чаще всего, выполняется автоматически):

,

где h – величина группировочного интервала,

Xmin и Xmax – минимальное и максимальное значения признака совокупности.

Таблица 3.

Аналитическая группировка.

Интервал рентабельности

Число предприятий

В расчете на 100 га сельхозугодий

Надой от одной коровы за год , кг

Полная себестоимость 1 ц молока, руб.

Средняя цена реализации 1 ц молока цельного, руб.

Выручка от реализации продукции животноводства, тыс. руб.

Среднегодовая численность работников, чел.

от -58,54 до -44,96

1

3,1

4,8

0,0

0,0

0,0

от -44,96 до -31,38

0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

от - 31,38 до -17,79

3

215,8

6,6

4988,3

856,3

697,9

от - 17,79 до -4,21

9

548,1

4,4

4828,2

712,7

774,4

от -4,21 до 9,37

4

1444,9

8,0

5601,2

616,2

797,4

от 9,37 до 22,95

10

2413,4

12,7

5064,5

569,2

815,3

27

1080,4

7,2

5026,4

629,3

796,4


Таким образом, можно сделать вывод о том, что наибольшая часть предприятий имеет рентабельность положительную. При этом чем рентабельнее предприятие, тем выше средняя цена за 1 ц молока, а также надой, полученный от одной коровы. Выручка от реализации также увеличивается с ростом рентабельности. Средний показатель выручки по предприятиям на 100 га с/х угодий составил 1080,4 тыс. руб., среднегодовая численность работников на 100 га с/х угодий – 7,2 чел.

Также распределение рентабельности по группам можно наглядно показать с помощью гистограммы.

Гистограмма (или столбиковая диаграмма) строится только для интервальных вариационных рядов. Основаниями столбиков гистограммы, являются интервалы значений варьирующего признака, а высота столбиков соответствует частоте каждого интервала.

Рис. 2. Гистограмма распределения рентабельности.

Более наглядный анализ позволяет провести типическая группировка.

Таблица 4.

Типическая группировка.

Группы

Рентабельность животноводства,%

Число предприятий

В расчете на 100 га сельхозугодий

Надой от одной коровы за год, кг

Полная себестоимость 1 ц молока, руб.

Средняя цена реализации 1 ц молока цельного, руб.

Выручка от реализации продукции животноводства, тыс. руб.

Среднегодовая численность работников, чел.

Низшая

от -58,54 до -17,79

4

218,9603407

11,43619487

4988,309115

856,2619686

697,8552279

Средняя

от - 17,79 до 9,37

13

1993,028611

12,32758675

10429,33504

1328,892257

1571,815353

Высшая

от 9,37 до 22,95

10

2413,391492

12,70492268

5064,470588

569,1522975

815,3257201

Итого

27

1080,4

10,5

5,6

4,3

0,2


Теперь видим, что основная масса предприятий -13 – показывает рентабельность с диапазоне -17,79 до 9,37 %. Но при этом 10 предприятий (37%) с рентабельностью выше 9,37%. Среднегодовая численность работников при этом на предприятиях сравнительно одинакова. Полная себестоимость 1 ц молока ниже на предприятиях высшей группы, при этом цена реализации 1 ц молока выше всех. Также основная выручка приходится на предприятия высшей категории – это 2413,39 тыс. руб. на 100 га с/х угодий.

В среднем по всем группам выручка составила – 1080,4 тыс. руб., среднегодовая численность в расчете на 100 га сельхозугодий – 10,5 чел., надой от одной коровы за год – 5,6 кг, полная себестоимость 1 ц молока – 4,3 тыс. руб., средняя цена реализации 1 ц молока – 0,2 руб.

Проанализируем теперь занятость на предприятиях Самарской области. Построим теперь комбинационную группировку по двум основным признакам - рентабельности и выручки.

Таблица 5.

Комбинационная группировка.

Группы

Рентабельность животноводства,%

Выручка от реализации продукции животноводства в расчете на 100 га с-х угодий

Итого

3,136531-3598,822

3598,822-7194,507

7194,507-10790,19

Низшая

от -58,54 до -17,79

25

0

0

25

Средняя

от - 17,79 до 9,37

101

0

85

186

Высшая

от 9,37 до 22,95

152

44

19

214

Итого

278

44

104

Таким образом, чем выше рентабельность предприятия животноводства, тем больше сотрудников заняты на производстве. А вот связь между выручкой и численностью работников на 100 га с-х угодий не столь прямая. Видим, что на предприятиях где выручка меньше всего занято больше сотрудников.


Проанализируем отдельно два основных показателя – рентабельность и Выручка от реализации продукции животноводства в расчете на 100 га с-х угодий .

Для этого вычисли следующие характеристики:

Средняя арифметическая взвешенная:

,

где fi – вес (частота);

Хi – значение признака.

Средняя арифметическая взвешенная используется для расчета среднего значения абсолютных величин по сгруппированным данным, а также определения среднего значения относительных показателей при условии, что известен знаменатель исходной формулы усредняемого показателя, используемый в этом случае в качестве признака - веса.

Дисперсия:

Показатель дисперсии в экономических исследованиях содержательно не интерпретируется, но благодаря своим свойствам широко используется для расчета многих статистических характеристик.

Среднее квадратическое (стандартное) отклонение:

Абсолютные показатели вариации измеряются в тех же единицах, что и изучаемые показатели.

Показатель среднего квадратического отклонения – наиболее часто используемый абсолютный показатель вариации. Он характеризует, насколько в среднем отклоняются индивидуальные значения признака от типического (среднего) уровня признака по совокупности, т.е. в абсолютном выражении оценивает степень рассеянности индивидуальных значений признака вокруг среднего. Чем меньше значение стандартного отклонения, тем устойчивее средняя величина.

Коэффициент вариации.

Все приведенные показатели, как было отмечено выше, используются в сравнительном анализе. Однако более широкое практическое применение нашел коэффициент вариации. Он характеризует относительную меру изменчивости. По его величине делается вывод об однородности или неоднородности изучаемой совокупности. Если V ≤ 33%, совокупность признается однородной, т.е. различия в значениях признака у единиц изучаемой совокупности (вариацию) можно считать не существенными.

Коэффициент вариации как относительная мера изменчивости используется для сравнения степени однородности совокупности по разноименным признакам, а также для сравнения степени вариации по разным совокупностям.


Таблица 6.

Выручка от реализации продукции животноводства, тыс. руб.

Размах вариации

10787,1

Среднее квадратическое отклонение

2803,0688

Среднее значение

1899,6

Коэффициент вариации

147,56

Дисперсия

7857194,97

Несмещенная оценка дисперсии

8159394,78

Средняя ошибка выборки

549,73

в процентах к средней

19,61

Предельная ошибка выборки

1077,46

в процентах к средней

38,44

Видим что различия в выручки по предприятиям весьма существенны, в среднем выручка по предпиятиям составляет 1899,6 тыс. руб.

Таблица 7.

Рентабельность животноводства, %

Размах вариации

81,5

Среднее квадратическое отклонение

18,7171785

Среднее значение

-2,1

Коэффициент вариации

-890,57

Дисперсия

350,33

Несмещенная оценка дисперсии

363,81

Средняя ошибка выборки

3,67

в процентах к средней

19,61

Предельная ошибка выборки

7,19

в процентах к средней

38,44

Также рентабельность по предприятиям также сильно отличается, причем наблюдается разброс в 81,5%. Средняя рентабельность по рассмотренной совокупности составляет -2,1%.