Файл: Лекция 1 по там. регул. бакалавры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция №1: «Государственное регулирование внешнеторговой деятельности»

1. Внешнеторговая деятельность как составная часть внешнеэкономической деятельности и как объект государственного регулирования.

2. Внешнеэкономическая политика в сфере внешнеэкономической деятельности государства.

3. Система государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России.

4. Таможенное регулирование в Таможенном союзе и его функции.

5. Таможенная политика России в условиях Таможенного союза.

6. Внешнеторговые операции. Внешнеторговые бартерные сделки.

I. В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики.

Основу осуществления ВЭД составляет:

  1. внешнеторговая деятельность;

  2. международное инвестиционное сотрудничество;

  3. международная производственная кооперация;

  4. международное научно-техническое сотрудничество;

  5. валютно-финансовые и кредитные операции.

Внешнеторговая деятельность представляет собой разновидность предпринимательской деятельности по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной собственности, в том числе исключительными правами на них.

Внешнеторговая система включает в себя следующие компоненты:

а) международный рынок товаров, услуг и интеллектуальной продукции, который составляет сердцевину всей системы, ее среду обитания или объективно-пространственную сферу. Данный рынок становится все более сложным, информационно насыщенным, но в то же время неопределенным и неустойчивым;

б) институционально-субъектный компонент, где в качестве «операторов» во внешнеторговой системе выступают WTO (ВТО - Всемирная торговая организация), международные организации, государства, многонациональные (ТНК) и национальные предприятия, юридические и физические лица;

в) регулятивный компонент, который «обслуживает» внешнюю торговлю и состоит из международно-правовых норм, норм внутреннего права государства и нормы транснационального права, а также пакет соглашений и конвенций WTО и WCO (ВТО - Всемирная таможенная организация);


г) функциональный компонент, к которому относятся методы правового и политического регулирования. Посредством систем ООН, WTO и WCO происходит трансформация метода регyлирования внешней торговли с двустороннего и группового уровней на метод глобального и универсального характера. В отдельных секторах внешней торговли могут быть свои методы регулирования, например метод преференциального регулирования; метод потоварного или посекторного регулирования товарных рынков и т д.;

д) идеологический компонент, который представляет различные внешнеполитические и внешнеэкономические концепции, направленные на формирование нового мышления; основанного на глобализации, унификации и гармонизации регулирования внешней торговли.

Под государственным регулированием международной торговли понимается деятельность, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами.

Единый порядок регулирования внешнеторговой деятельности осуществляется в целях обеспечения благоприятных условий для внешне- торговой деятельности, защиты экономических и политических интересов государств - участников Таможенного союза и включает следующие области:

1) таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности;

2) установление торгового режима в отношениях с третьими странами;

3) нетарифные меры регулирования в торговле с третьими странами;

4) косвенное налогообложение внешнеторговых операций с третьими странами;

5) валютное регулирование внешнеторговых операций;

6) экспортный контроль.

Основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности являются:

1) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;

2) равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности;

З) взаимность в отношении другого государства (группы государств);

4) обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации и осуществление возникающих из этих договоров прав Российской Федерации;

5) выбор мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности, являющихся не более обременительными для участников внешнеторговой деятельности, чем необходимо для обеспечения эффективного достижения целей, для осуществления которых предполагается применить меры государственного регулирования внешнеторговой деятельности;


6) гласность в разработке, принятии и применении мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

7) обоснованность мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

8) исключение неоправданного вмешательства государства или его органов во внешнеторговую деятельность и нанесение ущерба участникам внешнеторговой деятельности и экономике Российской Федерации;

9) обеспечение обороны страны и безопасности государства;

10) обеспечение права на обжалование в судебном или ином установленном 3аконом порядке незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также права на оспаривание нормативных правовых актов Российской Федерации, ущемляющих право участника внешнеторговой деятельности на осуществление внешнеторговой деятельности;

11) единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности;

12) единство применения методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности на всей территории Российской Федерации.

Эти принципы реализуются в той части, в которой они не противоречат международным договорам и соглашениям, заключенным при формировании Таможенного союза стран - членов ЕврАзЭС.

II. Внешнеэкономическая политика государства - это целенаправленная и комплексная программа действий законодательной и исполнительной властей по развитию, как во внутренней финансово-производственной сфере через инвестиционную и таможенную политику, так и сфере внешнего обмена путем повышения коммерческой эффективности экспортных, импортных, валютных и иных внешнеэкономических операций.

Внешнеэкономическая политика предполагает целенаправленные действия государства и его органов по определению режима регулирования внешнеэкономических связей и оптимизации участия страны в международном разделении труда. Основными составляющими ВЭП являются: внешнеторговая политика (включая экспортную и импортную политику), политика в области привлечения иностранных инвестиций и регулирования национальных капиталовложений за рубежом, валютная политика. Кроме того, ВЭП предполагает решение важных задач по географической сбалансированности внешнеэкономических операций с отдельными государствами и регионами, что связано с обеспечением экономической безопасности страны.

В целом мирохозяйственные позиции любой страны определяются ее конкурентоспособностью. Для России, задача повышения конкурентоспособности на всех уровнях становится первоочередной. Современная внешнеэкономическая политика России носит в основном оборонительный характер и направлена на удержание российскими производителями тех оставшихся рынков, где отечественная продукция сохраняет исторически завоеванные еще в эпоху СССР конкурентные позиции.


В Российской Федерации внешнеэкономическая политика отождествляется с инвестиционной и торговой политикой.

Торговая политика определяется как составная часть экономической политики государства. Основная цель торговой политики Российской Федерации — создание благоприятных условий для российских экспортеров, импортеров, производителей и потребителей товаров и услуг, что во внешней торговле невозможно без либерализации внешнеторговой деятельности, но при этом необходимо учитывать государственные интересы.

Ограничение внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью возможно в целях поддержания равновесия платежного баланса страны и защиты внешнего финансового положения. Правительство Российской Федерации может применять меры ограничения внешней торговли в случаях серьезного сокращения валютных резервов, а также для достижения разумного темпа увеличения валютных резервов.

Внешнеэкономическая политика государства проявляется в сочетании методов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, т.к. их сочетание определяет степень привлекательности для субъектов предпринимательской деятельности внешнеэкономической сферы, а для иностранных юридических и физических лиц — инвестиционная привлекательность российского рынка.

На формирование стратегии внешнеторговой политики значительное влияние оказывает внешняя среда, включающая в себя международные конвенции и соглашения, а также нормативно-правовые акты и рекомендации различных международных организаций и в области регулирования мировой торговли.

Внешнеэкономическая политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой государств. Поэтому ее содержание обусловлено, с одной стороны, природой социально-экономического строя государства, а с другой — задачами расширения производства, которое государство решает в рамках своего национального хозяйства.

На формирование внешнеэкономической политики государства сказываются такие происходящие в мировой экономике и международных экономических отношениях явления, как обострение конкурентной борьбы на мировом рынке, дестабилизация валютных курсов, неравновесие платежных балансов, большая внешняя задолженностъ развивающихся стран и некоторых государств с переходной экономикой.

По мере эволюции международных экономических отношений сформировался обширный инструментарий внешнеэкономической политики.


Международная координация в этой сфере предполагает установление международных режимов, т.е. выработку договоренностей, определяющих нормы, правила и процедуры, которых обязуются придерживаться договаривающиеся стороны при решении каких-либо проблем. Международные режимы, содержащие общепринятые стандарты и правила, в свою очередь, могут оказывать влияние на национальное регулирование. Их можно использовать как ориентир при реформировании национальной экономики, ее законов и норм.

III. *В России основные направления государственного регулирования внешнеторговой деятельности определены в ФЗ от 08.12.2003 г. №164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Данный закон определил основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности с учетом норм и правил ВТО, уточнил полномочия Российской Федерации и ее субъектов в сфере внешней торговли, нацелил само государственное регулирование на «обеспечение благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации» (ст.1). *

Под механизмом государственного регулирования внешнеторговой деятельности понимается совокупность институтов, осуществляющих государственное регулирование внешнеторговой деятельности (институциональная составляющая), а также формы, методы и инструменты такого регулирования (функциональная составляющая).

Институциональная составляющая механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности представлена уполномоченными государственными органами и различными негосударственными институтами данной страны (союзы предпринимателей и экспортеров, торгово-промышленные палаты, совещательные органы с представительством деловых кругов), иностранными государствами (в лице уполномоченных органов) и международными организациями (через различные интеграционные структуры и международно-правовой договорный механизм).

Функциональная составляющая включает формы, методы и инструменты государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Воздействие государства на внешнеторговую сферу осуществляется в двух основных формах: прямого и косвенного регулирования. Прямое регулирование осуществляется с преобладанием административных методов, косвенное — экономических.

При всем многообразии инструментов (средств) государственного регулирования внешнеторговой деятельности они могут быть объединены в две большие группы: