Файл: Лекция 1 по там. регул. бакалавры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.07.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4) институт установления кодов ТН ВЭД;

5) институт определения таможенной стоимости товара.

Таможенно-тарифное регулирование является средством реализации таможенной политики, которая должна быть направлена на достижение целей и решения задач, поставленных государством в области внешней торговле. Внешняя торговля призвана повышать эффективность национальной экономики.

Нетарифные методы регулирования внешнеторговой деятельности, как правило, направлены на достижение тех же целей, что и таможенно-тарифное. Они позволяют в более короткие сроки получать необходимые результаты, решать некоторые специальные задачи, но в долговременном плане не способствуют формированию нормальной конкурентной среды на внутреннем рынке, созданию и поддержанию эффективной структуры производства. При определенных условиях таможенно-тарифные и нетарифные меры, например пошлины и квоты, взаимодействуют друг с другом.


*Таможенно-тарифное регулирование имеет преимущество перед нетарифным: при ограничении импорта и росте внутренних цен образующиеся дополнительные доходы направляются в государственный бюджет, а не остаются у импортера.*

Таможенно-тарифное регулирование включает меры нескольких уровней. Одна группа мер связана с разработкой таможенных пошлин и таможенного тарифа, другая - с применением таможенного тарифа. Первая группа мер таможенно-тарифного регулирования включает:

1) обоснование и определение уровня таможенных пошлин;

2) оценку социально-экономических последствий изменения таможенных пошлин;

3) формирование таможенного тарифа;

4) формирование системы таможенных процедур.

Во вторую группу входят:

  1. определение страны происхождения товаров;

  2. определение таможенной стоимости;

3) начисление таможенных пошлин.

Ведущую роль в таможенно-тарифном регулировании играют таможенные пошлины. От степени их экономической обоснованности в решающей степени зависит эффективность таможенно-тарифного регулирования.

В регулировании внешнеторговых товарных потоков используется широкий набор методов и средств таможенного воздействия на экономические интересы импортеров и экспортеров продукции. При выборе того или иного метода и средства регулирования трансграничных товарных потоков и рынков необходимо учитывать ряд условий. К таким условиям относятся:

1) достижение определенных соотношений в уровнях цен на внутреннем рынке на ввозимую и отечественную продукцию, на продукцию, поставляемую на экспорт и на внутренний рынок;

2) поддержание определенного уровня цен с учетом общественных потребностей в конкретном товаре и доходов населения;

3) овладение условиями оперативного воздействия на массу товарного потока;

4) влияние на изменение доходов государственного бюджета;

5) ограничения применения средств и методов регулирования по международным соглашениям;

6) сложность и трудоемкость разработки и введения конкретного метода регулирования;

7) уровень определенности и предсказуемости изменения параметров рынка при использовании конкретных методов и инструментов.

Выбор конкретного метода и средства регулирования определяется тем, в какой степени его применение позволит достигнуть оптимальных параметров функционирования конкретного товарного рынка.


Применяемые в регулировании товарных рынков таможенные средства и методы можно разделить на две группы: нацеленные на достижение определенных параметров движения товарных потоков и направленные на достижение каких-либо других целей, но одновременно ограничивающие в некоторой степени трансграничные товарные потоки.

К первой группе относятся средства регулирования, которые целенаправленно воздействуют на конъюнктуру рынка путем ограничения объемов ввоза или вывоза, они влияют на уровень затрат по импорту товара, его цену и рентабельность реализации. К таким средствам относятся таможенный тариф и квоты.

Во вторую группу включаются все остальные средства регулирования, которые не оказывают заранее определенного воздействия на затраты импортера импортируемых товаров, они косвенно направлены на ограничение количества ввозимых товаров и повышают затраты импортера. Эти средства усиливают защитную функцию таможенного тарифа и тарифных квот.

V. Одной из основных форм проявления таможенного регулирования является разработка и реализация таможенной политики – это комплекс политико-правовых, экономических, организационных и иных мер государственного регулирования внешней торговли, а также мер по защите национальной экономики и решению ее фискальных задач.

Таможенная политика государства способствует расширению экономических связей, увеличению объема внешнеторговых операций, развитию международного туризма и иных форм международного взаимодействия.

Таможенная политика реализуется посредством разумного сочетания политики протекционизма, направленной на защиту отечественного производителя от иностранной конкуренции, и политики фритредерства, направленной на расширение внешнеторгового оборота страны.

Таможенная политика России, в первую очередь, должна обеспечивать наиболее эффективное использование инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории, а также участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка и стимулированию развития национальной экономики.

Таможенная политика связана с проблемой экономической безопасности, которая для России остается серьезной, т.к. все еще велико преобладание в отечественном экспорте сырьевых товаров; ограничены традиционные рынки сбыта машинотехнической продукции и т.д.


Другое направление таможенной политики России посвящено решению проблемы иностранных инвестиций, что предусматривает не только упрощение таможенных процедур, но и создание таможенных процедур переработки, которые способствовали бы международной кооперации производства.

Создание Таможенного союза влечет за собой неизбежную корректировку процессов выработки и реализации торговой, в том числе таможенно-тарифной политики, которая должна будет строиться с учетом интересов участников ВТД и потребителей всех стран-участниц на основе эффективного механизма мониторинга и корректировки принимаемых решений в зависимости от складывающейся экономической ситуации на единой таможенной территории. Реализация таможенно-тарифной политики будет осуществляться в качественно иных мирохозяйственных, торгово-политических и рыночных условиях, а именно:

1) посткризисное восстановление мировой экономики и мировых товарных рынков будет характеризоваться высокой нестабильностью, значительными колебаниями конъюнктуры и цен, что существенно повышает требования к обоснованности, оперативности и гибкости таможенно-тарифной политики;

2) ускорятся технологические и структурные изменения в мировой экономике, расширится и усложнится ассортимент торговли, еще более возрастет конкурентоспособность новых центров силы из числа развивающихся стран, что потребует совершенствования структуры и других качественных параметров таможенного тарифа, упорядочения системы преференций, повышения эффективности таможенного администрирования;

3) радикально изменится институционально-организационный и торгово-политический контекст осуществления таможенно-тарифной политики - в полном объеме начнет функционировать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, определятся основные параметры единого экономического пространства трех стран, будет создана многосторонняя зона свободной торговли СНГ, Россия станет членом ВТО.

4) создание Таможенного союза и в среднесрочной перспективе -единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана внесет неизбежные коррективы в процессы выработки и реализации торговой, в том числе таможенно-тарифной политики, которая должна будет строиться с учетом интересов хозяйствующих субъектов и потребителей всех стран-участниц, предусматривать эффективные механизмы мониторинга и корректировки принятия решений в зависимости от ситуации в различных частях ЕЭП;


5) гармонизация норм внешнеторгового регулирования и торгово-политической практики стран ТС и СНГ в целом с общепринятыми международными нормами, институциональная консолидация ТС позволят перейти к решению практических вопросов формирования большого евразийского экономического пространства с участием Европейского союза, активизировать переговорный процесс о создании зоны свободной торговли с ЕС и рядом других стран дальнего зарубежья;

6) повышение роли государственной поддержки как инструмента роста конкурентоспособности отечественных производств, укрепления их позиций на внутреннем и внешних рынках потребует более тесного, оперативного согласования мер торговой, в том числе таможенно-тарифной политики с другими мерами экономической политики в целях усиления их совокупного стимулирующего эффекта (например, развитие институтов и инструментов поддержки экспорта должно сопровождаться упрощением таможенных и административных процедур, в первую очередь по группе инновационной продукции);

7) интенсификация инновационных процессов в российской экономике требует активного включения России в международную научно-техническую и производственно-технологическую кооперацию, что повысит актуальность задачи ее стимулирования средствами таможенно-тарифной политики через снижение тарифного обложения материалов, частей и компонентов, участвующих в кооперационном обмене, расширение практики использования экономических таможенных режимов, упрощение и ускорение таможенных процедур.

Качественное изменение условий осуществления таможенно-тарифной политики вызывает необходимость принятия адекватных содержательных институциональных и организационно-процедурных управленческих решений:

1) необходимо обеспечить эффективность и оперативность механизма функционирования наднациональных органов Таможенного союза, полностью отвечающего задачам, стоящим как перед союзом в целом, так и каждой из стран-участниц. Это требует внедрения соответствующих правил, процедур и регламентов, позволяющих действенно согласовывать позиции сторон в рамках ТС и учитывать их в рамках решений наднациональных органов.

2) предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы продвижения позиции России в Таможенном союзе, усилить обосновательную базу предлагаем российской стороной решений, прогнозирование их социально-экономических и торгово-политических последствий. В этих целях предстоит повысить транспарентность механизма выработки предложений российской стороны, шире привлекать к обсуждению проектов бизнес-сообщество.