Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 620

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

А. Да. Б. Нет.

49. Брак и семья — это одно и тоже.

А. Да. Б. Нет.

50. Верно ли, что сегодня люди охотнее говорят "это хорошо для меня", чем "это хорошо для моей семьи"?

А. Да. Б. Нет.

Раздел I

СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИИ

Глава 1 предмет социологии семьи

Социология семьи, рассматриваемая в широком смысле как соци­ологическая наука о семье, является старейшей интеллектуальной дисциплиной. Издревле все попытки осмысления общественной жиз­ни людей так или иначе были связаны с пониманием семейно-ролевой организации. Интерес к происхождению человечества и к чело­веческой истории всегда сопровождается интересом к браку, семье, родству как специфическим формам существования, сохранения и возобновления жизни поколений.

Социология семьи в узком смысле как часть общей социологии, как теория "среднего уровня" рассматривает особую сферу жизнеде­ятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи). Социология семьи имеет дело с групповым, а не с индивиду­альным субъектом жизнедеятельности. Группа людей, связанных семейно-родственными отношениями, образует ту часть социальной реальности, которую изучает социология семьи, фокусируя внима­ние на совместной жизнедеятельности членов семьи, то есть на се­мейном образе жизни.

Подчеркивая групповое качество семейной жизнедеятельности, социология семьи не остается безразличной к индивиду, но рассмат­ривает его как члена семьи, как составную часть такого целого, которое не редуцируется к отдельной личности. Социология семьи пересекается с социологией личности, но исследует личность прежде

21

всего сквозь призму социокультурных внутрисемейных ролей, сквозь призму семейной принадлежности личности. В социологии семьи личность предстает не в своей абстрактной телесной бесполости, а конкретно как муж или жена, как отец или мать, как брат или сестра, как сын или дочь.

Индивидуальное своеобразие накладывает отпечаток на стиль ис­полнения внутрисемейных ролей, проявляющийся через конфигу­рации межличностных взаимосвязей и взаимоотношений. Поэтому социология семьи изучает семейно-родственные формы совместной жизни малой группы людей, семейный образ жизни в сравнении с одиночно-холостяцким, изучает в единстве и целостности взаимо­связь родйтельсгва-супружества-родства, то есть собственно семью. Отдельно супружество, родительство и родство могут рассматривать­ся в целях удобства научного анализа, но не как самостоятельные институты. В последнее время наметились тенденции к этому рас­членению единого предмета социологии семьи на три обособленные части, к размыванию семьи как целостности взаимной жизнедея­тельности.


Попытка свести семью прежде всего к супружеству, к "союзу сердец" иногда сопровождается таким раздроблением предмета исс­ледования, что порой даже начинают говорить о "семьях одиночек". Следует со всей определенностью подчеркнуть неправомерность ре­дуцирования семьи к отдельным составляющим. Отсюда отличие социологии от смежных социальных наук выявляется благодаря спе­цифике научного подхода, а не благодаря выхватыванию отдельных семейных отношений, например, таких, как родство, из тройственно­го единства специфических для семьи взаимоотношений и объявле­нию этих отдельных отношений как бы самостоятельными объектами каких-либо специальных дисциплин.

В связи с этим этнография, или социальная антропология, не специализируется на изучении только одного лишь родства, а бе­рет семью в единстве супружества-родительства-родства. Но она рассматривает это единство под своим углом зрения — сквозь призму этнических особенностей семейного уклада жизни, се­мейных ритуалов, обрядов, обычаев. Этнография описывает и ана­лизирует своеобразие семейного быта в прошлом, прослеживает трансляцию, передачу семейных норм бытия, исследует образ жизни и культуру народов прошлого, многообразие форм образа жизни, в том числе историко-этническое многообразие становле­ния самой семьи, согласования семейных ролей взрослых и детей, стереотипов семейного поведения мужей и жен, родителей и детей и т.п.

22

Социология семьи сосредоточивает свое внимание на настоящем, на функционировании семьи как подсистемы общества в обращается к прошлому, чтобы точнее определить тенденции изменения семьи и вероятность их действия в будущем. Этнография семья ориен­тирована на прошлое, на реконструкцию семейного образа жизни на основе изучения материализованных элементов культуры про­шлого (поскольку не только социологические, но и общенаучные и литературные описания прошлых эпох, как правило, отсутст­вуют) .

Семейное право изучает процессы узаконения, легитимизации, становления и распада семьи, функционирования семьи как самосто­ятельной субстанции, вступающей в сложные взаимодействия с дру­гими социальными институтами и с государством. Вопросы семейной собственности при заключении браков и разводах и во всех случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее отдельных чле­нов, также являются частью предмета семейного права.

Чрезвычайное значение имеет конституционное закрепление вза­имоотношений семьи и государства, прежде всего в связи с проблема­ми социальной и экономической политики государства. Социология семьи фиксирует внимание на всех этих сторонах жизнедеятельности семьи, вскрывая то, как юридические установления ограничивают или стимулируют автономную активность семьи, ущемляя иди ук­репляя интересы семьи как института. Создание законодательных основ федеральной и региональной политики в области брачно-се-мейных отношений — одна из областей междисциплинарного сотруд­ничества социологов и юристов.


Социальная психология семьи исследует закономерности меж­личностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точ­ки зрения их устойчивости и стабильности. Задачей социально* пси­хологии является также изучение воздействия структуры семьи на внутрисемейные процессы, на семейное поведение личности. Соци­альная психология семьи изучает семью как малую группу, зако­номерности становления, функционирования в распада семьи как групповой целостности. Социально-психологические звания позво­ляют проводить практическую работу с семьями, диагностировать в терапевтически перестраивать семейные взавмоотшения родите­лей и детей, супругов, братьев и сестер. Трудно провести грани­чу между психологическими исследованиями в рамках социологии семьи и психологии семьи, но социологов в большей степени интересует взаимосвязь институциональных и межличностных характери­стик семьи, их взаимообусловленность и в меньшей — сама по себе внутрисемейная психодинамика.

23

Медицина и социология здоровья концентрируются на физиоло­гических предпосылках репродуктивного поведения и планирования семьи, тогда как социология семьи обращена к семейному поведению и его социетальным последствиям, фиксируемым в коэффициентах рождаемости, детностй, абортов, применения контрацепции и т.д. Социализация детей в семье в направлении приобретения тех или иных навыков самосохранительного поведения, относящегося к со­хранению здоровья и жизни, образует сферу пересечения интересов вышеназванных дисциплин с социологией семьи, рассматривающей здоровье и продолжительность жизни личности в контексте семейно­го образа жизни и жизненного цикла семьи.

Демография теснее всего связана с социологией семьи и анали­зирует семейную структуру населения во взаимосвязи с половоз­растной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных се­мейных структур, о тенденциях брачности, детностй, разводимости. Изучение роли семьи в воспроизводстве населения является неотъ­емлемой частью одновременно демографии и социологии семьи (где оно может именоваться социологией рождаемости). Демография семьи обобщает факты формирования, функционирования и распада семейно-родственных групп, тогда как социология семьи наряду с исследованием эффективности выполнения семьей репродуктивной функции интересуется также эффективностью социализации (воспи­тания—содержания—обучения) детей в семье, подготовки подраста­ющих поколений к принятию ролей взрослого человека, его социаль­ных позиций и статусов.


Социология — при условии, что ею занимаются надле­жащим образом, — обречена в некотором отношении всегда оставаться наукой, вносящей сумятицу в умы. Она не годится для потворства предрассудкам, которые ин­туитивно защищают люди, не склонные к размышлению... Я полагаю, что несмотря на реальность нынешних матери­альных тягот, выпавших на долю социологии во многих странах, ее интеллектуальный закат реальностью не явля­ется... Произошло и продолжает происходить проникнове­ние социологического мышления и социологического ви­дения в контекст тех социальных дисциплин, которые до сих пор держались в стороне. Влияние социологии, по­следствия которого до конца еще не ясны, можно сегодня проследить в таких областях, как история, философия, политология, социальная география, международные от-

24

ношения, а также в других сферах научного знания. Особо следует отметить социальную антропологию. Хотя в рам­ках университетской структуры факультетов эта дисципли­на нередко существует отдельно от социологии, их интел­лектуальное сближение, провозглашенное много лет на­зад, в последнее время продвигается особенно быстро. Разумеется, процесс интеллектуального движения, кото­рый сближает социологию с прочими науками, нельзя назвать односторонним. Социология в равной мере вы­игрывает от этих контактов и обогащает их. В качест­ве примера... можно было бы указать на развитие иссле­дований, посвященных семье (выделено нами. — Авт.). В данном случае использование социологических идей, а также методов, заимствованных как из социологии, так и из социальной антропологии, способствовало возникно­вению по существу новой субдисциплины в рамках со­циальной истории, кроме того, второе дыхание обрели уже существовавшие ранее интерпретации. Сегодня мы знаем о семье несравнимо больше, чем раньше. Мы были вынуждены подвергнуть радикальной переоценке свое по­нимание природы нынешних семейных институтов под воздействием более систематического и адекватного про­никновения в их прошлое. Изучение семьи, которое было принято считать скучнейшим занятием, оказалось одним из самых увлекательных и захватывающих предприятий (выделено нами. — Авт.)

Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии // "Теория и история экономических и социальных институтов и систем". Зима 1993. Том 1. Вып. 1. С. 57;

Вопрос к читателям: Означает ли интеллекту­альное сближение социологии с другими социальными науками размывание предмета этих сближающихся дис­циплин? Из приведенных выше высказываний Гидденса выявляется как будто бы междисциплинарное пересече­ние разных наук, образующее предмет социологии семьи и саму ее лишь в недавнее время, между тем как социо­логия семьи существует не менее века, специализируясь на изучении того аспекта социальной реальности, который имеет отношение прежде всего к универсальности соци­ального института семьи, имеющегося во всех известных типах обществ. Так ли это?


25

Предмет социологии семьи очерчивается выяснением всех обстоя­тельств успеха или неудач семьи как социального института, реали­зующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию и социализации детей, благодаря притягательным сто­ронам семейного образа жизни, прочности межличностных взаимо­действий в семье и устойчивости мотивации личности к вступлению в брак и обзаведению несколькими детьми. Специфика социологиче­ского подхода к изучению семьи заключается в пристальном внима­нии к фундаментальному значению посредничества семьи во взаимо­действиях личности и общества, к гармонизации взаимоотношений личности и государства через фокусировку их на интересы семьи как автономной целостности.

Уяснение предмета социологии семьи в сравнении с подходами других социальных дисциплин неизбежно связано с рядом нерешен­ных вопросов, поскольку направленность социологии на изучение закономерностей "социальных изменений семьи", уникальных и су­щественных лишь для семьи функций, на анализ семьи как первич­ной группы взаимодействующих личностей и т.д. неизбежно сталки­вается с тем, что все эти, а также и неупомянутые здесь области исследований так или иначе, но рассматриваются смежными дисцип­линами. То же можно сказать и о методах подхода социологии семьи к измерению наблюдаемых явлений — многие из них давно взяты на вооружение представителями родственных отраслей социального знания. И даже самый популярный признак социологии — метод опроса — присущ и этнографии, и демографии, и другим наукам и . не составляет прерогативу одной лишь социологии. Позитивистская ориентация на выявление фактов, на фиксацию того, что есть в реальности в противовес идеологической тенденциозности, стремлению доказать превосходство каких-либо типов семьи и семейных норм, также не есть особая черта строгой "научности" одной лишь социологии. Умение конструировать многочисленные теоретические объяснения регистрируемых фактов, различные минитеории семьи — отнюдь не отличительная особенность социологического мышле­ния — это свойственно и другим смежным наукам, особенно этногра­фии и истории, и тем более психологии.

Следует подчеркнуть, что, характеризуя специфику социологи­ческого подхода к изучению семьи как автономной субсистемы со­циума, необходимо стремиться к целостному ее анализу, к единству структурных и динамических характеристик.

На схеме 1—1 представлено требование четырехмерности анализа семьи: рассмотрение семьи в социетальной среде (структурно-инсти-