ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.07.2024
Просмотров: 959
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 7. Брачное поведение............... 150
Глава 8. Сексуальное поведение............. 171
Глава 9. Репродуктивное поведение........... 201
Глава 10. Семейная политика.............. 242
Глава 11. Социальная поддержка семей.......... 263
34. По последним данным, в России зафиксировано легальных ежегодных искусственных абортов около.
35. Какой из противозачаточных методов снижает практически до нуля вероятность зачатия?
37. Гомоксексуальные и длительное время бездетные пары не могут быть семьями.
Прошлые же условия жизни влияют на репродуктивное поведение по совершенно другим каналам. Они действуют через бытующие в обществе социокультурные нормы, как репродуктивные, так и не имеющие непосредственного отношения к репродуктивному поведению. Прошлые условия жизни определяют как уровень потребности в детях, которая, напомним, есть ничто иное, как усвоенные индивидом в процессе социализации (интернализованные) репродуктивные нормы, так и длительное сохранение этого уровня во времени в иных, непохожих на прежние, условиях.
Обратим здесь особое внимание на то, что потребность в детях на схеме выделена из общей системы диспозиций личности чисто условно. Это сделано исключительно в аналитических и дидактических целях, чтобы подчеркнуть, что это — специфическая потребность, управляющая данным, конкретным видом социального поведения. Другому виду поведения соответствовала бы другая потребность. Кроме того, это выделение служит и тому, чтобы подчеркнуть и относительную самостоятельность потребности в детях, ее обусловленность репродуктивными нормами, следовательно, и известную неизменяемость на протяжении индивидуального жизненного
цикла.
Оценка ситуаций как либо благоприятных, либо неблагоприятных для удовлетворения имеющейся потребности в детях служит источником отклонений конечных результатов репродуктивного поведения (в конце репродуктивного периода) от ожидаемых, задаваемых конкретной потребностью в детях. Следовательно, в конкретной социокультурной среде индивидуальная вариабельность репродуктивного поведения связана со степенью реализации имеющейся потребности в детях.
Сущность репродуктивного поведения семьи не сводится к практике ограничения плодовитости, применения контрацепции или ис-
229
кусственного прерывания беременности, как это часто представляют. Вместе с тем, регуляция репродуктивного поведения личности и семьи не сводится к биологическим факторам, будь то "инстинкт размножения" или "продолжения рода", либо физиологические ограничители плодовитости.
Процесс принятия репродуктивных решений. Следующим вопросом, о котором необходимо сказать здесь, является вопрос о том, как происходит процесс принятия репродуктивных решений, или, употребляя терминологию нашего учебного пособия, как действует механизм определения ситуаций удовлетворения потребности в детях?
Ответить на этот вопрос, раскрыть механизм определения ситуаций можно лишь в контексте событий репродуктивного цикла. Не существует репродуктивных решений самих по себе, а есть лишь решения в конкретной репродуктивной ситуации, в конкретной ситуации семейного образа жизни.
Результаты социологического анализа репродуктивного поведения семьи как в условиях многодетности, так и в условиях мало-детности позволяют сделать вывод о том, что существует некая "зона свободного выбора" числа детей в семье, в пределах которой и реализуется репродуктивный выбор семьи, принимаются репродуктивные решения. Причем в условиях малодетности эта "зона свободного выбора" детности и других результатов репродуктивного поведения сужается вопреки тому, что об этом пишут некоторые авторы.
Существуют два типа репродуктивного поведения, которые позволяют соотнести его результаты с возможностью их подлинно свободного выбора, — рутинное и проблемное репродуктивное поведение.
Будем называть рутинным такое поведение, при котором выбор отсутствует, процесс принятия решений не включается, а результаты соответствуют ожидаемым, то есть определяются исключительно действием социальной нормы. Иначе говоря, когда цепь событий, действий и отношений развертывается как бы машинально, не встречая никаких неожиданностей и препятствий. Так бывает, например, когда потребность в детях совершенно не удовлетворена, и супруги стремятся поскорее реализовать свое желание иметь ребенка. В этом случае они живут интенсивной половой жизнью, половые сношения через некоторое ("нормальное") время приводят к зачатию, беременность развивается нормально и через положенный срок на свет появляется ребенок. Здесь нет никакого "выбора" и нечего "решать".
230
Поведение машинально и рутинно, результат соответствует ожиданиям.
Проблемным же поведение становится в том случае, когда в ход событий вмешивается нечто неожиданное, когда результат не соответствует ожиданиям, когда на пути рутинного репродуктивного цикла (неважно, полного или неполного) возникают барьеры. Здесь возникает проблема (проблемная ситуация), которую необходимо разрешить, приняв решение, реализовав свой "свободный выбор". Проблемные ситуации как раз и представляют наибольший интерес для социологического анализа.
Теоретически возможно выделить 7 проблемных и 7 рутинных типов определения репродуктивных ситуаций, соответственно классов репродуктивного поведения. Все они представлены на схеме 9—8.
Схема 9—8
ТИПЫ ПРОБЛЕМНОГО И РУТИННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНЫХ СИТУАЦИЙ
antonov 92 5
Рутинное поведение Проблемное поведение
(ожидаемые результаты (неожидаемые результаты
поведения) поведения)
1 РП Р -*---3 -*- НПК -—03 ? 1 ПП
2 рп ОР ----03 -*- НПК —-03 -#-03 ? 2 ПП
НПК —3 -*-ОР ? 3 ПП НПК —3 -*-ОР -»-ОР ? 4 ПП
3 РП ИА ----3 -*- НПК
4 РП ИА —---3 —- ПК
5 РП Р ~—— 3 -»- ПК
6 РП ПК----03 — ПК —^3 ?------»~ ИА ? 5 ПП
7 РП ПК(03) —- 03 — ПК —>-3 ?------»-Р ? 6 ПП
ПК —»-3 ?-------»-ОР ? 7 ПП
Обозначения: ПК, НПК — применение и неприменение
контрацепции
3, 03 —зачатие и его отсутствие Р, ОР — рождение и его отсутствие ИА — искусственный аборт
РП, ПП — рутинное и проблемное поведение
Основной критерий выделения рутинных и проблемных ситуаций, приведенных на схеме, — чередование применения и неприменения
231
контрацепции в зависимости от соотношения между потребностью в детях и фактическим их числом. При совпадении последних супруги во всех типах репродуктивного поведения будут стремиться предотвратить беременность, а при ее наступлении — к ее прерыванию (рутинное поведение 3 РП и 4 РП). Как легко понять, никакой особенной "сознательности" выбора в этом случае ни в многодетной культуре, ни в малодетной нет.
Если же фактическое число детей в семье не равно потребности в детях (меньше ее), то поведение может быть как рутинным, так и проблемным.
В условиях многодетности основной проблемой оказывается отсутствие зачатия и родов, то есть нарушения плодовитости. Аналогичная ситуация может иметь место и в условиях малодетности, когда нарушения плодовитости мешают удовлетворить потребность даже в одном ребенке (или двух). Разрешение проблемы связано с попытками использовать для этого все возможные и доступные способы лечения.
В условиях отмирания многодетности, когда начинается смена типа репродуктивного поведения, возможны и другие, помимо нарушений плодовитости, проблемные ситуации, связанные с регулированием или числа детей, или интервалов между их рождениями.
В условиях малодетности, когда превалирует потребность в двух-детной семье, помимо всех названных выше проблемных ситуаций, чаще всего встречаются ситуации контрацептивной неэффективности (применение неэффективной контрацепции или неэффективное применение эффективной контрацепции) — проблемные ситуации 5 ПП и 6 ПП. Эти ситуации приобретают особую значимость, когда фактическое число детей меньше уровня потребности в детях ".
Исследование репродуктивного поведения двухдетных семей в Москве во второй половине 70-х гг. позволило нам выделить несколько линий репродуктивного поведения, три из которых являются основными и наиболее распространенными. Первая из них — эта та, где супруги до рождения второго ребенка совершенно не практикуют искусственное прерывание беременности и где максимальна доля тех, кто начал применять контрацепцию только после второго рождения (35% против 22% во всей совокупности опрошенных). Для этой линии характерны минимальные прото- и интергенетические интервалы, а также минимальный уровень применения контрацепции в момент опроса. Это линия репродуктивного поведения, характерна для тех, кто имеет сильную потребность в двух детях.
232
Вторая линия поведения характеризуется ослабленной потребностью в детях. Это приводит к появлению искусственных абортов уже после рождения первого ребенка и более интенсивному их применению после второго, а также более интенсивному использованию контрацепции на всех стадиях формирования семьи. В этой линии протогенетический интервал лишь чуть более продолжителен по сравнению с первой, зато интервал между первым и вторым больше, чем в первой линии, в полтора раза. Эта линия, свойственна , так называемым "спейсерам"20, то есть тем, кто при данном уровне потребности в детях регулирует интервалы между рождениями путем их "откладывания".
Это откладывание связано именно с ослабленной мотивацией к рождению второго ребенка с меньшей интенсивностью потребности в нем, а не с "помехами", создаваемыми якобы плохими условиями жизни. Объективно их условия жизни как раз лучше, чем в первой
линии.
Третья линия поведения объединяет семьи с нарушениями плодовитости как до, так и после первого рождения, а также после второго рождения. Этой линии свойственны длительные прото- и интергенетические интервалы. Иначе говоря, эта линия — наиболее проблемна, она связана с интенсивными попытками преодолеть реальные препятствия к рождению хотя бы одного ребенка.
Наиболее же рутинна первая линия, в ней, особенно вначале, превалируют рутинные ситуации 1 РП, 5 РП и 6 РП.
В целом анализ линий двухдетного поведения показывает перевес рутинных ситуаций над проблемными.
Изученная двухдетная совокупность в среднем затратила на рождение двух детей около 5 лет. Если учесть, что в среднем опрошенные женщины вступили в брак в возрасте около 21,5 лет и что репродуктивный период в жизни женщины длится, как принято в демографии, в среднем до 50 лет, то, следовательно, около 24 лет поведение супружеской пары является рутинным, связанным с применением контрацепции и прерыванием беременности в случае ее
наступления.
В однодетном случае этот период "рутинности", когда поведение не связано с необходимостью принимать решения, то есть реализовывать свой "свободный выбор", еще продолжительнее.
Многодетное и особенно среднедетное поведение оказывается более проблемным и менее рутинным, чем малодетное. Установление этого факта, далеко не очевидного (о чем говорит хотя бы распространенность и стойкость мифа о нерациональности, несвобод-
233
ности многодетности, мифа, которому поклоняются не только "обыватели", так называемые "простые люди", но многие демографы), является заслугой именно социологического анализа и показывает перспективы, открываемые социологией семьи в изучении рождаемости.
Итак, мы рассмотрели в этой и двух предыдущих главах основные типы семейного поведения личности — брачное, сексуальное и репродуктивное.
Каждое из них, будучи частью семейного поведения, характеризуется в то же время автономией и независимостью от других. Эта автономность, возрастающая в ходе исторического развития, обусловлена тем, что брачное, сексуальное и репродуктивное поведение направлены на удовлетворение важнейших человеческих потребностей — потребности в браке, полового влечения (сексуальной потребности) , потребности в детях.
Как социальные явления эти типы семейного поведения подчиняются действию социальных законов, детерминируются социально-экономически. Они изменяются вместе с семьей, по-своему отражая, в частности, глобальный процесс семейной дезорганизации, кризиса семьи как социального института.
Многие новые явления в семейном поведении — это специфические выражения семейной дезорганизации и кризиса. Причем спонтанное развитие современной индустриально-урбанистической цивилизации обусловливает углубление кризиса семьи, нарастание негативных явлений в ее жизни и функционировании, делает весьма вероятным полный крах семьи как социального института.