Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 959

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прошлые же условия жизни влияют на репродуктивное поведе­ние по совершенно другим каналам. Они действуют через бытую­щие в обществе социокультурные нормы, как репродуктивные, так и не имеющие непосредственного отношения к репродуктивному по­ведению. Прошлые условия жизни определяют как уровень потреб­ности в детях, которая, напомним, есть ничто иное, как усвоенные индивидом в процессе социализации (интернализованные) репродук­тивные нормы, так и длительное сохранение этого уровня во времени в иных, непохожих на прежние, условиях.

Обратим здесь особое внимание на то, что потребность в детях на схеме выделена из общей системы диспозиций личности чисто условно. Это сделано исключительно в аналитических и дидакти­ческих целях, чтобы подчеркнуть, что это — специфическая по­требность, управляющая данным, конкретным видом социального поведения. Другому виду поведения соответствовала бы другая по­требность. Кроме того, это выделение служит и тому, чтобы подчер­кнуть и относительную самостоятельность потребности в детях, ее обусловленность репродуктивными нормами, следовательно, и изве­стную неизменяемость на протяжении индивидуального жизненного

цикла.

Оценка ситуаций как либо благоприятных, либо неблагоприятных для удовлетворения имеющейся потребности в детях служит источ­ником отклонений конечных результатов репродуктивного поведе­ния (в конце репродуктивного периода) от ожидаемых, задаваемых конкретной потребностью в детях. Следовательно, в конкретной со­циокультурной среде индивидуальная вариабельность репродуктив­ного поведения связана со степенью реализации имеющейся потреб­ности в детях.

Сущность репродуктивного поведения семьи не сводится к прак­тике ограничения плодовитости, применения контрацепции или ис-

229

кусственного прерывания беременности, как это часто представляют. Вместе с тем, регуляция репродуктивного поведения личности и семьи не сводится к биологическим факторам, будь то "инстинкт размножения" или "продолжения рода", либо физиологические огра­ничители плодовитости.

Процесс принятия репродуктивных решений. Следующим воп­росом, о котором необходимо сказать здесь, является вопрос о том, как происходит процесс принятия репродуктивных решений, или, употребляя терминологию нашего учебного пособия, как действу­ет механизм определения ситуаций удовлетворения потребности в детях?

Ответить на этот вопрос, раскрыть механизм определения си­туаций можно лишь в контексте событий репродуктивного цикла. Не существует репродуктивных решений самих по себе, а есть лишь решения в конкретной репродуктивной ситуации, в конкретной си­туации семейного образа жизни.


Результаты социологического анализа репродуктивного поведе­ния семьи как в условиях многодетности, так и в условиях мало-детности позволяют сделать вывод о том, что существует некая "зо­на свободного выбора" числа детей в семье, в пределах которой и реализуется репродуктивный выбор семьи, принимаются репродук­тивные решения. Причем в условиях малодетности эта "зона сво­бодного выбора" детности и других результатов репродуктивного поведения сужается вопреки тому, что об этом пишут некоторые авторы.

Существуют два типа репродуктивного поведения, которые по­зволяют соотнести его результаты с возможностью их подлинно сво­бодного выбора, — рутинное и проблемное репродуктивное пове­дение.

Будем называть рутинным такое поведение, при котором выбор отсутствует, процесс принятия решений не включается, а результа­ты соответствуют ожидаемым, то есть определяются исключительно действием социальной нормы. Иначе говоря, когда цепь событий, действий и отношений развертывается как бы машинально, не встре­чая никаких неожиданностей и препятствий. Так бывает, например, когда потребность в детях совершенно не удовлетворена, и супруги стремятся поскорее реализовать свое желание иметь ребенка. В этом случае они живут интенсивной половой жизнью, половые сношения через некоторое ("нормальное") время приводят к зачатию, беремен­ность развивается нормально и через положенный срок на свет по­является ребенок. Здесь нет никакого "выбора" и нечего "решать".

230

Поведение машинально и рутинно, результат соответствует ожида­ниям.

Проблемным же поведение становится в том случае, когда в ход событий вмешивается нечто неожиданное, когда результат не со­ответствует ожиданиям, когда на пути рутинного репродуктивного цикла (неважно, полного или неполного) возникают барьеры. Здесь возникает проблема (проблемная ситуация), которую необходимо разрешить, приняв решение, реализовав свой "свободный выбор". Проблемные ситуации как раз и представляют наибольший интерес для социологического анализа.

Теоретически возможно выделить 7 проблемных и 7 рутинных типов определения репродуктивных ситуаций, соответственно клас­сов репродуктивного поведения. Все они представлены на схеме 9—8.

Схема 9—8

ТИПЫ ПРОБЛЕМНОГО И РУТИННОГО ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕПРОДУКТИВНЫХ СИТУАЦИЙ

antonov 92 5

Рутинное поведение Проблемное поведение


(ожидаемые результаты (неожидаемые результаты

поведения) поведения)

1 РП Р -*---3 -*- НПК -—03 ? 1 ПП

2 рп ОР ----03 -*- НПК —-03 -#-03 ? 2 ПП

НПК —3 -*-ОР ? 3 ПП НПК —3 -*-ОР -»-ОР ? 4 ПП

3 РП ИА ----3 -*- НПК

4 РП ИА —---3 —- ПК

5 РП Р ~—— 3 -»- ПК

6 РП ПК----03 — ПК —^3 ?------»~ ИА ? 5 ПП

7 РП ПК(03) —- 03 — ПК —>-3 ?------»-Р ? 6 ПП

ПК —»-3 ?-------»-ОР ? 7 ПП

Обозначения: ПК, НПК — применение и неприменение

контрацепции

3, 03 —зачатие и его отсутствие Р, ОР — рождение и его отсутствие ИА — искусственный аборт

РП, ПП — рутинное и проблемное пове­дение

Основной критерий выделения рутинных и проблемных ситуаций, приведенных на схеме, — чередование применения и неприменения

231

контрацепции в зависимости от соотношения между потребностью в детях и фактическим их числом. При совпадении последних супруги во всех типах репродуктивного поведения будут стремиться предотв­ратить беременность, а при ее наступлении — к ее прерыванию (рутинное поведение 3 РП и 4 РП). Как легко понять, никакой особенной "сознательности" выбора в этом случае ни в многодетной культуре, ни в малодетной нет.

Если же фактическое число детей в семье не равно потребности в детях (меньше ее), то поведение может быть как рутинным, так и проблемным.

В условиях многодетности основной проблемой оказывается от­сутствие зачатия и родов, то есть нарушения плодовитости. Анало­гичная ситуация может иметь место и в условиях малодетности, когда нарушения плодовитости мешают удовлетворить потребность даже в одном ребенке (или двух). Разрешение проблемы связано с попытками использовать для этого все возможные и доступные спо­собы лечения.

В условиях отмирания многодетности, когда начинается смена типа репродуктивного поведения, возможны и другие, помимо на­рушений плодовитости, проблемные ситуации, связанные с регули­рованием или числа детей, или интервалов между их рождениями.


В условиях малодетности, когда превалирует потребность в двух-детной семье, помимо всех названных выше проблемных ситуаций, чаще всего встречаются ситуации контрацептивной неэффектив­ности (применение неэффективной контрацепции или неэффектив­ное применение эффективной контрацепции) — проблемные ситуа­ции 5 ПП и 6 ПП. Эти ситуации приобретают особую значимость, когда фактическое число детей меньше уровня потребности в де­тях ".

Исследование репродуктивного поведения двухдетных семей в Москве во второй половине 70-х гг. позволило нам выделить несколь­ко линий репродуктивного поведения, три из которых являются ос­новными и наиболее распространенными. Первая из них — эта та, где супруги до рождения второго ребенка совершенно не практикуют искусственное прерывание беременности и где максимальна доля тех, кто начал применять контрацепцию только после второго рож­дения (35% против 22% во всей совокупности опрошенных). Для этой линии характерны минимальные прото- и интергенетические интервалы, а также минимальный уровень применения контрацеп­ции в момент опроса. Это линия репродуктивного поведения, харак­терна для тех, кто имеет сильную потребность в двух детях.

232

Вторая линия поведения характеризуется ослабленной потреб­ностью в детях. Это приводит к появлению искусственных абортов уже после рождения первого ребенка и более интенсивному их при­менению после второго, а также более интенсивному использова­нию контрацепции на всех стадиях формирования семьи. В этой линии протогенетический интервал лишь чуть более продолжителен по сравнению с первой, зато интервал между первым и вторым больше, чем в первой линии, в полтора раза. Эта линия, свойственна , так называемым "спейсерам"20, то есть тем, кто при данном уровне потребности в детях регулирует интервалы между рождениями путем их "откладывания".

Это откладывание связано именно с ослабленной мотивацией к рождению второго ребенка с меньшей интенсивностью потребности в нем, а не с "помехами", создаваемыми якобы плохими условиями жизни. Объективно их условия жизни как раз лучше, чем в первой

линии.

Третья линия поведения объединяет семьи с нарушениями пло­довитости как до, так и после первого рождения, а также после второго рождения. Этой линии свойственны длительные прото- и интергенетические интервалы. Иначе говоря, эта линия — наиболее проблемна, она связана с интенсивными попытками преодолеть ре­альные препятствия к рождению хотя бы одного ребенка.


Наиболее же рутинна первая линия, в ней, особенно вначале, превалируют рутинные ситуации 1 РП, 5 РП и 6 РП.

В целом анализ линий двухдетного поведения показывает перевес рутинных ситуаций над проблемными.

Изученная двухдетная совокупность в среднем затратила на рож­дение двух детей около 5 лет. Если учесть, что в среднем опро­шенные женщины вступили в брак в возрасте около 21,5 лет и что репродуктивный период в жизни женщины длится, как принято в демографии, в среднем до 50 лет, то, следовательно, около 24 лет поведение супружеской пары является рутинным, связанным с при­менением контрацепции и прерыванием беременности в случае ее

наступления.

В однодетном случае этот период "рутинности", когда поведение не связано с необходимостью принимать решения, то есть реализовы­вать свой "свободный выбор", еще продолжительнее.

Многодетное и особенно среднедетное поведение оказывается бо­лее проблемным и менее рутинным, чем малодетное. Установ­ление этого факта, далеко не очевидного (о чем говорит хотя бы распространенность и стойкость мифа о нерациональности, несвобод-

233

ности многодетности, мифа, которому поклоняются не только "обы­ватели", так называемые "простые люди", но многие демографы), является заслугой именно социологического анализа и показывает перспективы, открываемые социологией семьи в изучении рожда­емости.

Итак, мы рассмотрели в этой и двух предыдущих главах основные типы семейного поведения личности — брачное, сексуальное и ре­продуктивное.

Каждое из них, будучи частью семейного поведения, характери­зуется в то же время автономией и независимостью от других. Эта автономность, возрастающая в ходе исторического развития, обус­ловлена тем, что брачное, сексуальное и репродуктивное поведение направлены на удовлетворение важнейших человеческих потребно­стей — потребности в браке, полового влечения (сексуальной потреб­ности) , потребности в детях.

Как социальные явления эти типы семейного поведения подчи­няются действию социальных законов, детерминируются социаль­но-экономически. Они изменяются вместе с семьей, по-своему отра­жая, в частности, глобальный процесс семейной дезорганизации, кризиса семьи как социального института.

Многие новые явления в семейном поведении — это специфиче­ские выражения семейной дезорганизации и кризиса. Причем спон­танное развитие современной индустриально-урбанистической циви­лизации обусловливает углубление кризиса семьи, нарастание нега­тивных явлений в ее жизни и функционировании, делает весьма вероятным полный крах семьи как социального института.