Файл: Социология семьи М, 1996.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 617

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На самом деле, с нашей точки зрения семейная политика не имеет с "семейной политикой", описанной выше, ничего общего.

Семейная политика — это деятельность государства, политиче­ских партий, общественных организаций, групп интересов и т.п., направленная на возрождение семьи, семейного образа жизни, утра­ченной на длительном историческом пути фамилистической культу­ры общества, возвращение семье органически присущих ей социаль­ных функций, направленная, говоря социологическим языком, на укрепление семьи как социального института.

При этом семейная политика — это не политика "малых дел" (пусть даже и важных самих по себе при определенных условиях), это не деятельность "по ремонту" отдельных неблагоприятных явле­ний изменения семьи, не "минимизация последствий кризиса для семьи и общества"7. Это даже не политика, направленная исключи­тельно на семью. На самом деле, семейная политика — это полити­ка, ориентированная на изменение всего строя современной циви­лизации, по существу антисемейной, враждебной семье, невоспри­имчивой к ее проблемам и болезням.

Только просемейная реформа общества выведет семью из кризис­ного состояния, возродит ее социальные функции.

Но наряду с этими фундаментальными и долгосрочными задача­ми семейная политика имеет и более частные, краткосрочные це­ли, связанные с решением актуальных задач того или иного пери­ода. Диалектика связи долго- и краткосрочных целей семейной по­литики при этом заключается в том, что достижение первых способ­ствует достижению вторых. Укрепляя семью как социальный инсти­тут, можно создавать условия реализации потенциала отдельных семей при решении конкретных жизненных проблем, с которыми каждая семья может встретиться и встречается на протяжении своей жизни.

Эта сторона семейной политики носит название социальной под­держки семей и подробно рассматривается в главе 11.

Основные принципы семейной политики. Основными принци­пами семейной политики является: принцип суверенности (неза­висимости семьи от государства), принцип общественного догово­ра, принцип свободы выбора семьей любого образа жизни, принцип единства целей федеральной и региональной политики и принцип социального участия.

246

Принцип суверенности семьи означает, что семья независима от государства и имеет право принимать любые решения, касающиеся ее жизни, совершенно самостоятельно, сообразуясь лишь с собствен­ными целями и интересами. Это означает и право семьи на любой тип семейного поведения и на любой образ и стиль жизни, в том числе и на тот, который с точки зрения преобладающих социокуль­турных и моральных норм рассматривается как девиантный, откло­няющийся (лишь бы он не был криминальным с точки зрения норм правовых). Принцип суверенности означает, что и любые типы вза­имосвязи супружества, родительства и родства в лоне семьи также независимы от государства.


Принцип суверенности семьи недостаточно просто декларировать или даже законодательно установить. Он останется пустым звуком без соответствующей экономической основы, т.е. без наличия у семьи возможностей либо осуществлять производство или занимать­ся бизнесом на базе семейной собственности, либо беспрепятственно получать доход от наемного труда или от занятия творчеством или от практики свободных профессий.

Любое ограничение принципа суверенности семьи, обосновыва­емое интересами общества или государства (например, регулиро­вание производства абортов, установление процедуры регистрации брака или развода, введение воинской повинности и т.п.), должно вводиться и регулироваться законодательно или конституционно. При этом все не оговариваемые юридически случаи прямого вмеша­тельства государства или иных социальных институтов в жизнедея­тельность семьи должны считаться нарушением принципа суверен­ности.

Вместе с тем не является нарушением принципа суверенности семьи и не должна рассматриваться в качестве такового пропа­ганда каких-либо типов семьи и семейного поведения, моделей семьи, равно как и социальная (экономическая и любая иная) под­держка их. Во всяком случае до тех пор, пока семья имеет воз­можность выбора этих типов и моделей. Только лишение семей реальной свободы выбора из альтернативных вариантов может рас­сматриваться как принуждение к чему-либо одному.

Дело в том, что точно так же, как семья суверенна по отношению к обществу и государству, так и они суверенны по отношению к семье. И свобода одной выбирать из якобы "гораздо большего, чем в прошлом, набора общественно признанных альтернативных моде­лей семьи и семейных биографий"8 не может существовать без сво­боды другого открыто выражать свои предпочтения в этой сфере, не

247

опасаясь абсурдных обвинений в "навязывании" семье "того или иного образа действий или типа семейного поведения"9.

Принцип суверенности семьи тесно связан с принципом свободы выбора. Считается, что спонтанное ("естественное") развитие, не связанное с "искусственным" воздействием со стороны общества и государства, решает свободу выбора личностью и семьей из упомяну­того выше "набора альтернативных моделей". Но в действительности эта свобода имеет вполне конкретные, исторически определенные границы. Она связана с периодом, когда быстрое снижение смертно­сти сделало ненужной высокую рождаемость и, следовательно, обус­ловило распад системы социокультурных норм многодетности, отми­рание табу на применение контрацепции и абортов. Этот распад нормативной системы многодетного родительства привел в итоге к широкому распространению норм малодетности, когда нонконфор­мистским и даже девиантным считается наличие трех и более детей в семье.


В наше время лишь ничтожные доли населения демонстриру­ют это отклоняющееся (в описанном социально-нормативном смыс­ле) поведение. Массовым же, модальным, стандартным, норматив­ным стало одно-двухдетное родительство. Вся же свобода выбора свелась к выбору между семьей с одним или двумя детьми, между однодетностыо и двухдетностыо, которые и с демографической, и с социально-психологической и с любой иной точки зрения совершен­но неразличимы, абсолютно идентичны. Следовательно, этот "вы­бор" абсолютно безальтернативен, т.е. никакого выбора в действи­тельности нет.

Принцип свободы выбора, о котором говорим мы, в противопо­ложность этому означает наличие в обществе подлинной альтернати­вы и возможности действительно выбирать любой тип семьи и семей­ного поведения. Сейчас этой возможности выбора нет, как не было ее и в условиях господства многодетности.

Как и прежде, действует социокультурное принуждение. Измени­лась только его "полярность" и механизм действия: на смену норма­тивной системе многодетности, в которой нормы функционировали как общественные образцы и традиции, пришли социальные нормы малодетности, функционирующие скорее как принципы, как нормы в статистическом смысле.

Поэтому семейная политика и должна быть ориентирована на создание подлинной свободы выбора, на создание возможности реа­лизовать любую альтернативу.

Разумеется, общество в лице государства и других социальных институтов также свободно в принятии и поддержке тех типов семей

248

и семейного поведения, которые в наилучшей мере удовлетворяют его интерес в обеспечении устойчивого воспроизводства и успешной социализации подрастающих поколений.

Таким образом, принцип свободы выбора предполагает последова­тельное и равное применение его и в отношении семьи и личности, и в отношении общества, государства. Он не должен истолковываться односторонне как привилегия только семьи, а фактически только индивидума.

Однако именно это имеет место в случае, когда стимулиру­ющая определенный тип семейного поведения политика госу­дарства (например, льготы, хотя бы и убогие, трехдетным семь­ям) третируется как "мягкие формы" давления на семью и ког­да во избежание этого "давления" предлагается "нейтральная" по отношению к числу детей в семье политика, т.е. когда главной целью предлагается считать благосостояние семьи, ее "хорошее" экономическое и социальное "самочувствие"10, или, по новей­шим версиям, уже упоминавшуюся "минимизацию последствий кри­зиса".


Принцип общественного договора развивает и конкретизирует описанные выше принципы суверенности и свободы выбора. Он оз­начает договорную регламентацию взаимоотношений семьи как со­циального института и государства. Иначе говоря, семья и государст­во заключают между собой общественный договор, в котором на равноправной основе эксплицируются и формулируются все сущест­вующие политические, социальные, экономические и другие отно­шения между ними. Этот принцип особенно важен в условиях на­шей страны, когда предпринимаются усилия преодолеть наследие тоталитаризма, реформировать экономические и политические от­ношения.

Семья как социальный институт обеспечивает общество трудовы­ми ресурсами, исполнителями социальных ролей. Без этого "продук­та семейного производства" социальная система не может функцио­нировать. Точнее — она просто не существует.

Следовательно, общество должно испытывать потребность, заин­тересованность в том, чтобы семья выполняла свои функции вос­производства и социализации новых поколений. В то же время, как мы видели, чем дальше, тем в большей мере ослабевают и даже полностью исчезают стимулы, определяющие личную заинтересо­ванность в рождении и социализации новых поколений. А биологи­ческой потребности у индивида в этом никогда не было, как мы помним. В этих условиях семья может потребовать от общества и его

249

представителя — государства — на договорной основе обеспечить всестороннюю поддержку тех моделей семейной жизни, которые спо­собствуют эффективной реализации функций воспроизводства и со­циализации.

Принцип единства целей федеральной и региональной семей­ной политики означает, что цели семейной политики едины для всей страны и не зависят от конкретных особенностей изменения семьи и семейного поведения на той или иной территории — час­ти одного и того же государства. Этот принцип исходит из того, что отмирание многодетности является глобальным процессом, от­ражающим фундаментальные изменения экономических, соци­альных и демографических условий жизни общества. И потому, хо­тя и существуют территории, где преобладают "традиционные" ти­пы семьи и семейного поведения (многодетность), но и на них не­обходима политика, ориентированная на укрепление семьи, тех ее моделей и образцов, которые наиболее адекватны целям эффектив­ной реализации специфических функций семьи.

Учет региональных особенностей при этом может достигаться как за счет путей конкретизации единой в своей основе цели се­мейной политики, так и путем применения специфических средств ее достижения. Наилучшим организационным механизмом обеспе­чения единства целей семейной политики и учета региональных особенностей являются региональные программы семейной поли­тики.


Принцип социального участия. В современных условиях пол­ностью теряет смысл традиционное для тоталитарной эпохи пред­ставление о государстве как единственном субъекте целеполагания, формирования и реализации социальной (в частности, семейной) политики. В настоящее время как цели семейной политики, так и пути их достижения в возрастающей мере формируются в рамках гражданского общества, во взаимодействии трех субъектов социаль­ной жизни — семьи как малой группы, осуществляющей свою жиз­недеятельность в конкретных социально-экономических условиях и преследующей свои собственные цели и интересы; разного рода со­циальных и территориальных общностей и объединений, формаль­ных и неформальных (соседские общины, этнические и социокуль­турные меньшинства, партии, общественные, политические, религи­озные и другие объединения и союзы, группы интересов и т.д. и т.п.); наконец, государства в лице его специализированных органов (феде­ральных, региональных и локальных), в чью компетенцию входят разработка и осуществление социальной политики, в том числе се­мейной.

250

В этих условиях семейная политика возможна лишь как деятель­ность по созданию и реализации программ нового типа, по взаимо­выгодному для всех использованию ресурсов и возможностей, кото­рыми располагает каждый из участников, для достижения согласо­ванных целей, интересов и потребностей. Иными словами, субъекты семейной политики — это наряду с государством разнообразные объ­единения граждан — партии, союзы, общества, ассоциации, фонды и т.п., в том числе и те, которые создаются (или могут создаваться) с целью защиты и отстаивания собственно семейных (или более ши­роко — демографических) интересов. Важно лишь, чтобы все эти объединения имели четко осознанные и эксплицитно выраженные цели и намерения относительно того, какой должна быть семья, как она должна изменяться, в чем состоит общественный интерес приме­нительно к воспроизводству населения вообще. Такая новая техно­логия формирования и реализации семейной политики и выражена в том, что здесь названо принципом социального участия.

Социальное участие — это понятие, объединяющее широкий спектр ситуаций, в которых граждане непосредственно или через свои объединения вовлечены в процессы выработки и реализации социально значимых решений, той или иной затрагивающей их ин­тересы социальной политики (в данном случае — семейной). Сте­пень этой вовлеченности может быть различной, причем крайними полюсами "шкалы участия" являются ситуации, в которых, с одной стороны, решения принимает только и исключительно государствен­ная власть, а граждане лишь ставятся в известность об этих решени­ях (у нас, как известно, и это не всегда делают), а с другой, — только на уровне граждан и их объединений.