Файл: УМК по вет. генетике.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.07.2024

Просмотров: 1141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

2.3.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

2.3.3. Объем дисциплины.

2.3.4. Содержание дисциплины и виды учебной работы

2.3.4.1. Лекции

2.3.4.2. Лабораторные занятия

2.3.5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

2.3.5.1. Рекомендуемая литература

2.3.5.1.1. Основная

2.3.5.1.2. Дополнительная

2.3.5.1.3. Работы классиков генетики.

2.3.7. Самостоятельная работа

2.3.7.1. Распределение часов по самостоятельной работе

2.3.7.2. Содержание самостоятельной работы

2.3.9. Контроль знаний студентов

2.3.9.1. График контролирующих мероприятий

2.3.9.2. Вопросы для входного контроля

2.3..9.3. Экзаменационные вопросы по Ветеринарной генетике

2.3.9.4. Вопросы для олимпиады

2.3.9.5. Вопросы для проверке остаточных знаний

2.9.6.Темы индивидуальных занятий

Методические рекомендации по изучению дисциплины «Ветеринарная генетика »

Лекция 1. Генетика и ее место среди естественных наук.

Перечень учебно-методических материалов, разработанных на кафедре

Методические материалы для текущего, промежуточного и итогового контроля.

Материалы тестовых заданий Биометрия

Цитологические основы наследственности.

Наследование признаков при половом размножении

Хромосомная теория наследственности т.Моргана

Молекулярные основы наследственности

Генетика популяций

Мультифакториальное наследование. Установлено, что не во всех случаях патология – менделирующий признак. Часто она обусловлена действием двух или нескольких пар неаллельных генов, при сочетании которых возникает та или иная аномалия. В этом случае речь идёт о олигогенно – комплементарном наследовании. Например, спастический парез КРС, проявляется при взаимодополняющем действии 5 пар генов.

Полигенное (мультифакториальное) наследование связано с тем, что развитие даже одного признака, детерминировано многими генами, мутации которых могут приводить к той или иной аномалии развития. Патология проявляется тогда, когда суммарное действие генетических и средовых факторов достигает определённого уровня – порога, поэтому выраженность патологии от min до max зависит от числа генов подвергшихся мутации. Полагают, что на фоне действия многих мутантных генов, аномалия может возникнуть в результате действия одного-главного гена ( олигогена).

Полигенная модель наследования характеризуется: высокой частотой в популяции; существованием клинических форм, образующих непрерывный ряд от скрытых субклинических до резко выраженных проявлений; относительно низким уровнем конкордантности по манифестным проявлениям аномалии у монозиготных близнецов (менее 60%), но существенно превышающим уровень у дизиготных двоен; несоответствием закономерностям наследования простым менделеевским признакам; сходством клинических и других проявлений аномалии у ближайших родственников и пробанда, что отражает коэффициент наследуемости ( для полигенных он менее 50%, для моногенных – 100%).

Профилактика и повышение генетической устойчивости к аномалиям и болезням. В основе профилактики аномалий и болезней лежит устранение причин их вызывающих: мутации спонтанные и индуцированные; генетический мониторинг.

Наряду с ветеринарными мероприятиями необходимо разрабатывать генетические основы селекции животных- на устойчивость к болезням. Следует отметить, что селекция на резистентность к болезням затрудняется рядом факторов: сложной генетической обусловленностью резистентности; сложной генетической природой и взаимоотношениями между макро и микроорганизмами; невозможностью широкого использования заражения для выявления устойчивых и восприимчивых животных; отсутствием надёжных коственных маркёров резистентности; быстрой изменчивостью патогенов; большим интервалом между поколениями и длительностью селекции; невозможностью использования индуцированного мутагенеза; наличием в некоторых случаях отрицательной корреляции между резистентностью и продуктивностью.


Для повышения генетической устойчивости животных к болезням используют те же методы, что и для повышения продуктивности. В первую очередь устранение причин, их обуславливающих. Причинами генетических аномалий являются мутации, следовательно, необходимо предотвращать появление вредных мутаций в популяциях животных. Необходим жёсткий контроль: за состоянием внешней среды; устранение контактов с мутагенами; генетической структурой популяции.

Необходимо проведение следующих мероприятий: проводить диагностику болезней и аномалий и их учёт в племкарточках и каталогах производителей; оценивать производителей и маток по качеству потомства на устойчивость к болезням; ;отбирать молодняк от матерей отличающихся долголетием и устойчивостью к болезням; Производителей отбирать из резитентных маточных семейств и отцов, оценённых по качеству потомства на устойчивость к болезням.

Контрольные вопросы: 1. Что такое иммунитет? 2.Какова структура иммуноглобулинов и как они наследуются? 3.Каков механизм генетического контроля иммунного ответа? 4.Что включают в себя понятия генетические, наследственно-средовые и экзогенные аномалии? 5. Как наследуются аномалии животных? 6.Что входит в понятие «мультифакториальное наследование»? 7. В чём заключается профилактика и какие мероприятия проводятся для повышения резистентности животных?


Перечень учебно-методических материалов, разработанных на кафедре

п/п

Наименование

издания

Вид издания

Автор

Год

издания

Место хранения и кол-во

1.

2.

Биометрия

Методические указания и рабочая тетрадь для лабораторных занятий по курсу «Генетика сельскохозяйственных животных с основами биотехнологиии»

Учебное пособие (гриф МСХ РФ №275-33/1642)

Учебное пособие

Зимин Г.Я.

Бетляева Ф.Х.

Зимин Г.Я.

Бетляева Ф.Х.

2001 переиздано в 2007

2006

Кафедра

Кафедра

Методические материалы для текущего, промежуточного и итогового контроля.

Вопросы коллоквиумов

Биометрия (модуль 1)

  1. Что изучает наука биометрия?

  2. Как составляют выборку?

  3. Какими свойствами обладают средние величины?

  4. Что такое lim (лимиты)?

  5. Что характеризует средняя арифметическая?

  6. В каких случаях рассчитывается средняя взвешенная?

  7. От чего зависит величина ошибок репрезентативности?

  8. Если средняя арифметическая в три и более раз превышает свою ошибку, что это означает?

  9. Что понимают под генеральной совокупностью?

  10. Как правильно составить выборку?

  11. Перечислите средние величины, используемые в биологии.

  12. Что такое вариационный ряд?

  13. Перечислите количественные показатели изменчивости.

  14. Что называют ошибками репрезентативности?

  15. Каков порядок расчета средней арифметической в больших выборках?

  16. Как определяется величина межклассового интервала (коэффициента межклассового промежутка - К)?

  17. В каких случаях вычисляется коэффициент вариации?

  18. Для каких показателей определяют ошибки репрезентативности?

  19. От чего зависит число классов в вариационном ряду?

  20. Что означает и в каких единицах выражается среднее квадратичное отклонение?

  21. В каких случаях вычисляют нормированное отклонение?

  22. Как оценивается достоверность разности между средними величинами двух выборок?

  23. Какие показатели используют для оценки связи между признаками. В чем различия этих показателей ?

  24. В каких случаях вычисляется коэффициент ранговой корреляции?

  25. В каких случаях и как вычисляется коэффициент корреляции для альтернативных признаков?

  26. В чем различия между коэффициентом корреляции и регрессии?

  27. Как используется в селекции коэффициент корреляции и регрессии?

  28. В чем заключается цель дисперсионного анализа?

  29. Какие бывают дисперсионные комплексы?

  30. При решение каких вопросов селекции используют дисперсионный анализ?

  31. Что характеризует коэффициент наследуемости?

  32. Что характеризует коэффициент повторяемости?

  33. При решении каких вопросов используют коэффициенты наследуемости и повторяемости?

  34. Каков порядок расчета эффекта селекции за одно поколение?


Наследование признаков при половом размножении (модуль 2)

  1. В чем основные заслуги Г.Менделя?

  2. Основные принципы гибридологического анализа.

  3. Дайте определение понятию аллель. В чем сущность множественного аллелизма?

  4. Первый закон Г.Менделя.

  5. Второй закон Г.Менделя.

  6. Третий закон Г.Менделя.

  7. Типы доминирования, особенности расщепления признаков в F2 в каждом типе доминирования.

  8. В чем сущность явления плейотропии?

  9. Взаимодействие неаллельных генов.

  10. В чем заключается генетическая сущность митоза?

  11. В чем заключается генетическая сущность мейоза?

  12. В чем сходство и различия между митозом и мейозом?

  13. Какой процесс мейоза обуславливает рекомбинативную изменчивость?

  14. Что называют кариотипом?

  15. Какие показатели используют при идентификации хромосом?

  16. Сходство и различия между спермиогенезом и оогенезом.

  17. Анализирующее, возвратное и реципрокное скрещивание, их использование в селекции.

  18. В чем разница между доминированием и эпистазом?

  19. Причины, влияющие на отклонения от менделеевских правил при расщеплении признаков.

  20. В каких единицах и как определяется расстояние между генами?

  21. Что такое группа сцепления и какие методы используют при определении групп сцепления?

  22. Какое значение имеет генетические рекомбинации и карты хромосом?

  23. Сущность работ Т.Моргана по изучению неполного сцепления и кроссинговера.

  24. Основные положения хромосомной теории наследственности Т.Моргана.

  25. Какие признаки принято называть сцепленными и ограниченными полом?

  26. Балансовая теория определения пола.

  27. Особенности наследования признаков сцепленных и ограниченных полом.

  28. Проблема регулирования соотношение полов и ранней диагностики пола.

  29. Фримартинизм, гинандроморфизм. Сущность этих явлений.

  30. Патологии в кариотипе по половым хромосомам.

Молекулярные основы наследственности. Генетика популяций.

  1. Строение и функции ДНК.

  2. Что принято называть репликацией? Как и когда она осуществляется?

  3. Типы РНК, их функции.

  4. Как осуществляется реализация наследственной информации с гена на белок?

  5. Генетический код, его особенности.

  6. Современное представление о гене как единице наследственности.

  7. Что принято называть биотехнологией?

  8. Что такое генетическая инженерия и каковы ее основные методы?

  9. Методы получения генов синтетическим путем. Векторы в генной инженерии, их роль.

  10. Рекомбинативные ДНК, их использование.

  11. Трансплантация эмбрионов, ее сущность.

  12. Основные этапы получения трансгенных животных.

  13. Получение химер или генетических мозаинов.

  14. Клонирование эмбрионов, его сущность.

  15. Что называют группой крови7

  16. Что называют системой групп крови?

  17. В чем заключается иммуногенетический контроль за происхождением животных?

  18. Использование групп крови в селекции.

  19. Как изменяется функция генов в онтогенезе животных: экспрессия, пенетрантность генов?

  20. Взаимодействие генотипа и среды на развитие признаков в онтогенезе.

  21. В чем сущность биогенетического закона онтогенеза?

  22. Генетические аномалии. Особенности их наследования.

  23. Болезни с наследственной предрасположенностью, особенности, особенности их наследования.

  24. Какими методами выявляются аномалии и болезни?

  25. Мероприятия по профилактике аномалий и повышению устойчивости к болезням.

  26. Дайте определение популяции и чистоте линий.

  27. Какова эффективность отбора в популяциях и чистых линиях?

  28. В чем сущность закона Харди-Вайнберга?

  29. Факторы, влияющие на генетическую структуру популяций.

  30. Что такое генетический груз и каково его значение в селекции?

  31. Генетическая сущность инбридинга.

  32. Генетическая сущность гетерозиса.