ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.07.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
2.1.2. Классификация программ экологического аудита
2.1.3. Планирование программы экологического аудита
2.2. У правление программой аудита
2.2.2. Выполнение программы аудита
2.2.3. Мониторинг и анализ программы аудита
2.3. Деятельность по проведению аудита
2.3.2. Этап анализа документов и подготовки к проведению аудита на месте
2.3.3. Этап проведение аудита на месте
2.3.4. Этап подготовки, утверждения и рассылки отчета (акта) по аудиту
1) Подготовку отчета и заключения по аудиту;
2) Утверждение и рассылку отчета по аудиту.
.3.5. Этап завершения аудита и проведения последующих за аудитом действий
В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля, а также требуемый уровень уверенности при процедурах проверки по существу. Аудитору также необходимо принимать во внимание временные рамки тестов, средств контроля и процедур проверки по существу, координацию любой помощи, которую предполагается получить от аудируемого лица, наличие ассистентов и других подчиненных аудитору специалистов, а также привлечение других аудиторских организаций или экспертов.
2.2. У правление программой аудита
Управление программой аудита включает в себя:
1) разработку программы аудита;
2) установление полномочий в рамках программы и обеспечение ее выполнения;
3) проведение мониторинга и анализа программы аудита;
4) оценку перспектив деятельности по улучшению (развитию) программы аудита.
Рис. 13. Блок-схема управления программой аудита
Представленная на рис. 13 блок-схема процесса управления программой аудита состоит из 3 стадий и иллюстрирует практическое применение методологии «Планируй – Делай – Проверяй – Действуй».
2.2.1. Разработка программы аудита
В ходе I стадии разработки программы аудита определяются следующие позиции:
цели и объем программы;
ответственные;
ресурсы;
процедуры.
Постановка корректных целей и задач является ключевой проблемой этапа подготовительных работ любой программы экологического аудита. Цели и задачи в целом должны соответствовать общей стратегии и политике развития конкретного производства или территории. При этом в ряде случаев возможны определенные изменения общей стратегии и политики развития по результатам экологического аудита.
Выбор цели программы аудита при рассмотрении должен учесть:
приоритеты руководства;
коммерческие намерения;
требования систем менеджмента;
регламентирующие, законодательные и контрактные требования;
необходимость оценок поставщиков;
требования потребителей;
потребности других заинтересованных сторон;
риски организации и пр.
В качестве целей программы аудита можно выделить:
подтверждение соответствия требованиям стандарта системы менеджмента для целей сертификации;
подтверждение соответствия контрактным требованиям;
получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика;
содействие улучшению системы менеджмента.
Постановка конкретных целей и задач экологического аудита зависит от вида аудиторской программы, объекта аудирования и пожеланий заказчика. Кроме того, результатом практически любой программы экологического аудита являются развитие (инициирование, стимулирование, повышение эффективности, обоснование возможностей и выгод, информационное обеспечение) других видов экологической деятельности.
2.2.2. Выполнение программы аудита
II стадия – выполнение программы аудита – включает:
оценивание аудиторов;
назначение группы по аудиту;
составление графиков аудитов;
управление проведением аудитов;
поддерживание записей.
Для выполнения программы экологического аудита необходимо сформировать группу по аудиту с предоставление им необходимых ресурсов и провести аудит в соответствии с намеченными графиками. Необходимо управлять записями по аудиту, а также анализировать и утверждать отчеты по аудиту и рассылать их заинтересованным сторонам. При необходимости следует обеспечить проведение последующих аудитов.
Реализация программы аудита предполагает также постоянную оценку потребностей в обучении и профессиональном росте аудиторов. Данное требование является новым и подчеркивает важную роль аудитов в постоянном улучшении систем менеджмента качества и охраны окружающей среды.
Основной этап программы экологического аудирования осуществляется непосредственно на объектах. При выполнении основного этапа программы проводятся:
определение маршрутов и проведение «обзорных» туров по объектам аудирования;
ознакомление с рабочей документацией и интервьюирование персонала;
уточнение и дополнение исходных данных при работе на объектах аудирования.
Основной целью работы на объектах аудирования является уточнение, окончательное формирование и организация основных исходных данных программы экологического аудита, а также получение дополнительной информации, необходимой для анализа, оценки и прогноза изменения (разработки рекомендаций и предложений) фактического воздействия производства на окружающую среду.
Для получения максимальных результатов в сжатые сроки аудирование объектов должно быть тщательно спланировано и хорошо организовано. При этом следует иметь в виду чрезвычайную сложность объектов аудирования: большие размеры промышленных площадок, разнообразие основных и вспомогательных производств и технологий, множество загрязняющих веществ, источников их выделения, сброса и выброса, большое количество отдельных видов отходов и мест их размещения, преобладание неконтролируемого, неорганизованного, аварийного и "ночного" воздействия на окружающую среду, разнообразие технологических и технических средств регулирования воздействия, плохую организацию производства и экологической службы, низкую квалификацию персонала и т. д.
При реализации программы аудита (проверки) требуются следующие действия:
Довести программу аудита до сведения заинтересованных сторон (назначить проверяемому место и время проведения проверки).
Координировать и составлять графики аудитов и других действий, относящихся к программе.
Обеспечить проведение аудитов в соответствии с программой аудита (например, расписать, какие члены аудиторской группы, в сопровождении какого служащего должны прибыть в конкретные подразделения с указанием даты и времени с точностью до минут; проверяемые, зная время прибытия членов комиссии к ним, должны заранее спланировать свою работу так, чтобы они могли работать с проверяющими в течение всего промежутка времени, отведенного для проверки).
Обеспечить подбор групп по аудиту.
Предоставить аудиторам необходимые ресурсы (помещение для совещаний (предварительных, ежедневных, заключительных), сопровождение для аудиторов – при приезде комиссии необходимо к каждому ее члену прикрепить служащего, который будет везде его сопровождать, а также являться свидетелем того, что происходило при проверке).
Установить и поддерживать процесс оценки аудиторов и непрерывного повышения профессионального уровня аудиторов.
Идентифицировать, получить и изучить документы, относящиеся к проверке (политика и цели в области качества, руководство по качеству, документированные процедуры, должностные инструкции и другие документы третьего уровня).
Обеспечить управление записями по аудиту.
Обеспечить проведение анализа и утверждения отчетов по аудиту, а также обеспечить их рассылку заказчику аудита и другим сторонам.
Обеспечить проведение последующих аудитов и действий по результатам аудита, если это требуется.
2.2.3. Мониторинг и анализ программы аудита
III стадия – мониторинг и анализ программы аудита (впервые появилось в стандарте ISO 19001:2002) предполагает отслеживание и периодическую проверку степени достижения поставленных целей с последующим выявлением (идентификацией) возможности улучшения в несколько этапов:
мониторинг и анализ программы;
определение необходимости в корректирующих действиях программы;
определение возможностей для улучшения программы.
Стандарт рекомендует использовать показатели эффективности для мониторинга следующих характеристик:
соответствия программы аудита намеченным графикам работ;
обратной связи с заказчиками аудита, проверяемыми организациями и аудиторами;
способности групп по аудиту к выполнению плана аудита.
Для оценки достижения целей и выявления возможностей улучшения программы аудита должен проводиться мониторинг реализации и, через определенные промежутки времени, анализ программы аудита с последующим представлением результатов высшему руководству.
Так, анализ программы аудита должен учитывать:
1) результаты и тенденции, выявленные при мониторинге;
2) соответствие процедурам;
3) растущие потребности и ожидание заинтересованных сторон;
4) записи программы аудита;
5) альтернативные или новые методики проведения аудита;
6) согласованность деятельности аудиторских групп в сходных ситуациях.
Следствием результатов анализа программы аудита могут быть корректирующие, предупреждающие действия, а также улучшение и последующее развитие программы аудита.
В заключении по результатам аудита может быть указано на необходимость корректирующих, предупреждающих действий или действий по улучшению, при необходимости. Такие действия обычно разрабатываются и проводятся проверяемой организацией в течение согласованного срока и не рассматриваются как часть аудита. Проверяемая организация должна информировать заказчика аудита о статусе таких действий. Выполнение и результативность корректирующих действий должны быть верифицированы (проверены). Верификация может быть частью очередного аудита. В программе аудита может быть определено проведение последующего аудита членами аудиторской группы, имеющими ценный опыт. В таких случаях следует обратить внимание на обеспечение независимости при очередном аудите.