Файл: Вопросы по истории.docx

Добавлен: 17.02.2019

Просмотров: 3361

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Народам СССР отечественная война стоила потери 27 млн жителей, большинство которых составили гражданские лица. Советский Союз лишился почти трети своего национального богатства. Было разрушено 1710 городов, более 40 тыс. деревень, 32 тыс. промышленных предприятий. В целом страна потеряла примерно половину городского жилого фонда и до 30 % домов сельских жителей.


37)Осложнение международной обстановки после окончания Второй мировой войны, распад антигитлеровской коалиции, начало холодной войны


Осложнение международной обстановки. После второй мировой войны на международной арене произошли глубокие изменения. Влияние и авторитет СССР, внесшего наибольший вклад в разгром фашизма, значительно выросли. Если в 1941 г. СССР имел дипломатические отношения только с 26 странами, то в 1945 г. - с 52. Влияние СССР распространялось на ряд государств Европы (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия) и Азии (Китай, Северная Корея, Северный Вьетнам). Эти страны вместе с СССР и Монголией составили социалистический лагерь, или мировую систему социализма. В этих государствах к власти пришли представители коммунистических и рабочих партий. Они провели национализацию промышленности, аграрные преобразования, установили демократические свободы. В этих странах установился режим народной демократии. Между СССР и этими странами были заключены договоры о дружбе и взаимопомощи.

СССР стал мировой державой: ни один важный вопрос международной жизни не решался без его участия. СССР, как и США, стал стремиться к расширению сферы своего влияния. В мире сложилась новая геополитическая ситуация.

Растущее влияние СССР обеспокоило лидеров ведущих мировых держав. Их отношение к СССР, вчерашнему союзнику по антигитлеровской коалиции, резко изменилось. Они решили ограничить влияние СССР, используя ядерный фактор. Еще во время второй мировой войны США стали обладателями ядерного оружия. В отношениях между СССР и ведущими западноевропейскими странами cтала проводиться политика "холодной войны".

Начало "холодной войне" было положено 5 марта 1946 г. в "фултонской речи" бывшего премьер-министра Великобритании У.Черчилля. Выступая в колледже американского г. Фултон в присутствии президента США Г. Трумэна, У. Черчилль вначале признал, что военные победы выдвинули Советский Союз в состав "руководящих наций мира", затем отметил, что СССР стремится к "безграничному распространению своей власти и своих доктрин". Эта ситуация, на его взгляд, должна вызывать обеспокоенность, так как это представляло опасность для великих принципов свободы и прав человека... "англосаксонского мира". Отныне США и Великобритания должны разговаривать с СССР с позиции силы.

Через год в 1947 г. идеи У. Черчилля в отношении СССР были развиты в послании президента Г. Трумэна Конгрессу США ("доктрина Трумэна").


В них по отношению к СССР были определены две стратегические задачи:

минимум - не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и его коммунистической идеологии ("доктрина сдерживания социализма");

максимум - сделать все, чтобы заставить СССР уйти к своим прежним границам ("доктрина отбрасывания социализма").

Определялись также и конкретные экономические, военные, идеологические мероприятия для достижения вышеуказанных целей:

оказать широкомасштабную экономическую помощь странам Европы, поставив их экономику в зависимость от США ("план Маршалла");

создать военно-политический союз этих стран во главе с США;

использовать свои вооруженные силы для непосредственного вмешательства во внутренние дела стран советской сферы влияния;

разместить у границ СССР сеть баз США (Греция, Турция);

поддерживать антисоциалистические силы внутри стран советского блока.

Для реализации доктрины Г. Трумэна США в 1949 г. создали военно-политический блок - Североатлантический союз (НАТО), куда помимо США вошли Канада, целый ряд государств Западной Европы и Турция. Спустя два года был создан военно-политический блок АНЗЮС в составе США, Австралии и Новой Зеландии.

Руководство СССР расценило курс США как призыв к войне. Это незамедлительно сказалось как на внутренней, так и на внешней политике СССР. Началась "холодная война", продолжавшаяся около полувека (1946-1991 гг.).

После окончания Второй мировой Войны, ставшей самым масштабным и жестоким конфликтом за всю историю человечества, возникло противостояние между странами коммунистического лагеря с одной стороны и западными капиталистическими странами с другой. Между двумя сверхдержавами того времени СССР и США. Охарактеризовать холодную войну кратко можно, как соперничество за господство в новом послевоенном мире.

Главнейшей причиной холодной войны стали неразрешимые идеологические противоречия, между двумя моделями общества социалистической и капиталистической. Запад опасался усиления СССР. Сыграли свою роль и отсутствие у стран победительниц общего врага, а также, амбиции политических лидеров.

Историки выделяют следующие этапы холодной войны:

5 марта 1946 г. – 1953 г. - Начало холодной войне положила речь Черчилля, произнесенная весной 1946 г. в Фултоне, в которой была предложена идея создания союза англосаксонских стран, для борьбы с коммунизмом. Целью США стала экономическая победа над СССР, а также, достижение военного превосходства. Фактически холодная война началась раньше, но именно к весне 1946 г., в силу отказа СССР от вывода войск из Ирана, ситуация серьезно обострилась.

1953 г. – 1962 г. - В этот период холодной войны, мир находился на грани ядерного конфликта. Несмотря на некоторое улучшение отношений между Советским Союзом и США во время «оттепели» Хрущева, именно на этом этапе произошли антикоммунистическое восстание в Венгрии, События в ГДР и, ранее, в Польше, а так же Суэцкий кризис. Международная напряженность возросла после разработки и успешного испытания СССР в 1957 г. межконтинентальной баллистической ракеты.
Однакоугрозаядерной войны отступила, поскольку теперь Советский Союз получил возможность нанести ответный удар по городам США. Завершился этот период отношений между сверхдержавами, Берлинским и Карибским кризисами 1961 и 1962 г. соответственно. Разрешить Карибский кризис удалось только в ходе личных переговоров глав государств - Хрущева и Кеннеди. Так же, в результате переговоров был подписан целый ряд соглашений по нераспространению ядерного оружия.


1962 г. – 1979 г. - Период ознаменовался гонкой вооружений, подрывающей экономику соперничающих стран. Разработка и производство новых видов вооружений, требовали невероятных ресурсов. Несмотря на присутствие напряженности в отношениях между СССР и США, подписываются соглашения об ограничении стратегических вооружений. Разрабатывается совместная космическая программа «Союз-Аполлон». Однако к началу 80-х, СССР начинает проигрывать в гонке вооружений.

1979 г. – 1987 г. - Отношения между СССР и США вновь обостряются после ввода советских войск в Афганистан. США размещает в 1983 г. баллистические ракеты на базах в Италии, Дании, Англии, ФРГ, Бельгии. Ведется разработка системы противокосмической обороны. СССР реагирует на действия Запада выходом из женевских переговоров. В этот период система предупреждения о ракетном нападении, находится в постоянной боевой готовности.

1987 г. – 1991 г. - Приход в 1985 г. к власти в СССР Горбачева, повлек за собой не только глобальные перемены внутри страны, но и радикальные изменения во внешней политике, получившие название «новое политическое мышление». Непродуманные реформы окончательно подорвали экономику Советского Союза, что привело к фактическому поражению страны в холодной войне.

Конец холодной войны был вызван слабостью советской экономики, ее неспособностью более поддерживать гонку вооружений, а также, просоветские коммунистические режимы. Определенную роль сыграли и антивоенные выступления в самых разных уголках мира. Итоги холодной войны оказались для СССР удручающими. Символом победы Запада. стало воссоединение в 1990 г. Германии.

В результате, после того, как СССР потерпел поражение в холодной войне, сформировалась однополярная модель мира с доминирующей сверхдержавой США. Однако существуют и другие последствия холодной войны. Это быстрое развитие науки и технологий, в первую очередь военных. Так, интернет был создан первоначально, как система связи для американской армии.

Сегодня снято немало документальных и художественных фильмов о периоде холодной войны. Один из них, подробно рассказывающий о событиях тех лет, «Герои и жертвы холодной войны».

38)Основные тенденции и направления развития ведущих стран мира после второй мировой войны


Несмотря на определенные различия в условиях и тенденциях послевоенного развития стран Западной Европы, США и Японии, можно выделить ряд общих экономических процессов, характерных для всех развитых стран, которые были обусловлены общими объективными причинами общественного прогресса.

Важнейшим фактором послевоенного развития мировой экономики был новый этап научно-технической революции. Предпосылками НТР явились фундаментальные открытия в области ядерной физики, квантовой механики, кибернетики, микробиологии, химии. Произошло качественное совершенствование материально-технической базы производства и технологических процессов. Научно-техническая революция оказала влияние на все сферы экономики, изменила функции и роль человека в производственном процессе, превратила науку в непосредственную производительную силу.


Ускоренными темпами стали развиваться наукоемкие производства, возросли затраты на НИОКР и затраты государственных бюджетов на финансирование фундаментальных научных исследований. Степень использования достижений НТР, практическая реализация научных открытий и разработок, комплексное проведение НИОКР и своевременное внедрение их результатов в производство стали определять и качество экономического роста, эффективность производства и, в конечном счете, уровень социально-экономического развития стран.

НТР сделала необходимым проведение структурной перестройки экономики. С середины 70-х гг. XX столетия в экономике развитых стран начинают осуществляться реиндустриализация, переход к наукоемким сложным технологиям - информационным и ресурсосберегающим, к биотехнологии, генной инженерии, композиционным материалам и т. п. Перестройка экономики в соответствии с требованиями НТР становится необходимым условием и важнейшим фактором дальнейшего динамичного экономического развития.

Для второй половины XX в. становится характерным возрастание объема и роли сферы услуг и информационных технологий. Возрастание доли сферы услуг в национальной экономике приводит к перераспределению занятости в общественном производстве: к росту занятости в сфере профессиональных и деловых услуг, в исследовательских разработках, финансах, страховании, здравоохранении, образовании и т. д. Динамично развиваются производства, разрабатывающие и применяющие высокие технологии, - программные продукты и телекоммуникационные услуги.

Изменяется характер циклического развития экономики. Особенностью в послевоенный период является его связь с появлением новых производств и технологий, необходимостью структурной перестройки экономики, старением ряда традиционных производств и т. д. Меняется характер экономических циклов. Под влиянием мер антикризисного регулирования уменьшается глубина кризиса, не происходит "обвального" падения цен, циклы становятся более "растянутыми" и т. д.

Важной характеристикой послевоенного периода в развитых странах является рост государственного сектора экономики на основе проведения широкой национализации промышленности, банков, транспорта. Возрастает роль государственных предприятий в создании и потреблении ВВП. Однако в 70-80-е гг. эта тенденция превращается в свою противоположность - приватизацию, проводимую в ряде стран. Процесс приватизации связан с ограничением государственной предпринимательской деятельности, изменением методов и целей государственного регулирования экономики, необходимостью стимулирования частной инициативы, предпринимательства и инвестиционной активности. В конечном счете, речь идет о пересмотре функций и сфер государственного регулирования экономики, о более четком разделении прав, обязанностей и ответственности между государственным и частным секторами экономики.


Развитие системы государственного регулирования экономики приводит к формированию модели смешанной экономики, к сосуществованию государственного регулирования с рыночным механизмом хозяйствования, к сочетанию конкурентного рыночного регулирования с административным регулированием и активным использованием государством экономических инструментов. Меняется подход к методам государственного регулирования. Характерен переход от кейнсианской модели регулирования к неоконсервативной модели.

Условием динамичного развития экономики становится возрастание роли среднего и малого бизнеса. Развитие малого и среднего бизнеса привело к активизации экономики многих стран. Этот сектор экономики обладает высокой мобильностью, гибкостью, приспособляемостью к изменениям рыночной ситуации, способностью обеспечивать занятость значительной части рынка труда и т. д. Одной из перспективных форм малого бизнеса является венчурное (рисковое) предпринимательство- специфическая форма организации НТП в виде небольших компаний, занятых созданием и внедрением нововведений. Получая средства от крупных финансовых институтов, венчурные предприятия инвестируют их в новые рисковые проекты, осуществляющие НИОКР.

После Второй мировой войны усиливаются интеграционные процессы в Западной Европе на основе интернационализации производства. Происходит рост взаимозависимости экономики различных стран. Развиваются международная кооперация и специализация производства, международная миграция капиталов и рабочей силы, усиливается влияние международных монополий.

Важным фактором послевоенного развития является формирование мировой социалистической системы, нарастание идеологического, политического и экономического противостояния.


39)Этапы крушения колониальной системы


Вопрос о системе международной опеки (иначе говоря, колониальной проблеме) в соответствии с договоренностью глав правительств Англии, СССР и США был включен в повестку дня конференции в Сан-Франциско, учредившей в 1945 г. ООН.

Советские представители настойчиво выступали за принцип независимости для колониальных народов, их оппоненты, и прежде всего англичане, представлявшие в то время самую крупную колониальную империю, добивались, чтобы в уставе ООН говорилось лишь о движении «в направлении к самоуправлению». В итоге была принята формула, близкая к предлагавшейся советской делегацией: система опеки ООН должна вести подопечные территории в направлении «к самоуправлению и независимости''.

За десять последовавших лет от колониальной и полуколониальной зависимости освободилось более 1,2 млрд. человек. На карте мира появилось 15 суверенных государств, в которых проживало свыше 4/5 населения бывших колониальных владений. Добились освобождения крупнейшие английские колонии Индия (1947) и Цейлон (1948), подмандатные территории Франции – Сирия и Ливан (1943, вывод войск – 1946), от японской колониальной зависимости освободился Вьетнам, завоевавший независимость от Франции в ходе восьмилетней войны (1945-1954), победили революции социалистического характера в Северной Корее и Китае.