ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.02.2019
Просмотров: 901
Скачиваний: 1
Налоговая система влияет на развитие теневой экономики. несовершенное (неэффективное) налоговое законодательство является одной из причин, которая обуславливает развитие теневой экономики. – большое количество налогов и высокие ставки налогов, стимулирующие уклонение от налогов путём ведения двойной бухгалтерии, занижения реальных показателей товарооборота, прибыли, добавленной стоимости, уровней зарплат и т.д. В ответ на это государство, как правило, усложняет бухгалтерскую отчётность, увеличивает количество проверок налоговой инспекцией, что способствует развитию коррупции в налоговых органах и препятствует нормальной работе бизнеса, вынужденного сокращать масштабы своей деятельности, урезать зарплаты своим работникам или увольнять их. В итоге налоговые поступления в госбюджет ещё более сокращаются.
Сокращение масштабов теневого сектора экономики предполагает совершенствование налогового законодательства, уменьшение количества налогов и снижения налоговых ставок, упрощение бухгалтерской отчётности, уменьшение количества проверок со стороны налоговой инспекции, усиление ответственности за уклонение от уплаты налогов и др. В результате расширяется база налогообложения (количество налогоплательщиков растёт) и налоговые поступления увеличиваются.
30. Державний бюджет та його структура. Сальдо державного бюджету
Государственный бюджет представляет собой ежегодный финансовый план образования и использования централизованного денежного фонда государства.
Основные элементы государственного бюджета – доходы и расходы государственного бюджета. Главными источниками доходов являются налоги, факторный доход государства от продажи благ произведённых в госсекторе и создания государственного долга. В целом налоговые поступления составляют не менее 80% доходов
Государственные расходы включают в себя государственное потребление (закупки товаров и услуг, зарплата работникам госсектора) и государственные инвестиции. Кроме того, трансферты, состоящих из субсидий предпринимателям и различных выплат домашним хазяйствам, выплаты процентов по государственному долгу.
Дефицит государственного бюджета представляет собой ситуацию, при которой текущие государственные расходы превышают доходы (налоговые поступления) в текущем году. Противоположная ситуация называется профицитом госбюджета ().
В макроэкономической теории разработано 3 основных подхода к решению проблемы балансирования государственного бюджета.
Первый подход основан на концепции ежегодного сбалансированного бюджета, т.е. ежегодного уравнивания доходов и расходов государства. сторонники классической и неоклассической теории поддерживают такую фискальную политику, так как, она препятствует сокращению частного сектора экономики. В результате вмешательство государства ограничивается.
Второй подход основан на концепции бюджета сбалансированного на циклической основе. Сторонники данного подхода (неокейнсианцы, посткейнсианцы и др.) предлагают чередовать профицитный (в годы экономического подъёма) и дефицитный (в годы экономического спада) госбюджеты. Однако при данном подходе проблема сбалансированности госбюджета решаетсятотчасти, так как продолжительность фаз подъёма и спада экономических циклов не совпадают.
Третий подход основан на концепции функциональных финансов. В соответствии с данной концепцией (кейнсианцы) основной целью гос. финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости и стабилизации экономики, тогда как проблемы сбалансированности госбюджета и государственного долга имеют второстепенное значение.
31. Дефіцит державного бюджету та шляхи його подолання – 12 б.
Государственный бюджет представляет собой ежегодный финансовый план образования и использования централизованного денежного фонда государства. Дефицит государственного бюджета представляет собой ситуацию, при которой текущие государственные расходы превышают доходы (налоговые поступления) в текущем году.
Причинами виникнення бюджетного дефіциту можуть бути спад
виробництва, або зниження ефективності економіки країни. Серед основних факторів зростання дефіциту бюджету виділяють наступні:
збільшення державних витрат у військовий час або в періоди будь-яких соціальних конфліктів;
зростання виплат по державному боргу;
зниження податків без відповідного корегування бюджетних витрат.
В макроэкономической теории разработано 3 основных подхода к решению проблемы балансирования государственного бюджета. При этом в каждом случае правительство оказывает влияние на занятость, уровень реального национального дохода и общий уровень цен.
Первый подход основан на концепции ежегодного сбалансированного бюджета. сторонники классической и неоклассической теории поддерживают такую фискальную политику, так как, она препятствует сокращению частного сектора экономики. В результате проведения такой фискальной политики вмешательство государства в экономику ограничивается.
Второй подход основан на концепции бюджета сбалансированного на циклической основе. Сторонники данного подхода (неокейнсианцы, посткейнсианцы и др.) предлагают для стабилизации экономики чередовать профицитный (в годы экономического подъёма) и дефицитный (в годы экономического спада) госбюджеты. Однако при данном подходе проблема сбалансированности госбюджета решается отчасти, так как продолжительность фаз подъёма и спада экономических циклов не совпадают.
Третий подход основан на концепции функциональных финансов. В соответствии с данной концепцией (кейнсианцы) основной целью государственных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости и стабилизации экономики, тогда как проблемы сбалансированности госбюджета и государственного долга имеют второстепенное значение.
Теоретично можна визначити такі основні напрямки подолання бюджетного дефіциту:
- збільшення дохідної частини бюджету – напрямок пов’язаний з проведенням податкової політики, яка б стимулювала виробників до розвитку виробництва та збільшення його обсягів, що має стати передумовою збільшення національного доходу – основного джерела поповнення бюджетних ресурсів. Результатом має стати зростання обсягів виробництва і бюджетних коштів за рахунок бюджетних відрахувань;
- скорочення видаткової частини бюджету – напрямок, пов’язаний із скороченням витрат бюджетної системи на розвиток господарства, зменшення участі держави у виробничих інвестиціях ( за винятком окремих об’єктів загальнодержавної інфраструктури, пріоритетних напрямків у структурі промислового виробництва, екологічних проектів тощо), скорочення витрат на управління, військових витрат;
- зміна структури видаткової частини бюджету - скорочення сфери державної економіки, перегляд напрямків інвестування бюджетних ресурсів та спрямування їх на розвиток галузей, що забезпечують економічне зростання держави, перегляд державних економічних пріоритетів та скорочення фінансування державних програм, що не мають загальнодержавного значення;
32. Державний борг: сутність, структура та соціально-економічні наслідки
Дефицит государственного бюджета приводит к возникновению
государственного долга, представляющего собой общую сумму непогашенных дефицитов государственного бюджета, накопленную за всё время существования страны.
Государственный долг — это совокупные долговые обязательства государства перед всеми кредиторами: юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и др.
Собственно государственный долг возникает в результате финансовых
заимствований государства, договоров и соглашений о предоставлении кредитов и ссуд.
Государственный долг традиционно разделяют на внешний и внутренний.
Внешний долг — это задолженность государства другим странам, международным организациям и другим иностранным лицам.
Внутренний государственный долг — это задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг и иным кредиторам, которые являются резидентами данной страны.
Государственный долг подразделяется также на рыночный и нерыночный государственный долг. Рыночный долг государства представлен в виде государственных ценных бумаг, продаваемых и покупаемых на фондовой бирже. Нерыночный долг представлен, например, государственными сберегательными сертификатами, которые не обращаются на рынке бумаг.
Совокупность действий государства по погашению и регулированию суммы
государственного долга представляет собой управление государственным долгом. К основным средствам управления государственным долгом относятся: 1) бюджетные средства; 2) выпуск новых займов с целью рассчитаться с держателями облигаций старого займа (рефинансирование); 3) изменение условий займа касающихся доходности государственных ценных бумаг; 4) изменение условий займа касающихся его сроков (консолидация).
Государственный долг создаёт реальные и потенциальные проблемы.
1. Выплаты процентов по государственному долгу, вероятно, усиливают неравномерность в распределении доходов населения.
2. Дополнительные налоги, связанные с выплатой процентов по государственному долгу, могут замедлить экономический рост в стране.
3. Часть государственного долга составляют обязательства, находящиеся в собственности иностранцев, так что необходимость соответствующих выплат процентов и суммы основного долга означает передачу части национального дохода другим странам.
4.перенесение текущего бремени на будущие поколения.
33. Грошово-кредитна політика – 12 б.
Действия центрального (национального) банка, направленные на изменение количества денег, находящихся в обращении, принято называть денежно-кредитной или монетарной политикой. Грошово-кредитна політика – це зміна грошової пропозиції для стабілізації сукупного обсягу виробництва, рівня зайнятості, цін. денежно-кредитная политика оказывает воздействие на национальную экономику не через рынок благ (товаров и услуг), а через денежный рынок.
Основними інструментами грошово-кредитної політики є:
1) операції на відкритому ринку;
2) зміна резервної норми;
3) зміна облікової ставки.
Политика дешёвых денег проводится, когда необходимо стимулировать экономический рост и занятость. В этом случае центральный банк покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке. Предложение банковских (кредитных) денег растёт. Кроме того, центральный банк снижает норму обязательных резервов (r) и учётную ставку процента.
Политика дорогих денег проводится в условиях инфляции. Её целью является сдерживание инфляции. В этом случае центральный банк продаёт государственные ценные бумаги на открытом рынке, уменьшая таким образом общие и избыточные резервы коммерческих банков. Норма обязательных резервов и учётная ставка повышаются. Таким образом, сокращение предложения денег (М) сдерживает или ограничивает инфляцию.
Осуществляя политику дешёвых или дорогих денег, центральный банк может бороться либо со спадом национального производства, либо с инфляцией, но не с тем и другим одновременно.
34. Кейнсіанський та монетар підходи до грошово-кредитної політ
Действия центрального (национального) банка, направленные на изменение
количества денег, находящихся в обращении, принято называть денежно-кредитной или монетарной политикой. Грошово-кредитна політика – це зміна грошової пропозиції для стабілізації сукупного обсягу виробництва, рівня зайнятості, цін. денежно-кредитная политика оказывает воздействие на национальную экономику не через рынок благ (товаров и услуг), а через денежный рынок.
Денежно-кредитная политика, как и фискальная, политика может
проводится в двух основных формах: путём активного воздействия государства на экономические процессы (дискреционная политика) или воздействия на них посредством встроенных автоматических регуляторов (недискреционная политика).
Дискреционную денежно-кредитную политику подразделяют на политику
«дешёвых» и «дорогих» денег. Первая направлена на увеличение предложения денег (M) (денежной массы), вторая на её уменьшение.
Политика «дешевых денег» проводится, когда необходимо стимулировать
экономический рост и занятость. Политика дорогих денег проводится в условиях инфляции. Кейнсианцы отстаивают принцип дискреции (активного вмешательства государства) и точной настройки хозяйственного механизма. Причём точная настройка, по их мнению, достигается путём быстрой смены режима государственного регулирования в соответствии с изменениями деловой конъюнктуры: стимулирующая (расширительная) политика во время экономического спада и сдерживающая (ограничительная) политика в период экономического бума.
Монетаристы выступают за несущественные изменения в денежно-кредитной политике, но полностью отрицают эффективность фискальной политики. Монетаристы рекомендуют отказаться от проведения дискреционной денежно-кредитной политики, поскольку она приводит к непредсказуемым скачкам денежной массы и полностью отказаться от проведения фискальной политики. На смену дискреционной денежно-кредитной политики предлагается монетарное правило (недискреционная денежно-кредитная политика), в соответствии с которым центральный банк должен обеспечивать постоянные и умеренные темпы роста денежной массы (около 3% в год) независимо от фаз делового цикла.
35. Теорія мультиплікатора – 12 б.
Мультипликатор — это коэф. или множитель, показывающий, в каком отношении изменение в совокупных расходах вызовет однонаправленное изменение в совокупных доходах. На основе |этого общего определения м-ра выводится определения различных видов м-ра. В настоящее время наиболее известны следующие виды м-ра: инвестиционный, налоговый, денежный, кредитный, гос расх и др.
М ультипликатор инвестиций – это коэффициент показывающий отношение изменения совокупного дохода к вызвавшему данное изменение первичному и однонаправленному изменению в инвестиционных расходах.
Д ействие инвестиционного м- Ра демонстрируется последовательностью событий, происходящих вслед за первичным инвестиционным ростом . Рост инвестиций увеличивает доходы работников тех отраслей, в кот они осуществляются. Эти работники расходуют свои возросшие доходы на покупку товаров, производимых в др. отраслях.Таким образом производители в “др. отраслях” также получают возросшие доходы и предъявляют спрос на товары, производимые в ”третьих отраслях”.Далее то же самое, но уже уменьшающийся суммой доходов, будет происходить на каждой стадии мультипликативного эффекта. Окончательный прирост дохода определяется количеством стадий мульт эффекта и тем, ск. дохода поступит на каждую его стадию (т.е. предельной склонностью к потреблению участников последовательности событий.)