Файл: Питання_до_іспиту_2018 Історія економічної думки ШПОРЫ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.02.2019
Просмотров: 870
Скачиваний: 2
2) Заработная плата у Рикардо это - доход рабочего, плата за труд. Работа как товар также имеет естественную и рыночную цену. Естественная цена труда определяется у Рикардо ценностью средств потребления рабочего и его семьи. Естественная цена не является неизменной: «Она изменяется в разные времена в той же стране и существенно отличается в разных странах». Рикардо выступает против вмешательства государства в рынок труда. Заработная плата должна регулироваться законом спроса и предложения.
3) Прибыль у Рикардо - это превышение ценности над заработной платой. Равновеликие капиталы дают одинаковые прибыли независимо от того, какое количество труда они приводят в действие. Но в то же время признавал, что на величину прибыли влияет рост производительности труда. У него нет сомнений, что рабочий создает своим трудом ценность большую, чем получает в виде заработной платы. Он подробно анализирует вопросы соотношения заработной платы и прибыли как двух составляющих ценности. Если растет заработная плата, отмечает Рикардо, то соответственно уменьшается прибыль капиталиста. Кроме того, он подчеркивает, что движение заработной платы является определяющим в соотношении заработной платы и прибыли. Это обусловлено тем, что труд является источником ценности, а его функционирование требует затрат на содержание рабочего и его семьи. Однако заработная плата не может вырасти так, чтобы ничего не осталось на прибыль.
13. Дж. С. Мілль – систематизатор та класифікатор вчення класичної
1) Дж.С. Милль выделил так называемые сферы «бессилия рынка», в которых рыночный механизм оказывался неприемлемым. К такому выводу он пришел в результате отделения законов распределения от законов производства. Законы производства являются объективными, определяются техническими условиями и регулируются рыночными механизмами, в то время как законы распределения формируются обществом, они зависят от мнения и желания правящей части общества, и очень разные в разные века и в разных странах» . Именно законы распределения обусловливают персональное распределение собственности посредством распределения доходов между тремя основными классами общества.
Закон роста производства, капитала и продукта от земли были предметом анализа Дж. С. Милля. Одна из особенностей роста земледелия является то, что "удвоение труда не удваивает продукта». Ученый считал, что цены земледельческого продукта всегда повышаются с увеличением населения.
2) В своих трудах Милль создал основополагающие принципы реформизма, разработал собственные рекомендации социального реформирования общества. Дж. С. Милль предлагал ликвидировать наемный труд на основе совершенствования системы частной собственности путем создания кооперативно-производственных ассоциаций. Это, позволило бы преодолеть противоречия между владельцами капиталов и наемными рабочими и заменить их отношениями партнерства. Условия равенства и коллективного владения капиталом и осуществления работ способствовали быстрому росту производительности труда.
Доктрина социальных реформ Дж. С. Милля своим возникновением «обязана» его предположению о том, что невозможно изменить только законы производства, а не законы распределения.
Основные положения реформ можно свести к трем позициям:
1) уничтожение наемного труда с помощью кооперативной производственной ассоциации;
2) социализация земельной ренты при помощи земельного налога;
3) ограничение неравенства богатства с помощью ограничения права наследования.
Возникающие острые социальные противоречия он приписывал не частной собственности на средства производства, а злоупотреблениям частной собственностью.
14. Наукові надбання Ж. Б. Сея (1776-1832).
1) Концепцию распределения он построил на основе теории издержек производства, которая известна под названием теории "трех факторов" производства.
Упрощенная схема распределения продукта согласно концепции Сея выглядит так: труд, капитал и земля рассматриваются как основные производственные факторы, оказывающие услуги по созданию стоимости. На рынке возникает спрос на эти производительные услуги со стороны предпринимателей, которые комбинируют их для производства необходимых полезных благ. При этом предприниматель является только посредником между производительными услугами и потребителями. Каждый из 3 факторов производства создает свою долю ценности, которая распределяется в форме доходов: наемные рабочие получают зарплату, владельцы капитала - процент, земельные собственники - ренту, предприниматели - предпринимательский доход.
Следовательно, доход на капитал - прибыль - Сей разделил между владельцами капитала и предпринимателями на процент и предпринимательский доход. При этом в центре механизма распределения доходов стоит предприниматель.
2) Закон Сея - закон, согласно которому предложение товаров создает собственный спрос, между ними невозможен разрыв, поэтому невозможны общие экономические кризисы. Разрыв между спросом и предложением ученый допускал только в пределах отдельного сектора рынка, но с помощью цен достигалась равновесие между отдельными секторами. В основе закона – утверждение, что хозяйствующий субъект производит товары и услуги или для продажи, или для собственного потребления, поэтому каждый производитель в определенном смысле является покупателем собственного продукта. Деньги, по мнению Сея, - лишь посредник в процессе купли-продажи товаров, поэтому при обмене товаров на деньги, а денег на товары происходит, по сути, обмен товаров на товары.
15. Наукові здобутки Т. Р. Мальтуса (1766-1834).
1) В толковании Томаса Мальтуса сущность закона народонаселения заключается в органической взаимосвязи между ростом населения и приростом продуктов питания, в постоянном стремлении размножаться быстрее, чем растет количество пищи. По его мнению, население растет в геометрической прогрессии, а продукты питания - в арифметической.
2) На основе анализа возможностей увеличения производительности сельскохозяйственного труда Т. Мальтус пришел к выводу, что переход к обработке худших почв вследствие увеличения численности населения стал причиной возникновения дифференциальной ренты I владельцев более плодородных земельных угодий. Ученый различал дифференциальную ренту 1 от дифференциальной ренты II в. Дифференциальную ренту 1 ученый определял как дополнительный доход от вложения капитала в земельные участки лучшего качества. Рассматривая проблему эффективности использования капиталов в земледелии, Т. Мальтус обосновал существование дифференциальной ренты II в. Дополнительный доход второго вида присваивают те, кто вкладывает дополнительные инвестиции, осуществляет интенсификацию производства.
3) В теории заработной платы Т. Мальтус использовал оплату труда как важный экономический фактор ограничения прироста населения. Согласно разработанному им железным законом заработной платы, равновесие населения поддерживается естественным уровнем оплаты труда, который обеспечивает рабочим физически необходимый минимум средств существования. Необходимость постоянного хранения низкого уровня заработной платы в обществе, связана с недопущением прироста населения.
В своей теории стоимости Т. Мальтус прибыль напрямую не связывал с трудом, рассматривал как результат производительной способности авансированного капитала, часть издержек производства. Живой труд наемных рабочих ученый трактовал как источник только заработной платы, другой части стоимости товара.
4) Мальтус обосновывал тезис о перманентности кризисов перепроизводства. По его мнению, совокупный спрос всегда будет недостаточным для приобретения всей товарной массы по ценам, покрывающим издержки, Так как рабочие получают меньше, чем ценность произведенной ими продукции.
16. Ж.Ш.Л.Сімонд де Сісмонді як перший критик класичної буржуазної
1) Сисмонди критиковал классическую полит экономию, однако большинство основных экономических категорий Сисмонди трактовал, основываясь на выводах классической политической экономии. Он стоял на позициях теории трудовой стоимости. Деньги толковал как продукт труда, который имеет свою внутреннюю стоимость. Прибыль рассматривал как вычет из труда рабочего и поэтому считал его грабежом рабочих. Капитал, вслед за Смитом, определял как продуктивный запас, часть богатства, приносящая прибыль. В учении о ренте Сисмонди придерживался взглядов физиократов, то есть считал ренту подарком земли. Он различал трудовые и нетрудовые доходы. Заработная плата, по его мнению, должна равняться всей стоимости труда рабочего. Под влиянием идей Мальтуса, уровень заработной платы он поставил в прямую зависимость от количества населения и предлагал ограничить рост населения, исходя из дохода каждого.
2) Наиболее значимым вкладом ученого в развитие экономической мысли стала теория воспроизводства и кризисов. Целью капиталистического производства он признает потребление, а противоречие между производством и потреблением рассматривает как основное противоречие капитализма, которое проявляется в трудностях сбыта товаров, в кризисах. Эти явления, по мнению Сисмонди, обусловленные сужением внутреннего рынка из-за уменьшения доходов работников, которых вытесняют с производства машины и заработная плата которых уменьшается. Капиталисты же часть своего дохода, которую должны использовать на потребление, накапливают. В этих обстоятельствах часть общественного продукта не может быть реализована на внутреннем рынке. Внешние рынки в связи с развитием капитализма в других странах также сужаются. До капитализма такой проблемы не существовало, потому что была большая масса потребителей - мелких производителей, хозяйства которых разрушил капитализм, сужая тем самым внутренний рынок, порождая общее перепроизводство и кризисы. Решение ситуации им усматривалось во вмешательстве государства в экономическую жизнь общества, которое должно помочь мелким товаропроизводителям продать свой товар.
17. Марксизм: загальна характеристика та історична доля.
Загальна характеристика марксизму. Історична доля марксизму.
1) Карл Маркс поставил целью создать всестороннюю теорию развития общества. Эта теория получила название экономической теории марксизма и среди теорий, изучающих общество, занимает особое место. К. Маркс и его последователи не только объясняли характер исторических явлений, но и ставили своей задачей активно влиять на ход мировой истории. В XIX в. марксизм рассматривался как ортодоксальное учение и по своей сути противостоял наиболее влиятельным школам - классической и исторической. Позже он стал официальной идеологией в социалистических странах.
Своей задачей К. Маркс считал создание теоретической, идеологической основы для объяснения и оправдания протеста пролетариата, который требовал справедливого распределения произведенного продукта.
К. Маркс был первым из числа ученых-экономистов, кто поднял методологические проблемы науки на должную высоту. В основу методологии был положен материалистический подход к общественным отношениям и разработанная им теория исторического материализма
Сильной стороной марксизма является его теория отчуждения человека в обществе и поиск способов практического решения этой вечной проблемы с помощью создания нового (коммунистического) общества. Идея коммунизма, которая всесторонне обоснована в марксизме, выразила давнюю мечту человечества о достижении реальной свободы, справедливости и счастья.
2) В бывшем советском обществе марксизм был официальной государственной идеологией, и потому публичная критика его была невозможна. Но поскольку марксизм оказался «причастным» к неудачному опыту построения в Советском Союзе коммунизма, то он стал объектом острой критики, переоценки его важнейших принципов и идей.
18.Система національної політичної економії в Німеччині. Основні етапи розвитку та провідні положення старої і нової історичної шкіл.
1) Историческая школа Германии в своем развитии прошла три этапа.
- период так называемой старой исторической школы - 40-60-е гг. XIX в. Ее основателями были В.Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс;
- Молодая (новая) историческая школа - 70-90-е гг. XIX в. Лидерами этого направления стали Л. Брентано, Г. Шмоллер, К. Бюхер;
- Новейшая историческая школа, или современная историческая школа - первая треть XX в. Ее создатели - В.Зомбарт, М. Вебер, А. Шпитгоф.
2) Ученые исторической школы считали, что хозяйство каждой конкретной страны развивается по собственным законам, которые зависят от ее истории, традиций, законодательства. Поэтому для каждой страны следует создать свою "национальную экономию", в отличие от универсальной политической экономии классической школы. Противоположные были их позиции и по вопросу роли государства в экономике. "Историки" считали активную государственную политику необходимым условием хозяйственного прогресса в противоположность невмешательства государства в экономику у «классиков».
3) Несмотря на определенные различия во взглядах известных немецких исследователей В. Рошера, Б. Гильдебранда и К. Книса, именно в трудах этих авторов историческая школа заявила о себе как о направлении экономической мысли, призванной изучать хозяйственные явления и процессы в их национальной и временной определенности.
Основателем немецкой исторической школы был Вильгельм Рошер - ведущий немецкий экономист, автор трудов "Программа лекций по историческому методу" (1854), "История английской политической экономии XVI-XVII веков" (1851), "История национальной политической экономии" (1874) и др.
Самая известная работа Бруно Гильдебранда, который находился в большей, чем В.Рошер, оппозиции к классической школе - "Политическая экономия настоящего и будущего».
В работе Карла Книса "Политическая экономия с точки зрения исторического метода» нашли отражение важнейшие методологические подходы "старой" исторической школы.
Основателем новой исторической школы и лидером ее консервативного направления был выдающийся немецкий экономист Густав Шмоллер, автор трудов "Основы общего учения о народном хозяйстве" (1872), "Народное хозяйство, наука о народном хозяйстве и ее методы" (1897) и др.
Теоретико-методологические особенности новой исторической школы нашли отражение в трудах Карла Бюхера - известного исследователя экономической истории, автора книги "Возникновение народного хозяйства". Пытаясь придать истории и политической экономии научный характер, он одновременно осознавал, что им присущи черты искусства, поскольку только оно оживляет эти науки.
19. Найновіша історична школа. В. Зомбарт та М. Вебер