ВУЗ: Оренбургский государственный университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Проектирование информационных систем
Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 2673
Скачиваний: 5
6
Знать:
основные факты, концепции, принципы и теории, связанные с инфор-
матикой;
теоретические основы архитектуры и программной организации вы-
числительных и информационных систем;
основы моделирования и анализа программных систем, разработки,
выявления, спецификации и управления требованиями.
Уметь:
разрабатывать и специфицировать требования;
работать с современными системами программирования;
оценивать бюджет, сроки и риски разработки программ.
Владеть:
языками процедурного объектно-ориентированного программирования;
навыками разработки и отладки программ на алгоритмических языках
программирования;
методами конструирования программного обеспечения и проектирова-
ния человеко-машинного интерфейса;
методами и средствами разработки и оформления технической доку-
ментацией.
Приобрести опыт деятельности в разработке требований к разработке и
проектированию программного обеспечения.
7
1 Практическое занятие №1.
Введение в разработку и анализ
требований
На основании изучения предметной области, согласно варианту выпол-
нить следующее:
1. Определить концепцию программного продукта.
Провести интервью с представителем заказчика (инвестором). Опреде-
лить желания и потребности, определить инструменты разработки и поддерж-
ки, определить конфигурацию оборудования (задать не менее пяти вопросов).
Создать черновик графического интерфейса пользователя.
2. Осуществить сбор требований с предполагаемым заказчиком.
Методические рекомендации для выполнения практической работы
Требования к программному обеспечению – совокупность утверждений
относительно атрибутов, свойств или качеств программной системы, подлежа-
щих реализации.
Этапы сбора и анализа требований
Процесс работы с требованиями к продукту можно разделить на 4 этапа:
Определение концепции продукта.
Сбор требований.
Анализ требований.
Проектирование системы
Определение концепции продукта
На этапе определения концепции продукта, проводится работа с его инве-
стором, целью которой является выработка единого видения будущего продук-
та (рис.1). По окончанию этого этапа производится вывод о том, будет ли этот
продукт разрабатываться или нет.
8
Рисунок 1 – Этапы разработки концепции продукта
Результатом разработки концепции является Product Vision Document (до-
кумент образа продукта, если продукт разрабатывается под заказ) или
Marketing Requirement Document (документ рыночных требований, если про-
дукт предназначен для открытого рынка). Эти документы содержат подробную
информацию о требованиях заказчика, возможностях продукта, которые долж-
ны удовлетворять эти требования, а также ориентировочные сроки его реализа-
ции и бюджет. Различием между PVD и MRD является то, что в MRD обычно
более детально описаны целевые сегменты рынка и сделан детальный обзор
конкурентов.
По окончании разработки концепции продукта делается вывод о целесо-
образности разработки продукта.
Сбор требований
На этапе сбора требований основная работа ведется с заказчиком системы
и еѐ будущими пользователями. Цель этапа – точно определить функции про-
дукта и способы его интеграции в существующие процессы.
Качественное выполнение работ на этом этапе гарантирует то, что буду-
щий продукт будет соответствовать ожиданиям заказчика. Четкая расстановка
приоритетов обеспечивает реализацию наиболее востребованной функциональ-
9
ности и исключение второстепенной/невостребованной функциональности, что
сэкономит бюджет и сроки.
Первым и самым важным этапом в разработке продукта является сбор
бизнес требований. Цель этой работы – определить основные требования биз-
неса (исходные данные, истинные цели, которым должен служить продукт и
проблемы, которые нужно преодолеть).
Для продуктов под заказ и продуктов для открытого рынка процесс сбора
бизнес требований существенно различается.
Продукт под заказ – заказчик определен с самого начала, ему известны
начальные предпосылки (стимулы) для инициации проекта и проблемы, кото-
рые продукт должен решать. В связи с этим, сбор требований начинается с
определения исходных предпосылок, целей продукта и описания сценариев ра-
боты пользователей с будущим продуктом. Анализ конкурентных продуктов,
которые могут удовлетворять схожие сценарии, делается в самом конце.
Продукт для открытого рынка – сектор рынка с самого начала может
быть не определен, а цели продукта основываются на конкурентном анализе.
В результате, сразу за определением исходных предпосылок (стимулов)
идет обзор конкурентов, далее идет определение целевого сегмента рынка и по-
требностей его заказчиков и только после этого определяются цели продукта и
критерии его успеха. Последовательность задач, выполняемых на этапе сбора
бизнес требований для продукта под заказ и для открытого рынка, приведена в
таблице 1.
Анализ требований
На этапе анализа требований проходит структуризация уже собранных
ранее требований. Цель этапа – предоставить четкий список не дублируемых
требований к системе, которые должны быть выделены из избыточных и ча-
стично дублирующихся сценариев и пользовательских историй, которые были
полученных на предыдущем этапе.
10
Таблица 1 – Последовательность задач, выполняемых на этапе сбора биз-
нес требований
Продукт под заказ
Продукт для открытого рынка
Определение исходных стимулов
Определение исходных стимулов
Определение целей продукта
и критериев успеха
Обзор конкурентов
Определение потребностей клиента
Определение целевого сегмента рынка
Обзор конкурентов
Определение потребностей клиента
Определение целей продукта
и критериев успеха
Правильно сгруппированные требования помогут обойтись минимальным
количеством функционала для удовлетворения максимально большего количе-
ства целей, а это, в свою очередь, поможет сэкономить бюджет и не даст рас-
ползтись рамкам проекта.
В течение некоторого времени проходили споры относительно того, кому
«принадлежат» требования: заказчику или разработчикам. Для решения этого
вопроса разделяют анализ требований на два уровня. Первый уровень докумен-
тирует желания и потребности заказчика и пишется на языке, понятном заказ-
чику. Результаты иногда называют требованиями заказника, С-требованиями.
Первичной аудиторией для С-требований будет сообщество заказчиков, а уже
вторичной – сообщество разработчиков. Второй уровень документирует требо-
вания в специальной, структурированной форме. Эти документы называются
требованиями разработчика, или D – требованиями (детальные требования).
Первичной аудиторией для D-требований будет сообщество разработчиков, а
уже вторичной – сообщество заказчиков.
Проектирование системы
Целью всех предыдущих этапов был сбор информации о том, кому и за-
чем необходим будущий продукт. Этап проектирования – это первый этап, на
котором группа разработки принимает проектные решения о том, какую функ-