Файл: Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 6756

Скачиваний: 29

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

6

А. М. Мухамедьяров

Инновационный менеджмент:

учебное пособие

 

Введение

 

Включение дисциплины «Инновационный менеджмент» в состав дисциплин по мно-

гим  направлениям  и  специальностям  государственного  образовательного  стандарта  выс-

шего профессионального образования продиктовано требованиями реальной обстановки.

Кардинальные социально-экономические изменения в стране, переход к рыночным отно-

шениям выдвинули проблемы освоения новых видов продукции и технологических про-

цессов,  изменения  номенклатуры  и  ассортиментных  сдвигов.  Сужающиеся  возможности

использования традиционных ресурсов экономического роста выдвигают на первый план

инновационные  процессы,  которые  становятся  неотъемлемой  частью  и  важным  звеном

экономических  преобразований.  Особую  актуальность  приобретает  проблема  научного  и

эффективного управления инновационными процессами.

Дисциплина  «Инновационный  менеджмент»  является  одной  из  наиболее  сложных.

Ее  основные  положения  и  методы  базируются  на  методологии  и  понятийном  аппарате

таких дисциплин, как «Экономика предприятий», «Экономический анализ», «Прогнозиро-

вание», «Теория организации», «Маркетинг», «Управление персоналом» и «Стратегический

менеджмент». Цель учебного пособия – обобщить достижения отечественной и мировой

науки и практики управления инновационными процессами, оказать помощь студентам и

аспирантам  при  изучении  инновационного  менеджмента,  усвоении  теоретических  основ

инновационных процессов, особенностей инновационного процесса как объекта управле-

ния,  элементов  инновационного  механизма,  принципов  государственного  регулирования

инновационной деятельности, инновационных форм и источников финансирования.

В  учебном  пособии  большое  внимание  уделяется  использованию  законодательных

и  нормативных  актов,  регулирующих  инновационную  деятельность.  Причем  правовые

аспекты не сводятся к нормативно-правовым документам, относящимся лишь к финанси-

рованию и стимулированию инноваций, а рассматриваются в более широком смысле, охва-

тывающем не только финансово-экономические, но и организационные, управленческие,

информационные и морально-психологические элементы инновационного механизма. Зару-

бежный опыт изложен с точки зрения выявления общих тенденций развития инновацион-

ных процессов в промышленно развитых странах и использования наиболее эффективных

форм и методов осуществления инновационной деятельности в российской управленческой

политике. Некоторые вопросы управления инновациями изложены кратко и в общей форме,

что объясняется наличием ряда опубликованных учебных пособий, где они рассмотрены

достаточно подробно.

Учебное  пособие  написано  на  основе  обобщения  уже  имеющихся  учебно-методи-

ческих материалов, анализа различных точек зрения по ряду дискуссионных вопросов и

использования  фактических  материалов  (отраслевых,  региональных  и  зарубежных).  При

подготовке книги возникли определенные трудности. Эти трудности связаны с трактовкой

тех или иных вопросов, определением различных понятий, а также с тем, что система упра-

вления инновациями окончательно не сформировалась, ее отдельные звенья и элементы не

имеют строгой взаимосвязи. Поэтому автор излагает только проверенные на практике под-

ходы и формы работы без попыток их теоретического обобщения. Было бы неправильно в


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

7

учебном пособии рассматривать различные варианты решения вопросов. Автор стремился

в основном показать то, что уже функционирует (или начинает функционировать), лишь в

отдельных случаях анализируя выдвигаемые предложения о новых подходах и решениях.

Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие написано в соответствии с госу-

дарственным  образовательным  стандартом  высшего  профессионального  образования  по

специальностям: 061100 «Менеджмент организаций», 061000 «Государственное и муници-

пальное управление», 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» и

др. Автор будет благодарен читателям за замечания по содержанию книги.


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

8

 

Глава 1

Инновации и инновационный процесс

 

 

1.1. Инновации как источник удовлетворения

общественных потребностей

 

Научно-технический прогресс, особенно его современный этап – научно-техническая

революция, способствует развитию массового производства многих видов продукции при

одновременном уменьшении общественно необходимых затрат на их изготовление. Вну-

тренняя логика развития науки приводит к созданию принципиально новых и усовершен-

ствованию существующих видов продукции и технологий, ускорению темпов их обновле-

ния, что вносит специфические изменения в систему общественных потребностей. При этом

возникают новые потребности, выявляются разнообразные способы удовлетворять различ-

ные потребности одним продуктом, меняются соотношения между различными потребно-

стями, раскрываются возможности удовлетворения одних и тех же потребностей разными

видами продукции и т. д.

Массовый  характер  производства,  ускорение  создания  принципиальных  новшеств

и  модифицированных  видов  продукции,  изменения  условий  труда  не  только  расширили

потребности, но и трансформировали структуру общественных потребностей. Обществен-

ные потребности (производственные и личные) удовлетворяются за счет двух источников:

1)  экстенсивного  расширения  освоенных  видов  продукции  и  технологий.  Экстен-

сивное  расширение  освоенных  видов  продукции,  превращая  единичную  потребность  в

массовую и вызывая новые потребности, создает необходимые условия для полного удо-

влетворения многих ранее неудовлетворенных потребностей. Кроме того, такое расшире-

ние производства будет способствовать также удовлетворению части вновь возникающих

потребностей, например меняя назначение выпускаемых видов изделий, приспосабливая их

к изменяющимся условиям, хотя в этом случае имеют место нерациональное потребление,

большие потери;

2)  быстрого  и  эффективного  создания  и  реализации  новшеств,  их  ассортиментной

широты и масштабности нововведений (инноваций).

Второй источник – нововведения (инновации) представляют собой основу удовлетво-

рения общественных потребностей.

Объясняется это эластичностью потребностей, разнообразием и динамичностью их

структуры, возможностью удовлетворения за счет новшеств существующих потребностей

(из-за  экономической  нецелесообразности  выпуска  «старой»  продукции,  несоответствия

ее  параметров  условиям  потребления),  а  также  способностью  удовлетворять  различные

потребности  в  результате  внедрения  одного  нововведения.  В  общем  плане  нововведения

(инновации)  –  это  реальные  возможности  удовлетворения  общественных  потребностей,

выраженные  в  вещной  форме  и  представляющие  конкретные  способы,  пути  и  средства

достижения основной цели производства.

Нововведения,  являясь  результатом  инновационной  деятельности  в  конечном  счете

способствуют повышению конкурентоспособности производства и эффективному развитию

экономики. Об этом и о необходимости активизации инновационной деятельности свиде-

тельствуют следующие данные. В промышленно развитых странах 70–85 % валового вну-

треннего  продукта  (ВВП)  обеспечивается  за  счет  инноваций,  новшеств.  Отметим,  что  в

начале 1980-х гг. этот показатель в развитых странах оценивался в пределах 55–65 %. В


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

9

России до перехода к рыночным отношениям эта доля оценивалась в пределах 25–30 %. В

настоящее время в России внедряется лишь 2 % изобретений, в то время как в развитых

странах – 30 % и более. Разработку и освоение новшеств осуществляют 6–9 % промышлен-

ных предприятий, а в промышленно развитых странах 35–40 %.

В России 60 % увеличения ВВП происходит за счет роста цен на нефть и газ. В настоя-

щее время место страны в мире во многом определяется объемом реализации ее инновацион-

ной продукции. Годовой оборот инновационных технологий на мировом рынке в несколько

раз превышает оборот по всем сырьевым составляющим, включая нефть и газ. Доля России

в наукоемкой продукции, поставляемой на мировой рынок, составляет 0,3–0,5 %, в то время

как доля Германии – 17 %, США – 36, Японии – 32 %. При этом доля высокотехнологичной

продукции в экспорте России составляет 3–4 %, в Китае – 22, Южной Корее – 38, Венгрии

– 25 %. Добавим, если в стране с однобоким развитием экономики, ориентированным на

добычу сырья, одна тонна продукции стоит 100 долл., то в стране, вставшей на инноваци-

онный путь развития, – 1 млн долл.


background image

А.  М.  Мухамедьяров.  «Инновационный менеджмент: учебное пособие»

10

 

1.2. Сущность понятия «инновация»

 

В  последние  годы  часто  используется  термин  «инновация»  (наряду  с  такими,  как

«нововведение»  и  «новшество»).  В  каком  же  соотношении  находятся  понятия  «нововве-

дение»,  «новшество»  и  «инновация»?  При  этом  необходимо  иметь  в  виду,  что  широко

употребляемый  в  научном  обороте  термин  «инновация»  происходит  от  латинского  слова

«innovus» (in – в и novus – новый) и по содержанию термины «инновация» и «нововведения»

могут рассматриваться как синонимы. Термин «нововведение» тесно связан и с понятием

«новшество», и нередко эти термины отождествляются. Объединяющим началом этих поня-

тий является рассмотрение инновации (нововведения) в двух значениях, т. е. как новшества

(новое изделие, процессы, услуги) и как процесса его осуществления.

Итак, как материальный продукт инновации (нововведения) отождествляются с нов-

шествами (новыми изделиями, материалами, процессами, методами и т. д.), а как процесс

они рассматриваются как изменения, направленные на разработку, освоение, распростране-

ние и использование новшеств. Во втором значении новшества трактуются как результат

процесса нововведений (инновационного процесса), развивающегося во времени и имею-

щего четко выраженные стадии и этапы. Стадии инноваций (нововведений), характеризуя

виды деятельности, ничем не отличаются от известных этапов процесса «наука – произ-

водство – потребление», причем их трактовка как фаз (возникновение, адаптация, реализа-

ция и т. п.) нововведений (инноваций) не меняет существа дела. Другими словами, как про-

цесс инновация (нововведение) – это иная формулировка процесса «наука – производство

– потребление».

Что касается сущности инновации, то здесь имеются различные точки зрения отече-

ственных и зарубежных ученых. Но в какой бы форме ни выражалась сущность инновации

или нововведения, общими чертами этих понятий являются изменения (кардинальные или

частичные), новизна и применимость. Эти же черты нашли отражение и в международных

документах («Руководство Фраскати» и «Руководство Осло» и др.), в которых инновация

трактуется как конечный результат инновационной деятельности. Инновации (нововведе-

ния) как процесс сложны и противоречивы, а их результаты – новшества – весьма разно-

образны. Инновации могут быть классифицированы по разным признакам. Классификация

инноваций необходима для эффективного управления инновационным механизмом, слажен-

ного взаимодействия его звеньев.