Файл: ПАЛЕЙ Т.Ф._Инновационный Менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8746

Скачиваний: 55

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

11 

– время реагирования на конкуренцию все более сокращается, что определя-
ет первостепенную роль обучения в фирме; 
– глобальное технологическое видение будет зависеть от знаний, инновации 
и общего видения фирмы

9

 

Роль инновационного менеджмента в развитии международной мобиль-

ности 

Развитие процессов глобализации приводит к  усилению конкуренции. 

При этом современная глобализация имеет многосторонний характер: сего-
дня речь идет о глобализации рынков, производства, финансовой и культур-
ной сферы,  экологической; эпидемиологической и военной  
В начале 80-х годов качественно новой разновидностью рыночного способа 
производства стало интернациональное производство, появление которого 
обусловлено технологической революцией, в том числе развитием средств 
связи и информатики, что привело к существенному снижению издержек 
межстранового перемещения ресурсов. Кроме того, формирование интерна-
ционального производства базируется на переходе от массового к индивиду-
ализированному производству. В условиях индивидуализированного произ-
водства рентабельность определяется главным образом диверсификацией 
производимого продукта, стратегией организации и управления производ-
ством и используемой рабочей силой, а также раздроблением производствен-
ного процесса в географическом аспекте и миниатюризацией его отдельных 
стадий и операций. Крупная фирма превращается в сеть фирм без определен-
ной национальности, расположенных в разных странах и регионах мира и 
специализирующихся на отдельных стадиях производственного процесса

10

Структура международной экономики постоянно изменяется под воз-

действием процессов наращивания экспорта капитала и товаров, осуществ-
ления трансфера технологий. Страны, принимающие эти трансферы капита-
лов, товаров и технологий, повышают свою конкурентоспособность и техно-
логический уровень и, в конечном счете, выдвигаются в число главных кон-
курентов в мире. В итоге одни страны вытесняются с мировой сцены, а дру-
гие — приходят им на смену. Упадок и подъем стран вписываются в законы 
функционирования рыночного хозяйства. 

Крупные компании придают высокое значение разработке и внедрению 

инноваций с целью последующей экспансии на мировом рынке. Реализация 
этой политики имеет существенное значение для увеличения международной 
мобильности. 

Учитывая высокую значимость послепродажного обслуживания по-

ставленного товара в международной торговле, многие фирмы особое вни-
мание уделяют созданию специальных центров поддержки покупателей в 
других государствах. Новым направлением инновационного менеджмента 

                                                 

9

 

Г.Я. Гольдштейн

 

Глобальный стратегический инновационный менеджмент

http://www.aup.ru/books/m61/ 

10

 Бунич А.П. Инновационный менеджмент в международном бизнесе. Москва, 2004 - 412 с. 


background image

 

12 

стало создание специальных центров компетенции (подразделений, ориенти-
рованных на предпродажный консалтинг), учебных центров в рамках компа-
ний.  

В последние годы влияние инновационного менеджмента на изменение 

направлений конкуренции на мировом рынке можно представить следующим 
образом: 
1. Значительное сокращение жизненного цикла продукта и возрастание роли 
нововведений как постоянной составляющей производства. 
2. Переориентация производства на удовлетворение индивидуальных запро-
сов потребителей и в целом более ясное взаимодействие между производите-
лями и потребителями, в том числе и в процессе разработки товара. 
3. Рост доли услуг на рынке, причем услуг продаваемых отдельно и «в ком-
плекте» с товаром. Товары во все большей степени продаются в «комплекте» 
с услугами, объем которых имеет тенденцию к расширению. 
4. Ускорение предоставления услуг при одновременном снижении их стои-
мости как результат внедрения информационной технологии. На первый 
план вновь выдвигается дилемма бизнеса — продавать технологию и услуги 
или технологию, воплощенную в конечном продукте. Перевес в пользу пер-
вого решения характерен для крупных предприятий базовых отраслей; для 
малых предприятий предпочтительнее второй путь

11

 
Вопросы для самостоятельного изучения 
1.  Различия, достоинства и недостатки монотонного и инновационного раз-

вития в разных отраслях экономики, на разных этапах жизненного цикла 
товара. 

2.  Значение теории «длинных волн» Кондратьева в экономике и управлении. 
3.  Актуальность активизации инновационной деятельности. 
4.  Какую роль в теории Шумпетера играют новаторы и консерваторы? 
5.  Причины кризисного положения, сложившегося в наукоемком секторе 

экономики. 

6.  Эволюция технологических укладов:  

 

тенденция изменения потенциала страны в соответствии с эволюцией тех-
нологических укладов; 

 

наряду с технологической революцией в промышленно развитых странах 
какие тенденции наблюдаются в их гуманитарном развитии? 

 

место России  в современной системе международных экономических 
связей; 

 

основные источники экономического развития страны;  

 

преобладанием какого источника характеризуется экономика стран техно-
логического ядра? 

                                                 

11

 Бунич А.П. Инновационный менеджмент в международном бизнесе. Москва, 2004 - 412 с. 

 
 


background image

 

13 

7.  Причина возникновения межстадийных противоречий в цикле «наука-
производство». 
8.  Задачи инновационного менеджмента. 
9.  Понятие «инновационной культуры». 
10. Рычаги инновационного роста. 
 
Практическое задание 
Игра «инноватор - администратор». Группа студентов делится на команды и 
выполняет парные сравнения. Затем по очереди все команды представляют и 
обсуждают результаты творческой работы.  
 
Контрольный тест 

1. В соответствии с теорией М.Портера конкурентное развитие страны про-

исходит на основе факторов (уберите лишнее): 

 

производства; 

 

инвестиций; 

 

труда; 

 

инноваций; 

 

благосостояния. 

2. Результаты исследований каких ученых легли в основу современной тео-

рии инноватики?: 

 

К. Маркса; 

 

И. Шумпетера; 

 

А. Смита; 

 

Н.И. Бухарина; 

 

Н.Д. Кондратьева; 

 

А. Файоля; 

 

М. Джексона. 

3. Какое из определений наиболее точно выражает сущность понятия «техно-

логический уклад» в экономике?: 

 

преобладающий технический уровень производства, средняя степень 
переработки и использования ресурсов, средний уровень квалификации 
рабочей силы и научно-технического потенциала; 

 

наиболее высокий технический уровень производства, максимальный 
уровень переработки и использования ресурсов, наиболее высокий 
уровень квалификации рабочей силы и научно-технического потенциа-
ла; 

 

единый технический уровень производств, связанных вертикальными и 
горизонтальными потоками однородных ресурсов, базирующихся на 
общих ресурсах рабочей силы и общем научно-техническом потенциа-
ле. 

4. Совокупность различных научно-технических ресурсов: кадровых, финан-
совых, материально-технических, информационных и др., взаимодействую-
щих в процессе производства научно-технической продукции в рамках опре-


background image

 

14 

деленных институциональных механизмов (выберите наиболее точный от-
вет): 

 

экономический потенциал;  

 

научно-технический потенциал; 

 

инновационный потенциал; 

 

ресурсный потенциал. 

5. Релевантный инновационный потенциал – это 

 

потенциал, возможности которого соответствуют условиям достиже-
ния желаемых целей, содержанию выполняемых функций, условиям 
эффективного функционирования;  

 

потенциал, качественные и количественные характеристики которого 
не соответствуют условиям достижения поставленных целей, содержа-
нию выполняемых функций, условиям эффективного функционирова-
ния;  

 

потенциал, характерный для молодых предприятий, выходящих на ры-
нок; 

 

потенциал, подразумевающий наличие и использование в качестве 
главного конкурентного преимущества различного рода овеществлен-
ных ресурсов (включая информацию, преобразованную и материализо-
ванную).   

 

2. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ 

 

Интенсификация нововведений 

       В  широком смысле нововведения, предмет инновационного  менеджмен-
та,    выступают  как  форма управляемого  развития.  Множество  изменений 
возникает  стихийно,  не  целенаправленно  –  тогда  они  не  считаются  иннова-
циями.  Но  и  в  управляемом  секторе  развития  не  все  осуществляется  через 
нововведения. Например, постепенное или разовое нарастание одного и того 
же  качества  или  количества  (рост  численности  персонала,  улучшение  каче-
ства продукции) – это не инновации. То есть назначение нового руководите-
ля не есть нововведение, но им является учреждение новой должности. 
        Главная  цель  управления  –  интенсификация  производства,  научно-
технического  развития,  планируемых  нововведений.  Общеэкономическое 
понимание  интенсификации  состоит  в  том,  что  результаты  производства 
должны расти быстрее, чем затраты на него. Такое «затратно-результатное» 
соотношение вполне применимо и к оценке технико-технологических новов-
ведений,  хотя  категория  «интенсификация»  в  рамках  инновационного  ме-
неджмента преломляется по-своему. Появляется понятие «интенсивного» но-
вовведения

12

. К их числу относятся: 

 

многоцелевые нововведения, в которых одно и тоже новшество рассчита-

но на достижение двух, а желательно и более целей; 

                                                 

12

 Впервые это понятие использовал Н.И.Лапин. 


background image

 

15 

 

радикальные, базовые нововведения, которые предпринимаются тогда, ко-

гда  различные  частные  усовершенствования  уже  не  в  состоянии  приспосо-
бить предыдущую, устаревшую базу к новым условиям. 
         Сам процесс осуществления нововведения также должен быть подверг-
нут интенсификации. Здесь можно назвать два пути: 

 

ускорение  инновационных  процессов,  то  есть  сокращение  жизненных 

циклов новшества и нововведения; сроков перехода от стадии к стадии, дли-
тельности  начальных  стадий  (разработка,  проектирование);  нахождение  оп-
тимального  срока для  финишных  стадий (изготовление,  использование нов-
шества, устаревание нововведения); 

 

максимальная реализация потенциала новшества. 

 

Противоречия между функционированием и развитием 

         Всякое изменение неизбежно противостоит уже сложившемуся объекту 
с уже увязанными между собой целями, связями, нормами. Функционирова-
ние, то есть цикличное воспроизводство каких-то действий, результатов, 
только тогда и может быть эффективным, когда оно регулярно. Нововведе-
ние на какое-то время «сбивает» функционирование, требует его перестрой-
ки, а затем восполнения потерь времени, труда, ритма. 
        Словом, есть такие инновационные противоречия, которые в различной 
степени  свойственны  всякому  взаимодействию  нововведения  со  средой  его 
реализации.  Это  общесистемные  противоречия,  питающие  рефлексы  сопро-
тивления нововведениям: 
Противоречие между изменением и стабильностью -  
меняясь в чем-то одном, система должна сохраниться в других, основных 
своих качествах. 
Противоречие между инновацией и объемом последствий - 
нововведение является причиной производных явлений, далеко идущих по-
следствий, своего рода тектонического эффекта 
Противоречие между проектом и средами его внедрения - 
связано с неизбежностью множественной трансформации инновации в раз-
личных средах внедрения 

Выделение такого рода противоречий важно не только в теоретическом 

плане.  Надо понять  и  признать  истину,  что,  так  называемое,  сопротивление 
нововведениям – это не консерватизм, не отсутствие компетентности отдель-
ных  работников.  Это  объективные  трудности  перехода  к новому,  преодоле-
ние  существующего,  налаженного.  Последнее  имеет  самостоятельную  цен-
ность  в  любой  организационной,  культурной  системе,  ибо  обеспечивает  ее 
сохранение.  Именно  с  целью  самосохранения,  среда  стремиться  приспосо-
бить новшество к своим особенностям, снижая потенциал идущих за ним из-
менений.  Все  это  задает  определенную  инерционность  функционированию 
организационных систем и препятствует нововведениям.  
         Ниже отражены причины, лежащие в основе антиинновационного пове-
дения: 
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ: