Файл: ПАЛЕЙ Т.Ф._Инновационный Менеджмент.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Книга

Дисциплина: Инновационный менеджмент

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8803

Скачиваний: 55

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

21 

 

противоречия между производственными подразделениями  и отделом 
НИОКР;  

 

противоречия между проектом и средами его внедрения. 

5. Технологический трансфер- это (уберите лишнее) 

 

передача акционированным промышленным предприятиям и предпри-
нимателям новых технологических разработок, созданных в госсекторе 
или при финансовой поддержке государства; 

 

коммерциализация научно-технического результата, представленного в 
виде нового знания, опыта, нового процесса, продукта посредством 
передачи прав на его использование; 

 

передача технологических знаний прикладного характера и опыта в от-
ношении технологических процессов, методов производства и иннова-
ционных продуктов внутри отрасли, между отраслями, а также между 
странами; 

 

комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня 
отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой 
техники и технологии, механизации и автоматизации производства, мо-
дернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудо-
вания новым, более производительным. 

 

 
3.  НОВОВВЕДЕНИЕ  КАК  ОБЪЕКТ  ИННОВАЦИОННОГО  УПРАВЛЕ-
НИЯ 
 

Новшество, нововведение, инновация

 

и их влияние на деятельность  

компаний на мировом рынке 

       Само понятие «инновация» впервые появилось в научных исследованиях 
культурологов еще в XIX веке и означало введение некоторых элементов од-
ной  культуры  в  другую.  Обычно  речь  шла  об  инфильтрации  европейских 
обычаев  и  способов  организации  в  традиционные  азиатские  и  африканские 
общества. И только в начале ХХ века стали изучаться закономерности техни-
ческих нововведений. 
       Понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова 
innovation.  В  переводе  с  английского  оно  означает  “введение  новаций”  или 
“введение  новшеств”.  Под  новшеством  понимается  новое  явление,  новый 
порядок,  новый  обычай,  новый  метод,  изобретение,  то  есть  изменение  в 
уровне  познания.  Словосочетание  “нововведение”  в  буквальном  смысле 
введение  нового” означает  внедренный  новый продукт  или  услугу,  новый 
способ их производства, освоение нового рынка, изменение в организацион-
ной, коммерческой управленческой деятельности. То есть новшество являет-
ся предметом нововведения. 

Само  же  новшество,  т.е.  научная,  научно-техническая  разработка, 

изобретение, становится инновацией, как правило, в виде товара, услуги, ме-
тода.  Следовательно,  инновационному  циклу  предшествуют  научно-


background image

 

22 

исследовательские,  опытно-конструкторские  или  проектные  работы.  Их  ре-
зультаты, в основном, и создают тот задел, на базе которого начинается ин-
новационная деятельность

17

Таким образом, с момента начала внедрения, новшество становится но-

вовведением  (инновацией).  Рыночный  жизненный  цикл  новшества  принято 
называть процессом коммерциализации. Период времени между появлени-
ем новшества и появлением первых положительных денежных потоков назы-
вается инновационным лагом. 

Существует  две  точки  зрения  на  содержание  инновации.  С  позиций 

сторонников «маркетингового» подхода любое изменение, приводящее к по-
вышению эффективности бизнес-процессов, относится к инновационной дея-
тельности, даже если не основывается на масштабных НИОКР. 

Второй, «технологический», подход к пониманию понятия «иннова-

ция» рассматривает её с позиций создания и внедрения конкретных видов 
техники, технологии, других новых продуктов. Некоторые приверженцы это-
го подхода допускают отождествление инновационных и научно-
технических аспектов производственной деятельности, что не всегда обосно-
ванно. 

Современная  методология  описания  инноваций  базируется  на  между-

народных стандартах. 

Для  координации  работ  по  инновациям  в  рамках  Организации  эконо-

мического сотрудничества и развития (ОЭСР) была о6разована Группа наци-
ональных экспертов по показателям науки и техники. Ими была разработана 
стандартная методика для изучения исследований и экспериментальных раз-
работок, так называемое «Руководство Фраскати", названное  так  в связи с 
тем, что первая версия рекомендаций была принята в г. Фраскати (Италия) в 
1963 г. В последней редакции Руководства Фраскати, принятой в 1993г., со-
держатся основные понятия, относящиеся к научным разработкам, их состав 
и границы, методика измерения численности персонала, занятого исследова-
ниями и разработками, и др. 

Методика сбора данных о технологических инновациях базируется на 

рекомендациях,  принятых  в  Осло  в  1992  г.  (последняя  редакция  стандарта 
принята  в  2005  г.)    Она  получила  название  "Руководство  Осло".  В  соответ-
ствии  с  этими  международными  стандартами  инновация  определяется  как 
«введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного 
продукта  (товара  или  услуги)  или  процесса,  нового  метода  маркетинга  или 
нового  организационного  метода  в  деловой  практике,  организации  рабочих 
мест или внешних связях»

18

.   

                                                 

17

 

Николаев А .Инновационное развитие и инновационная культура "Наука та наукознавство". - 2001. - №2. 

- с.54-64.  
 

18

 

Oslo Manual: Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data. OECD. 2005. 164 p.

 

 Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. М.: ОЭСР-ЦИСН. 2006. 192 с.

 

 


background image

 

23 

В современной рыночной экономике наблюдается усиление конкурен-

ции между агентами рынка - компаниями, которые постоянно осуществляют 
инновации с целью наиболее успешного удовлетворения потребностей целе-
вого рынка за счет совершенствования продукции и услуг и индивидуализа-
ции предложения. Увеличение оборота и рост производства на предприятиях 
решающим  образом  зависят  от  инноваций.  Предпосылкой  для  выживания 
этих  компаний  на рынке  служат  новые  и улучшенные  товары  и услуги. 
Убыстряющиеся  изменения  конъюнктуры  рынка,  меняющиеся  требования 
к качеству,  короткие  жизненные  циклы  продукции,  возрастающие  темпы  ее 
обновления и большая осведомленность клиентов приводят к тому, что про-
изводственные  программы  предприятий  должны  быстро  перестраиваться. 
Инновации  становятся  ключевым  стратегическим  параметром  развития  лю-
бого предприятия и экономики в целом. 

 

Классификация инноваций 

        Всегда полезно упорядочить накопившуюся массу понятий, признаков и 
форм. Тем более что систематизация – это еще  поиск и выявление проблем-
ных связей в соотношении между разными типами объекта, в нашем случае - 
нововведений. Типологию инноваций можно строить по разным основаниям 
(признакам), но законченной классификации вряд ли можно добиться – столь 
многообразны могут быть подходы к объекту. При этом одно и то же новов-
ведение может оказаться в разных типологических группах в зависимости от 
того, какой именно его признак будет в каждом случае принят во внимание.  

Ф.Валентой  предложена  классификация  инноваций  по  глубине  вноси-

мых изменений. Она имеет свое глубокое теоретическое обоснование в про-
веденном  К.  Марксом  анализе  возникновения  и  развития  промышленного 
производства. 

 

инновации  нулевого  порядка  —  регенерирование  первоначальных  свойств 

системы, сохранение и обновление ее существующих функций;  

 

инновации  первого  порядка  —  изменение  количественных  свойств  систе-

мы;  

 

инновации второго порядка — перегруппировка составных частей системы 

с целью улучшения ее функционирования;  

 

инновация третьего порядка — адаптивные изменения элементов производ-

ственной системы с целью приспособления друг к другу;  

 

инновации четвертого порядка — новый вариант, простейшее качественное 

изменение,  выходящее  за  рамки  простых  адаптивных  изменений;  первона-
чальные признаки системы не меняются — происходит некоторое улучшение 
их полезных свойств (оснащение существующего электровоза более мощным 
двигателем);  

 

инновации пятого порядка — новое поколение; меняются все или большин-

ство  свойств  системы,  но  базовая  структурная  концепция  сохраняется 
(например, переход от электродвигателей серии «А» к серии «АИ»);  


background image

 

24 

 

инновации шестого порядка — новый вид, качественное изменение перво-

начальных  свойств  системы,  первоначальной  концепции  без  изменения 
функционального принципа (возникновение бесчелночного ткацкого станка);  

 

инновации седьмого порядка — новый род, высшее изменение в функцио-

нальных  свойствах  системы  и  ее  части,  которое  меняет  ее  функциональной 
принцип (переход к полупроводникам и транзисторам, замена классического 
воздушного транспорта транспортом на «воздушной подушке»).  
С учетом имеющегося опыта предлагается  следующая типология инноваций 
(таблица 3.1). 

Таблица 3.1. 

Типология инноваций 

 

Признак  клас-
сификации 

Виды инноваций 

1.  Уровень  но-
визны  иннова-
ции 

1.1.  Радикальные  или  базовые  (внедрение  открытий, 
изобретений, патентов, отличаются принципиальной но-
визной); 
1.2.  Ординарные  (ноу-хау,  рационализаторские  предло-
жения и т.д.): 
     1.2.1. Комбинаторные  (основанные на  использовании                                      
различного  сочетания  конструктивного  соединения  эле-
ментов); 
     1.2.2. Модифицирующие (улучшение, дополнение ис-
ходных конструкций, принципов, форм). 

2.  Стадия  жиз-
ненного  цикла 
товара  (ЖЦТ), 
на 

которой 

внедряется  ин-
новация 

или 

разрабатывает-
ся новшество 
 

2.1.  Инновации,  внедряемые  на  стадии  стратегического 
маркетинга 
2.2. Инновации, внедряемые на стадии  НИОКР 
2.3.Организационно-технологическая  подготовка  произ-
водства 
2.4. Производство (включая тактический маркетинг) 
2.5. Сервис, осуществляемый изготовителем   

3.  Масштаб  но-
визны  иннова-
ции 

(новше-

ства) 

3.1. Инновации (новшества), новые в мировом масштабе 
(открытия, изобретения, патенты) 
3.2. Новые в стране 
3.3. Новые в отрасли 
3.4. Новые для фирмы 

4.  Тип  новше-
ства 

4.1.  Материально-технические  (техника:  оборудование, 
приборы;  технология:  производственные  процессы; 
промышленные материалы: сырье и конечный продукт); 
4.2. Социальные; 
4.2.1.  Экономические  (новые  материальные  стимулы, 
показатели, системы оплаты труда); 
4.2.2. Организационно-управленческие (новые организа-


background image

 

25 

ционные  структуры;  формы  организации  труда,  выра-
ботки решений, контроля за их выполнением); 
4.2.3.  Социально-управленческие,  то  есть  целенаправ-
ленные изменения внутриколлективных отношений; 
4.2.4. Правовые (изменения в законодательстве); 
4.2.5. Педагогические (методы обучения, воспитания). 

5.  Сфера  при-
менения  инно-
ваций  (новше-
ства) 

5.1. Инновации для внутреннего (внутри фирмы) приме-
нения 
5.2. Новшества для накопления на фирме 
5.3. Новшества в основном для продажи 

6.  Частота  при-
менения  инно-
ваций 

6.1. Разовые (осуществленные на одном объекте); 
6.2.  Повторяющиеся  (диффузные)  –  распространяемые 
по многим объектам. 

7.  Форма  нов-
шества  –  осно-
вы инновации 

7.1. Открытия, изобретения, патенты 
7.2. Рационализаторские предложения 
7.3. Ноу-хау 
7.4. Товарные знаки, торговые марки, эмблемы 
7.5.  Новые  документы,  описывающие  технологические, 
производственные, управленческие процессы, конструк-
ции, структуры, методы и т.п. 

8.  По  организа-
ции  инноваци-
онного 
процесса 

8.1.  Внутриорганизационные,  когда разработчик, проек-
тировщик новшества находятся на том же предприятии, 
где и его изготовитель и пользователь; 
8.2. Межорганизационные, когда все роли распределены 
между  специализированными  организациями  –  НИИ, 
КБ, заводом. 

9.  Вид  эффекта, 
полученного  в 
результате 
внедрения  ин-
новации 

9.1. Научно-технический 
9.2. Социальный 
9.3. Экологический 
9.4. Экономический (коммерческий) 
9.5. Интегральный 

10.  По  принци-
пу отношения к 
своему  предше-
ственнику 

10.1.  Замещающие  –  предполагают  полное  вытеснение 
устаревшего средства, обеспечивая тем самым более эф-
фективное выполнение соответствующей функции (мик-
рокалькулятор,  пришедший  на  смену  логарифмической 
линейке); 
10.2.  Отменяющие  –  исключают  выполнение  какой-то 
операции,  выпуск  какого-то  изделия  и  не  заменяют  их 
новыми (отмена какой-либо формы отчетности, налога и 
т.п.); 
10.3.  Возвратные  –  когда  после  некоторого  использова-
ния  новшества  обнаруживается  его  несостоятельность 
или несоответствие новым условиям, и приходится воз-
вращаться  к  его  предшественнику  (Гидрометеоцентр 
решил  измерять  атмосферное  давление  гектопаскалями,