Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8328

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

71 

•  стимулирование  и  поддержка  субъектов  малого  и  среднего  предпри-

нимательства  в  направлении  инновационной  деятельности  и  внедре-
ния инновационной продукции и технологий; 

•  формирование рынка кредитования инновационных проектов субъек-

тов  малого  и  среднего предпринимательства,  в  том числе  за  счет  со-
здания механизмов разделения рисков; 

•  развитие  инфраструктуры  поддержки  малого  и  среднего  предприни-

мательства. 

7.  Фонд  развития  Центра  разработки  и  коммерциализации  новых  техно-

логий (Фонд «Сколково»). 

Основной стратегической целью Фонда «Сколково» является формирова-

ние на территории Российской Федерации благоприятной среды для воспроиз-
водства и развития инновационных процессов. 

Для  достижения  реализации  данной  цели  выделяют  следующие  задачи 

Фонда «Сколково»: 

•  создание  и  поддержка  глобально  конкурентоспособных  условий  и 

среды  для  передовых  исследований  и  разработок  с  последующей 
коммерциализацией их результатов; 

•  формирование  нового  поколения  высококлассных  специалистов  в 

приоритетных сферах технологического развития; 

•  коммерциализация  и  внедрение  научно-технических  разработок, 

трансформация  передового  опыта  коммерциализации  научно-
технических  разработок,  обеспечение  ускоренного  внедрения  веду-
щих технологий в реальный сектор экономики, обновление задела для 
участия в формировании глобальных технологических платформ. 

Минэкономразвития  России  разработало  информационные  формы  для 

характеристики  объектов  инновационной  инфраструктуры  субъектов  Россий-
ской Федерации и методические материалы по их заполнению

1

. В виде таблицы 

классификацию  объектов  инновационной  инфраструктуры  можно  представить 
следующим образом (табл. 3.1). 
 

 

                                           

1

Официальный  сайт  Минэкономразвития  России  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа: 

URL  :  http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20120614_02 
(дата обращения: 27.02.2017).  


background image

72 

Таблица 3.1 – Классификация инновационной инфраструктуры 

Классификация инновационной инфраструктуры 

Производственно-технологическая инфраструктура 

1.1  Технопарковые структуры (научно-производственные комплексы, ока-

зывающие широкий спектр услуг малым и средним предприятиям в ин-
новационной сфере, включая предоставление в аренду помещений) 

  

Бизнес-инкубаторы  

  

Технопарки (в том числе инновационно-технологические центры, тех-
нопарки в сфере высоких технологий, научные парки, академпарки 
и др.) 

1.2  Территории инновационного развития 
  

ОЭЗ технико-внедренческого типа регионального уровня (территория 
инновационного развития, полюс инновационного развития) 

  

Наукограды (с действующим статусом наукограда, присвоенным со-
гласно ФЗ от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда») 

  

Иннограды (строящиеся: Инновационный центр «Сколково»; Центр об-
разования, исследования и разработок в Томской области («ИНО 
Томск», а также уже существующие: Новосибирский академгородок 
и др.) 

 
1.3 

Другие объекты инновационной инфраструктуры, содействующие ком-
мерциализации результатов научной деятельности 

  

Центры кластерного развития 

  

Центры коллективного пользования 

  

Инжиниринговые центры (в том числе центры прототипирования) 

  

Центры (офисы) трансфера (коммерциализации) технологий 

  

Организации по сертификации (сертификационные центры) и испыта-
тельные лаборатории (центры), выполняющие работы по подтвержде-
нию соответствия инновационной (высокотехнологичной) продукции 
предъявляемым требованиям 

  

Другое 

Информационная и экспертно-консалтинговая инфраструктура 

  

Информационные центры (в том числе, центры (институты) научно-
технической информации, отраслевые центры прогнозирования научно-
технического развития и др.) 

  

Центры субконтрактации 


background image

73 

Классификация инновационной инфраструктуры 

  

Европейский Информационный Корреспондентский Центр в России 
(ЕИКЦ-Россия), Российское представительство Европейской сети под-
держки предпринимательства (EEN – Россия), а также ассоциации 
(агентства) поддержки предпринимательства и другие организации – 
члены Региональной сети ЕИКЦ-Россия 

  

Фонды (центры) поддержки малого и среднего предпринимательства 

  

Другое 

Финансовая инфраструктура 

  

Фонды содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого 
и среднего предпринимательства в научно-технической сфере (неком-
мерческие организации) 

  

Венчурные фонды (в том числе региональные венчурные фонды инве-
стиций в малые предприятия в научно-технической сфере, посевные 
(стартовые) фонды и др.) 

  

Гарантийные фонды 

  

Другое 
 
Одним из важных инструментов формирования национальных приорите-

тов технологического развития и объединения усилий бизнеса, науки, государ-
ства по их реализации становятся технологические платформы. 

Технологическая  платформа  –  это  коммуникационный  инструмент, 

направленный на активизацию усилий по созданию перспективных коммерче-
ских  технологий,  новых  продуктов  (услуг);  на  привлечение  дополнительных 
ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия всех за-
интересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), 
совершенствование  нормативно-правовой  базы  в  области  научно-техноло-
гического, инновационного развития. 

Технологические  платформы  не  рассматриваются  в  качестве  единствен-

ного  и  универсального  инструмента  обеспечения  частно-государственного 
партнерства в инновационной сфере, их формирование оправдано при наличии 
следующих проблем:  

•  множественность  потенциальных  участников  технологической  плат-

формы  и  косвенных  бенефициаров  от  ее  реализации;  необходимость 
обеспечения  обсуждения  перспектив  технологической  модернизации 
и форм партнерства бизнеса, науки, государства; 


background image

74 

•  слабая  структурированность  интересов  бизнеса  в  разработке  и  внед-

рении новых технологий, в подготовке кадров; необходимость согла-
сования  интересов  и  определения  требований  к  важнейшим  базовым 
технологиям;  

•  многодисциплинарность  необходимых  исследований  для  разработки 

перспективных  технологий;  неясность  существующих  научно-техно-
логических  компетенций,  наличие  ведомственных  барьеров  между 
научными организациями. 

Содействие  формированию  и  реализации  технологических  платформ 

направлено на решение следующих задач: 

•  усиление  влияния  бизнеса  и  общества  на  определение  и  реализацию 

важнейших направлений научно-технологического развития; 

•  выявление  новых  научно-технологических  возможностей  модерниза-

ции существующих секторов и формирование новых секторов россий-
ской экономики; 

•  определение  принципиальных  направлений  совершенствования  от-

раслевого  регулирования  для  быстрого  распространения  перспектив-
ных технологий; 

•  настройка  инструментов  государственной  политики  по  стимулирова-

нию  инноваций,  поддержке  научно-технической  деятельности  и  про-
цессов модернизации компаний с учетом специфики и вариантов раз-
вития отраслей и секторов российской экономики; 

•  расширение научно-производственной кооперации, формирование но-

вых  партнерств  в  инновационной  сфере,  новых  цепочек  формирова-
ния  добавленной стоимости и  производства продукции  (услуг)  более 
высокого передела;  

•  развитие  центров  превосходства  и  центров  компетенций  в  научно-

технологической сфере, повышение потенциала для реализации слож-
ных  научно-технологических  проектов,  требующих  участия  различ-
ных организаций, междисциплинарного взаимодействия. 

В  рамках  технологических  платформ  предполагается  свобода  конструи-

рования механизмов управления, правил взаимодействия ее участников, но при 
соблюдении следующих общих правил (принципов): 

•  четкая  направленность  на  удовлетворение  важнейших  общественных 

потребностей,  стратегических  задач  развития  бизнеса,  приоритетных 
государственных интересов; 


background image

75 

•  значимое представительство интересов бизнеса, ключевых потребите-

лей в органах управления технологической платформы; 

•  ориентированность на проведение исследований и разработок для ре-

шения средне- и долгосрочных задач;  

•  направленность  не только на проведение  исследований,  но  и на  фор-

мирование необходимых учебных программ; 

•  вариантность  рассматриваемых  технологических  решений,  ориента-

ция на проработку различных технологических альтернатив; 

•  ориентированность  на  расширение  кооперации,  на  поиск  лучших 

партнеров; 

•  активность  в  привлечении  негосударственных  средств  из  различных 

источников; 

•  прозрачные  правила  участия  в  технологической  платформе,  откры-

тость  для  входа  новых  участников,  отсутствие  дискриминации  в  от-
ношении определенных групп компаний и организаций; 

•  ясность  и  публичность  достигнутых  результатов  в  ходе  реализации 

технологической платформы. 

Важнейшими  направлениями  деятельности  технологических  платформ 

являются:  

•  аэрокосмические технологии; 

•  информационные технологии; 

•  биотехнологии, включая промышленные биотехнологии и биоэнерге-

тику,  биомедицину  и  биофармацевтику,  сельскохозяйственные  и  пи-
щевые биотехнологии; 

•  композиционные материалы; 

•  энергоэффективность; 

•  фотоника, включая лазерные технологии; 

•  ядерная энергетика. 
Основные  стадии  и  развитие  технологических  платформ  схематично 

представлено в приложении Б. 

3.2 Понятие и типы особых экономических зон.  
Технико-внедренческие особые экономические зоны 

Формирование  законодательства  Российской  Федерации  об  особых  эко-

номических  зонах  (ОЭЗ)  началось  в  начале  1990-х гг.,  когда  на  территории