Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8325

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

61 

конкретных  научных,  научно-технических  программ  и  проектов,  ин-
новационных проектов; 

•  средства, поступившие на формирование фондов поддержки научной, 

научно-технической, инновационной деятельности, созданных в соот-
ветствии  с  Федеральным  законом  от  23  августа  1996  г.  № 127-ФЗ 
«О науке и государственной научно-технической политике». 

5. Особенность учета расходов на научные исследования и (или) опытно-

конструкторские  разработки,  позволяющие  применить  повышающие  коэффи-
циенты, в порядке ст. 262 НК РФ. 

К  расходам  на  научные  исследования  и  (или)  опытно-конструкторские 

разработки относятся: 

1)  суммы  амортизации  по  основным  средствам  и  нематериальным  акти-

вам  (за  исключением  зданий  и  сооружений),  используемым  для  выполнения 
научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, начислен-
ные  в  соответствии  с  настоящей  главой  за  период,  определяемый  как  количе-
ство  полных  календарных  месяцев,  в  течение  которых  указанные  основные 
средства и нематериальные активы использовались исключительно для выпол-
нения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок; 

2) суммы расходов на оплату труда работников, участвующих в выполне-

нии научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, преду-
смотренных пп. 1, 3, 16 и 21 ч. 2 ст. 255 НК РФ, за период выполнения этими 
работниками научных исследований и (или) опытно-конструкторских разрабо-
ток; 

3)  материальные  расходы,  предусмотренные  пп. 1–3  и  5  п. 1  ст. 254 

НК РФ,  непосредственно  связанные  с  выполнением  научных  исследований  и 
(или) опытно-конструкторских разработок; 

4)  другие  расходы,  непосредственно  связанные  с  выполнением  научных 

исследований  и  (или)  опытно-конструкторских  разработок,  в  сумме  не  более 
75 процентов суммы расходов на оплату труда, указанных в законе; 

5)  стоимость  работ  по  договорам  на  выполнение  научно-исследователь-

ских работ, договорам на выполнение опытно-конструкторских и технологиче-
ских  работ  –  для  налогоплательщика,  выступающего  в  качестве  заказчика 
научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок; 

6)  отчисления  на  формирование  фондов  поддержки  научной,  научно-

технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Феде-


background image

62 

ральным законом «О науке и государственной научно-технической политике»

1

в сумме не более 1,5 процента доходов от реализации, определяемых в соответ-
ствии со ст. 249 НК РФ. 

Факт несения налогоплательщиком расходов на научные исследования и 

(или)  опытно-конструкторские  разработки  (НИОКР)  требует  документального 
подтверждения. 

К  примеру,  согласно  постановлению  ФАС  Московского  округа  от 

05.12.2013  № Ф05-13069/2013  по  делу  № А40-144461/12-99-648

2

  рассматрива-

лось следующее дело

3

По  мнению  ИФНС,  обществом  документально  не  подтверждены  умень-

шающие налоговую базу по налогу на прибыль затраты на научные исследова-
ния и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР). 

Как указал суд, признавая позицию ИФНС правомерной, обществом до-

кументально не подтверждены суммы расходов по НИОКР, поскольку в актах 
сдачи-приемки работ по договорам не указаны даты составления актов, а также 
отсутствует дата составления заключения специалиста об использовании работ 
в производственной деятельности. Счет-фактура не может заменить собой акт 
сдачи-приемки  работ  и  документ,  подтверждающий  использование  результата 
работ в производстве. В отсутствие дат составления актов приемки работ и за-
ключений  об  использовании  результатов  этих  работ  затраты  общества  по  вы-
шеуказанным договорам являются документально не подтвержденными. 

6. Особенности уплаты налога на прибыль для резидентов особых эконо-

мических зон в соответствии со ст. 284 НК РФ: освобождение от уплаты налога 
на имущество организации в соответствии со ст. 381 НК РФ, освобождение от 
уплаты земельного налога в соответствии со ст. 395 НК РФ. 

Для  организаций  –  резидентов  особой  экономической  зоны  законами 

субъектов  Российской  Федерации  может  устанавливаться пониженная  налого-
вая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов 
Российской  Федерации,  от  деятельности,  осуществляемой  на  территории  осо-
бой экономической зоны, при условии ведения раздельного учета доходов (рас-
ходов),  полученных  (понесенных)  от  деятельности,  осуществляемой  на  терри-
тории  особой  экономической  зоны,  и  доходов  (расходов),  полученных 
                                           

1

О  науке  и  государственной  научно-технической  политике  :  Федеральный  закон  от 

23.08.1996 № 127-ФЗ // Российская газета. – 1996. – № 167. – 03 сент.  

2

Постановление ФАС Московского округа от 05.12.2013 № Ф05-13069/2013 по делу № А40-

144461/12-99-648 // СПС «КонсультантПлюс». – 2016. 

3

Подборка судебных решений // СПС «КонсультантПлюс». – 2016. 


background image

63 

(понесенных)  при  осуществлении  деятельности  за  пределами  территории  осо-
бой экономической зоны. 

При исследовании порядка уплаты страховых взносов субъектами инно-

вационной  деятельности  следует  учитывать,  что  был  принят  Федеральный  за-
кон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую 
Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым ор-
ганам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное 
пенсионное, социальное и медицинское страхование»

1

, который передает нало-

говым органам полномочия по администрированию страховых взносов на обя-
зательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Данный Феде-
ральный закон вступает в силу с 01.01.2017 г. 

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пен-

сионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Россий-
ской  Федерации,  Федеральный  фонд  обязательного  медицинского  страхова-
ния»

2

  утрачивает  юридическую  силу  с  принятием  Федерального  закона  от 

03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные ак-
ты  Российской  Федерации  и  признании  утратившими  силу  отдельных  законо-
дательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в 
связи  с  принятием  Федерального  закона  «О внесении  изменений  в  части 
первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с переда-
чей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов 
на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»

3

С  учетом  положений  Федерального  закона  от  03.07.2016  № 243-ФЗ 

«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Россий-
ской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по адми-
                                           

1

О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации 

в  связи  с  передачей  налоговым  органам  полномочий  по  администрированию  страховых 
взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование : Федеральный 
закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ // Российская газета. – 2016. – № 146. – 06 июл. 

2

О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального стра-

хования  Российской  Федерации,  Федеральный  фонд  обязательного медицинского  страхова-
ния  :  Федеральный  закон  от  24.07.2009  №  212-ФЗ  //  Российская  газета.  –  2009.  –  №  137.  – 
28 июл. 

3

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и призна-

нии  утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных ак-
тов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении измене-
ний в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей 
налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное 
пенсионное,  социальное  и  медицинское  страхование»  :  Федеральный  закон  от  03.07.2016 
№ 250-ФЗ // Российская газета. – 2016. – № 149. – 08 июл. 


background image

64 

нистрированию  страховых  взносов  на  обязательное  пенсионное,  социальное  и 
медицинское страхование» особенности правового регулирования инновацион-
ной деятельности в части уплаты страховых взносов сводятся к следующему. 

В качестве меры поддержки инновационной деятельности устанавливает-

ся пониженный страховой тариф: 

•  для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих 

упрощенную систему налогообложения, основным видом экономиче-
ской деятельности (классифицируемым на основании кодов видов де-
ятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов 
экономической  деятельности)  которых  являются  научные  исследова-
ния и разработки; 

•  организаций,  получивших  статус  участников  проекта  по  осуществле-

нию исследований, разработок и коммерциализации их результатов в 
соответствии  с  Федеральным  законом  от  28 сентября  2010 г.  № 244-
ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»; 

•  организаций  и  индивидуальных  предпринимателей,  получивших  ста-

тус участника свободной экономической зоны в соответствии с Феде-
ральным законом от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Крым-
ского  федерального  округа  и  свободной  экономической  зоне  на 
территориях Республики Крым и города федерального значения Сева-
стополя»

1

•  организаций  и  индивидуальных  предпринимателей,  получивших  ста-

тус  резидента  территории  опережающего  социально-экономического 
развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. 
№ 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического 
развития в Российской Федерации»

2

 

 

                                           

1

О  развитии Крымского  федерального  округа  и  свободной  экономической  зоне  на  террито-

риях  Республики  Крым  и  города  федерального  значения  Севастополя  :  Федеральный  закон 
от 29.11.2014 № 377-ФЗ // Российская газета. – 2014. – № 275. – 03 дек. 

2

О  территориях  опережающего  социально-экономического  развития  в  Российской  Федера-

ции  :  Федеральный  закон  от  29.12.2014  №  473-ФЗ  //  Российская  газета.  –  2014.  –  №  299.  – 
31 дек. 


background image

65 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по главе 2 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Дайте определение понятию «инновационное государство».  
2.  Какие  основные  направления  государственной  политики  в  области 

инновационной деятельности Вы знаете? 

3.  Какие  приоритетные  направления  развития  науки,  технологий  и  тех-

ники в Российской Федерации Вы знаете? 

4.  Дайте  определение  критическим  технологиям.  Какие  критические 

технологии в Российской Федерации Вы знаете? 

5.  В чем  выражается  государственная  финансовая поддержка субъектов 

инновационной деятельности? 

6.  В чем выражается организационно-правовая поддержка субъектов ин-

новационной деятельности? 

7.  В чем выражается государственная информационная поддержка субъ-

ектов инновационной деятельности? 

8.  Дайте определение понятию «наукоград». Каков порядок присвоения 

статуса «наукограда» муниципальному образованию? 

9.  Охарактеризуйте  правовой  статус  инновационного  территориального 

цента «ИНО Томск». 

10. Какие  существуют  меры  государственной  поддержки  отечественных 

производителей  в  области  международного  сотрудничества  по  инно-
вациям?