Файл: Правовое регулирование инновационной деятельности - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 8012

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31 

•  использования  впервые  (в  том  числе  в  организации)  внедренных  ре-

зультатов  научно-исследовательских,  опытно-конструкторских  и  тех-
нологических работ. 

4. Соответствие приоритетным направлениям развития науки, технологий 

и техники Российской Федерации. 

Указанный критерий характеризуется соответствием назначения товаров, 

работ и услуг приоритетным направлениям развития науки, технологий и тех-
ники Российской Федерации и (или) перечню критических технологий Россий-
ской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 
7 июля  2011 г.  № 899  (Собрание  законодательства  Российской  Федерации, 
2011,  № 28,  ст. 4168;  Официальный  интернет-портал  правовой  информации 
www.pravo.gov.ru,  16.12.2015,  № 0001201512160011),  а  также  стратегическим 
целям  инновационного  развития  отраслей  топливно-энергетического  комплек-
са, определенным документами стратегического планирования. 

5. Наукоемкость товаров, работ, услуг. 
Указанный  критерий  характеризуется  использованием  при  производстве 

товара,  выполнении  работы,  оказании  услуги  высококвалифицированного  ин-
теллектуального  труда,  результатов  интеллектуальной  деятельности,  которым 
предоставляется  правовая  охрана  (интеллектуальной  собственности),  и  (или) 
новых  (в  течение  последних  трех  лет)  научно-технических,  конструктивных и 
(или) технологических решений. 

Минтранс России

1

 среди прочих вышеуказанных критериев для проведе-

ния закупок в установленной сфере добавляет «внедрение товара, работы, услу-
ги», который характеризуется следующими признаками: 

•  товар, работа, услуга носят прикладной характер, имеют практическое 

применение; 

•  товар, работа, услуга внедрены в одной или нескольких отраслях про-

мышленности. 

На региональном уровне можно привести следующий пример. Для вклю-

чения в Реестр инновационно активных организаций Томской области согласно 
постановлению  Администрации  Томской  области  от  07.04.2009  № 65а  «О  ре-

                                           

1

Об утверждении Критериев отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и 

(или)  высокотехнологичной  продукции  для  целей  формирования  плана  закупки  такой  про-
дукции  :  Приказ  Минтранса  России  от  25.08.2015  № 261  //  Бюллетень  нормативных  актов 
федеральных органов исполнительной власти. – 2015. – № 46. – 16 нояб. 


background image

32 

естре инновационно активных организаций Томской области»

1

 доля инноваци-

онной  продукции  в  общем  объеме  отгруженных  товаров  собственного  произ-
водства, выполненных собственными силами работ и услуг, должна составлять 
не менее 30 процентов. 

В  настоящее  время  во  втором  чтении  рассматривается  законопроект 

№ 495392-5  «О  государственной  поддержке  инновационной  деятельности  в 
Российской Федерации», который предусматривает легальное определение по-
нятия «инновационная продукция» и дает ее типизация

2

. Данный законопроект 

имеет высокие шансы быть принятым, поскольку его поддержало значительное 
число депутатов. 

Согласно  указанному  законопроекту  к  инновационной  продукции  отно-

сятся  товары,  в  которых  использованы  результаты  научной  и  (или)  научно-
технической деятельности, или товары, работы и услуги, которые произведены 
или  оказаны  способом,  представляющим  собой  результат  научной  и  (или) 
научно-технической деятельности, при условии, что с момента первоначально-
го выпуска таких товаров, производства работ и (или) оказания услуг не истек-
ло трех лет. 

В  целях  дифференцированного  подхода  к  оказанию  государственной 

поддержки  инновационной  деятельности  учитывается  типы  инновационной 
продукции:  новый  тип  инновационной  продукции;  принципиально  новый  тип 
инновационной продукции; усовершенствованный тип инновационной продук-
ции. 

Если в инновационной продукции или при ее производстве используются 

впервые внедренные результаты научной и (или) научно-технической деятель-
ности, эта продукция признается новым типом инновационной продукции. Ре-
зультат  научной  и  научно-технической  деятельности  считается  впервые  внед-
ренным,  если  соответствующий  результат  ранее  не  использовался  при 
производстве  аналогичного  товара,  работы  или  услуги  на  территории  Россий-
ской Федерации.  

                                           

1

О реестре инновационно активных организаций Томской области : Постановление Админи-

страции Томской области от 07.04.2009 № 65а // Собрание законодательства Томской обла-
сти. – 2009. – № 4/1 (45). – 15 апр. 

2

Заключение Общественной палаты Российской Федерации по результатам экспертизы зако-

нопроекта  №  495392-5  [Электронный  ресурс]  //  Официальный  сайт  Государственной  Думы 
Федерального Собрания Российской Федерации. – Режим доступа:  
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/%28SpravkaNew%29?OpenAgent&RN=495392-5&02  (дата 
обращения: 27.02.2017). 


background image

33 

Если при использовании результата научной и (или) научно-технической 

деятельности  на  территории  Российской  Федерации  создается  инновационная 
продукция, не имеющая аналогов или приобретающая новые качества и свой-
ства, существенно отличающие ее от аналогичных инновационных товаров, ра-
бот или услуг, такая продукция признается принципиально новым типом инно-
вационной продукции. 

Если  в  инновационной  продукции  используется  результат  научной  и 

(или)  научно-технической  деятельности,  подвергшийся  усовершенствованию, 
эта  продукция  признается  усовершенствованным  типом  инновационной  про-
дукции. 

В научной литературе понятие объекта инновационной деятельности яв-

ляется неоднозначным. Как отмечает О. И. Худокормова

1

, как правило, объек-

тами  инновационной  деятельности  признаются  результаты  интеллектуальной 
деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических 
лиц, товаров, работ, услуг и предприятий.  

По мнению указанного автора, данный подход не отвечает природе инно-

вационной  деятельности,  поскольку  далеко  не  все  результаты  интеллектуаль-
ной деятельности, перечисленные в ст. 1225 Гражданского кодекса РФ, можно 
рассматривать  в  качестве  объектов  инновационной деятельности,  научных  ре-
зультатов  и  разработок.  Так,  учитывая  техническую  природу  инноваций,  по 
мнению  ученого,  представляется  правильным  из  перечня  объектов  инноваци-
онной деятельности исключить объекты авторского и смежных прав, товарные 
знаки  и  знаки  обслуживания;  наименования  мест  происхождения  товаров  и 
коммерческие  обозначения.  О. И. Худокормова  предлагает  перечень  объектов 
инновационной деятельности дополнить следующими видами объектов: инфра-
структура  производства  и  предпринимательства;  иные новые  организационно-
технические,  финансово-экономические  решения,  существенно  улучшающие 
качество  и  эффективность  производственного,  коммерческого  или  иного  про-
цесса. 

 

 

                                           

1

Худокормова О. И. Объекты инновационной деятельности // Предпринимательское право. – 

2010. – № 2. – С. 39–41. 


background image

34 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по главе 1 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Раскройте содержание понятия «Инновация». В чем сложности в оп-

ределении данного понятия?

 

2.  Дайте  определение  инновационной  деятельности.  Какие  виды  инно-

вационной деятельности Вы знаете? 

3.  Назовите основные признаки инновационной деятельности. В чем от-

личие инновационной деятельности от других видов деятельности?  

4.  Какие законопроекты вносились на рассмотрение в Государственную 

Думу Федерального Собрания Российской Федерации? 

5.  Какие  положения  Конституции  Российской  Федерации  относятся  к 

правовому регулированию инновационной деятельности? 

6.  Приведите примеры международных соглашений, посвященных регу-

лированию  инновационной  деятельности.  Дайте  им  общую  характе-
ристику. 

7.  Приведите  примеры  федеральных  законов,  регулирующих  инноваци-

онную деятельность. Дайте им общую характеристику. 

8.  Приведите примеры указов Президента Российской Федерации, регу-

лирующие инновационную деятельность. Дайте им общую характери-
стику. 

9.  Приведите примеры постановлений Правительства Российской Феде-

рации, регулирующие инновационную деятельность. Дайте им общую 
характеристику. 

10. Приведите  примеры  нормативно-правовых  актов  федеральных  орга-

нов  власти,  регулирующих  инновационную  деятельность.  Дайте  им 
общую характеристику.  

 

 


background image

35 

2 Государственная политика по развитию  

инновационной деятельности 

2.1 Основные направления государственной политики  
по развитию инновационной деятельности 

Система  государственного  управления  и  предоставления  государствен-

ных услуг населению должна быть модернизирована в соответствии с требова-
ниями инновационного развития. С инновационным человеком и инновацион-
ным  бизнесом  должно  взаимодействовать  эффективное  «инновационное 
государство»

1

.  

Модернизация будет проводиться по двум основным направлениям

2

1. Повышение  «инновационности»  самого  государства.  В  рамках  этого 

направления  будут  реализованы  меры  по  совершенствованию  на  основе  ис-
пользования  современных  технологий  системы  государственного  управления, 
созданию  в  системе  государственных  закупок  необходимых  стимулов  и  меха-
низмов, позволяющих увеличить долю закупаемой инновационной продукции, 
стимулирование инноваций в социальной сфере. 

2. Повышение  открытости  государства,  усиление  его  взаимодействия  с 

институтами  гражданского  общества,  бизнесом  по  вопросам  стимулирования 
инновационного развития. Это направление включает в себя как целый ряд ре-
форм  по  отдельным  сферам  регулирования  (см.  разделы  по  инновационному 
бизнесу, инновационному человеку и эффективной науке), так и усиление вза-
имодействия государства с гражданским обществом, частным бизнесом, созда-
ния  эффективной  системы  «обратной  связи»,  позволяющей  государству  кор-
ректировать  проводимую  политику  на  основе  информации  о  ее  результа-
тивности,  полученных  от  населения,  институтов  гражданского  общества.  Это 
направление  будет  в  основном  реализовываться  в  рамках  проводимых  меро-
приятий по административной реформе. 

Схематично  характеристика  инновационного  государства  представлена 

на рисунке 2.1

1

                                           

1

Официальный  сайт  Минэкономразвития  России  [Электронный  ресурс].  –  Режим  доступа: 

http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/doc20111020_1  (дата  об-
ращения: 27.02.2017).  

2

Там же.